Творческая работа,

поступившая на городской конкурс сочинений

среди школьников Санкт-Петербурга

в рамках подготовки ко Дню Культуры 15 апреля 2011 года –

«Земля в мерцании космических миров» 

И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу

Тимофеева Алина,

11 класс, гимназия №61. Рук.: Сипинев Ю.А.

 

Человек – уникальное творение, которое способно созерцать, анализировать, думать, философствовать и, конечно, размышлять о душе, постигать ее глубины. Только человек может выбирать себе нравственные ценности и ориентиры, формировать свое мировоззрение, оценивать свое место в мироздании. Только человеческая душа способна на понимание, сочувствие, самопожертвование, самоотречение, она и только она знает, что такое чувство ответственности и чувство угрызения совести, и именно это делает человека неповторимым, единственным в своем роде существом, содержащим в глубинах своей души все.

Человеческая душа может содержать в себе целую вселенную. Не зря ведь мы иногда говорим о глубоком внутреннем мире Человека, о том, что его духовный и душевный уровни невероятно глубоки. Это значит, что человек сильно развит внутренне, что ему понятны многие процессы, происходящие вокруг него, ему ясны все движения души других людей; именно такое структурно организованное человеческое пространство, объясняющее нам все проявления чувств человека, и дает право говорить о необъятности мира внутри него.

На мой взгляд, только духовность может определить границы внутреннего душевного пространства человека, ведь именно духовность должна являться основополагающим и доминирующим качеством, очерчивающим жизненные устои и принципы. Человек несет в себе мир тогда и только тогда, когда он знает, что такое чувство ответственности за свои действия. Это чувство, прежде всего, ограничивает его самого, защищая от каких-либо искушений и грехопадений. Это его внутренняя мораль. «Духовность человека состоит, прежде всего, в уверенности, что в пределах его собственной души есть лучшее и худшее, на самом деле лучшее; такое, качество и достоинство которого не зависит от человеческого произвола; такое, которое надлежит признать и перед которым подобает преклониться» (И.А.Ильин).И действительно, человека можно назвать истинным человеком, когда ему доступна свобода, но он пользуется ею разумно, не злоупотребляя своими внутренними «ограничителями», когда он отдает себе отчет в своих действиях и в их последствиях. Если мы будет говорить о свободе, как о критерии нравственности и духовности, то можно по праву отметить, что только она позволяет человеку выбрать путь к свету или тьме. А этот выбор, конечно, говорит нам о многом. Человек, содержащий в себе «весь мир», всегда выберет верное, не свернет с истинного пути, останется верен своим принципам, будет честен с окружающими и, естественно, с самим собой. А не это ли гарант духовности? По-моему, именно такими качествами и отличается Человек.

И.А.Ильин писал, что «свобода не «дается», а «берется»: она берется духом как его неотъемлемое достояние и соблюдается им как неотчуждаемая святыня. Но для того, чтобы это свершилось, свобода должна найти свой источник в том Высшем, которому она имеет счастье предстоять и от которого исходит всяческая духовность и всяческая свобода». Мне думается, что свобода может быть обретена только через соединение человека с «Разумом Вселенским» (Н.А.Бердяев), потому что только так возможно верное и рациональное (если это слово можно употребить по отношению к внутренней душевной свободе) ее использование. Посудите сами, разве человек, противостоящий грехопадениям, но не ограниченный ничем, кроме своей морали и принципов, не может содержать в своем внутреннем мире гигантские пласты духовности? Обычно, такое противостояние в быту называют силой воли, но мне кажется, что в некоторых случаях, касающихся серьезных искушений, это – праведность. Согласитесь, не каждый способен на самоотречение, на жертвенность, на смирение... Особенно, если все это сопровождается разочарованиями или страданиями.

И именно поэтому я соглашусь с тем, что, когда человеку становится доступна мысль о том, что он несет в себе «весь мир», он познает великую тайну. Эта тайна требует долгих разгадок и подчас мучительных попыток разобраться в самом себе, а значит, только тот, кто сможет подобрать ключи к своему сердцу, станет счастливым обладателем этого подарка. Приз этот стоит всех испытаний: человеку откроется невероятное – его душа, содержащая «весь» мир.

 


Педагогика Культуры № 14 (2012)

Печать