Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Материалы по рубрикам

Гузнова Дарина,

9 класс, школа № 189 «Шанс»,

Санкт-Петербург

Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему,
или как Музы Веру к истине направили

Дщери Зевса могучегремящего и Мнемосины,
О Пиериды, блестящие славой, почтенные Музы!
Смертного раз посетив – ему вы всего вожделенней!
Вы, о пестуньи Души, направляете к истине разум…

Гимн Музам, II век до Р.Х. Перевод О.В. Смыки

 

guznovaШкола. Урок литературы. Учитель читает не то ребятам, сидящим в классе, не то себе, любимые пушкинские строки:

– Друзья мои, прекрасен наш союз!..

«Эх, опять стихи… Надоело!» – подумала Вера.

– ...Он, как душа, неразделим и вечен... –

«Сейчас бы домой, поспать еще немного…» – вяло текли мысли невыспавшейся ученицы.

– ...Неколебим, свободен и беспечен…

«Еще утро, а нам уже хотят забить голову какими-то «прекрасными союзами», – сама пошутила и сама же оценила своё остроумие Вера.

– ...Срастался он под сенью дружных муз.

– Каких еще муз? – подумала девочка и в ту же секунду осознала, что произнесла это вслух. Да ещё как произнесла! Громко, с интонациями капризного ребёнка.

Весь класс рассмеялся. Учитель посмотрел на сонную Веру и покачал головой. Он взял дневник ученицы и стремительным летящим почерком написал: «Уважаемые родители! Ваш ребенок равнодушен к поэзии, спит на уроке! Примите меры!». И чуть ниже, где внизу страницы в начале строки стоит слово «Замечания»: «Написать два сочинения на темы: «Кто такие музы?» и «Язык Искусства и Культуры как способ общения душ»». Вера со скучающим видом прочитала написанное, посмотрела на учителя и сказала:

– Я не знаю, кто такие музы, а что такое искусство – и подавно… Я ко всему такому – к этой вашей культуре – совершенно равнодушна! У меня в жизни совсем другие интересы!

После этих слов класс засмеялся пуще прежнего.

– Не знаешь сама – спроси у родителей, – парировал учитель, – а интересы могут и измениться.

Вера посмотрела на него с едва скрываемой неприязнью, но возражать не решилась.

Вечер. Вера только-только вернулась домой. Писать сочинения не хотелось, но перспектива сразу двух двоек по литературе тоже не радовала. Девочка решила хотя бы поинтересоваться у родителей, что им известно про муз и искусство, а там видно будет. Но папа и мама были так заняты, что на Веру с её странными вопросами у них просто не нашлось времени. Девочка чуть не расплакалась и убежала в свою комнату. В кой это веке она обратилась к ним с чем-то действительно важным для неё и не нашла понимания! «Я очень устала. Вздремну чуть-чуть и начну писать. Хоть одно сочинение да напишу!» – подумала Вера и сама не заметила, как уснула крепким сном.

...Яркий свет. Поют птицы, пощипывают траву неведомые животные. У небольшого пруда сидят три невероятно красивые девушки в белоснежных одеждах и о чем-то перешёптываются. Вера сразу поняла, что это музы. Книг она, может, и не читает (почти!), но картинки-то рассматривать любит!

– Приветствую Тебя, мой дорогой друг, – заговорила первая муза. – Я муза лирической поэзии и музыки. Имя мое Эвтерпа. А Твое – Вера, я права? Можешь ничего не говорить. Ведь мы здесь для того, чтобы ответить на вопросы, а не задавать их. «Ничего себе», – подумала Вера и подсела к музам.

– Ко мне обращались многие поэты, композиторы, певцы, – продолжила Эвтерпа, – они не всегда знали, как выразить свои чувства, таящиеся в душе и лишь иногда вырывающиеся наружу. Они ожидали моего прихода, звали меня, страдали в моё отсутствие от мук творчества, но стоило явиться мне – и их чувства облекались в слова и звуки. Кому-то подаренный мною дар вдохновения открывался в раннем детстве, кому-то – в глубокой старости. Но было и нечто общее – искусство, которое объединяло старого и молодого, раба и властелина. С моей помощью все люди говорят на одном языке – языке искусства, и все понимают друг друга. Так что я по своему многолетнему опыту могу сказать – Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

– Благодарю тебя за столь удачное вступление, – промолвила муза с очень красивыми длинными волосами и театральной маской в руке. – Я Талия – дочь Зевса и Мнемозины, муза комедии. Сегодня я без помощи моей сестры Мельпомены (музы трагедии) расскажу Тебе про театр. Театр есть часть искусства, которое по сути своей является своеобразной «машиной времени», если выражаться на привычном Тебе языке. Это трудно отрицать. В театре возможны путешествия сквозь десятилетия и века. Как прежде играли пьесы о прошлом и о будущем, так это происходит и сейчас. И, как я сказала раньше, – театр есть искусство, поэтому он существует вне времени и пространства, точнее, во всех временах и пространствах. Оно будет жить вечно и переносить зрителя из одной эпохи в другую.

– Ого! – воскликнула пораженная Вера, – а я об этом даже не задумывалась… А как Вы считаете, – обратилась девочка к третьей музе, – можно ли дать определение искусству одним словом? Кстати, как Вас зовут? Кто Вы?

– Я Терпсихора, муза – покровительница танцев. Ты задала очень сложный вопрос, но этим-то он и интересен! Я полагаю, искусство можно выразить всеми словами на земле! В нём нашли отражение и жизнь, и смерть, и любовь, и ненависть, и невежество, и познание! Но описать его одним словом невозможно, разве что сказать, что искусство – это искусство, но это утверждение ничего не прояснит. Так что отвечу, прибегнув к мыслям и словам моей сестры Эвтерпы. Искусство – это посредник. Посредник между тем, о чем поет душа, и разумом, который не всегда понимает эту песнь. Посредник между человеком с его жаждой прекрасного и тем, что нельзя, невозможно высказать.

– Теперь мне есть о чём подумать! Благодаря вам, музам, я убедилась, что хоть вы все покровительствуете разным видам искусства: танцу, театру, музыке, лирической поэзии, – вы являетесь частью его, вы говорите каждая на своём языке, но говорите об одном. И ваши речи понятны всем без исключения, ведь душа у каждого человека точно знает один из ваших языков – языков Искусства и Культуры. Теперь и я, кажется, научусь понимать этот язык, а может быть, и говорить на нём…. Спасибо вам, прекрасные Музы!

И тут Вера проснулась.

Она быстро встала, взяла листок и начала писать: «Язык Искусства и Культуры как способ общения душ, или как Музы меня к истине направили».

Наутро Вера с гордостью вручила своему учителю написанные ею сочинения и рассказала про чудесный сон, который многое переменил в её жизни.

Учитель слушал её удивительный рассказ и думал: «Счастливая Вера! Как по мановению волшебной палочки, она научилась понимать язык литературы и театра, музыки и танца. А ведь у многих на это уходят годы! Впрочем, можно ли это назвать счастьем? Не лучше ли пройти этот путь знакомства с Искусством и Культурой шаг за шагом? В одном я убеждён – эта девочка больше никогда не скажет о своём равнодушии к искусству и культуре и не станет скучать, слушая Пушкина. Она осознала нужность самосовершенствования, духовного роста, познала удовольствие, радость от ощущения того, что стала чуть лучше, узнала новое, научилась чувствовать и понимать прекрасное. Конечно, это только начало пути приобщения к Культуре, но когда-нибудь Культура – настоящая, подлинная Культура – станет для неё душевной потребностью, будет необходима, как хлеб насущный, научит отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного. А возможно, настанет день, когда Вере захочется приобщить к ценностям культуры других – таких же юных, как она сейчас, таких же безразличных к искусству и культуре, какой она была ещё вчера. Может быть, этой девочке удастся изменить этот мир, ведь она больше не сможет прятаться под маской равнодушия… Не зря говорят, что лишь неравнодушные мир меняют к лучшему…»

 

Творческая работа лауреата городского конкурса сочинений
ко Дню Культуры-2018, Санкт-Петербург.
Источник: сайт «День Культуры»

 


Педагогика Культуры № 27 (2018)

Ссылки

           

 

         baner akademiya    Планета доброты