Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Содержание журнала № 11 (2011)
Культурологические основы нового космического мышления

Чирятьев М. Н.  «Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма»

Долгим опытом жизней, осознанием многовековых достижений культуры складывается синтез духа. И если синтез духа народа представлен в его культуре, которая служит посредником между миром духовным и миром материальным, то также синтез духа отдельных, пока еще редких, личностей слагается в их творческом опыте и одухотворяет окружающую жизнь. Н.К. и Е.И. Рерихи ярко отмечены этими высокими накоплениями духа.

Полный текст

Чирятьев М. Н.  «Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей-космистов»

...научное знание подошло к пределам, требующим для сохранения жизни на земле коренного пересмотра смыслов и стратегии развития. Около достигнутых наукой границ открываются не только странные проявления природы материи, но и совершенно новые состояния Бытия, для постижения которых нужно изменяться нам самим. Ориентиры для этих изменений дает сама жизнь, требующая сознательного возвращения научного познания в единое поле Культуры...

Полный текст

Алексеева В.И. «Гражданин Мира Альберт Швейцер»

Добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт.

Полный текст

Наука на рубеже тысячелетий

Владленова И.В. «Принцип красоты в науке и в педагогической практике»

Современное понимание педагогического процесса предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом социально-культурных особенностей, а в таких условиях возрастает роль принципа красоты, который актуализирует гармоничное развитие личности, формирует эстетическое отношения к действительности, развивает высокий художественно-эстетический вкус, манифестирует красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, научной деятельности.

Принцип красоты можно рассматривать как ведущий принцип в системе гуманистических принципов воспитания.

Полный текст

Педагогические технологии

Программа элективного курса для старшеклассников «Н.К. Рерих и мировая культура»

Подробнее

Алексеева В.И. «К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии»

Циолковский обладал даром, который очень редок для учёных нашего времени, но был типичен для естествоиспытателей 19 века, он обладал даром популяризации. Он был эмоциональным человеком, для которого чувственное восприятие окружающего мира играло большую роль.

Полный текст

Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность

Тихомирова И.И.  «Культура чтения: западные и российские традиции»

Без чтения – нет образования. Этот тезис ставит чтение в центр деятельности всех учебных заведений, придает формированию культуры чтения методологическое значение. Западная и российская модели культуры чтения не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Наша задача не подменять российскую модель западной, к чему имеется тенденция, а умело совмещать их, интегрировать.

Полный текст

Тихомирова И. И.  «Одаренный ребенок и библиотека»

Почему ряды талантливых наших читателей, получив образование, развив в себе творческие способности, должны пополнять ряды ученых чужих стран, а не России? Разве для модернизации зарубежных стран мы их растим? И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать развитие талантов с их воспитанием, с привитием в них любви к своему Отечеству, с желания посвятить именно ей "души прекрасные порывы"

Полный текст

Уварова Л.И.  «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)

Известно, что молодость духа прекраснее молодости тела, ибо такая молодость вечна. Она сверкает и озаряет неким внутренним светом, оставляя в   чутких  сердцах неизгладимый след особой, тихой радости – радости торжества Света. Эта молодость духа  – от Света, от мира Высшего. Именно таким светом зажглось когда-то сердце Марионеллы Семеновны Бухарковой  – в те самые дни, когда пришло в ее жизнь Учение Живой Этики.

Полный текст

Музейная педагогика

Макеева И. А. «Народная культура как средство социализации детей-сирот»

Конечной целью деятельности музея «Этнография и декоративно-прикладное искусство» является развитие художественно-творческих способностей школьников, индивидуальных способностей к творческой самореализации и самоорганизации; приобщение к русской культуре; сформированное представление о народном мастере как творческой личности, стойкое, положительное отношение к труду, понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к сохранению и продолжению народных традиций.

Полный текст

Макеева И. А. «Культурно-нравственный потенциал музея в социализации детей-сирот»

Концептуальной основой деятельности Вологодского детского дома имени В.А.Гаврилина является реализация инновационного проекта, основанного на использовании потенциала музейной педагогики в социализации детей и подростков через создание Музейного комплекса Детского дома.

Полный текст

Страничка для молодых: Путешественнику в страну духа

Рерих Н.К. «Небесное зодчество»

Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое воображение. А ведь воображение наше  – лишь следствие наблюдательности.

Полный текст

Алексеева В.И. «Приключения Луны»

Краткое и увлекательное путешествие по страницам научно-фантастических произведений разных лет, посвященных естественному спутнику Земли – Луне

Полный текст

Творчество юных

Санников М. «Формирование духовно-нравственной культуры в условиях экологического кризиса»

Экологические проблемы носят антропологический характер, так как создаются человеком, а не природой. Ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся, прежде всего, в человеческой душе, а уж потом – в сферах политики, экономики, биологии или технологии.

Полный текст

Немного юмора