Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Воспитание Культурой

О реализации программы «Страна Культуры»

в средней общеобразовательной школе № 47 г. Пензы

Суркова Л. В.

педагог дополнительного образования,

аспирант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,

председатель Рериховского общества г. Пензы

 

– Зачем Бог сотворил человека? –

спросил молодой ангел у своего наставника.

Чтобы он мыслил, – ответил наставник.

– Зачем человеку мыслить?

– Чтобы творил он Культуру.

– Что есть Культура?

– Она есть Путь к Богу.

– Зачем человеку Путь к Богу?

–Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Ш.А. Амонашвили  «В чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры».

 

Сегодня разрушения в нравственной сфере современного общества так сильны, что стратегические вопросы воспитания требуют более тонкого философского подхода. Поэтому в научной педагогической среде идет поиск новых подходов к воспитанию. Прежде всего, они связаны с более глубоким осмыслением личности ребенка, его внутреннего мира и целей воспитания. По свидетельству академика Ш.А. Амонашвили, современная педагогика отличается двухмерностью своих подходов к ребенку, т. к. видит в нем личность, формируемую согласно «социальному заказу», а необходима многомерность. Эта многомерность должна допускать и учитывать в воспитательном процессе такое понятие, как духовный мир. Собственно, на этом и строится вся педагогическая концепция Ш.А. Амонашвили. Академик рассматривает детей как пришедших из Высшего духовного мира и несущих его отблеск в себе. Следовательно, процесс воспитания не просто путь развития личности, а путь ее духовного совершенствования, духовного восхождения к Высшему миру, который утверждается религией или философскими системами (кроме тех, которые строятся на узких материалистических взглядах). И в этом сложном процессе Культуре отводится ведущая роль. Известный философ Серебряного века Павел Флоренский считал, что именно через Культуру в нашем мире проявляется Высшее, Божественное Начало. Символически это можно представить в виде Древа, растущего корнями вверх. Корни Культуры питаются универсальными духовными ценностями, источником которых является Высший духовный мир, Пышная крона с множеством плодов – это все сферы Культуры (наука, философия, религия, образование, искусство), а также материальные и духовные ценности, созданные человеком в процессе культуротворческой деятельности. Сладкие плоды Культуры питают человеческую душу всем возвышенным и утонченным, дают ей силы для совершенствования. Иными словами, происходит процесс воспитания, который впоследствии перерастает в естественный процесс духовного восхождения человеческой личности к Первоисточнику, питающему его (Древа) корни.

Известный мыслитель Н.К. Рерих, считая Культуру формой существования Духа на нашей планете, дал ей краткое и емкое определение: «Культура – утверждал он, – есть почитание Света». Этот духовный свет не есть отвлеченная абстракция, наоборот, он вполне реален. Мы воспринимаем его как проявление истины, добра и красоты, его воздействие ощущаем в виде радости, восторга, катарсиса, внутренней гармонии, стремления к чему-то более совершенному и т.д. Этот невидимый духовный свет проникает в глубины человеческой души, где в пыли и забытьи находятся сокровища Высшего Бессознательного (по Р. Оссаджиоли), отблеск Высшего мира (по Ш.А. Амонашвили). Две духовные силы (внешняя активная и внутренняя, в данном случае, пассивная) встречаются и резонируют в сердце человека, что вызывает процесс постепенного преображения сознания личности.

Этот чудесный акт в человеке может совершиться при одном условии – осознании. Осознание духовного света Культуры – очень серьезная проблема, в том числе, и школьного образования, и воспитания. Необходимый минимум знаний о Культуре дети получают практически на всех уроках гуманитарного цикла; кроме того, они посещают музеи, ходят в театр и на концерты, выезжают на экскурсии. Но часто так и не могут почувствовать, понять разницу между добром и злом, красотой и безобразием, индивидуализмом и сотрудничеством. Все потому, что Культура для них – либо одно из средств досуга, либо сухая, нужная для интеллектуального развития теория. Преображающая сила Культуры открывается только при условии осознания ее глубинных смыслов как учащимися, так и педагогами. На наш взгляд, это один из главных принципов воспитания, который должен быть положен в основание любого педагогического процесса.

Программа «Страна Культуры» вот уже второй год апробируется в школе №47 города Пензы. Ее системообразующим компонентом являются праздники нового типа, в основе которых лежит утверждение идейно-смысловых ценностей Культуры. Это День Красоты, День Матери, День Земли, День Культуры. Особенность этих праздников в том, что они стоят над религиозными, национальными и политическими различиями, что делает их, по сути, универсальными. С их помощью дети стремятся глубже осмыслить те общечеловеческие ценности, которые всеобщий прагматизм сегодня пытается вытеснить на задний план. Безусловным достоинством этих праздников является и то, что, благодаря универсализму, их можно выстроить в единую воспитательную систему, подчинив одной тематике. В прошлом году это была тема: «Красота спасет мир», в этом году – «Богатство страны – это ее великие люди». Через такую универсальную и доступную форму, как праздники, мы пытаемся расширить духовно-нравственное восприятие мира, погружая детей в атмосферу искусства, науки, философии. Большую методическую и творческую помощь оказывают общественные организации и представители культурной общественности города. Было бы трудно без понимания и поддержки Пензенского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, Рериховского общества г. Пензы, Пензенского отделения Педагогического общества России и др. Эти организации являются полноправными организаторами и участниками нашего проекта.

В рамках программы второй год в школе работает Выставочный зал, где демонстрируются картины наших пензенских художников, где проводятся экскурсии для всех классов школы и воспитанников Центра. Однако цель этих экскурсий не только познакомить ребят с творческой биографией художников, особенностью их стиля, то есть не только познавательная, но и воспитательная, так как предполагает разговор о внутреннем мире человека, об общечеловеческих проблемах и творческих мирах, которые заключает в себе каждая детская душа. Соответственно задачам и тематический подбор художественных произведений для выставок. Помимо реалистичных пейзажей и портретов мы выбираем картины, которые могут погрузить ребенка в чудесный и фантастический мир. Перед ними открываются глубины космоса с далекими галактиками, невиданными закатами и восходами других планет, изящные, похожие на египетских цариц, инопланетянки, хрустальные города, парящие в небе.

За истекший период у нас прошли 5 выставок. Среди них: «Облики Красоты» В. Заворовского, «Миры» Вавилина, «Музыка Жизни» А.В. Салычева, «Остановись, мгновенье» А.П. Афанасьева. Творческая активность учащихся побудила нас начать работу над сборником сказок, написанных самими детьми.

 Открытие выставки – неотъемлемый компонент каждого праздника. Сам праздничный день начинается с музыки; музыка звучит и на переменах, создавая особый эмоциональный настрой. Также в его рамках проводится минута Единения в Добре, когда в определенное время все дети и педагоги в одну минуту думают о приумножении в мире Любви, Красоты и Знания, тем самым, включая в понятие творчества и созидательную мысль. К каждому празднику обязательно оформляется стенд.

Кульминацией праздника является концерт, в котором широко используются современные выразительные средства и творчество детей. Он обязательно носит характер торжественного и яркого действа. Один из последних, посвященных «Дню Матери», начался с показа слайда «"Сикстинская Мадонна" Рафаэля» и размышлений относительно божественности материнского начала. Были показаны презентации, подготовленные самими учащимися, о жизни и подвиге великих женщин России – Княгини Ольги, Марии Кузьминой-Караваевой (Матери Марии), Елены Рерих. Помимо школьников, на концерт были приглашены и мамы. Они получили благодарности от администрации школы за успехи в воспитании своих детей. Также, по отзывам детей, особенно запомнился им и концерт, посвященный празднику «День Земли» (март 2007 г.). Несколько неожиданным и торжественным оказался для них звон колокола, во время которого им предлагалось подумать о судьбах мира, о том, как нужно сохранить планету для будущих поколений. А в 2008 году к этому празднику был осуществлен проект «Малая академия наук». Его суть заключалась в выявлении детьми глобальной проблемы современности, близкой и понятной им, обосновании своего выбора, а также в представлении своего видения ее разрешения. Предложенные проекты были посвящены вопросам экологии, семьи, здорового образа жизни, молодежных неформальных групп, защиты культуры. Ребята с энтузиазмом собрали информацию, а потом защищали свой проект. Весь подготовленный материал был передан в фонд школьной библиотеки.

Кульминацией программы является праздник День Культуры, который мы отмечаем в апреле. Обычно он длится не менее недели и включает в себя различные культурно-просветительские мероприятия, творческие конкурсы. В завершение подводятся итоги и награждаются активные участники Программы.

Большое воспитательное значение имеет не только проведение самих праздников, но и подготовка к ним. Для того, чтобы настроить детское восприятие, предусмотрены дополнительные средства и методы, несколько облегчающие эту задачу. В рамках программы проводятся творческие конкурсы, встречи с интересными людьми – поэтами, писателями, художниками, учеными. За истекший период состоялись встречи: с художниками Салычевым А.В., Вавилиным В.Н, Афанасьевым А.П.; скульптором Кочаровским Б.В.; писателем Сидоренко В.Н.; доктором экономических наук Ануфриевым В.П. (г. Екатеринбург); космонавтом-испытателем Самокутяевым А.Ю. (г. Москва) и др. Они беседовали с детьми о ценностях культуры, творчества, о богатстве и разнообразии духовного мира человека.

Кто проводники в страну Культуры? Конечно, педагоги. Ни один воспитательный процесс не может быть успешным, пока сам педагог не обладает достаточным уровнем культуры и не осознает ее глубинных смыслов. Первое и самое сложное – это, как раз, воспитать учителей. Поэтому наша программа включает в себя и работу с педагогами. Их уровень восприятия Культуры является одним из главных условий реализации программы. Был организован семинар по «Педагогическому моделированию», проводились экскурсии по выставкам, ознакомительные беседы по материалам научно-практической конференции «Дети нового сознания», семинар по итогам Педагогических Чтений Ш.А. Амонашвили «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры», предлагалась литература духовно-нравственного содержания и методическая литература, посвященная инновационным педагогическим методикам.

В программе предусмотрена работа и с самыми первыми воспитателями ребенка – родителями. Для них были организованы не совсем обычные родительские собрания. Так, одно из них было посвящено Дню Красоты. Выступал духовой оркестр, была показана слайд-композиция «Космическое творчество». О Красоте говорили с детьми известные представители культурной и научной общественности города. Другое родительское собрание было посвящено проблеме развития творческой активности детей. Мамы являются непременными участниками праздника День Матери.

Особенность программы «Страна Культуры» заключается в подборе материала, где главным критерием является его содержательная сторона, аксиологически связанная с глубинным пониманием Культуры. Так, постепенно, мы стараемся настроить детские души на волну восприятия Культуры. Иногда нам это удается. И тогда кто-то из детей вдруг начинает замечать красоту осеннего цветка, у кого-то возникает желание нарисовать сердце, вместившее весь мир, а кому-то – сочинять музыку к картинам художников-космистов и придумывать чудесные сказки о звездных полетах и красивых инопланетянах.         Проведенный опрос по итогам первого года Программы показал, что большинство учащихся воспринимают Культуру как необходимость духовного совершенствования человека и общества, осознают свою ответственность не только за свои слова и поступки, но и за мысли, считают необходимым продолжение программы «Страна Культуры».

 Пока мы далеки от завершенной модели программы, она (программа) все еще находится на стадии эксперимента. Кроме того, мы не надеемся на быстрые результаты, так как отследить их в воспитательном процессе, по мнению специалистов, очень сложно. Специфика его такова, что плоды воспитания могут проявиться не в ближайшее время. Возможно, дети, только став взрослыми, поймут смысл того, что мы хотели до них донести сегодня. Но если это случится, то будет для нас большой наградой. Ведь мы ставим себе целью помочь детям стать не просто образованными, но и настоящими людьми, которые, возможно, в будущем тоже постараются выстроить свою Страну Культуры.