Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Лебеденко Анатолий Андреевич,

кандидат философских наук, кандидат педагогических наук,

зам. руководителя объединенного научного центра

проблем космического мышления при Международном Центре Рерихов,

г. Москва

Солнечные натуры «с пробужденной духовностью»

Смотрите на явление мудрости Нового поколения как на счастье.

Зов

Самое насущное дело – воспитание и образование молодых душ, 

строителей будущего нового мира…

Дети – цветы жизни,

 и нужно их окружать солнечною радостью сердца.

Е.И. Рерих

Оглавление:

– Новые энергии приходят через новые души

– Человек духовный

– Новая философия и методология образования

– «Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей»

– Проблемы новой школы и опыт прошлого

– Сердцеведение как главное направление совершенствования воспитания и образования

– Учитель Культуры как духовная основа новой школы

 

 «Дети нового сознания», «дети солнечного сознания», «дети Света», «дети огня», «дети нового тысячелетия», «дети эры Водолея», «дети индиго», «звездные дети» – так по-разному сегодня в мире называют детей, обладающих новыми качествами сознания, более высокой энергетикой [1] . Эти дети представляют новую, шестую расу человечества, которая наряду с развитым интеллектом пятой расы обладает также и высоким уровнем духовности.

Мысль об этой расе, которая «тихо начнет свое существование и, воистину, настолько тихо, что на протяжении долгих тысячелетий ее пионеры – своеобразные дети, которые будут вырастать в своеобразных мужчин и женщин, – будут рассматриваться как аномалии lusus naturael, как ненормальные странности, физически и умственно» [2] , высказала в 1888 году Е.П. Блаватская.

Появление этих солнечных натур «с пробужденной духовностью» [3]Е.И. Рерих констатировала в тридцатые годы XX века. В письме И.И. Голенищеву-Кутузову 17 октября 1935 года Елена Ивановна отмечала: «Уже немало предвестников Шестой Расы появилось на Земле. Именно их светлые идеи цементируют пространство для будущего воплощения на Земле. Именно они создают и отстаивают все светлые начинания» [4].

Страной, которая первой обозначила проблему детей нового сознания, стала Россия [5].

 

Новые энергии приходят через новые души

Кто я и откуда пришел в этот мир, что ожидает меня и для чего наша жизнь на Земле? Сегодня эти недетские вопросы детей ставят в тупик взрослых. В то время как дети часто сами находят на них ответы и с радостью готовы поделиться ими с родителями, учителями, бабушками и дедушками.

На вопрос: «Что такое Бог?» – подросток отвечает: «У Бога была мысль. Он сотворил человечество, а человечество старается постичь эту мысль. Я сейчас являюсь одновременно и мыслью, и человеческим существом. Я в одно и то же время – часть Бога и Его творение. Я – Творец и Творение» [6]. Философский смысл ответа подростка несомненен.

На этот же вопрос отвечает четырехлетний ребенок: «Это большой и яркий шар света, из него выходят острые лучи. Они ко всему прикасаются, и тогда тебе хорошо!» [7] 

Доктор философии Ширли Майкл спрашивал детей постарше: «Что такое смерть?» Ответы: «Конец жизни на этой планете и переход куда-то еще», «Сбрасывание материального тела», «Конец одной части существования и переход к следующей», «Переход из одного состояния в другое», «Выход в иное измерение» [8].

На вопрос: «Верите ли вы в бессмертие души?» последовали такие ответы: «Мы рождаемся, живем – и так все время», «Я убежден, что душа продолжает жить после смерти. Я имею в виду, смерть – это не конец. Это я точно знаю», «Душа просто обитает в теле, одалживает его на время жизни на земле. Но рано или поздно долг приходится возвращать», «Душа уходит туда, откуда пришла, а потом, думаю, остается там, прежде чем войти в новое тело» [9]. Сегодня подобные высказывания детей зафиксированы многими учеными. Однако беда в том, что такие импульсы познания и озарения детей в большинстве своем пресекаются взрослыми, и дети надолго замыкаются в себе. Вместе с тем в духовной истории «человечества в течение двух последних тысячелетий [происходили] подготовительные моменты, предшествующие явлению детей Света, или детей с новым сознанием» [10]. Главный признак новых детей – способность охватывать явления в целом и видеть истинные причины происходящего. Л.В. Шапошникова пишет, что детей нового сознания отличают «мудрость», «крылатая подвижность», «чувство собственного достоинства» и «склонность к миротворчеству». Именно «забота о мире, о всех [существах есть яркий] признак человека новой расы» [11], – сказано в Гранях Агни Йоги. «Перечисленные качества свидетельствуют о высоком духовном развитии, независимом и творческом мышлении таких детей» [12]. Несомненно, что они несут в себе новую энергетику, которая проявляется во всех вышеперечисленных качествах.

 

Человек духовный

Вследствие того, что эволюционно «новое сознание [приходит] лишь от духа» [13], то и сущность этого тонкого явления характеризуется только лишь новыми энергетическими процессами, происходящими во внутреннем мире человека, Микрокосме, который тесно взаимодействует с Макрокосмом. Определяющим качеством человека Новой эпохи является духовность или высокий уровень развития его тонкоматериальной природы. Ведущую роль в этом процессе играет сердце, синтезирующее все грани духовности человека. Сердце – это не просто уникальный орган, реальные свойства и функции которого только начинает открывать наука, но многомерное, сакральное пространство – обитель Духа, его средоточие, как тысячелетиями учит древняя мудрость Востока. Возможно, поэтому ученые Индии уже давно ввели категорию сердца «в стройную систему развития мировой клетки» [14], а философская система Живая Этика указывает на природную связь между нашим дневным светилом и сердцем человеческого микрокосма. К примеру: «Сердце – это солнце организма» [15], «Теплота солнца и теплота сердца – наши жизнедатели» [16], «Огню Солнца равно сердцеАрхата» [17], «Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца» [18].

Новая наука относит этот важнейший центр жизни человека к его духовному пространству, в котором аккумулируется сознание.Ученые рассматривают сердце инструментом познания великой Надземной Реальности [19]. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Святая святых в человеке – это сердце. ˂…˃ Сердце – это одноподобный магнит с энергиями Высшего Мира» [20]. Чистое сердце человека вмещает пространственную формулу Всеединства и несет в себе качество «Великого Синтеза» – «союза музыки, философии, любви… и монастыря!» [21], – как выразился в свое время А.Ф. Лосев.

Сегодня ученые начинают все чаще обращаться к принципу целостного познания человеком мира. Такое восприятие жизни доступно исследователю, у которого интеллект и сердце в познавательной деятельности гармонично объединяются качеством мудрости [22]. Обычно такие личности, с обаянием сердца, проявляют в жизни альтруизм, самоотверженность и нацеленность на помощь ближним [23].

Не войдет новый мир детства в наши сердце, если внутренний мир взрослых останется прежним, эгоистичным. А это значит, что и ученые должны обратить внимание, в первую очередь, на проявляющиеся признаки детей нового сознания, раскрывающие их мысли, вдохновение, сознание, особенности творческого процесса и т.д.

В качестве иллюстрации отличительных особенностей новых детей рассмотрим наблюдения и обобщения, прозвучавшие в научных докладах на конференциях «Новая эпоха – новый человек» и «Дети нового сознания». Ученые отмечают, что новым детям присуща особая структура сознания, позволяющая индивидуально и необычно проявлять духовные свойства через творческий процесс [24]. Их творческая мысль всегда несет неиссякаемый заряд энергетики нового: вдохновения, бодрости, радости и т. д.

Исследования Е.В. Вязковой [25], основанные на опыте известных мыслителей, выдающихся композиторов, поэтов, писателей и ученых, подтверждают, что феномен творческого сознания человека всегда несет в жизнь импульс нового через озарение, просветление как самого индивида, так и общества, которое он представляет. «Творческое состояние может быть отнесено к разновидности так называемого “необычного состояния сознания”, и к этой разновидности принадлежит типтворческого процесса – писание по вдохновению» [26]. Так творили Франческо Петрарка, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, А.К. Толстой, Д.И. Менделеев, Д.Д. Шостакович… Так творят и сегодняшние юные художники и мыслители, поэты, музыканты: в процессе вдохновенного творчества «идеи подчас представляются авторам приходящими извне, внушенными, подаренными, переданными через них из неизвестного источника <…> для современных взглядов – это информационное поле, в котором уже все “записано” – и прошлое и будущее» [27]. Исследователь напоминает нам, что А.К. Толстой поэтически выразил эту мысль еще в позапрошлом столетии:

 

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса! <...>
Нет, то не Гёте великого Фауста создал <...>
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов <...> ?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать… [28]

 

Не останавливаясь подробно на особенностях творческого мышления и мироощущения детей нового сознания, попробуем обобщить признаки, которые с раннего возраста выделяют их из общей массы одаренных людей. Ребенок с новым сознанием всегда яркая индивидуальность. Об этом свидетельствуют не только их музыка, рисунки, картины, проза, стихи, научные изыскания, но и их самооценка, их мысли и высказывания о самих себе. Об этом говорят их родители и учителя. Учитывая непосредственные «материальные свидетельства» в земной жизни и обобщая материалы конференций МЦР и сайта Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, мы можем сказать, что дети нового сознания:

– обладают ярко выраженными способностями творить по вдохновению – как Саша Путря (Украина), Надя Рушева, Ника Турбина и Паша Коноплев из России, как Акиан Крамарик из США и многие другие;

– умеют видеть будущее и прошлое – Саша Путря, Акиан Крамарик или Игорь Зайцев и Слава Крашенинников из России;

– несут в себе теплоту жертвенной любви к миру и в то же время порой совершенно беззащитны перед жестким миром людей, – как девочка Таня, которая растет в русско-английской семье в Зимбабве и всячески старается помогать нищим или как известная трагедия непонимания поэзии Ники Турбиной в России и так далее;

–имеют острое чувство справедливости и желание служить миру – Роман Плякин, Никита Лаврентьев из России и другие;

– интуитивно познают мир сердцем.

И «как знать, не является ли именно сердечность главным признаком нового сознания?» [29] Недаром Живая Этика отводит этому сокровенному органу центральное место в эволюции каждого человека и всего человечества в целом.

 

Новая философия и методология образования

Как весь мир детства, так в особенности дети нового сознания не могут воспитывать себя сами, без участия взрослых. Как воспитывать столь необычных детей и включать их в процесс образования? Чтобы найти ответы на этот вопрос, необходимы новые подходы и методы, выходящие за пределы господствующего сегодня узкоматериалистического представления о воспитании новых детей. Сегодня таким требованиям отвечает космическое мировоззрение, открывающее новые пути мышления и познания. В настоящее время эти пути содержатся в философии космической реальности. Суть новой методологии – в принятии важнейших, базовых для воспитания и образования молодого поколения философских положений. Новые подходы к миропониманию, новая методология познания, содержащиеся в Живой Этике, трудах Рерихов и исследованиях отечественного рериховеда Л.В. Шапошниковой, способны обогатить философию образования – дать эволюционный импульс для преображения всей педагогической системы.

Основные положения нового миропонимания следующие.

 «Мироздание – целостная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. Последний рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. <…>

Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы. <…>

Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке. <…> Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений. <…>

Без энергоинформационного потока, идущего к человеку из Высших миров, не может существовать творчество космической эволюции, а человек не мог бы продвинуться по ее спирали вверх, совершенствуя свой дух и утончая материю. В эволюции, как это понимают авторы Живой Этики, только Высшее может продвинуть низшее. Это одно из главных методологических положений философии Живой Этики. Поэтому так важны для человека и в жизни, и в эволюции Высшие миры и взаимодействие с ними. <…>

Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели Мироздания. <…> Расширение сознания обусловливает и эволюционный процесс, идущий на энергетической дистанции “объект – субъект” эволюции. Путь от объекта к субъекту эволюции – это путь совершенствования человека, он включает последнего в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна эволюция ни Космоса, ни человечества. <…>

С процессом расширения сознания <…> тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики – “Учитель – ученик”. <…> Иерархическая цепь “Учитель – ученик” состоит из многочисленных звеньев, уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть – своих земных Учителей и учеников» [30] .

Эти новые положения, разработанные Л.В. Шапошниковой на основе Живой Этики и трудов Рерихов, теснейшим образом связаны с представлением о законах космоса, понимание которых дает возможность объяснить, как происходят энергоинформационные процессы в системе «человек – космос – человек», скрепленной единой эволюционной силой, называемой всеначальной энергией, действующей в пространстве беспредельности. Эта энергия реализуется благодаря космическим законам. Один из законов «Высшее в космической эволюции ведет низшее» позволяет понять причины появления на нашей планете детей нового сознания. Они – закономерное проявление творчества космической эволюции на планете Земля, поскольку «низшее не способно самостоятельно развиваться. Именно земное творчество космической эволюции, в котором участвует материя высоких состояний, содействует развитию планеты и земного человечества» [31].

 

 «Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей»

Приход детей нового сознания с их феноменальными способностями как уникальное явление в космической эволюции человечества был достаточно убедительно описан в начале XX века в Живой Этике. «Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями» [32]; «Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни» [33]; «Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям» [34]; «Вы слышали о некоторых детях, которые могут видеть через твердые тела» [35].

Дети Света, или дети солнечного сознания не есть просто одаренные дети земной цивилизации, как некоторые понимают этот феномен. Они, словно небесные лучи нового мира, несут в себе энергетический импульс космической эволюции и миссию космической эволюции на Земле – одухотворять жизнь нашей планеты. В одной из книг Живой Этики сказано: «…с ранних лет можно отличать этих своеобычных детей, несущих свой мир проявления духа» [36]. В связи с этим необычным эволюционным процессом, охватившим все континенты Земли, Е.И. Рерих в письме А.И. Клизовскому от 17 марта 1936 года пишет: «>Участятся появления детей-феноменов, да и наука обогатится новыми замечательными открытиями. Именно перемена пространственных лучей даст обновление сознания и позволит новые сближения между мирами. Истинно, Новый Мир грядет в доспехе Новых Лучей» [37]. Созвучную мысль о феноменальных возможностях познания, которыми обладают и которые приносят в мир такие дети, находим в Живой Этики: «…наука может получить ценные данные от детей [Света]» [38] и «уже много знаков шестой расы» [39]. Появление в семьях детей, несущих новое знание и новую энергетику – реальность совершенно новая и пока наукой непонятая и не осмысленная.

Факт массового прихода в мир малышей с иным сознанием, иными возможностями впервые был научно заявлен и констатирован в России, в докладах ученых на Международной научно-общественной конференции «Новая Эпоха – новый человек», состоявшейся в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в Москве в 2000 году. Затем конференция «Дети нового сознания», прошедшая в 2006 году также в МЦР, четко обозначила космическую суть этого эволюционного явления. Приход в мир вестников нового человечества определил перспективное направление размышлений и действий для ученых, педагогов, специалистов всех сфер науки, занимающихся проблемами воспитания и образования. Большинство докладов на конференции были посвящены важным проблемам космической эволюции, результатом творчества которой явилось рождение таких детей – с иным сознанием, иными возможностями, с совершенно другими жизненными критериями и новой энергетикой.

Конференция подняла множество вопросов, связанных с будущими поколениями и прежде всего с детьми Света. Многие докладчики говорили о том, что детей нового сознания необходимо защищать. Но эта защита совершенно особая, она исключает оранжерейные условия и поэтому в школу приглашается, прежде всего, мудрый наставник. Дети, обладающие энергетическим миропониманием, нуждаются в творческой атмосфере познания и любви. Новое качество мышления и воображения, отличающееся от прошлых веков, необходимо как в семьях, так и в детских учреждениях. Только приняв факт существования детей, являющихся представителями нового вида человечества, и вступив на путь самосовершенствования, взрослые смогут стать союзниками детей нового сознания. Таким образом, преображая себя, взрослые станут помогать этим детям приблизить время наступающей Новой эпохи – расы человека духовного.

Сегодня мы можем свидетельствовать, что перед нами – родителями, педагогами, учеными – дети будущего поставили как минимум две серьезные задачи.

Во-первых, нам предстоит научно осмыслить феномен детей нового сознания как важнейшего эволюционного явления, которое имеет решающее значение для формирования нового эволюционного вида человека и перехода человечества на новую ступень своей космической эволюции.

Во-вторых, необходимо формирование нового поля культуры, связанного с детьми нового сознания, которое создаст необходимые условия для выполнения их эволюционной миссии и будет способствовать формированию в обществе нового космического мышления.

 

Проблемы новой школы и опыт прошлого

Феномен массового появления новых детей требует принципиальных изменений в педагогике, здравоохранении, государственных и общественных структурах. Необходима продуманная система защиты детей и детства. Следует отметить, что Россия оказалась исторически, духовно и эволюционно ближе к осмыслению и решению проблемы детей нового сознания. Философия космической реальности, переданная Учителями Востока на русском языке русскому народу через семью Рерихов, дает возможность педагогам России творчески осмыслить исследуемый феномен и найти правильные теоретические и практические ответы в своей деятельности. Родители, педагоги, все общество несет ответственность за судьбы юных вестников космической эволюции. «Придется собрать со всей страны самых чутких и способных улавливать мысли ребят и вести занятия с ними, обставив опыты соответствующими условиями и при полной изоляции от тлетворного дыхания городов. И наставники должны быть на высоте, и ауры их должны быть светоносными, и ничто нечистое не должно быть допущено в окружение занимающихся. Гармоничное условие звука, цвета и аромата будет призвано на помощь» [40]. Готовы ли мы обеспечить детям нового сознания такие условия? В этом случае следует задуматься над проблемой новой школы, и, возможно, мы найдем удачные примеры таких подходов и построений в опыте прошлого, ведь «мудрость веков отлагается накоплениями в Чаше [планетарного человечества]» [41]. Все духовные достижения человечества прошли через цепь учительства. Так педагогическая мудрость веков может стать лучшим украшением новой школы [42].

Классическая педагогика издавна пыталась предложить «правильные» педагогические модели, создать «улучшенную школу», «школу радости», «школу гармонии», «новую школу». В истории человечества много интересных идей и попыток их практического осуществления. Напомним о школах древности Конфуция, Солона, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Марка Аврелия, Цицерона; о «риторической школе» древнеримского теоретика ораторского искусства М.Ф. Квинтилиана и др. Первую в истории школу интернатного типа (Casa giocosa – «Дом игр») крупнейшего итальянского педагога эпохи Возрождения Витторино да Фельтре современники называли «Домом радости». В педагогической антологии памятные страницы посвящены: школе «Чешских братьев», возглавляемой великим чешским мыслителем, педагогом-гуманистом Я.А. Коменским, школе великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, учительской деятельности крупнейшего немецкого педагога-гуманиста Ф.А. Дистервега, «Новому институту для образования характера» и «Школе для маленьких детей» в Нью-Лэнарке (Шотландия), колонии «Новая Гармония» в Северной Америке, организованным Робертом Оуэном, воспитателем «эпохи будущего» и др.

В начале XIX века лучшие идеи эпохи Просвещения впитали в себя Императорский Царскосельский лицей, учебное заведение России нового типа; «Яснополянская школа» Л.Н. Толстого, организованная для крестьянских детей; мужская школа-гимназия К.И. Мая на Васильевском острове Петербурга. Основным девизом талантливого педагога-практика К.И. Мая было изречение Я.А. Коменского «Сперва любить – потом учить». Полезен опыт трудовых общинножительских школ Н.Н. Неплюева (конец XIX – начало XX в.) в сельскохозяйственной общине – Православном Крестовоздвиженском Трудовом Братстве в Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины). Неплюевский идеал соборности – воспитание детей и юношей в добровольной дисциплине любви, сердечном взаимном отношении и подвижническом труде на благо России. Вспомним школы Я.С. Гогебашвили; трудовую колонию «Бодрая жизнь», детские сады и школы, организованные С.Т. Шацким; трудовые детские колонии-коммуны, руководимые А.С. Макаренко, и Павлышскую среднюю школу, возглавляемую В.А. Сухомлинским. В середине 1980-х годов талантливый публицист и педагог-новатор Симон Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение – педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог учителя и ученика. Интересен в этом смысле и пример М.П. Щетинина, в школе которого воспитывают ребят на мировоззрении русских вед. Под его руководством создан Центр комплексного формирования личности детей и подростков в поселке Текос в Краснодарском крае. Наконец, общественное движение педагогов под руководством Ш.А. Амонашвили ставит перед учителями задачу стать носителями духовной культуры. Идея духовного пространства образования как четвертого измерения в педагогическом мышлении является основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспектов педагогики, ведь ребенок – это прежде всего духовное явление жизни со своими земными страстями. И все же это лишь малая часть культурно-исторического опыта, непрерывного потока педагогических поисков, который был направлен на облегчение школьной жизни ребенка, на организациювоспитания и обучения, основанных на увлечении учащихся процессом познания, на обоюдном доверии,радости и любви.

Следует подчеркнуть, что предметом классической педагогики выступает, в первую очередь, «воспитание человека как особая функция общества» [43], в то время как авторитарная педагогика такую задачу сегодня нивелирует и вытесняет из педагогического процесса, чем усугубляет дальнейшую материализацию этой важнейшей социальной сферы. Поэтому учитель должен найти правильные подходы к детям и преподаванию, стать в первую очередь учеником педагогической мудрости и стараться овладевать философией нового времени, постигать основы космического миропонимания и методологию одухотворенного мышления. В каждом явлении педагогу надо увидеть дух эволюции и действие космических законов.

 

Сердцеведение как главное направление совершенствования воспитания и образования

Богатые статистические данные, исследования и наблюдения, представленные учеными, убедительно свидетельствуют, что дети Света, обладающие утонченным сознанием, – это исключительное явление в эволюционном развитии человечества. С позиций философии Живой Этики приход на Землю таких детей, «несущих в своей структуре новую космическую энергию и соответственно и новое сознание» [44], следует воспринимать как закономерное проявление космической эволюции.

В Живой Этике мы находим знание о том, что наступило такое время, когда на планете Земля стали появляться представители нового вида человечества и наш вид – человек разумный– должен уступить первенство человеку духовному, а значит уступить роль ведущего энергетически более утонченному и высоконравственному сознанию. Обращаясь к философии Живой Этики, духовным учениям человечества и педагогической классике мы видим, что все эти высокие источники выдвигают духовность как панацею, разрешающую многие наши современные проблемы. Духовность – это состояние сознания человека, способствующее проявлению Духа. «Ведь духовность, – пишет Е.И. Рерих, – прежде всего есть сознание» [45], и она определяется в жизни «не количеством психических явлений, а наличием синтеза и соизмеримости в мышлении и поступках» [46]. Чем выше уровень и качество сознания человека, тем он более духовен и мудр. «Мудрость – это более высокая ступень нашего знания и познания, она заключена в развитом сердце» [47], Мудрость – это духовное сердце. В Живой Этике отмечается, что для воспитания сердца нужно создать особую метанаучную дисциплину – сердцеведение. В основу сердцеведения будут положены два взаимосвязанных источника жизни – мудрость веков, «которая все время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников» [48], и осознание роли сердца как средства, связывающего человека с Сокровищницей Мудрости Космоса.

Эти две важнейшие категории философии и педагогики – сердце и мудрость – объединены одним сущностным для Космической эволюции явлением, которое Живая Этика называет Новой эпохой, Эпохой Матери Мира, Эпохой Сердца – Эпохой широкой кооперации и Культуры. А сердце человеческое есть хранитель Культуры и Мудрости, столпов вечных ценностей человечества, которые объединяют всех творческих людей, принадлежащих новому времени. Методология Живой Этики дает возможность воспитать сердце, являющееся главным органом трансмутации новых космических энергий. Сердце выявляется как уникальный объект, в средоточии которого соприкасаются три аспекта бытия: духовный (огненный), душевный (тонкий) и физический (плотный). Сердце образует центр индивидуальности, ее глубинное ядро, гармонизирующее эти жизненные планы. Благодаря такой структуре сердце чрезвычайно энергетически насыщенно, подвижно и пластично. Оно активно и непрерывно действует на духовном, психическом и физиологическом уровне. Сердце, прежде всего, является средоточием духовной жизни человека. Именно поэтому дух оказывает влияние через сердце на все энергетические структуры человека. Дух – это внутреннее Высшее начало человека, имеющее прямое отношение к единой Реальности. И сердце должно «одухотвориться», очиститься и стать тем, чем оно должно быть – «свыше действующим и дающим органом» [49], «аппаратом духа» [50]. Только духовное сердце как вместилище Высшего принципа мыслителя способно дать личности и человечеству возможность увидеть себя изнутри, познать свою настоящую природу, трансмутировать свои недостатки, которые пока еще проявляются на данном этапе космической эволюции человека.

Огромный вклад в учение о сердце внесли своим творчеством Рерихи. По мысли Елены Ивановны, «сердце есть величайший магнит, притягивающий все знание, все возможности и все достижения» [51], оно сравнимо с космической лабораторией, способной воспринимать вехи Учения и трансмутировать земные огни в космические духовные энергии. Понятие «сердце» берется Еленой Рерих из христианского духовного фонда, «сердечной» образности Сергия Радонежского, подвижников Руси, философии восточных мыслителей и Живой Этики. Сердце – одна из важнейших тем, которую разрабатывала Е.И.Рерих и которая получила у нее глубокое философское содержание, прошла красной нитью в жизни и творчестве самой «Матери Огненной Йоги» [52].

Л.В. Шапошникова отмечает: ввиду того что в сердце сосредоточено духовное сознание[53], оно обладает способностью метанаучного познания и мышления, называемого «мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и более глубоко, чем сам интеллект. <...> Эта “мудрость сердца” непосредственно связана с нравственными устоями человека» [54] (открывающие перед ним новые ступени познания). Таким образом, раскрывающиеся в Новой эпохе познавательные способности сердца человека – это «метанаучный способ познания, который в синтезе с научным способом приведет к целостному осмыслению бытия. Этот синтез необходим для становления нового космического мышления» [55].

 

Учитель Культуры как духовная основа новой школы

Следует подчеркнуть, что во всех классических педагогических моделях (к примеру, на Западе – школы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега; в России – Императорский Царскосельский лицей, школы К.И. Мая, Н.И. Пирогова, Н.Н. Неплюева, Л.Н. Толстого, Н.К. Рериха, А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского и др.) главным в их образовательных системах было особое отношение учителя к ребенку как носителю его духовно-нравственного богатства. Учителя в таких школах не просто работали, а выполняли миссию служения человеку, так как в нем, по словам А.В. Сухомлинского, «богатая и многогранная духовная жизнь, широк и многообразен круг его мыслей, чувств, интересов, потребностей, увлечений» [56]. Деятельность таких школ опиралась на особое отношение к ребенку, основой которых были духовные накопления учителя, выражавшиеся в его высоконравственном отношении к людям, обществу, природе. Так, в практике воспитательной работы Павлышской школы, возглавлявшейся А.В. Сухомлинским, было принято его «Методикой воспитания коллектива», чтобы в педагогическом оркестре царствовала «моральная красота человеческого поведения» [57]. В воспитании красивой личности В.А. Сухомлинский видел воспитание такого стойкого, неодолимого морального начала, благодаря которому ребенок, юноша, девушка сами стали бы источниками благотворного влияния на других, способными творить вокруг себя доброе поле, распространять здоровое влияние и, захватывать своими примерами других, и тем самым одновременно утверждать еще более и в себе самих собственную нравственную основу. Рассказывая о красоте человеческого поведения, о выдающихся личностях, героях, павлышский учитель подчеркивал: «Морально красивые люди – это прежде всего счастливые люди…» [58].

Напротив, нравственное несовершенство – большое и личное несчастье. Эгоцентризм, душевная глухота, ложные представления и предрассудки – все это недостатки в воспитании, которые с возрастом забивают и разрушают положительные ростки культуры, как в самой личности, так и в непосредственном ее окружении. «Если есть равнодушие – нет подлинной личности. ˂…˃ Я считаю важнейшим законом воспитания то, – пишет В.А. Сухомлинский, – чтобы уже в годы детства, и особенно на рубеже детства и отрочества, каждый, буквально каждый человек вышел победителем в сражении со злом, почувствовал красоту благородства» [59].

Следует подчеркнуть, что Рерихи, следя за росткамина ниве Культуры в России, очень благожелательно относились к отечественной педагогической системе образования, которая в сути своей несет зерна космического мышления [60]. Е.И. Рерих отмечала, что хотя «программы наших старых школ были далеко не на высоте, но все же много лучше, нежели в иных странах» [61]. Она очень советовала русскоязычным ученикам непременно почитать мысли нашего Н.И. Пирогова [62] и замечательную книгу для родителей о воспитании профессора А.С. Макаренко [63]. Елена Ивановна особо выделяла педагогическую идею Николая Ивановича Пирогова о том, что «следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию» [64], и подчеркивала: «в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово "воспитание" приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту»[ 65]. В отношении Антона Семеновича Макаренко Е.И. Рерих отметила, что советский педагог-новатор прекрасно «делает свои выводы и более или менее удачно философствует о значении воспитания» [66]. Также А.С. Макаренко глубоко прав, советуя учителям, подчеркивала Елена Ивановна в письмах из Индии, что «никакие наставления (особенно если они запоздали) не помогут, если родители не сумели поддержать свой авторитет личным примером, не сумели создать общий тон или благоприятную домашнюю атмосферу» [67]. Однако, пишет Е.И. Рерих, «почти никто не задумывается, что воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет» [68].

О воспитании детей, о новой школе в книгах Живой Этики сказано достаточно много и концептуально. Существенная особенность этой философии заключается в том, что появившегося в мир ребенка и ученика она рассматривает как сложившуюся индивидуальность, с огромным опытом прошлых жизней и характерными только ей духовными накоплениями. Следовательно, земное воспитание начинается с возможно раннего возраста, ведь «все заложенное в первое семилетие дает направление всему последующему развитию» [69] и продолжается во взрослой жизни, и такой эволюционный процесс есть только продолжение духовного совершенствования человека в беспредельности. Именно в мировоззренческой точке зрения учителя коренится главное отличие подходов земной педагогической науки и космической педагогики. «Самое великое облегчение и благо, – пишет Е.И. Рерих, – которое родители [и учителя] могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой» [70].

В школах будущего учитель станет учитывать все духовно-культурные достижения человечества и вследствие чего им будет сознательно проживаться иерархический принцип Космоса, когда Высшее (духовное) поведет за собой низшее (земное), ведь и в классической педагогике учитель всегда был лестницей для восхождения духа ученика. В Живой Этике сказано: «Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель?» [71]. Дети, несомненно, с радостью станут учиться, потому что их учителя, образ их жизни будут соответствовать тому мировоззрению, которое педагоги станут утверждать в каждый момент своей жизни, как правило, положенной ими на алтарь служения Высшему Идеалу. Таким образом, в новой школе сложится особая духовная общность между учителем и учеником, выстроятся теплые человеческие отношения сотрудничества на основе любви, дружбы и доверия. Е.И. Рерих в письме к чете Фосдик отмечала: прежде всего молодежи «доступнее устремление к утончению, и к познанию, и красоте общений Надземных» [72], и чрезвычайно важно и радостно для воспитания подрастающего поколения в эти сроки «заронить зерно духовного устремления» [73].

Воспитание и образование молодого поколения в новом обществе станет чрезвычайно важной задачей, и она может быть успешно решена частично уже сегодня, но только на основе самоотдачи учителя, его постоянного самосовершенствования. Вот один из ключевых моментов и, возможно, самая главная, центральная точка приложения как современной, так и новой педагогики – самоотверженный учитель. Внутренняя культура учителя, его открытое сердце как средоточие человечности и центр слияния всех его духовных и душевных качеств во многом определят педагогические основы новой школы. Обращаясь к педагогическим основам, Е.И. Рерих подчеркивала: «Когда я говорю о воспитании и образовании, я всегда имею в виду те основы, которые даются в кн[игах] Учения» [74].

Воспитание миролюбивого гражданина планеты налагает особую ответственность на педагога, который сам должен соответствовать требованиям нового времени. Эталоном же новаторов-педагогов, с нашей точки зрения, можно считать семью Рерихов, которая не только оставила нам богатейшее культурное наследие, но и сами Рерихи являлись его достойными выразителями. Утверждая Культуру, как основу бытия, они обозначили те ступени эволюции, которые помогут человечеству решить все возникшие перед ним проблемы и воспитать поколение, способное утвердиться в эволюционном процессе [75].

В беседе с преподавателями из Новосибирска и Свердловска, состоявшейся в Москве 24 октября 1984 года, С.Н. Рерих четко определил проблему новой педагогики: «Наша главная задача <…> [ясно] представлять этого будущего более совершенного человека. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. <…> Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение» [76].

Отмечая высочайшее значение Культуры в образовательном процессе и указывая, к чему может привести ее растление и разрушение, индийский профессор Д.Ч. Капур приводит слова из исторической речи, произнесенной в 1835 г. знаменитым английским ученым и политическим деятелем, лордом Маколеем в парламенте своей страны, когда Великобритания стремилась утвердить свое господство в Индии: «Я проехал вдоль и поперек по всей Индии и нигде не видел нищих и воров. Я наблюдал такое благосостояние, такие высокие моральные ценности, таких достойных людей, что, думаю, мы никогда не сможем завоевать эту страну, если вначале не уничтожим ее культурное и духовное наследие, своеобразный спинной хребет этой нации. Для этого я предлагаю заменить ее древнюю систему образования и культуру. Если индийцы будут считать, что все иностранное и английское хорошо, лучше, чем их собственное, то они … станут теми, кем мы хотим – полностью покоренной нацией!» [77]. История доказала правоту лорда. Здесь мы видим яркий пример воспитательного воздействия, присущего определенной образовательной системе.

Глубокое осознание этого положения и незамедлительное утверждение ведущих эволюционных принципов культуры в образовательной системе позволит педагогам вывести всю планету из кризисного тупика, в котором весь мир в настоящий момент оказался. Так наступающие новые перемены вызывают жесткое сопротивление низших слоев Тонкого Мира и «перед восхождением новой расы рушатся старые основы» [78]. В книге Беспредельность сказано, что для утверждения сужденного следует «создать устремленную спираль. Потому новая раса собирается под знаком победы» [79].

Сегодня философия Живой Этики входит в педагогическую среду и в будущем она станет основой воспитания человека в новой школе. Научить сопереживать, научить милосердию, приобщить к красоте – это духовная суть новой школы, фундамент образовательного процесса. Наряду с этим важным условием распространения идей Живой Этики, в целом, является актуальным и овладение педагогическими основами отечественной и мировой культуры, так как только через культуру мы приобщаемся к Высшим Мирам, постигаем эволюционные процессы и вырабатываем подходы к решению социальных задач. Поэтому жизненно важно, чтобы педагоги повышали уровень своей культуры и широко несли культуру духа в жизнь школы. Только на почве культуры могут прорасти зерна нового понимания человека и его духовного развития. Вот почему философское наследие семьи Рерихов заслуживает тщательного изучения, и прежде всего самими школьными учителями, ибо, если им не удастся найти правильные подходы к воспитанию детей, преподавание опять сведется к узким методическим рамкам. В философской системе Живая Этика, книга «Сердце», сказано: «Мы мечтаем о Новых Расах, но подумаем, зачем нужна эта Новая Раса и чем каждый может помочь ей осуществиться? Прежде всего в подвижности сознания. Нужно учить детей этой крылатой подвижности сознания» [80].

Школьным учителям также важно осознать приоритет духовного (воспитательного) над материальным (содержанием образования). Сегодня в постановке целей урока воспитательная задача играет скорее подчиненную роль, так же как и воспитательная работа в учебных планах, не имеющая единой мировоззренческой, целеполагающей линии. Каждый учит так, как ему вздумается, зачастую не осознавая истинные цели педагогического процесса, а лишь устраивая воспитательные мероприятия «для галочки». Во всех успешных школах прошлого, перечисленных нами выше, главным было воспитание благородного человека, а не столько социально успешной личности, владеющей разносторонними знаниями, которые выпускник школы способен выгодно для себя применять на практике. Ведь такой упрощенный подход педагога к решению задач образования совершенно далек от проблемы духовно-культурного >воспитани>я> и образовани>я> молодых >людей> >как >строителей будущего нового мира>.

По завету мудрецов останемся и мы верными учениками жизни и будем всегда стремиться в ней к новым прекрасным вершинам творчества! Будем идти тем путем, который так замечательно запечатлен в Высочайших Обликах, ведущих человечество. Будем помнить обращенные ко всем родителям пророческие слова мыслителя XX века Джебрана Халиля, которые имеют непосредственное отношение именно к поколениям всех детей:

 

Ваши дети – это не ваши дети.
Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят через вас, но не от вас.
И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них свои собственные мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
Куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.
Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.
Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит знаки на пути бесконечности, и Он сгибает вас
Своею мощью, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.
Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит,
Он любит и лук, который недвижен [81].

 

Столь высокая поэтическая мудрость, искренне принятая читателями в сердце, освобождает нас, взрослых, от наслоившихся земных предрассудков и страхов. Именно страхи труднее всего побороть человеку, отмечает Н.К. Рерих в очерке «Всенародное». Интуитивно прозревая пути Нового мира, мыслитель ещё на заре XX века образно, лаконично и колоритно написал: «В нашей русской жизни слишком много страха; маленького, серого страха. Мы боимся будней. Мы боимся громко заговорить. Боимся высказать радость. Боимся переставить вещи. Боимся подумать ясно и бесповоротно. Мы легко примиряемся с тем, что нам что-то не суждено. Мы боимся заглянуть вперед. Боимся обернуться назад в беспредельную, поучительную жизнь, нужную для будущего. Но от страха, наконец, нужно лечиться. Пора перестать бояться темноты и призраков, в ней живущих. Все-таки я верю, что Россия, неожиданная, незнаемая Россия, готова для бодрой культурной работы» [82]. А победа над страхом – сказано Учителями человечества, – будет порогом нового сознания [83].



[1] См.: Новая Эпоха – новый человек: Материалы Международной научно-общественной конференции 2000. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001; Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции 2006. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.

[2] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии: В 2 т., 4 кн. Т. 2, кн. 1. Антропогенезис / Пер. с англ. Е.И. Рерих. – Минск: Мастацкая литература, 1994. – С. 562.

[3] Рерих Е.И. Письма. Т. III. – М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2001. – С. 600.

[4] Там же.

[5] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: МЦР, 2011. – С. 924.

[6] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети индиго – 2: Праздник цвета индиго / Пер. с англ. Т. Беллиной. – Киев: София; М.: ИД «София», 2005. – С. 181.

[7] Там же. С. 71.

[8]Там же. С. 185.

[9]  Там же. С. 186.

[10] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: МЦР, 2011. – С. 926.

[11] Грани Агни Йоги. 1960. Изд. второе. – Новосибирск: Алгим, 2015. – С. 22.

[12] Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции 2006. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007. – С. 57, 60.

[13] Учение Живой Этики. Мир Огненный, Ч. I, 340.

[14] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. – Рига: Виеда, 1992. – С. 27.

[15] Учение Живой Этики. Сердце, 2.

[16] Учение Живой Этики. Беспредельность, 79.

[17] Учение Живой Этики. Иерархия, 3.

[18] Учение Живой Этики. Сердце, 62.

[19] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. – 2005. – № 17. – С. 5.

[20] Грани Агни Йоги. 1964. Т. 5. – Новосибирск: Алгим, 1994. – § 355, 32

[21] Лосев А.Ф. Я сослан в XX век. Т. 2. – М.: 2002. – С. 131.

[22] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. – 2005. – № 17. – С. 5.

[23]Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. – М.: 2004.

[24] Процесс творческого мышления протекает идентично в разных областях человеческой деятельности. Эта особенность неоднократно отмечена учеными, музыкантами, художниками: «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (А. Эйнштейн); «Создавая музыкальное произведение, композитор решает мыслительные задачи, в известной степени аналогичные задачам ученого, конструктора, творца в любой другой области» (А. Сохор). – Цит. по: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. С. 2.

[25] Вязкова Е.В. К вопросу о типологии творческого процесса (наблюдения над высказываниями творцов).http://musxxi.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/Vyazkova.pdf

[26] Там же. С. 5.

[27] Там же. С. 7, 10.

[28] Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. Т. I. – М.: Худож. лит., 1963. – С. 128.

[29] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – С. 10.

[30] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный научный центр проблем космического мышления. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. – С. 35–39.

[31] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: МЦР, 2011. – С. 7.

[32] Учение Живой Этики. Мир Огненный, Ч. III, 542.

[33] Учение Живой Этики. Аум, 97.

[34] Учение Живой Этики. Мир Огненный, Ч. III, 542.

[35] Учение Живой Этики. Мир Огненный, Ч. I, 13.

[36] Учение Живой Этики. Озарение, II.5.17.

[37] Рерих Е.И. Письма. Т. 4. – М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2002. – С. 91.

[38] Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. II, 174.

[39] Учение Живой Этики. Агни Йога (Знаки Агни Йоги) – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2008 / Комментарий.– С. 456, п. 428.

[40] Грани Агни Йоги. 1966. § 506.

[41] Учение Живой Этики. Беспредельность, 900.

[42] Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, 649.

[43] Новая Эпоха – новый человек: Материалы Международной научно-общественной конференции 2000. – С. 8.

[44] Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: МЦР, 2011. – С. 927.

[45] Рерих Е.И. Письма. Т. II. – М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Мастер-Банк, 2000. – С. 88.

[46] Рерих Е.И. Письма. Т. VI. – М.: МЦР, 2006.– С. 372.

[47] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. – 2005. – № 17. – С. 5.

[48] Рерих Е.И. Письма. Т. II. – М.: МЦР, 2000. – С. 64.

[49] Учение Живой Этики. Сердце, 386.

[50] Грани Агни Йоги. 1968. § 176.

[51] Рерих Е.И. Письма Т. 1. – М.: МЦР, 1999. – С. 51.

[52] Грани Агни Йоги. 1965. § 436.

[53] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество. – 2005. – № 17. – С. 5.

[54] Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. – 2005. – № 4. – С. 44.

[55] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Труды Объединенного Научного Центра проблем космического мышления. Т.I. – М.: 2007. – С. 88.

[56] Сухомлинский В.А. Чистота и благородство //Комсомольская правда, 1969, 26 декабря.

[57] Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. Т. 1 – Киев, Радянська школа, 1979. – С. 568.

[58] Там же. С. 570.

[59] Сухомлинский В.А. Труд души //Комсомольская правда, 1971, 4 марта.

[60] См.: Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции, 2003. В 3 т. Т. 1. – М.: МЦР, 2004. – С. 293-300.

[61] Рерих Е.И. Письма. Т. VII(1940-1947 гг.) – М.: МЦР, 2007. – С. 406.

[62] Рерих Е.И. Письма. Т. VI (1938-1939 гг.) – М.: МЦР, 2006. – С. 323.

[63] Рерих Е.И. Письма. Т. VII (1940-1947 гг.) – М.: МЦР, 2007. – С. 199.

[64] Рерих Е.И. Письма. Т. VI (1938-1939 гг.) – М.: МЦР, 2006. – С. 323.

[65] Там же.

[66] Рерих Е.И. Письма. Т. VII(1940-1947 гг.) – М.: МЦР, 2007. – С. 243.

[67] Там же.–С. 243.

[68] Рерих Е.И. Письма. Т. VI (1938-1939 гг.) – М.: МЦР, 2006. – С. 323.

[69] Там же. С. 360.

[70] Рерих Е.И. Письма. Т. VI (1938-1939 гг.) – М.: МЦР, 2006. – С. 295.

[71] Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, 665.

[72] Рерих Е.И. Письма. Т. VII (1940-1947 гг.) – М.: МЦР, 2007. – С. 411.

[73] Там же.

[74] Там же. С. 406.

[75] В данном случае, прежде всего, нам следует внимательно изучить педагогический очерк Е.И. Рерих «Три ключа», в котором мыслитель разрешает самую трудную и сложную проблему жизни: что есть духовный человек, о его внутренней работе и нравственном совершенствовании.

[76] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: МЦР, 1993. – С. 89–91.

[77] См.: Мироненко И.А. О воспитательной миссии университетов в поликультурном мире // Диалог культур и партнёрство цивилизаций : Международные Лихачёвские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – C. 350.

[78] Учение Живой Этики. Беспредельность, 563.

[79] Учение Живой Этики. Беспредельность, 564.

[80] Учение Живой Этики. Сердце, 503.

[81] Джебран Халиль Джебран. Мудрость Халиля Джебрана. Пророк. Сад Пророка. Голос Мастера – М.: София, 1999. – С. 101.

[82] Рерих Н.К. Россия. – М.: МЦР, 1992. – С. 25.

[83] Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, 538.