Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика культурного синтеза. Школа Человека

 «Мы так легко и беззаботно рождаем детей,

но так мало мы заботимся о создании человека!»

А.М. Горький

Какой должна быть школа сегодня и завтра? Какой должна быть школа всегда? У нас ответ один: школой Человека!

Что может быть важнее создания Человека?! Ведь человек вершит жизнь на Земле, ему дано это право – право свободы воли! И от того, как человек мыслит, чувствует, от его мировоззрения, культуры, сознания, от того, во что он верит, каковы его высшие ценности, ориентиры и приоритеты зависит то, что и как он вершит.

Если бы Школа всегда всецело посвящала себя созданию Человека в самом высоком смысле, разве могла бы сложиться на Земле сегодняшняя ситуация?! Разве стали бы люди убивать, разрушать, загрязнять, насиловать, уничтожать, искажать, одним словом вырождаться сами и уничтожать свою планету?!

Единственным выходом мы видим безотлагательное создание Школы Человека, в которой Человек в лице ребёнка будет высшим смыслом и целью!

Каким мы видим этого более совершенного Человека, каким он будет в жизни, как будет мыслить, поступать, какими качествами будет обладать? Это самый главный и насущный вопрос педагогики Культуры, культурного синтеза. Мы должны четко представлять этого более совершенного в духовно-нравственном, мировоззренческом, творческом плане Человека. Без ответа на этот вопрос не может сложиться Школа Человека!

Создав образ этого Человека будущего, мы можем размышлять над тем, какими путями и способами достигать поставленной цели.

Путь создания нового, более совершенного Человека может быть один: – это путь через Культуру в самом высоком и общечеловеческом смысле, путь через Знание, Красоту и Любовь.

Мы говорим о Человеке в планетарном значении, если угодно, даже в космическом. И поэтому всё, чем мы наделяем понятие Человек, для нас обще человечно, является вечной ценностью в высшем смысле.

Если мы возьмем из всех религий, из всех философий лучшие качества Человека, о которых они говорили и к которым человечество призывали, то получим нужный нам синтез – образ этого более совершенного Человека, от которого не отвернется ни один народ, ни одна нация, ни одно цивилизованное и культурное государство и общество.

Поэтому Школа создания такого всемирного, всеобъемлющего Человека будет Школой общечеловеческой, всемирной, необходимой всем странам и народам!

И работа по созданию такой Школы должна быть международной. Это должно стать усилием многих педагогов, учёных, деятелей искусства и культуры со всего мира. Видится целое международное Движение за Школу Человека!

Конечно, все участники этого Движения должны мыслить о высоком, должны быть единомышленниками в главном – общем представлении и понимании этого более совершенного Человека и едины в выборе пути к достижению цели – через Культуру и педагогику культурного синтеза. Они должны широко мыслить и понимать единство общечеловеческой всемирной Культуры, как культурный синтез всего человечества за всю его историю.

Само понятие Культуры должно быть ассимилировано нами как синтез Знания и Красоты, спаянные Любовью. На Знании и Красоте будет расти Культура будущего. Истинное Знание и истинная Красота войдут в школу Человека как её главные основы.

Знания о человеке как о микрокосмосе, непрерывно эволюционирующем в духовном, прежде всего, смысле должно быть одним из основных в разработке теоретической базы Школы. Понимание смысла жизни, проходимой человеком в веках должно стать одним из главных стимулов познания и совершенствования, а связь с Высшим – его главным ориентиром.

Нуждаемся ли мы, люди в такой Школе? Очень нуждаемся! Рождаются дети. Родители хотят, чтобы они были счастливыми, но можно ли быть счастливым, если несчастлив мир?! Можно ли быть благополучными в неблагополучном мире?! «В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе…», – сказал один из великих Учителей человечества. Так пути роста духа должны быть преподаны в Школе Человека как пути к истинному общечеловеческому счастью!

Культура духа, сознания, внутреннего мира человека будет целью новой Школы, а Культура как синтез накопленного человечеством Знания и Красоты путём к этой благородной цели!

 

Ашиков Валерий Игоревич,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик»,

Москва