Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Уварова Лариса Ивановна,

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

 

Сотрудничество детей и взрослых:
из опыта организации конкурсов для детей

 

Аннотация: В статье рассказывается об опыте организации конкурсов для детей по теме космизма – детских письменных творческих работ и рисунков. Показана роль взрослых и детей в развитии обоюдного художественно-творческого импульса.

Ключевые слова: детское творчество, организация конкурсов, сотрудничество, планетарное мышление.

 

Вопросы творческого сотрудничества детей и взрослых – сегодня, к сожалению, не самая обсуждаемая проблема в образовании. Между тем при правильно организованной работе в этом направлении возникает обоюдный художественно-творческий импульс для развития – как детей, так и взрослых. Таким своеобразным импульсом для нашего выступления явилась недавно вышедшее из печати уникальное по своей сути издание «Услышь, Вселенная!» [1] – сборник детских рисунков и стихотворений Татьяны Чечиной, написанных к этим рисункам, которые поступили на международный конкурс «Мы – дети Космоса» [2]. Необычность этого издания заключается как в самих рисунках детей – их смысловой глубине и содержательности, эмоциональной выразительности, так и в поэтических комментариях к ним. «Огонь увлечённых детских сердец пробуждал поэтические строки», – пишет автор-составитель в предисловии к книге. Но и сами авторы этих удивительных рисунков были вдохновлены огнем, который принесли им взрослые – их педагоги, отозвавшиеся на призыв организаторов этого конкурса, которые, как отмечено в пояснении к конкурсу, хотели видеть в работах конкурсантов не техногенное, а óбразное прочтение темы Космоса: размышления детей о Вселенной, необыкновенной красоте космического пространства, о единстве человека и Космоса, ответственности за нашу Землю, собственной сопричастности к Космосу.

В этом конкурсе, который был организован в 2017 году Благотворительным фондом имени Елены Ивановны Рерих, Международным Центром Рерихов при поддержке Союза художников-педагогов России, Российской академии художеств и других творческих объединений, приняли участие юные художники от 5 до 14 лет из 15 стран. Более 10 тысяч работ, присланных на конкурс, свидетельствуют о том, что тема его оказалась близкой для детского сознания.

Снова и снова обращаясь к феномену детского рисунка, обладающего художественной ценностью и способного эмоционально вдохновить зрителя к творчеству, о чем речь пойдет ниже, отметим в качестве особенности нашего времени следующий факт. Современные дети самого разного возраста, как показывают результаты и других конкурсов, в частности, письменных творческих работ, проявляют большие способности к широкому, философскому мышлению планетарного и космического масштаба. Этот факт подтверждается на различных конференциях, таких как: «Философия – детям», «Идеи космизма в педагогике и образовании», «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», «Дети нового сознания», которые проходят как в государственных образовательных учреждениях (МГУ имени М.В. Ломоносова, СПб академия постдипломного педагогического образования), так и в международных общественных культурно-просветительских организациях (Международный Центр Рерихов).

Опыт организации конкурсов сочинений, которые уже двадцать лет проводятся в системе образования Санкт-Петербурга по темам, приуроченным к ежегодному празднику Дня Культуры 15 апреля, показал, что в результате рождаются полноценные художественные произведения, воодушевляющие своей искренностью и эмоциональностью (что отмечается в научных рецензиях на сборники сочинений). Здесь так же, как в конкурсах рисунков, важно умение направить сознание детей к высоким идеалам и побудить к творчеству. По отзывам учителей, на успешность совместной предварительной работы педагогов и учащихся прямым образом влияет тематика сочинений, которую предлагают организаторы конкурса, формулируя темы для детей в поэтичной, призывной форме. К примеру, в юбилейный год первого полета человека в Космос для детских творческих работ была задана космическая тематика. Перефразированное из стихотворения ученого-космиста А.Л. Чижевского для темы сочинений выражение: «И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу» вдохновило многих школьников к размышлению о связи человека с окружающим миром, позвало к прекрасному творчеству. Сложность космической тематики не остановила юных сочинителей. Среди работ было множество стихотворений и рисунков, и во всех работах была видна направленность мышления современных детей и подростков, участников конкурса – их устремленность к возвышенным темам, к красоте [3]. Актуализации этих лучших личностных качеств в ребенке, безусловно, способствовало творческое горение педагогов. А оно передалось им от организаторов конкурса, воодушевленных призывом Н.К. Рериха, всемирно известного художника и общественного деятеля, инициатора проведения школьного Дня Культуры, который так писал о назначении этого праздника: «Вводя в школах День Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [4, с. 83]. Эту задачу «возвышения сознания» можно считать наиболее актуальной в наши дни, в эпоху засилья массовой культуры.

О значении побудительной причины к художественному творчеству говорится в книгах рериховского наследия, где на самом глубинном уровне поясняется суть рассматриваемой проблемы: «В духотворчестве нужно понимать невидимую силу как главный импульс… В беспредельной устремленности, беспрестанно создаются невидимые энергии»; «Кроме устремленного мышления, действует импульс зажигания мышления» [5].

Способность современных детей и подростков к планетарному мышлению, когда дети откликаются на самые сложные темы, подтверждают и организаторы ежегодных конкурсов детских творческих работ в Екатеринбурге, ученые-энтузиасты Уральского федерального универститета, которые в сотрудничестве с педагогами ежегодно избирают для конкурсов тему экологии, вдохновляя юное поколение к размышлению о проблемах окружающей среды.

Кроме ритма, заложенного в принципы организации общей работы, благотворно влияющего на результаты ежегодных конкурсов, важно отметить еще одну их особенность.

В таких конкурсах, как правило, не ставится задача выявить в первую очередь мастерство исполнения, но уделяется особое внимание при оценке работ искренности чистой детской души, предоставляя ребенку возможность свободно изливать свои чувства. Многие из нас знают, что взрослым есть чему поучиться у детей: кроме естественности и непосредственности, например, чувству справедливости, которое ребенку подчас известно лучше некоторых судей.

По отзывам учителей, именно такой подход к оценке детских творческих работ, чуткое, уважительное отношение к внутреннему миру детей, вызывает интерес к этим конкурсам.

Направить мысль ребенка, чтобы он научился мыслить широко об окружающем мире, в общепланетарном и космическом масштабе, расширив свое сознание – значит помочь ему в будущем решать задачи саморазвития и самоопредления более успешно.

К этому призван и Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса», о котором говорилось выше и где, безусловно, ярко проявилась роль педагогов, сумевших направить детей и побудить их к столь удивительному творчеству. Как отмечается в исследованиях, посвященных рисовальному творчеству детей, «композиция детского рисунка вырастает непосредственно из творческого импульса и развития темы» [6].

В положительных результатах сотворчества взрослых и детей особенно можно убедиться, ознакомившись с поэтическим сборником Т.И.Чечиной «Услышь, Вселенная!», о котором также речь шла выше и где это необыкновенно ярко выразилось.

Глаз поэта и его душа, утонченно воспринимающая мир, помогает нам познать глубже любое явление. В данном случае, уникальность книги состоит еще и в оригинальном оформлении страниц, где объединенные одной мыслью произведения – ребенка и взрослого, в паре, на каждом из разворотов книги, раскрывает новые возможности. При знакомстве с их содержанием, где отражается тема космизма, происходит некое таинство – познание непóзнанного. Читатель, созерцая рисунок, картину ребенка в книге, помещенную на одной странице разворота, переводит взгляд на страницу рядом, где размещено стихотворение, и уже после, прочитав его, невольно возвращается к рисунку и обнаруживает, как правило, совершенно новое, не увиденное им до того момента, как прочитал стихотворение. Это преображение сознания есть чудо творческого огня. Увидеть в рисунке больше, чем это было на первый взгляд, помогает слово и душа поэта, внимательная и чуткая к миру ребенка, словно угадывающая его мысли. Но если юный художник, от имени которого, условно говоря, пишет свое стихотворение-размышление Татьяна Чечина, и не помышлял об этом – ценно то, что прочитав поэтические строки, он многое сам узнает о мироздании, расширится его представление о мире. Чтобы творить вместе с детьми, надо и быть чутким к ним, и самому многое знать, и только в таком случае сотворчество дает развитие. И каждый из участников этого сотворчества обогащается, давая сам и получая импульс к развитию мысли.

Так, к рисунку «Вечность» 12-летней Дарьи Букатовой, где изображены двое, взявшиеся за руки, мальчик и девочка, всматривающиеся в ночное небо и разглядывающие звезды, Татьяна Чечина предпосылает мысли о Любви: «Любовью звезды зажигают, /Умножив Вечности огни…», и заканчивает его словами: «Любовь – космическое чувство, / Об этом знаем я и ты». Можно предполагать, что прочитав всё стихотворение полностью, которое весьма содержательно, юный читатель узнает о чувстве любви явно больше, чем ему было известно до этого. Хорошо также и то, что и взрослому, прочитавшему это стихотворение, оно напомнит о космическом значении любви.

     71-sm

Сильное эмоциональное воздействие оказывают на читателя многие стихотворения-комментарии к рисункам. Так, например, стихи про «думы о добром и вечном» родились к рисунку «Космос» Марины Велинской, 13 лет, вызывающему эстетическое сопереживание, где изображена девочка, стоящая на ветру возле дерева со взглядом, устремленным по направлению ветра к дальним мирам. «Ветры сдувают с планеты / Радость и красоту…» – так начинается стихотворение и заканчивается оно словами: «Хрупкое, нежное счастье /Кто на Земле защитит?». Прочитав этот поэтический комментарий, юная художница, скорее всего, могла бы и сама удивиться тому, какую глубину вложила автор стихов в содержание этой картины. Но вникнув в смысл этого стихотворения и других стихов в книге «Услышь, Вселенная!», она, как и другие юные авторы рисунков, проникнется мыслью о единстве всего сущего в мироздании, и это даст мощный толчок к развитию сознания, так как породит мысль об ответственности, направив ее к Общему благу – что в данном случае и требуется. И это поможет сделать шаг к культуре мышления.

Название «Услышь, Вселенная!», по словам автора, было дано сборнику по рисунку 6-летней Анастасии Петровой, которая изобразила себя стоящей «на краю» Земли, вокруг которой раскинулся разноцветный, сияющий мир огней, и, обращаясь к далекой галактике, ребенок просит обратить на себя внимание: «Я здесь!» – рисунок так и называется. И эта трогательная картина стала первым импульсом к написанию стихов. «Услышь, Великая Вселенная: / Я – здесь, не потеряй меня!»

Примеры стихотворений, которые учат, из этой книги можно было бы приводить еще и еще, но тогда пришлось бы процитировать все страницы. И потому лучше познакомиться со всем содержимым сборника, где творчество ребенка и поэта, детей и взрослых стало обоюдным импульсом. Эту книгу можно назвать своеобразным обучающим пособием, поскольку дети здесь учатся новому миропониманию, а взрослые – понимать мир ребенка.

Детское творчество во всех его видах – «terra incognita», неизведанная страна, и его надо изучать. Оно ведет взрослого вверх, если только быть внимательным к тому, глубоко сокрытому, что зовется «мир детской души».

Сотрудничество взрослых и детей – актуальная задача, поскольку решение ее помогает осуществлять более общие цели сотрудничества как цели самой эволюции. Среди множества путей решения задачи успешной совместной работы взрослых и детей – проведение конкурсов, которые организуются не с целью определить лучшего, а для достижения взаимообогащающего сотворчества детей и взрослых. Такие конкурсы можно было бы определить выражением: «Совместные мысли о главном», где целью является радость созидания и сотворчества, высокий полёт мысли.

 

Библиографические ссылки

 

1. Чечина Т.И. Услышь, Вселенная!: стихи для детей. – Тверь, ТОРОО, 2017. – 100 с.: ил.

2. Сайт Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих:

http://www.found-helenaroerich.ru/konkurs/2017/tema-2017.php

3. Сайт «День Культуры» http://www.culturaspb.ru/index.php/tvorchestvo-yunykh/sochineniya-2011/i-mne-teper-dostupna-tajna-chto-ya-ves-mir-v-sebe-nesu

4. Знамя Мира [Сборник статей и документов]. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. URL: http://lib.icr.su/node/1294

5. Учение Живой Этики. Беспредельность, 298; Мир Огненный, III, 262

6. Некрасова-Каратеева О.Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование. Автореферат диссертации…доктора искусствоведения. – СПб.: 2006. URL: http://cheloveknauka.com/detskiy-risunok#ixzz57fIFaIYO

 

Опубликовано:

Художественное образование ребёнка: сборник научных статей по итогам IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Герценовские чтения, Санкт-Петербург, 2 марта 2018 г. – СПб: Изд-во ВВМ, 2018.