Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Постоянная забота

Очерк о заведующей библиотекой 92-й гимназии Санкт-Петербурга М.В Осипковой

«Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря.

 Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения».

 Эти слова принадлежат известному художнику,

выдающемуся деятелю культуры Николаю Константиновичу Рериху.

 В Обращении к Конвенции библиотекарей (Нью-Йорк, 1930),

он дал высокую оценку труду библиотекаря.

Называя библиотекаря другом художника и ученого,

используя образные сравнения, точно отражающие суть явления,

 художник дает характеристику этому труду,

подчеркивая его значение и особенность:

библиотекарь, истинный хранитель мудрости,

знает, как провести ладью искателя Истины

через волны безбрежного печатного океана.

 

Понимание значения труда библиотекаря, в особенности школьного, встречается в жизни нечасто. Именно поэтому в Санкт-Петербурге в возродившемся в последние годы движении Культуры делается особый акцент на работу школьных библиотек. Проводящийся ежегодно школьный праздник День Культуры, идея которого принадлежит Н.К. Рериху, выявляет созидательный потенциал педагогов и школьников, внося в школьную жизнь живой огонь творчества. Главная  задача Дня Культуры – одновременно, просвещенно напомнить об истинных сокровищах человечества, о творческом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Вдохновленные добрым отношением и вниманием к своему труду, библиотекари становятся деятельными помощниками организаторам праздника, учителям, а те, в свою очередь, показывают каждый год удивительные результаты творчества детей и своего собственного. Все это становится вдохновляющей основой для будущего развития и радостного познавания.

 Если человек живет без радости, трудится неизвестно во имя чего, то он от этого быстро устает и теряет свою жизненную энергию. В заботе о ее сохранении, в постижении Основ жизни – через познавание законов духовного развития и совершенствование – с библиотекарями петербургских школ в период подготовки к празднику Дня Культуры, т.е. в течение всего учебного года, проводятся специальные занятия.

 На этих встречах со специалистами, представителями Международной Лиги защиты Культуры, библиотекари получают возможность подробно ознакомиться с задачами Дня Культуры, узнать об опыте работы коллег из других районов города, регионов страны. В научно-методических центрах районов Санкт-Петербурга (Центрального, Василеостровского, Выборгского, Пушкинского и др.) на эту тему были проведены специальные семинары, на которых главное внимание уделялось пониманию Культуры, ее значения в жизни людей. Такие встречи, а также циклы лекций и отдельные занятия организуются Информационно-библиотечным центром СПб Академии постдипломного педагогического образования, руководитель которого Т.И. Полякова является активным участником движения Культуры в школах Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Без этой помощи, без работы школьных библиотек невозможно представить организацию праздника Дня Культуры,

 Главной особенностью Дня Культуры как школьного события является то, что это не развлекательное мероприятие – оно выполняет функцию просветительскую. Здесь предварительная работа – важнейший этап, когда в процессе подготовки, начинающейся задолго до праздника, выявляется истинное, высокое значение Культуры – как синтеза знания и красоты, единства познавательного и прекрасного, и широко используются возможности внесения основ Культуры в жизнь каждого дня.

 Подходя с такой позиции, можно в каждодневности общими усилиями успешно вести борьбу с невежеством, бескультурьем, воинствующей пошлостью, всякого рода девиациями (отклоняющимся от нормы поведением) – противопоставляя этим негативным явлениям красоту Знания и знание о Красоте, являя юному поколению прекрасные примеры духовной созидательности и воодушевляя им самих к творчеству, возвышающему дух.

В этой работе выявляется огромное поле для творческой деятельности школьного библиотекаря. Практика показывает, что проявившиеся ценные качества Дня Культуры – такие, как доступность этого средства для всех участников процесса, емкость, вместимость по содержанию, разнообразие форм, неограниченность по широте охвата, гибкость применения в меняющейся обстановке – все это дает живость этому движению и обеспечивают высокий результат педагогической деятельности.

И действительно, в самой жизни школьные библиотекари показывают высокие результаты своей работы, и поэтому ежегодно на городском совещании работников библиотек образовательных учреждений представители Комитета по образованию и Международной Лиги защиты Культуры вручают отличившимся в этом движении Почетные грамоты, благодарят их за бескорыстный самоотверженный труд. Итогом же этого труда является (без преувеличения можно сказать) рост сознания учащихся: очевидность этого – в высоком качестве творческих работ, посвященных темам Дня Культуры. Такая взаимосвязанность в педагогической деятельности – огромном общем труде, требующем больших душевных затрат его участников – дает и желанные следствия. Развивая учащихся, педагог и сам развивается, поэтому психические затраты неизбежно влекут за собой и духовный рост; это все укрепляют душевное и физическое здоровье, вносит радость в каждодневный кропотливый труд библиотекаря.

 По-видимому, именно этим можно объяснить тот подъем, с которым берется и без того загруженный работой, подчас рутинной, труженик школьный библиотекарь за подготовку к очередному Дню Культуры.

Марина Владимировна Осипкова – заведующая библиотекой гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга – тот самый специалист, о котором можно сказать словами выдающегося художника: «Библиотекарь – первый вестник красоты и знания». Она из тех, кто глубоко осознает значение книги в жизни каждого дня, умело и живо доносит это до сознания учащихся, педагогов, администрации, а они охотно помогают ей в этой работе.

Марина Владимировна убеждена – в школьном библиотечном деле важно уметь организовать работу с книгой (в разных аспектах этой деятельности), исходя из того, что каким бы усердным и старательным ни был работник школьной библиотеки, одному ему не решить и малой части проблем, касающихся воспитания  любви к книге, как одного из важнейших этапов развития познавательной деятельности.

В связи с этим, Марина Владимировна самым серьезным образом подходит и к формированию книжного фонда. Проявляя удивительную находчивость при стесненном материальном положении, существующем ныне в системе образования, она пользуется малейшей возможностью для пополнения фонда книгами, но не какими-нибудь, а «лучшими запечатленными знаками человеческих восхождений», то есть литературой, способной своим качеством утончать, развивать и возвышать сознание юного читателя.

 Ежегодно ко Дню Культуры в библиотеке гимназии проходит следующая подготовительная работа: тщательно подбирается литература для выставки, продумывается ее название. Так, подборка «Защитим Красоту» – это целое творческое произведение научного, культурологического содержания. На выставке печатные издания представлены таким образом, чтобы при знакомстве с ними, читатель смог пополнить свои знания и представление о предмете (в данном случае о Культуре), увидев в основе ее Красоту в каждой из сфер, которые составляют мировую сокровищницу человечества: не только в искусстве, но и в науке, и в духовно-этических, философско-религиозных учениях различных эпох и у разных народов.

 Не только книжный фонд и работа абонемента, не только читальный зал, его оформление и удобство для читателей волнуют заведующую школьной библиотекой. Внеклассная работа, школьный Музей, Научное общество учащихся – все это является предметом ее заботы, с ними она работает в тесной взаимосвязи, ничто не остается в стороне от работы библиотеки и участия ее заведующей. Правда, сама она считает, что без внимания директора гимназии, без участия многих, таких же неравнодушных к детям, работников педагогического коллектива, она мало что смогла бы сделать полезного – и, наверное, с этим нельзя не согласиться.

 Энергичный человек, – говорят о ней коллеги, педагоги гимназии. Но многие ли задумываются – откуда берется эта дополнительная энергия, которой так щедро наделяет природа Марину Владимировну? Несомненно, от глубокого понимания задачи, творческого назначения своего труда, осознания ответственности, но более всего – от любви к детям, к людям вообще, к культуре, что лежит в основе всех ее действий.

 «Что бы еще такое интересное и полезное придумать?» – постоянная забота Марины Владимировны. Так рассуждать и действовать может лишь человек, имеющий сердце любящее.

Вспоминаются мудрые слова: «Поиски совершенства – в любви, красоте и действии – тех трех путей достаточно». Следуя именно этими путями, школьный библиотекарь, устремленный к совершенству, становится мощной созидательной силой в педагогическом процессе. Но осознавать это необходимо не только самому библиотечному работнику.

Если в педагогическом коллективе относятся к книге как к источнику духовных ценностей, и в жизни каждого дня для такой книги находится достойное место, если библиотека считается украшением школы, и все это воспринимается как норма, то такими же естественными будут и успехи учащихся – к всеобщей радости детей, педагогов, родителей.

В целом же в социуме при формировании правильного, уважительного, отношения к педагогическому труду – и библиотечному, в частности, – можно добиться самых удивительных, быстрых и положительных, результатов в развитии. Главное, чтобы общество, общественность как можно скорее осознали это.

 Л. Уварова