Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Уварова Лариса Ивановна,

специалист Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования,

отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»

Качество чтения как фактор формирования

управленческой культуры руководителя

Как Вы проводите свое свободное время, читаете ли классику?

– спросил однажды крупный руководитель другого.

Что Вы, мне читать некогда – я с утра до вечера приказы пишу.

Ну, и напрасно! Ведь качество приказов будет не то,

– последовало справедливое замечание

Из интервью президента Российского Книжного Союза

С.В.Степашина (случай из практики).

 

Не секрет, что многие трудности, возникающие на пути общественного развития, почти всецело зависят от решения проблем, связанных с управлением общества, которые, в свою очередь, сосредотачиваются вокруг вопросов совершенствования личности. Эти проблемы можно успешно решать, – и это становится все более очевидным, – идя путем культуры, традиционным и наиболее приемлемым для российского общества.

Культура представляет собой исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивает человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях. Культура отражает состояние, внутреннее и внешнее, но в первую очередь воспроизводит сущностные характеристики какого-либо явления, той или иной личности.

Рассматриваемая с этих позиций, культура управления, или управленческая культура, ядром которой является культура личности руководителя, представляет собой совокупность этических, эстетических, профессиональных, психологических, организационных и других показателей личности, аспектов деятельности людей, работающих в сфере управления. Таким образом, управленческая культура руководителя не ограничивается лишь его профессиональными качествами как специалиста данной отрасли, в которой он трудится. Она включает в себя спектр самых разнообразных характеристик, отражающих как широкие знания, их структуру и глубину, передовое научное мировоззрение, так и культуру поведения, основывающуюся на морально-этических качествах личности, а также знания в области психологии личности, социальной психологии и умение применять их в жизни. Естественно, что наличие этих качеств требует большого предварительного труда в области самосовершенствования, работы над собой, основанной на постоянной устремленности личности, направленной к созидательной творческой деятельности.

Творчество и культура понятия неразделимые. Это отмечают в своих трудах ученые-культурологи. Вот как об этом пишет В.С. Библер. «Культура – это изобретение "мира впервые"…Произведение культуры отвечает на вопрос: "Что значит быть в культуре – общаться в культуре, – самодетерминировать свою судьбу в напряжениях культуры, – порождать в культуре – мир впервые…"». В произведениях культуры этот, впервые творимый, мир с особой несомненностью воспринимается в его извечной, независимой от автора абсолютной самобытийности, лишь улавливаемой и трудно угадываемой, останавливаемой не только на полотне, но и в ритме, и в мысли[1].

Это положение в равной степени можно отнести к каждому произведению, любому творческому труду, в том числе, и к управленческому, где в качестве произведения выступает решение – продукт управленческого труда. В этом, как нам представляется, содержится ключ к пониманию сути такого сложного явления, как культура управления.

Исследования показывают, что на качество управленческого решения в наибольшей степени оказывает влияние фактор уровня развития личности.[2] В процессе социализации, в ходе большой и многотрудной работы по самосовершенствованию личности едва ли не первое место принадлежит правильно организованному процессу чтения, которое определяется как смысловое восприятие человеком информации, заключенной в текстах. Чтение – более эффективное по сравнению с аудиовизуальными видами коммуникации средство образования и самовоспитания, поскольку оно, более других развивая воображение, способствует творческому развитию личности. Кроме того, у читателя шире возможности для того, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы, он активнее и свободнее слушателя и зрителя, у него свободнее выбор – не только текстов, но и условий восприятия: скорости, тактики и т.п. Процесс восприятия здесь более индивидуализирован. Все это многократно усиливает разностороннее воздействие на личность.

То, что читательская деятельность – это труд, и немалый, по-видимому, является одной из причин, почему истинных любителей чтения не так много. Это труд по преобразованию человеком самого себя. И как всякий труд, он требует и знаний, и умений.

Кроме того, подходя к исследованию этого вопроса более углубленно, можно убедиться, что читать, вдумываясь, – как это и полагается делать, – умеют вовсе не многие. Поэтому особо актуальной представляется проблема качества чтения. О том, что такая проблема существует, писал в свое время великий Гёте, который отмечал, что «многие люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать». «Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели», – писал он, сожалея при этом, что люди читают слишком много посредственных книг и теряют на них время.

Проблема выбора книг, их количества и качества не менее важная, чем задача эффективного восприятия текста, и, наряду с развитием памяти, внимания, наблюдательности – показатели, характеризующие среди многих других качество чтения, – решение этих проблем ведет к формированию важнейшего из качеств личности – искусства мышления. На пути к овладению этим искусством, к развитию культуры мысли, следует развивать многие умения, и прежде всего, надо уделить внимание изучению своих привычек – необходимо избавляться от тех, которые мешают самосовершенствованию и вырабатывать нужные.

Более всего вредит развитию личности привычка поверхностного чтения – когда читатель не вдумывается в суть вопроса, но лишь «схватывает» некоторые слова (далеко не всегда ключевые), делая поспешное заключение о прочитанном. Такая грамотность будет весьма вредной (этот читатель хуже неграмотного, поскольку он вводит себя и других в заблуждение), и она будет считаться условной, т.к. в ней отсутствует элемент эмоциональной грамотности: этот этический аспект есть атрибут культуры, в данном случае, культуры чувств (читать – значит, почитать, чтить труд писателя, иначе говоря, уважать его, относясь к тексту вдумчиво и стараясь понять главную мысль). Необходимо помнить, что основная задача чтения заключается в том, чтобы усвоить мысль автора, главную идею произведения, для того, чтобы пойти дальше – развить собственную творческую мысль. В этом заключается миссия культуры, в которую входят лучшие литературные произведения, – художественные, научные и другие труды познавательного характера служат именно этой цели. Без чтения таких произведений, без соответствующего уважительного, вдумчивого отношения к ним не может быть ни качества чтения, ни интеллектуального и духовного развития. В целом же, относительно труда руководителя, все это сказывается на качестве управленческого решения, управленческой культуре, ее уровне.

Значение качественного чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мысли и связанного с этим понятием – культуры чувств. Человек в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце – все это в целом способствует совершенствованию личности.

Решая проблемы качества чтения, формирования управленческой культуры руководителя, нельзя обойтись без использования опыта прошлого, содержащегося в трудах выдающихся мыслителей разных эпох и народов. Одним из таких просветителей был наш соотечественник Н.А. Рубакин, ученый, писатель, энциклопедист, внесший неоценимый вклад в культуру чтения. Его фундаментальный труд «Среди книг» – уникальная работа междисциплинарного характера. Среди других известных его работ – «Этюды о русской читающей публике» и «Письма к читателю о самообразовании», в которых он щедро делился опытом работы с книгой.

Ниже приводятся некоторые из его советов, следуя которым каждый желающий может не только улучшить качество личной работы, повысить уровень культуры чтения, но и значительно продвинуться в своем духовном развитии.

План чтения книг (по Н.А. Рубакину):

1. Читать произведения в связи с биографиями их авторов, критикой, историей литературы, историей общественного строя и научно-философской, литературно-общественной мысли.

2. Положить в основу выбора произведений не только их непосредственно жизненное, но и историческое значение.

3. С этой целью, прежде всего, наметить себе наиболее выдающихся авторов, как родной литературы, так и иностранной.

4. Далее, из числа произведений каждого такого автора наметить наиболее выдающиеся и характерные – их-то и читать.

5. Чтение вести от авторов наиболее близких к далеким, т. е. от русских к переводным, от новейших к старинным.

6. После этого читать биографию автора.

7. После прочтения всех намеченных произведений данного автора и его биографии читать по нескольку критических статей о них.

8. Познакомившись с целым рядом выдающихся авторов, с их произведениями и биографиями, читать историю литературы того времени, представителями которого эти авторы являлись.

9. Для дальнейшей оценки самой истории литературы данного периода читать книги по истории общественной жизни этого периода и ее строя.

 

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что управленческое сознание формируется либо стихийно, либо в процессе профессиональной подготовки, но успешнее всего оно растет в результате саморазвития, культурного самосовершенствования. В настоящее время, когда в обществе идет поиск путей выхода из создавшегося цивилизационного кризиса, вспоминается истина: спасение общества, как и каждого отдельного человека, – в культуре, в ее творческом потенциале, в утверждении духовности, поиске ее критериев. Развитие культуры чтения как компонента общечеловеческой культуры может стать одним из средств преодоления кризиса.

 ______________________

[1] Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: 1991. – С. 289, 291.
[2] Уварова Л.И.Формирование культуры управления в процессе вузовской социализации: социокультурный подход //Модернизация высшего экономического образования в ХХI веке: Сб. науч. докладов. – СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. – С. 188.

 

Статья опубликована в сборнике:

«Чтение детей и взрослых в изменившемся мире:

Сб.статей и уч.-метод.мат-лов к междунар.конференции –

СПб : СПбАППО, 2008. – С. 8-12.