Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Кулакова Елена Станиславовна,

кандидат искусствоведения,

руководитель Народного музея семьи Рерихов,

г. Новокузнецк, Кемеровская обл., РФ

Учение Сергия Радонежского

в аспекте философии космической реальности

Доклад на международной научно-общественной конференции

«Россия и наследие Рерихов»

8–11 октября 2014 г.,

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва

 

700-летие со дня рождения Сергия Радонежского – Светильника Русской Земли, её Подвижника и Заступника, в 2014 году, объявленном в России Годом Культуры, совпало с юбилейными датами членов семьи Рерихов – 140-летием со дня рождения Николая Константиновича, всемирно известного художника-мыслителя и учёного, 135-летием Елены Ивановны, выдающегося философа, и 110-летием со дня рождения их младшего сына Святослава Николаевича, художника и общественного деятеля. Рерихи стояли у истоков создания новой философской системы – философии космической реальности – Живой Этики, рассматривающей «Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворённого Космоса, включающего в себя множество энергетических структур, в том числе и человека» [1, с. 40]. Непредубеждённому исследователю эта философская система даёт возможность оценить значение личности Сергия Радонежского с точки зрения метаистории и космической эволюции.

В течение семи столетий личность Преподобного Сергия привлекала внимание многих видных деятелей культуры своего времени. Епифаний Премудрый, инок Троицкого монастыря, младший современник Сергия Радонежского и известный книжник первым написал Житие троицкого настоятеля. Материал о нём он начал собирать после его смерти в 1393 – 1394 годах. В течение двадцати лет он подготовил некоторые разделы («главизны») Сергиева Жития, но «не по ряду» – «передняя назади, а задняя напереди». Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 году, через 26 лет после смерти Сергия [2, с. 29]. Житие сохранилось примерно в 400 списках и почти в двух десятках различных редакций XV – XVII веков. «Кроме Жития Сергия и Похвального слова на перенесение его мощей, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в различных летописях XV века и 7 документов, где прямо или косвенно называется троицкий настоятель», – отмечает доктор исторических наук Владимир Кучкин [2, с. 29].

Новая волна интереса к жизни и деятельности Радонежского подвижника, названного древнерусским книжником «всей Русской Земли учителем и наставником» [3, с. 42], возникла в конце XIX – первой половине XX веков. Ему посвящали свои труды известные русские историки, писатели, философы и ученые – Владимир Соловьев, Василий Ключевский, Павел Флоренский, Николай Лосский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Борис Зайцев и многие другие. В этот же период, в 1920 – 1930-х годах, выходят в свет книги Живой Этики, очерк Елены Ивановны Рерих под псевдонимом Натальи Яровской «Преподобный Сергий Радонежский», статьи Николая Константиновича Рериха, в которых деятельность Сергия Радонежского и его учение рассматриваются с точки зрения космической эволюции. «Истинно, никто более него не подходил под характеристику Святого древней Руси – “Земной Ангел и Небесный Человек”», – писала Е.И. Рерих [4, с. 50]. И далее отмечала: «Сергий – это живая связь с Миром Огненным! Может быть, ничто так не приложимо к облику Преподобного, как определение духотворца. Именно вся жизнь его была непрестанным духотворением. Народ чуял этот священный дар и стекался к нему со всех сторон, чтобы приобщиться и почерпнуть этой незримой несказуемой мощи» [4, с. 69]. И ещё: «Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой вождь идёт, осенённый знанием высшим, и милосердие и строительство – доспехи его. Таким вождём был Преподобный Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождём остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни» [4, с. 83].

Значение личности Сергия Радонежского в пространстве метаистории и Духовной революции подробно рассматривает в своих трудах академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель культуры РФ Л.В. Шапошникова. В книгах Людмилы Васильевны «Ученый, мыслитель, художник», «Град Светлый», «Земное творчество Космической эволюции», «Вестники Космической эволюции» о Сергии Радонежском впервые убедительно говорится как о творце метаистории – «созидателе духовной части земного исторического процесса» [5, с. 16]. «Появление на Руси в её самый критический и гибельный момент такой высокодуховной личности, как Преподобный Сергий, свидетельствует о том, что Космическая Иерархия Света очень точно рассчитала его необходимость для метаисторического творчества на Руси XIV века нашей эры, – пишет Людмила Васильевна. – Миссия Сергия заключалась в творении в этом пространстве метаисторического процесса. Именно такое высшее и духовное творчество могло спасти исторический процесс Руси. И безусловная связь творца метаисторического процесса Сергия Радонежского с Высшим была главным условием его эволюционного творчества» [5, с. 16].

Деяния Сергия – «шаг тысячелетий», – говорится в «Гранях Агни Йоги» [6, с. 5]. Без его многогранной деятельности, оказавшей многостороннее влияние на развитие духовности, нравственности, формирование лучших черт русского национального характера и укрепления государственности, в пространстве России на рубеже XIX – XX веков не смогла бы состояться Духовная революция, связанная с продвижением мышления и сознания народа [1, с. 18]. «Его широчайшая духовно-культурная деятельность, его учение, поощрение им странничества и, наконец, содействие уникальному явлению старчества, уходящего своими духовными корнями в славянскую древность, – всё это закладывало в будущую Духовную революцию России ту энергетику, на которой эта революция возросла и сформировалась», – отмечает Л.В. Шапошникова в книге «Град Светлый» [1, с. 18]. О влиянии Сергия на ход событий последующей истории писал и выдающийся русский философ Павел Флоренский. «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному» [7, с. 356]. .

Что же двигало Преподобным Сергием в его деятельности? Ответ на этот вопрос находим в очерке Елены Ивановны Рерих. «Самая высшая из молитв – это непрестанное удивление Творцу – больше всего наполняла душу Преподобного Сергия, – пишет она. – Но была у него ещё одна молитва. “Бог и Родина” – вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия… и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям» [4, с. 32]. Любовь Сергия к Богу и Руси открыла ему путь к подвигу жизни. Ведь как отмечается в «Гранях Агни Йоги»: «венец любви – подвиг» [8, с. 42].

Понятие подвига широко освещено в книгах Живой Этики и трудах Рерихов. С точки зрения философии космической реальности «каждая подлинность подвига нужна для Космоса» [9, 8] и «в решимости подвига расширяют сознание и тем входят в понимание основ эволюции» [9, 144]; психическая энергия накопляется подвигом [9, 509] и «каждая устремлённая мысль может двинуть дух на подвиг» [9, 664]. «Кроме подвига внешнего героизма, может быть ценный подвиг незримый. В духе подвижник постигает высшее творчество и тем становится пособником Творца» [10, 24]. Размышляя о смысле слова «подвиг» Николай Константинович Рерих писал: «“Подвиг” означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание» [Цит. по: 11, с. 10]. И ещё: «Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово “подвиг”. Героический поступок – это не совсем то, доблесть – его не исчерпывает, самоотречение – опять-таки не то, усовершенствование – не достигает цели, достижение – имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как подвиг безграничен. Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи передвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину “подвиг”. И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперёд, – это “подвиг”…» [Цит. по: 11, с. 10]. Цитируя эти слова Рериха в «Заметках о русском» академик Д.С. Лихачёв отмечает, что художник очень глубок в своем определении оттенков значения слова «подвиг», «слова, выражающего какие-то сокровенные черты русского человека» [11, с. 11].

Преподобный Сергий «всего себя полагал на пользу мира» [4, с. 69], тем утверждая идею Общего Блага. Идею, органично слитую с понятием духовно-культурной эволюции человечества предполагающей, согласно Живой Этике, труд ради лучшего будущего Земли, сотрудничество с Миром Высшим, совершенствование человека, расширение его сознания.

Заветы Сергия об Общем Благе, об общине, о Мире Высшем, о Троице, о роли нравственности и сотрудничества в жизни людей, о необходимости труда как средства духовного достижения стали частью его учения, под влиянием которого формировался высокий полюс духовной жизни России. Своим героическим творчеством в XIV веке Святой Сергий закладывал основы построений принципов Нового Мира, призывно зазвучавших на новом эволюционном витке в веке двадцатом в философии космической реальности – Живой Этике.

В общине Сергия существовал «истинный дух объединенного жития» [12, с. 24]. Она жила интенсивной духовной жизнью, занималась просветительской деятельностью и во многих случаях служила для народа нравственным примером. Имущество в общине было объединено, пропитание стало общим, и одинаковым для всех. Были введены общие должности повара, казначея и т.д. Труд стал мерилом в отношениях между людьми. «Стараниями Сергия монашеская община его обители сохраняла ту изначальную чистоту, которая была заложена им в самой идее, – отмечает Л.В. Шапошникова. – Эта удивительная община стала как бы прообразом будущего лучшего устройства мира, где равных людей объединяет труд и где духовные культурные ценности занимают одно из важнейших мест. В этом отношении Сергий намного опередил своё время» [5, с. 12].

Общине будущего посвящена целая книга Живой Этики с одноимённым названием, в которой есть такие строки: «Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. И каждое движение мира обусловлено общиною» [13, 29].

Николай Константинович Рерих посвятил «непобедимому Воителю ко Благу» [14, с. 23] Преподобному Сергию несколько своих картин. Полотно «Юность Сергия» (1922) обращает нас к годам ранней юности будущего троицкого настоятеля, к поискам предначертанного ему пути. «Сергий Строитель» (1924) и «Сотрудники» (1940) раскрывают строительный момент в делах подвижника, имеющий символическое значение.

              

 

Своими трудами Преподобный закладывал нормы духовного и трудового братства в общине, когда «общее житие становилось идеальной основой миропорядка» [3, с. 43], образцом сплочённости для мирян, цементируя таким образом солидарность народа. «Замиряя» князей, он способствовал объединению власти, земли и церкви. «Сергиев монастырь стал культурным средоточием московской Руси, и распространителем культуры. Здесь начиналось русское культурное строительство. И главным её строителем был сам Сергий Радонежский» [1, с. 23]. Так картины Рериха «Сергий Строитель» и «Сотрудники» напоминают нам, «как от малого, самодельного сруба, произрастали светлые Лавры просвещения» [15, с. 501].

Важнейшее историческое событие в жизни Руси – победа в Куликовской битве над полчищами Мамая, нашло отражение в картине Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» (1932). Здесь великий подвижник, изображённый во весь рост на фоне куполов Троице-Сергиевой Лавры и уходящих на Куликово поле русских воинов с развевающимися стягами, предстаёт перед зрителем как выдающийся общественный деятель. Сергий, как говорится в «Гранях Агни Йоги», «Понял поворотный момент в истории Русской Земли и Повернул ее ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовом поле. Он Благословил на нее князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это Сделал» [16, с. 79].

Картина Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» отражает ещё один важнейший пласт русской истории и культуры – Троичный культурный идеал России, утверждённый Сергием. Символ Триединства – символ Троицы, присутствует на плате, на котором, согласно иконописной традиции, общерусский пастырь держит построенный им «Дом Пресвятыя Троицы» – знак его служения. На Руси до Сергия не существовало богослужебного праздника в честь Троицы, не было ни календарно установленного дня чествования, ни соответствующих служб (Троицкая тема отсутствовала в кондаках, паремиях, канонах, в апостольских и евангельских чтениях). Храмоздательство в честь Троицы также не вошло в широкий обиход [3, с. 44]. И троицкий настоятель первым утвердил его на Руси. «По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви», – отмечает П.А. Флоренский [7, с. 361].

Размышляя о символе Троицы, Павел Александрович приходит к выводу о провозглашении Сергием Радонежским новой культурной задачи, нового культурного идеала России. «Женственная восприимчивость жизни в Киевской Руси находит себе догматический и художественный символ Софии-Премудрости, Художницы Небесной, – пишет он. – Мужественное оформление жизни в Руси Московско-Петербургской выкристаллизовывается в догматический и художественный символ Пресвятой Троицы. Родоначальники двух основных пластов русской истории, – Киевского и Московского, вместе с тем, суть величайшие провозвестники этих двух основных идей русского духа» [7, с. 357-358]. С Троичным идеалом в XIV веке связан приход мужественного самосознания и духовного самоопределения Руси, создание государственности, устойчивого быта, проявление активного творчества в искусстве и науке, развитие хозяйства.

Говоря о Троичном идеале, нельзя не сказать о знаменитой иконе Андрея Рублёва «Троица», созданной, согласно «Сказанию о святых иконописцах», «в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу» [Цит. по: 3, с. 45]. Будучи «Его учеником и близким Его сотрудником» [16, с. 79], Рублёв гениально осуществил творческий замысел и основную композицию, данных Преподобным Сергием [7, с. 364]. «Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, “свышний мир” горнего мира, – пишет Павел Флоренский. – Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» [7, с. 363].

Именно икона Андрея Рублёва «Троица», освещённая именем Святого Сергия, в ХХ веке подсказала Николаю Константиновичу Рериху символ Знамени Мира – Знамени Культуры [17, с. 207], ставший «замковым камнем» Пакта Рериха, «двигателем на пути эволюции, якорем, удерживающим от сползания в бездну и рулем/штурвалом управления преображением жизни» [18, с. 50]. И в этом действии вновь проявился «шаг тысячелетий» Сергия, утвердившего Троичный культурный идеал России семь веков назад.

Н.К. Рерих в письме последнему секретарю Л.Н. Толстого В.Ф. Булгакову писал, что картина «”Св. Сергий”, левое крыло диптиха – для цветного стекла. Правое крыло – “Франциск”» [19, с. 418]. Так в творчестве Рериха «светоносный в существе своего духа» святой Франциск [20, с. 127] и родоначальник Руси Преподобный Сергий впервые предстают как вестники космической эволюции. В эпоху Предвозрождения один в Италии, другой в России, заложили неувядаемые во времени основы Культуры Духа, зазвучавшие через столетия в философии космической реальности. «Человеческие души с каждым приближением к Вел[иким] Учителям шаг за шагом приближаются к новой Истине, к новой Красоте, – писала Елена Ивановна Рерих в одном из писем. – Жизнь есть радость. Жизнь есть любовь и Красота» [21, с. 260].

Вместе с картинами «Святой Сергий Радонежский» и «Святой Франциск Ассизский» Н.К. Рерих писал и картину «Мадонна Орифламма». «Это была прекрасная сюита», – отмечал С.Н. Рерих в одном из писем П.Ф. Беликову [22, с. 157]. В этой возвышенной сюите прослеживаются и тема преклонения великих подвижников перед образом Небесной Девы, и приход Эпохи Культуры Духа, Эпохи Женщины, Эпохи Матери Мира под Знаменем Мира – Знаменем Сергия, основа которой закладывалась самоотверженными подвигами святого Франциска и святого Сергия. Картина «Мадонна Орифламма» утверждает реальность грядущего времени синтеза культур Востока и Запада, синтеза двух основных пластов русской культуры – Женственной восприимчивости и мужественного самосознания, выраженного символом Триединства – символом Троицы, синтеза сердца и синтеза мысли. «…Явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству, – говорится в книге Живой Этики «Иерархия». – Так, под этим Знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Только высшие меры приложимы к Знамени. Великое Провозвестие нужно понять как ступень к обновлению Мира» [Цит. по: 23, с. 295-296].

Сергий Радонежский не изолировал себя от внешнего мира. Он не был аскетом, не был он и исихастом – монахом-отшельником, посвятившим себя творению непрестанной «умной молитвы», хотя многие современные исследователи представляют его именно таковым. «Нигде не находим указаний, чтобы Преподобный применял это “умное делание” в своем учении, вернее предположить, что он даже запрещал его», – отмечает Е.И. Рерих в очерке, посвящённом Сергию Радонежскому [4, с. 63]. О том же идет речь и в Живой Этике: «Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд как возношение сердца допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников» [24, 116].

Что бы ни делал Сергий, даже самую простую работу, он всегда трудился во имя Светлой Иерархии. И в его учении это было важнейшим условием и средством духовного самоусовершенствования. «Главная добродетель Сергия – то, что он труженик», – отмечает академик Д.С. Лихачёв [25]. «Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, “и, разбив и наколов, на поленья, разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил”» [25]. Так святость Сергия утверждалась не аскезой и изоляцией от мира, а активной гражданской позицией и работой во благо ближних. «Примеров подобной святости Русь ещё не знала, – отмечает философ В. Мильков. – В житии, написанном Епифанием, явлен новый тип святого» [3, с. 46].

            

«Сергий <…> Вращал вокруг Себя сознание целого народа», – говорится в «Гранях Агни Йоги» [16, c. 117]. Он продолжает его вращать и теперь. «Именно в Сергии Радонежском как бы сосредоточились важнейшие черты русской истории и духа русской культуры, чтобы потом, через шесть веков, прозвучать в мудрых мыслях Учения, которое станет фундаментом нового планетарного мышления», – отмечает Л.В. Шапошникова [1, с. 26]. Так труды Преподобного, его мысли и подвиги нашли отражение на новом эволюционном витке в философии космической реальности. Сергий продолжает вести Россию и её народ к преображению, к построению «Чертога Небывалого», призывая всех: «Помоги Земле Русской!» [26, с. 84]. Светлый Водитель указует путь к Свету и Благу, путь к Новому Небу и Новой Земле.

 

*     *     *

Доклад опубликован на сайте Новокузнецкого городского Рериховского общества: http://ksrok.ru/news/uchenie_sergija_radonezhskogo_v_aspekte_filosofii_kosmicheskoj_realnosti_e_s_kulakova/2014-10-16-1026

 

Литература:

1. Шапошникова Л.В. Град Светлый. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1998.

2. Кучкин В. «Не зело близ града Ростова». Молодые годы ростовского боярина Варфоломея Кирилловича // Родина. – 2014. – № 5. С. 29-32.

3. Мильков В. Наставник Русской Земли // Родина. – 2014. – № 5. С. 42-46.

4. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский / Сост. Е.И. Рерих // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. – Новосибирск, 1991. С. 25-84.

5. Шапошникова Л.В. Вестники Космической эволюции. В 2 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2012.

6. Грани Агни Йоги. 1952 г. Ч. II. – Новосибирск: Алгим, 2014.

7. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П.А.Сочинения: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. С. 352-369.

8. Грани Агни Йоги. 1952 г. Ч. I. – Новосибирск: Алгим, 2013.

9. Живая Этика. Агни Йога.

10. Живая Этика. Аум.

11. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. – М.: Советская Россия, 1981.

12. Шапошникова Л.В. Книга-предупреждение // Вст. статья к кн. Община. – Рига: Виеда, 1992. С. 3-31.

13. Живая Этика. Община (Рига).

14. Рерих Н.К. Из слова академика Н.К. Рериха на освящение часовни Св. Преподобного Сергия // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. – Новосибирск, 1991. С. 22-24.

15. Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1995.

16. Грани Агни Йоги. Т. VIII. – Новосибирск: Алгим, 1995.

17. Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

18. Уроженко О.А. Пакт охранения Культуры / Пакт Н.К. Рериха как выражение философии космической реальности // Культура и мир – священный оплот человечества: Материалы VIII Международного научно-общественного форума, посвященного 75-летию Пакта Культуры (Пакта Рериха). – Пермь, 2012. С. 37-51.

19. Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 3. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996.

20. Рерих Н. Любовь непобедимая // Н. Рерих. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: «Виеда», 1992.

21. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 7. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007.

22. Непрерывное восхождение: в 2 т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2001.

23. Рерих Е. У порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2000.

24. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. II.

25. Лихачёв Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // [Электронный ресурс] : http://yro.narod.ru/yar/Sergij_Francisk.htm

26. Наставление Сергия // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. – Новосибирск, 1991. С. 84.