Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 Геокосмическое влияние на человека как актуальная проблема высшего образования

 (из опыта преподавания на факультете музыки в РГПУ им. А.И.Герцена)

Овсянкина Галина Петровна,

доктор искусствоведения,

профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Российского государственного университета им. А.И. Герцена

Тезисы выступления

на Круглом столе «Космическое мировоззрение: истоки, проблемы, перспективы развития»,

Дом Ученых РАН, 1 декабря 2010 г., Санкт-Петербург

 

1. Не вызывает сомнений связь человека и всего сущего с Космосом. Об этом свидетельствуют уже древние научные знания, не говоря о мифологии и сакральных учениях. Но человек склонен «забывать» прежний опыт. Если говорить о музыке, то достаточно вспомнить представления о ней в Древней Ассирии или в Древнем Китае (см. труды о музыкальной культуре Древнего Востока К. Закса, Древнего мира Р.И. Грубера и др.).

 

2. Из исследований наших дней следует отметить диссертацию профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Е.В. Вязковой «Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ» (Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999), статьи этого автора о типологии творческого процесса композитора, о природе интертекстуальных перекличек в художественных текстах (см.: Процессы музыкального творчества: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Под ред. Е.В. Вязковой. М.: 1999, 2001. Вып. 3, 4) и т. д.

 

До 1990-х гг. принципы классификации творческого процесса композитора основывались на материальных источниках (прежде всего автографах). Процесс композиторского творчества делили на два основных типа:  «моцартовский» и «бетховенский», по терминологии российского музыковеда Н.Л. Фишмана. В зарубежной психологии этим терминам соответствуют аналоги, принадлежащие немецкому филологу и музыковеду Р. Вестфалю: «интуитивный» («моцартовский») и «рациональный» («бетховенский») типы творчества.

Классификация типов творческого процесса композитора Е.В. Вязковой основывается на признании «информационного поля» в Космосе и исходит из ответа на вопрос: «Откуда и как приходят идеи?».

Автор выдвигает шесть типов творческого процесса композитора:

1) писание по вдохновению,

2) рациональное творчество,

3) творчество–игра,

4) творчество по модели,

5) творчество как автоматическое письмо,

6) творчество на основе саморазвития идеи.

 

3. Актуальность проблемы связи человека и Космоса усиливается тем, что сегодня во всем мире доминирует псевдомузыкальный «мусор», который наполняет радио и телеэфир, Интернет и т. д., составляя основу звукового пространства социума. Вся эта «информация» поднимается в горние выси и действие ее равноценно отравлению чистых вод и воздушного пространства. В этой обстановке особенно печальна судьба детей и молодежи.

 

4. Неоспоримость воспитания у молодежи сознательного отношения к связи всей жизнедеятельности человека с геокосмосом не подлежит сомнению. В педагогической практике на вузовском уровне встает вопрос: в рамках какой дисциплины включать эту информацию, трансформируя ее, в том числе, в область профилизации студентов.

«Счастливый» случай представляется при преподавании предмета «Современные проблемы науки и образования» (федеральный компонент, магистратура, I курс). Практика преподавания этого предмета на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена показывает, что тема «Геокосмическое влияние на человека» должна быть в учебном плане одной из первых и занимать, как минимум, 6 академических часов (три «пары») учебного времени. Ее результативность усиливается в сочетании с просмотром научно-документального фильма «Сознание накануне революции» (Международная конференция по космизму, МЦР).

Богатейший материал для всестороннего освещения проблемы (медико-биологические, экономические, педагогические, культурологические и др. аспекты), обширный список литературы по теме представляет монография О.Д. Волчек «Геокосмос и человек» (СПб., 2006).

 

5. В рамках темы нами затрагивается группа таких важнейших вопросов, как: отношение человека и Космоса, влияние космических факторов на человека, гравитационные силы, роль экологических нарушений; современный экологический кризис, его влияние на культуру; формирование экологической психологии (Р. Баркет); проблема футурошока (А. Тоффлер); становление Универсальной истории (Д. Кристиан), ее основные положения.

Дается понятие космизации наук. Раскрывается роль идей В. Вернадского, Н. Тимофеева-Ресовского, Н. Рериха, К. Циолковского, А. Чижевского, П. Сорокина, Л. Гумилева, В. Болгова, Н. Моисеева. Новая теория планетной системы Г. Васильевой. Ноосфера. Понятие психосферы (А. Крылов). Проблема полового деморфизма, воздействие на него геокосмических факторов. Электромагнитные поля и биомагнетизм; их влияние на физиологию и психику человека; проблемы наследственности. Понятие критических периодов жизни, их роль в развитии человека. Проблема одаренности; современный «кризис гениальности» (статистические данные Е. Максимова, исследования В. Эфроимсона, В. Рудника, А Дуброва и др.). Теория пассионарности. Идеи В. Вернадского, Л. Гумилева.

Затрагивается актуальность теории социодинамики П. Сорокина. Характеристика искусства в контексте учения о трех основных культурных эпохах. Современное состояние. Синергетический подход и принципы самоорганизации. Среда и наследственность, современный взгляд на проблему в научном и образовательном контекстах. Адаптация к внешней среде, виды адаптации. Понятие архетипа (К. Юнг). Социокультурная адаптация как высший тип адаптации. Предназначение науки, религии, искусства в процессе адаптации. Проблема вестернизации культуры сегодня.

Связь искусства с геокосмическими факторами. Сопряженность эволюции музыки, музыкального мышления в аспекте геокосмического влияния. Данные контент-анализа относительно ладотонального развития музыки. Перспективы музыковедческих исследований в данной научной области.

 

6. Учитывая то обстоятельство, что преподавание ведется в педагогическом вузе, нами также включена в учебный план тема «Дети нового сознания: Обсуждение проблемы», которая представляется взаимосвязанной с космическим мировоззрением. В рамках этой темы поднимаются такие вопросы, как природа данного феномена: социологический, педагогический, психологический аспекты. Характеристика разных точек зрения. Вопросы терминологического аппарата, анализ терминологических различий в зарубежной и российской науке. Обобщение теоретического опыта в изучении проблемы в России и зарубежной науке: точки зрения Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Чернозёмовой, А.А. Лиханова, Л. Кэрролл, Д. Тоубер и др. Роль журналистики, СМИ в искажении и коммерциализации проблемы. Психологическая характеристика детей нового сознания. Отличия и общность с феноменом «вундеркиндства». Специфика гиперактивности детей нового сознания. Нравственный критерий как основа психологической характеристики детей нового сознания. Их адаптация в социуме.

Проблема педагогического подхода. Организация учебных заведений и учебного процесса в «традиционных» учебных учреждениях для детей нового сознания: начальное, среднее, высшее звено. Создание учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и т. д. для всех уровней образования. Современное состояние общества в отношении детей нового сознания. Пагубное воздействие медикаментозного вмешательство в «лечении» психики. Анализ Интернет-ресурсов.

 

7. Изучение данных тем предполагает определенную цель и соответствующие ей педагогические задачи. Цель – освещение основного комплекса проблем по геокосмическому влиянию, которая классифицируется на две составляющие: 1) профессиональную, 2) общегуманитарную. С последней связана выработка норм поведения в социуме, которые каждым из выпускников должны транслироваться в их бытовую и служебную среду.

 

Педагогические задачи:

1) постановка проблемы связи человека с Космосом как важнейшей составляющей сознания;

2) выявление нравственных ориентиров, определяющих понимание индивидуумом себя в единстве с мирозданием;

3) отношение к музыке как носительнице священной информации;

4) осознание своей миссии – музыканта и педагога;

5) несение этого знания во все структуры образования.