Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

На Алтае, в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района работает филиал Чендекской Детской школы искусств (ДШИ), в котором в течение 14 лет проводит активную творческую работу вместе со своими коллегами Светлана Степановна Овсянникова. Преподаватель музыки, она является также руководителем Школы раннего творческого развития «Звёздная страна» и одновременно ведет большую культурно-просветительскую работу – руководит общественной организацией «Центр Культуры "Беловодье"».

Труд педагога, преподавателя музыки, в сельской школе имеет свои особенности. Светлана Степановна делится с нашими читателями своим опытом, личными наблюдениями и размышлениями, которых у нее накопилось немало за годы работы на этом поле деятельности.

 

 

Светлана Овсянникова

Воспитание музыканта – воспитание человека

По выражению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Поэтому для нас самое важное – приобщить детей к творчеству – и не столько ради развития каких-либо способностей к определенным видам искусства, сколько для погружения ребенка в сам процесс творения, как в себе, так и вокруг себя. Музыка же является одним из наиболее понятных для ребенка видов искусства, с которым связана вся его жизнь, и поэтому эстетическое воспитание – это неотъемлемая часть педагогического процесса профессиональных и культурно-просветительских учебных заведений. Если с этой позиции рассматривать всю работу, которая проводится в стенах нашей Школы Искусств, то можно с уверенностью сказать, что мы видим духовно-нравственный рост наших детей, их желание стать лучше, их стремление к совершенствованию.

Село Верх-Уймон особенное место – это одно из первых поселений староверов в Горном Алтае. В этом году исполняется 330 лет с момента заселения его бежавшими от раскола людьми. Здесь работает два музея: музей истории и культуры Уймонской Долины и Дом-музей Н.К. Рериха Новосибирского Рериховского общества. Все это самым лучшим образом сказывается на культурно-просветительской работе, которая проводится у нас на хорошем профессиональном уровне. А духовно-нравственные традиции старообрядчества, сохранившиеся до сих пор, – богатейший культурный пласт художественного, песенного, игрового творчества народной педагогики – являются не только для нас, но и для исследователей народного творчества и культуры, неиссякаемым источником вдохновения и подражания. Поэтому выездной класс от Чендекской Детской Школы Искусств (ДШИ), который открылся в 2003 году, явился дополнением к уже имеющимся культурным объектам села и органично влился в его жизнь.

В чем специфика сельской детской школы искусств?

Сельская детская Школа Искусств – это не просто структура дополнительного образования. Совместно с образовательной средней школой она несет на себе все функции культурообразующего центра не только одного села, но и отдельного поселения. Исходя из всего этого, можно сказать, что задача таких школ – не просто работать в направлении профильного обучения детей, а проводить большую воспитательно-образовательную программу просвещения населения в плане приобщения его к лучшим образцам мировой музыкальной и художественной культуры, а также изучения традиционного регионального компонента народной культуры той местности, где находится данная школа. Она (школа) должна стать тем спасительным маяком для села, где ребенок почерпнет необходимую для него информацию о том прекрасном, что есть в искусстве, получит надлежащее воспитание и образование.

Наш девиз – Воспитание всем возвышенным и утонченным. Воспитание культурной, сознательной, целеустремленной гармонично развитой личности – это дело нужное не только самому человеку (субъекту воспитания), но и его семье, и государству, так как именно такие люди способны творчески и плодотворно жить и трудиться.

«Всякое общественное воспитание – педагогическое, эстетическое, интеллектуальное – основывается, главным образом, на музыкальном воспитании. Занятие музыкой, прекрасным, должны войти в привычку людей». Эти слова древнегреческого мыслителя Платона очень созвучны нашему времени и тем идеям и методам воспитания, которые мы используем в нашей работе.

Возникает вопрос: почему именно музыка, а не другой вид искусства признается наиболее эффективным средством воздействия на психологию и нравственность человека?

Произведения искусства всегда создавались по законам красоты и гармонии. Мудрые признавали особую силу звуков, они обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего, ее основные компоненты – мелодия и ритм – изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. По словам другого мыслителя Древней Греции, Пифагора, – при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, происходит врачевание человеческих нравов и страстей. Мы теперь имеем целый ряд научных подтверждений, связанных с влиянием музыки на подсознание человека, на его здоровье и духовное развитие. Ученые утверждают, как например, доктор философских наук Е.В. Золотухина-Аболина, что тот, кто когда-либо занимался музыкой или рисованием, играл в театральном кружке, пробовал писать стихи или прозу, знает, что даже короткая причастность к искусству раскрывает в нас какие-то тайные, нам самим неведомые глубины. Искусство раскрепощает творческие силы, которые во многих людях просто дремлют, убаюканные школьной зубрежкой, рутинными делами, действиями по стереотипу.

Поэтому каждый урок музыки, в известной мере, может стать терапевтической лабораторией по оздоровлению организма ребенка. Мы придерживаемся того мнения, что любой преподносимый ученику музыкально-педагогический материал должен быть превосходного качества, поскольку он несет в себе функции эстетического воспитания, а также является и прекрасным средством духовно-нравственного, этического и даже физического развития личности подрастающего человека.

    

В период социально-экономического обновления общества, когда происходит переоценка системы ценностей, важно говорить об осознании ведущей роли духовно-нравственного воспитания в культурно-образовательных структурах на уровне государства. Об этом писал в свое время основоположник европейской педагогики Я.А. Коменский в трактате «Великая дидактика».

В сельской местности (при небольшой численности населения), в маленькой музыкальной школе, нет возможности делать набор, отбирая детей по музыкальным способностям, – приходится брать почти всех желающих и при этом детей абсолютно разного возраста: от 5-6 лет (подготовительный класс) до 12 лет. И опыт показывает, что практически каждый ребенок обладает достаточными возможностями, чтобы с пользой для себя начать осваивать музыкальное искусство. Это же утверждает один из современных выдающихся педагогов-практиков, психолог А.А. Мелик-Пашаев, подчеркивая, что нет неспособных детей, есть неспособные преподаватели.

    

Значит ли это, что можно обучать музыке всех и каждого? Да, можно. Но здесь мы говорим не об обучении в специализированных школах при консерватории, а об обычной школе в сельской местности, куда идут учиться все желающие. Хотя это вовсе не значит, что с педагога снимается всякая ответственность за качество обучения. Величайший музыкант-педагог Г.Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» выстраивает ряд педагогических задач в следующей иерархической последовательности: человек, художник, музыкант, пианист. От общего на первом месте «человек» – как целостная мировоззренческая система, к частному «пианизм» – как узкое, но необходимое средство для выражения высоких идеалов посредством звука. Он писал, что основным нарушением нравственной жизни применительно к человеку является использование его в качестве средства для достижения какой-либо цели, в том числе и педагогической. Необходимо помнить, что цель – это человек, а в нашем случае, ребенок и все, что бы мы ни делали, все должно пойти во благо этому ребенку.

И поэтому в стенах нашей Школы Искусств вся работа основывается, в первую очередь, на том, чтобы заинтересовать детей искусством, творчеством, музыкой.

Главная цель таких уроков – помочь становлению человека – помочь стать высококультурной, глубоко духовной, нравственной, творчески активной, эстетически грамотной, отзывчивой личностью, уважающей культурные ценности, созданные человечеством в прошлом и настоящем. Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Научить познавать мир через музыкально-художественные образы.

2. Показать многогранность, многоликость мира во всей гармонии и единстве разнообразия через произведения музыкального искусства.

3. Дать возможность человеку через Красоту осознать себя лучше, чище, добрее, осознать свою причастность ко всему тому, что происходит в нашем мире.

4. И, конечно же, овладение инструментом и дальнейшее профессиональное обучение.

Особо хочется подчеркнуть роль учителя в становления личности ребенка, – это совместное восхождение к высотам культуры и проживание каждого дня в этом контексте. Обучение профессионализму – огромная и важная задача, которая успешно решается на уровне нашего государства, но педагогическая технология – это особый вид искусства, система человеческих, психологических и профессионально значимых умений, обеспечивающих взаимодействия учителя и ученика. Основная задача такого учителя – не передача знаний учащимся, а организация учебной деятельности так, чтобы учащиеся сами могли овладеть способами работы над музыкальным произведением. Учителю приходится менять свои старые представления о работе педагога как «транслятора» определенной суммы знаний. Справедливо сказано: «Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого ты учишься». И если учитель не просто «передатчик знаний», а старший друг и наставник, то он понимает, насколько это ответственно, когда имеешь дело с маленьким человеком, который тебе доверился, который готов нести тебе все свои радости и горести в надежде на твое понимание и поддержку. Учитель нового типа – человек, владеющий подлинно новой педагогической технологией – «человековедением», т.е. искусством выстраивать взаимоотношения с людьми (в частности с учениками), и ничего не навязывает, не подавляет личности другого, но в совместном творческом поиске постоянно совершенствуется сам и помогает этому же процессу у ребёнка. По меткому и точному определению писателя У. Уорда: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет». В работе учителя важно все. Здесь играет огромную роль и мимика, и жесты, и пластика, и лексический строй, и интонация, внешний облик и содержание действий, темпо-ритм и мелодика голоса. Учитель имеет дело с тонким человеческим материалом, с неосязаемой субстанцией, с живым динамичным организмом, когда невозможно материализовать духовные движения, а возможно их только почувствовать, предугадать, каким образом они должны развиваться и совершенствоваться. Хочется особо подчеркнуть значимость для учителя таких его человеческих качеств, как: терпение, внимательность, искренность, дисциплинированность, вера в ребенка, в его нравственный и образовательный потенциал – любовь к ребенку. Только человек, несущий в себе веру в неограниченные возможности другого человека, человек, любящий и принимающий другого таким, каким он есть, понимающий, что никакими баллами нельзя «сделать душу большой, а жизнь прекрасной», что все, что мы называем культурой, духовностью, нравственностью не может иметь цены, а имеет ценность и является основой для становления человеческой личности – лишь такой человек может стать хорошим учителем.

А учитель музыки – это еще и учитель всего самого прекрасного, что было наработано человечеством за многие тысячелетия и что непосредственно влияет на душу человека, оставляя след на всю его дальнейшую жизнь. Это образец для подражания. Существуют мнения, что детям, выросшим в селе ни к чему какое-то там эстетическое воспитание, «играет два звука и хватит с него». Но это могут говорить только те люди, которые не достойны называться великим званием «учитель». А наши дети, с их чуткой душой и поразительным желанием впитывать в себя все прекрасное, именно они нуждаются и достойны лучших условий, лучших учителей и лучшего воспитания.

Психологи утверждают, что дети приходят в этот мир с уже сложившимися, но находящимися в латентном состоянии, задатками, способностями, темпераментом и чертами характера. Из этого следует, что каждому человеку присущи только ему одному необходимые для жизнедеятельности качества, достоинства, недостатки. Один человек способен моментально понять некую информацию, другому для этого нужно время; один – экстраверт, другой – интроверт; у одного память кинестетическая, у другого слуховая; один способен усвоить большое количество учебного материала, другой из небольшой части, путём обобщения и анализа, может составить целое и т.д. Список можно продолжать бесконечно. Говорить о «плохих» и «хороших» учениках – то же самое, что обвинять природу, что у нее бывают пасмурные и солнечные дни, и где-то не хватает дождя, а где-то сплошные ливни. Вслед за видными психологами и учеными – В.В. Давыдовым, М.С. Каганом, А.А. Мелик-Пашаевым, Н.И. Фоминой – мы можем утверждать, что через постижение культуры и искусства, где наиболее полно сконцентрированы все основные духовно-нравственные аспекты человеческого сознания, есть возможность целенаправленно воздействовать на неосознанно-чувственном уровне на тонкую, эмоциональную натуру ребенка.

    

В связи со всем вышеизложенным возникает понимание необходимости в индивидуальном подходе в вопросах преподавания музыкальных дисциплин. Общая педагогика и психология предлагают ряд направлений для воспитания и образования подрастающего поколения – «личностно-ориентированный подход» и «гуманно-личностная педагогика». По этим системам давно и качественно работают многие школы. Музыкальная педагогика и психология также занимаются поисками новых путей воспитания и обучения школьников в детских музыкальных школах и школах искусств, для того чтобы не просто сохранить первоначальную ступень профессионального образования, а дать новый импульс к более широкому привлечению педагогов и учащихся к творческому процессу. В наше время набирает силу новое направление в науке – Педагогика Культуры, которое педагогические словари определяют как «изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе». Возникшее внутри рериховского движения в конце 1990-х годов, это направление имеет значительно более широкие задачи, и в нашем Центре Культуры «Беловодье» в феврале 2016 года состоялся районный семинар на тему «Педагогика Культуры», где были освещены некоторые итоги накопленного опыта в этом направлении.