Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры художественного образования ребенка

Российского Государственного педагогического

университета им. А.И.Герцена

 Художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов

Петербургские художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов на протяжении многих лет создают картины и работают доцентами кафедры художественного образования ребенка в Институте детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Оба мастера – выпускники художественно-графического факультета этого вуза. Свою творческую работу они совмещают с преподаванием методики изобразительного искусства и ряда историко-культурологических элективных курсов.

Картины Елены Грецкой

Елена Евгеньевна Грецкая – живописец и график, творящий в технике акварели, пастели, масляной живописи. В последние годы художница активно участвует в различных вернисажах с работами в жанре пейзажа (акварель) и натюрморта (пастель).

Жизнь природы, как выражение чувств и мыслей человека всегда волновала художников. Можно сказать, что "пейзажное видение мира" традиционно для русского искусства. Взгляд на мир через призму пейзажа характерен и для Е.Е. Грецкой. Ряд работ выполнен на основе натурных этюдов и зарисовок сделанных во время путешествий по Валдаю. Эти пейзажи выполнены в смешанной технике акварель с тушью: "Осенняя дорога", "На берегу", "Лесное озеро", "Лето" и др. Они представляют собой синтез прозрачных мазков акварели и легких контуров, сделанных смелой, подвижной линией.

Сочетание тонкой нюансировки цвета с неожиданными графическими, стилизаторскими приемами создает образы реальности, выразительные и проникнутые глубокой ностальгией. Пейзажные импровизации Е.Е.Грецкой позволяют острее почувствовать перемены времени и его неумолимый бег. Утонченность, лирическое созерцание, неспешная задумчивость – таковы свойства творческого стиля автора.

Пейзаж – излюбленный жанр художницы. Не случайно и тема диссертации Елены Грецкой на соискание ученой степени кандидата искусствоведения – «Исторический пейзаж. Истоки, становление и расцвет жанра».

 

Картины Алексея Фанталова

Творчество  Алексея Николаевича Фанталова разнообразно: его кисти принадлежат пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые полотна. Но визитной карточкой художника являются картины на мифологические сюжеты. Это своего рода творческое Credo художника. В своих работах Алексей Фанталов выражает архетипические начала древних индоевропейских и, конечно же, славянской мифологий и древнерусского эпоса. Богатейшее символическое наследие наших предков служит неиссякающим источником вдохновения для художников, литераторов и музыкантов. В живописи над эпосом работали Альфред Муха, Дмитрий Билибин, Николай Рерих, Константин Васильев, и другие выдающиеся художники. Тем не менее, еще многие фольклорные образы остались не раскрыты и ждут своего «Данилу-мастера». Работая над ними, вполне возможно разрабатывать новый символический язык, создавать целостные художественные миры.

Такие неожиданные миры открываются на полотнах Алексея Фанталова. Его творческий метод отличают две особенности.

Во-первых – научный подход к созданию картин, к поиску сюжетов. Это, несомненно, связано со спецификой неповторимой индивидуальности автора, совмещающего в себе художника и ученого-культуролога: им защищена кандидатская диссертация, посвященная структуре древних индоевропейских мифологий «Культура варварской Европы: типология мифологических образов». Вторая особенность – манера письма, отличающаяся некоей «ковровостью», как бы приглашающей нас в мир сновидений. Именно поэтому творчество художника при всей «научности» возможно охарактеризовать как «магический реализм».

Авторский почерк Алексея Фанталова отличается и проникновенным, тонким лиризмом, удачно отвечающим особенностям выражения славянского мировосприятия. Для древнего славянина храмом бытия стала природа, и его древние божества, по сути, представляли собой воплощения природных стихий – леса, поля, реки, неба, ветра, светил. Посвященные славянской мифологии и древнерусскому эпосу картины служат как бы платоновским «анамнесисом» – «припоминанием» народных архетипов русского сознания. Эти образы на картинах Фанталова предстают перед зрителями в поэтической красоте.

Тем самым, образный мир картин отражает мысль о том, что творчество художника является индикатором того, что богатейшее мифологическое наследие наших предков не является застывшим массивом в фольклористике и археологии, но пребывает в вечно живой и цветущей полноте бытия.

 

Художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов творят в разных жанрах, техниках, видах изобразительного искусства. Образный мир их картин широк и разнообразен. Всматриваясь в полотна петербургских живописцев, зритель как будто путешествует по России в ее реальности и фантазии, в пространстве и времени.