Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Наследие великих традиций

Пятая ежегодная выставка живописи

в Доме ученых им. М. Горького Российской Академии наук

 

Данная, уже пятая ежегодная выставка «Наследие великих традиций», как и все предыдущие, посвящена русской живописи, развитию её традиций, сложившихся в 19 веке. В искусстве существуют вершинные достижения, превзойти которые почти невозможно. Почти – потому, что среди потомков есть столь же одарённые творцы, но изменились условия, а с ними и вкусы – случились революции, войны, исчезли ценители, меценаты, целые государства. И получилось так: художники, способные поднять планку ещё выше – есть, а тех, кому понятна и нужна новая высота – нет.

Сегодня актуальны футбол, несение олимпийского огня, «современное искусство». Завтра окажется, что оно не актуально, и вообще не искусство. Но это не столь важно: средства мавроди-информации найдут что-то ещё актуальнее, ещё «современнее», ещё эффективнее уничтожающее подлинное искусство. Противостоять этой гигантской машине подавления духовности может только традиция, только великая живая традиция, у которой есть силы питать творческую энергию новых поколений художников.

Именно в России мы являемся свидетелями этого чуда (к сожалению, в весьма узкой области бытия – изобразительном искусстве). Причина, по-видимому, в архетипе русского человека, обладающего способностью тонко и глубоко чувствовать в сочетании с некой стихийностью, неподвластной всяким правилам и закономерностям. Европейскому менталитету свойственна театральность, там более ценится внешнее, чем содержательное, ищется приём, манера, способные обеспечить успех. Русскому художнику нужна правда чувств. Суметь понять и передать состояние природы и рождённые им чувства для него большая ценность, чем эффективный маркетинг. В противовес западному тяготению к узкому профессионализму, он то и дело «выходит за рамки», он и традицию понимает максимально крупно – как традицию поиска новой высоты. Искренность и сохранившаяся классическая школа – ещё два важных условия этого уникального феномена.

В своих лучших образцах (а к ним принадлежит большинство представленных на выставке работ) целью высокой живописи является изображение не видимого мира, а через его посредство – мира невидимого. Одно из свидетельств этого – удивительные пейзажи О. Теняева. Он пишет... воздух. Воздух, окутывающий предметы, отдаляющий или приближающий их, растворяющий их в дымке, излучающий сияние, своей прозрачностью превращающий «среду обитания» в драгоценность. И этот воздух больше, чем воздух – это таинственная субстанция, у которой ещё нет названия, которая всё пронизывает и объединяет, всему сообщает смысл и значение. Одно из направлений творчества А. Анненкова – это поиски золотой середины между введённым импрессионистами раздельным мазком, излишне нарочито передающим вибрацию воздуха, и его более слитными, смягчёнными вариантами, позволяющими расширить палитру чувств от тонкого лирического до монументального. В его работах воздух не столь мистическая, сколь оптическая среда, но, чтобы правильно «построить» её, необходимо большое мастерство.

       

      Anenkov3  

В картинах А. Перевышко явственно ощущается дыхание истории. Трудно понять приём, которым художник добивается этого. Возможно приём заключается как раз в том, что автор «не добивается», а мудро ограничивает себя. Об этом свидетельствует его сдержанная, несколько сумрачная палитра, и, как результат стремления к некой абсолютной правде, на его полотнах возникает мир «без эффекта», но с содержанием, которое, оказывается, не так просто постичь. Глядя же на написанные живой и свободной кистью пейзажи А. Лукаша невольно вспоминаешь пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Проданные за границу ракеты и самолёты в положенный срок превратятся в кучу металла, а эти совсем не большие кусочки полотна долго ещё будут жить в жарких и не очень жарких странах, напоминая о том, что была когда-то такая страна – нет! больше, цивилизация – Россия.

               

 

       

Особым даром живописного видения обладает И. Витюк. И от этого соборы, капеллы, детские лица обретают аромат сказочности. Сказочности, которая, как мы начинаем понимать, скрыта в окружающем нас вполне осязаемом и реальном мире. Этот мир непонятен, загадочен «и своим безобразием, и своим прекрасием». И если первое – предмет интереса моралистов и психиатров, то художников (увы! уже далеко не всех) больше интересует вторая часть загадки. По-своему пытается найти ответ на неё и автор этих строк. Возможно, в этом больше романтизма, чем требуют современные правила приличия для потребителей и телезрителей, но наверняка меньше скуки.

       

 

И, похоже, эта черта не исключение, а скорее правило для этого – можно сказать, по прихоти автора этих строк – возникшего сообщества ревнителей традиций. Так, безусловно, высоко профессиональна, но ещё более интересна сплетением истории и своеобразной красоты оставленных ею руин средиземноморская серия А. Галимова. Эти картины возвращают нас к пониманию вечных ценностей, в число которых не входят ни турнирные таблицы по футболу, ни экономическая евро-злоба дня.

Обаятельны (и, конечно, техничны – без этого обаяния в живописи нет!) работы самого молодого экспонента – А. Ягодкиной. Свежесть, непосредственность, искренность – их безусловные достоинства, очевидные даже для непрофессионала.

       

 

             

И как последний, но совершенно необходимый штрих – изысканные пастели С. Усика. В них есть мягкость, женственность, которую трудно, почти невозможно достичь маслом. Возможно, не меньшим достижением является ансамблевость, достигнутая сложением столь разных художников. Причина этого успеха очевидна: их объединил высокий профессионализм и высокое служение красоте. Как сделать, чтобы из экзотики это превратилось в реальный фактор объединения хотя бы небольшой, лучшей часта людей? Чтобы мы, объясняя свои поступки, говорили: просто это было красиво! Может быть, эта выставка хоть в небольшой степени подвигнет нас к этому.

           

 

             

 

*   *   *

Р.S. Благодарю музейно-выставочный центр «Петербургский художник» за четыре работы О. Теняева, предоставленные для этой экспозиции.

 

С 2009 по 2014 г. состоялось пять выставок.
1. НВТ – 1, ноябрь 2009, участники: Зимин А., Адгамов  Р., Кожевников В., Поляков О., Селенин А., Филимонова Г.,  Шевчук В., Шевчук С.
2. НВТ  -2, январь  2011, участники: Ежаков В., Кожевников В., Малых-Васильев А.,Николаева А., Поляков О., Усик С., Чернова Т.,.Шевчук В., Шевчук С.
3. НВТ – 3, январь 2012, участники: Витюк И., Галимов И., Зимин А., Ляпкало  В., Поляков О., Селенин А., Усик С., Филимонова Г., Шевчук В., Шевчук С.
4. НВТ – 4, январь 2013, Братанюк В., Витюк И., Ежаков В., Лукаш А., Поляков О., Рейхет П., Теняев О., Усик С., Якуничева Е.
5. НВТ – 5, январь 2014, участники: Анненков А., Витюк И., Галимов А., Лукаш А., Перевышко А., Поляков О., Теняев О., Усик С., Ягодкина А.

 

Поляков Олег Леонтьевич,

кандидат технических наук,

живописец,

куратор выставки «Наследие великих традиций»