Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Литературно-театральная деятельность как предмет синкретического воздействия


Гальчук Ольга Викторовна
,

преподаватель Смоленского колледжа

легкой промышленности и индустрии моды

«Все явления культурной жизни человечества находятся между собою в той или иной зависимости. Поэтому мы не можем изучать литературу саму по себе, но должны принять во внимание близкие ей культурные области: религию, науку, искусство, и даже касающиеся литературы факты материальной культуры, как, например, состояние письменного дела, развитие книгопечатания, техническую сторону театрального дела и т.д.», – писал в начале ХХ века известный педагог В.В. Данилов [3].

В современной педагогике [1,4-6,9,10] все чаще утверждается положение о культуросообразности воспитания, которое соответствует стремлению человечества к единому мировому сообществу, а духовно-нравственное воспитание в таком случае выполняет роль реального фактора развития единства между людьми на земле. «Но для того чтобы быть «культуросообразным» в области инновационного образования (что, впрочем, применимо и к любой другой области знания), необходимо любое новое практическое действие разворачивать относительно какого-то уже освоенного контекста» [7].

В контексте проблемы глобальной, общепланетарной нравственности возрастает роль педагогической науки в разработке моделей воспитания личности, позволяющих учащемуся соотносить себя с другими людьми, со всем окружающим миром, миром культуры. Ю.М.Лотман считал, что развитие современной науки и техники требует не «запрограммированного» человека, а человека-творца. Неизбежным последствием научно-технической революции для школы будет рост удельного веса индивидуальной работы с учеником. А это потребует от учителя высокой гуманитарной культуры [8].

Последние два десятилетия базисом гуманизации российской образовательной системы является художественное образование и эстетическое воспитание, опирающиеся на дисциплины эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую и воспитывающую посредством литературы, изобразительного искусства и музыки. Ведущее значение сохраняется за приобщением к литературе как предмету синкретического воздействия, способствующего обогащению житейским опытом, историческими сведениями, а также выработке человеческого отношения к действительности. Литература является также первоосновой для развития языка подрастающего поколения, образного мышления на языковой основе, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства, утверждения основ нравственности и гражданственности, кроме того, творческого отношения к слову. За эти годы кардинально поменялось отношение к изучению предметов – каждая дисциплина, в том числе и литература, стала рассматриваться не как цель, а как средство формирования гармоничной личности. Осознание значения учебного предмета в системе культуры (определение культурного значения предмета), диалог культур при решении первоочередных задач в учебно-воспитательном процессе позволяют сегодня воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности учащихся.

Одним из ведущих методов мировой и отечественной педагогической практики является сегодня метод учебных проектов.

Использование проектной деятельности учащихся в области гуманитарных наук в качестве средства для их личностного развития предполагает реализацию следующих педагогических идей: организации активной познавательной деятельности на основе субъектного подхода и герменевтического анализа текстов в контексте диалога культур; установления взаимосвязи между учебным материалом и собственным жизненным опытом обучающихся; формирование личностных смыслов и ценностных установок учащихся при помощи решения личностно значимых для них проблем; ориентации на познавательные интересы подрастающего поколения и предоставления ученикам свободы выбора; побуждения обучающихся к самопознанию и рефлексии; педагогической поддержки, координации и профессионального консультирования как вариантов педагогического взаимодействия в процессе осуществления учебной проектной деятельности.

Работа над учебными проектами по литературе в рамках научного общества (литературоведческая, театроведческая, краеведческая, культуры речи секции), факультативов «Биография века» (литературно-театральный процесс ХХ века) и «Краеведение» (изучение истории и литературы Смоленщины), кружков «Театр и мы» (история русского драматического театра) и «Проба пера» (основы литературной и театральной критики) даёт возможность учащимся Смоленского колледжа легкой промышленности и индустрии моды (СКЛПиИМ) объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения литературе, воспитывает обязательность и тщательность выполнения задания в намеченные сроки, учит взаимопомощи в работе, добросовестности. Использование литературно-театральных творческих проектов в учебном процессе позволяет учащимся открывать мир для себя и – себя в этом мире.

Особую значимость приобретают учебные проекты по литературе (выставки, презентации, читательские конференции, постановки спектаклей и т.п.), реализуемые в рамках предметных недель. Цель таких проектов – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств. В рамках этого проекта все предметы образовательной области «Искусство» создают единое пространство итогового результата, всесторонне используя творческий потенциал учащихся. Творческая проектная деятельность является одним из эффективных средств обучения и развития учащихся на уроках литературы и внеклассной работе по предмету, так как соответствует ключевым психологическим особенностям подросткового возраста: стремлению к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Подобное «развитие творческих способностей в целостном единстве может быть ускорено при постижении особенностей звучащего художественного слова и наглядно зримой красоты» [2].

Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость наличия в образовательном учреждении театрального коллектива, факультативов по истории театра, научных обществ, семинаров литературно-театральной направленности, их воспитательное, образовательное и социальное влияние на каждого учащегося трудно переоценить. Театр, особенно драматический, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории. На заседаниях кружка «Театр и мы» и научного общества уже на протяжении многих лет учащиеся СКЛПиИМ совершают виртуальные путешествия в МХТ имени А.П. Чехова, театры «Современник», Московский театр русской драмы «Камерная сцена», Государственный Театр Наций, Московский театр п/р О.П. Табакова, Малый театр, Смоленский драматический театр имени А.С. Грибоедова, Русский Театр Хьюстона.

Но «путешествия» не всегда бывают виртуальными. С 2004 года посещают спектакли столичных театров учащиеся колледжа в рамках литературно-театральных экскурсий в Москву. Знаменитые спектакли по русской классике «Карамазовы и ад» и «Гроза» в «Современнике», «Господа Головлевы», «Обломов» и «Лес» в МХТ, «Страсти по Бумбарашу» в «Табакерке», «Вишневый сад» в Малом театре удалось им увидеть своими глазами. Посещение спектаклей по русской и зарубежной классике Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова – обязательное условие для всех учащихся СКЛПиИМ, занимающихся в кружках, семинарах, секциях научного общества литературно-театральной направленности и студенческом театре «Театр и мы».

Русская классическая литература на сцене и в кино, интерпретация литературного образа выдающимися деятелями искусства прошлого и современности, костюм в русской литературе ХIХ века – основные направления творческой деятельности учащихся СКЛПиИМ, работающих в тесном контакте с научным сотрудником музея Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова Киреевой Е.В. Результатами этой работы становятся выступления учащихся со своими исследованиями на ежегодной международной конференции «Русская классическая литература на сцене и в кино» в Смоленском государственном драматическом театре, а также межвузовских студенческих конференциях и семинарах в СГИИ, СмолГУ, «Шаг в науку» Департамента образования Смоленской области, постановках русской классики на сцене СКЛПиИМ силами студенческого театра «Театр и мы», таких как «Вишнёвый сад» и «Чайка» А.П. Чехова, «Страсти по рыцарю бедному…» (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»), «Аннинька» (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы») и других.

В сентябре 2011 года в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды состоялась предметная неделя  Культурные смыслы.

По мнению организаторов, постижение литературы – и шире – человеческой культуры происходит лишь тогда, когда учащиеся начинают не просто созерцать культурные символы в рамках различных мероприятий, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве [11].

 

Литературно-театральная неделя «Культурные смыслы»

Культура живет в произведениях.

В.С. Библер 

26 сентября, понедельник.  Поколение на повороте: от перспективы наблюдения к перспективе творчества

  • Торжественное открытие литературно-театральной недели
  • Презентация книги «Театр и мы: культурные смыслы»
  • Читательская конференция  Живая книга: Лидия Гинзбург. Литература в поисках реальности

27 сентября, вторник. Другая история литературы

  • Заседание литературоведческой секции НСО СКЛПиИМ и факультатива «Биография века» Ретродебаты премии «НОС» («Новая словесность»): шорт-лист 1973 года в контексте современного литературного процесса

28 сентября, среда. По ту сторону искусства: Воображаемые и реальные путешествия по литературно-театральной Москве

  • Семинар Ю.М. Лотман и Л.Я. Гинзбург: культурные коды
  • Экскурсия Театральная площадь, Камергерский переулок, Чистые пруды как точки пересечения культурных эпох

29 сентября, четверг. Метатексты Смоленска

  • Заседание НСО СКЛПиИМ  Театральная и музыковедческая пушкинистика на смоленской сцене
  • Заседание литературно-театрального семинара «Проба пера» В поисках изящной словесности
  • Выставка  Выпускное платье как феномен культуры

30 сентября, пятница. В поисках художественных открытий

  • VII театральный фестиваль спектаклей студенческого театра СКЛПиИМ «Театр и мы»
  • Торжественное закрытие литературно-театральной недели "Культурные смыслы"

Одно из важнейших мероприятий недели – презентация книги  «Театр и мы: культурные смыслы», подготовленная в рамках литературно-театрального учебного проекта.


На презентации книги воображаемые и реальные путешествия по точкам пересечения культурных эпох - Театральной площади, Камергерскому проезду, Чистопрудному бульвару, смоленскому Блонье и американскому Хьюстону - совершили Решетникова Надежда, Рахманова Софья, Гусева Анжелика, Недобойко Евгения, Гарганчук Ксения. Благодаря руководителю литературно-драматической части Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова Киреевой Е.В.,  заместителю директора Московского театра русской драмы «Камерная сцена» Скрипниченко С.В., актрисе и художнику-постановщику Русского театра Хьюстона (штат Техас, США), Президенту Объединённой Российско-Американской Ассоциации Елене Суворовой Филипс, главному режиссеру Русского театра Хьюстона Владимиру Штерну загадочный и манящий мир русского драматического театра стал намного ближе обычному смоленскому учащемуся и позволил перешагнувшим порог Голубой гостиной  областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского увидеть разные способы измерения и изображения мира.

Таким образом, изучение литературы в контексте диалога искусств и сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы и позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы и – шире – диалог культур.

 

               
    

 Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-ПРЕСС, 1995. – 448с.

2. Громов Н.Н., Тарасов В.И. Звук и зримый образ // Проблемы сценической речи. – Л., 1979. – С.71.

3. Данилов В.В. Первый урок словесности в средней школе. – Варшава, 1907. – С.15.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 464с.

5. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Серия: Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2006.

6. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205с.

7. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издат-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – С.6.

8. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – С.5.

9. Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973. – 406с.

10. Паркер Барри. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной. / Перевод с англ. В.И. и О.И. Мацарских. Под ред. Я.А. Смординского. - СПб.: Амфора, 2000. - 333с.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1- М.: Мысль, 1993.