Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 
Образование как фундаментальный фактор сохранения социальной устойчивости

и формирования будущего России

Фурсей Георгий Николаевич,

академик, вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН),

доктор физ.-мат.наук, профессор, заведующий кафедрой физики

Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций,

Президент международной общественной организации «Лига защиты Культуры»

 

В школе всё будущее России,

и никакие жертвы, необходимые для её устроения и подъёма,

не должны останавливать правительство,

которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет.

(Из письма князя Трубецкого Николаю II, 1911 г.)

 

Гибель или упадок высшей школы есть национальное несчастье,

так как ими подрывается одна из основных ячеек существования нации.

Великое несчастье России в том, что это часто не понимается.

В пылу партийных страстей, мелких расчётов и интриг

забывается значение для страны этих неполитических элементов её жизни,

необходимых для устойчивого её мирового существования.

(В.И. Вернадский)

 

Если вас спросят, в какой стране вам бы хотелось жить

и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете,

с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры».

И тогда вы поймете, что мир будет там, где почитание красоты и знания.

(Н.К. Рерих. Культурное единение)

 

Образование – это важнейшая сущностная составляющая развития и устойчивости человеческого сообщества;

это представление о миропонимании, о предназначении человеческой личности, о нравственных приоритетах, как фундаментальных законах, о законах мироздания;

это творческая мастерская;

это созидательная занятость людей, населения, направленная на воспитание любви к труду, любви к творческой деятельности, любви и уважении друг к другу;

это дисциплина ума, дисциплина любви, формируемая в общественном сознании на примерах выдающихся персональных и общественных достижений, отражённых в лучших образцах литературы, искусства, научных подвигах и открытиях, в подвижнических деяниях великих личностей; воспитание на примерах ошибок, преодолении вызовов и т.д.;

это то, что несёт знания, накопленные человечеством, методы освоения этого знания и нравственные принципы использования знания во благо людей.

 

В настоящее время понятие образования, сам смысл образования, его сущность низведены до примитивного потребительского уровня.

Образование некоторыми руководителями от образования предлагается рассматривать как примитивную сферу услуг, которая реализуется за деньги, и таким образом определяется «толщиной кошелька».

Такое понимание образования представляется очень опасным и несёт разрушительную тенденцию развития общества.

Ещё раз подчеркнём – образование является важнейшим сущностным элементом формирования настоящего и будущего.

Образование необходимо не для того, чтобы превратить это в раздел бизнеса – продавать т.н. образовательные услуги, а для того, чтобы создать полноценное человеческое сообщество, базирующееся на фундаментальных нравственных принципах, обладающее высочайшими современными знаниями, необходимыми для устойчивого восхождения цивилизации и рода человеческого в целом.

Для того, чтобы выполнить эту задачу, образование должно стать одной из главных задач страны, нации и государства.

Образование должно включать в себя как один из главенствующих элементов  нравственное воспитание, формирование творческой личности, воспитание любви и радостного отношения к труду.

Образование должно включать в себя просвещение – это элемент, дающий подрастающему поколению и всему населению в целом правильное современное представление об устройстве мира, об основных законах и явлениях, об уровне современного понимания достигнутых познанием границ и т.п.

Образование теснейшим образом связано с освоением, накоплением, методологией восприятия знания и принципами его использования.

В этом смысле образование и наука теснейшим образом связаны друг с другом и являются двумя сторонами одной и той же медали

Образование должно знакомить и прививать высочайшее уважение к этой области человеческой деятельности.

«Наука не роскошь

а средство передвижения в будущее»

 

Есть несколько простых принципов реализации программы образования:

1. Образование должно быть доступным для всех членов человеческого сообщества. И в этом смысле – как важнейшая составляющая существования и формирования будущего – оно должно оплачиваться обществом, страной – через государственные структуры. Это общее, совершенно необходимое дело нации (государства).

2. Нация обязана тратить на это свои общественные налоговые средства в максимально возможном объёме, и в этом смысле образование должно быть бесплатным: в школе для всех, в вузе – для той части молодёжи, которая на конкурсной основе обосновывает свои способности к продолжению получения знания и творческой деятельности высокого порядка. Возможность вузовского образования должна определяться только талантом претендентов и ни в коем случае не деньгами – «толщиной кошелька”.

3. Образование должно быть базовым, т.е. для всех школ и для всех вузов оно должно опираться на высокий уровень общих требований.

4. Образование должно быть фундаментальным, т.е. опираться на главных фундаментальных закономерностях, установленных фундаментальной наукой в предшествующие исторические периоды, и теоретических и экспериментальных методах получения следствий, вытекающих из этих фундаментальных закономерностей. Такой фундаментальный подход является наиболее простым, эффективным и дешёвым.

Кроме того – фундаментальный подход формирует наиболее объективное и полное представление об устройстве мира.

5. Образование должно быть гуманным. В этом смысле мы ещё раз обращаем внимание на нравственный аспект. Образование должно быть глубоко нравственным по отношению к природе, а так же по отношению к учителю и ученику. И тогда, при всей высочайшей напряжённости образовательного процесса, он будет воспитывать радостное восприятие процесса преодоления трудностей.

6. Есть еще два очень важных аспекта образования – это творческая созидательная занятость молодого подрастающего поколения. И это в то же время в самом высшем понимании этого слова воспитание патриотизма: уважение к корням, истории, родителям, учителям, своей стране, природе и к нашей замечательной планете.

 

Эти идеи неоднократно высказывались великими учёными, педагогами, выдающимися религиозными и государственными деятелями на протяжении веков.

 

В качестве эпиграфа мы взяли некоторые из них. К сожалению, следует констатировать, что большинство совершенно ясных идей, которые были указаны выше, искажены или игнорируются. Именно в связи с этим автор имел смелость озвучить некоторые из принципов, касающихся образования, в данном докладе.

 

Опубликовано:

Новый век: гармония природы и интеллекта:

Тезисы и статьи обществ. форума «Дни философии в Санкт-Петербурге», 2011 г.

– СПб, изд. "ЛЕММА", 2011. – С. 43-44