Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Гореликова Маргарита Владимировна,

преподаватель музыки,

г. Новополоцк, Республика Беларусь

Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности

(фрагмент статьи «Пути к Будущему: Идея Общины и её претворение в педагогике и образовании»)

Начало тысячелетия в российском образовательном пространстве явило много педагогического творчества («творчество» обозначилось как приоритет), но подлинно живым, одухотворённым обучению только предстоит стать. Так как сегодня главный критерий учительского творчества – обеспеченность результатов в виде надёжного поступления в вузы, а также побед учеников на всевозможных соревнованиях. Истинное творчество не прагматично, оно всегда направлено к единой цели, в духе синтеза обозначаемой понятием Красота. Только при условии мотивированности Красотой действия созидательны, а знания и умения, действительно, качественны.

Педагогическое творчество к началу века получило дополнительные возможности, благодаря некоторой идеологической раскрепощённости школы, что дало возможность утвердиться и в педагогическом сознании, и в сознании родительской общественности многим прогрессивным идеям и формам, таким как: безусловное уважение личности ученика, разнообразие подходов не только во внешних формах обучения, но в самом содержании предмета, психическая бережность в отношении оценивания ученика, многообразие возможностей получения знаний, позволяющее создавать условия для проявления индивидуальных способностей учащихся и другие.

При всех достижениях очевиден огромный изъян: не только в системе образования, но в обществе в целом отсутствует сознание величия труда учителя, его огромной государственной значимости. Без необходимого уровня энергии уважения учителя, почитания учителя общество не может формировать культуру – главное условие качественного образования и воспитания поколений. Это тоже закон бытия.

Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности. Не берясь здесь подробно объяснять глубокую, космическую сущность самого явления учительства, хотя именно из неё «вырастает» обозначенная закономерность между уровнем уважения к учителю и уровнем достижимого знания, иначе говоря – степень развития талантливости новых поколений, заметим, что без почитания учителя в школе и в обществе в целом невозможно прогрессирование, даже при наличии многих полезных возможностей и прогрессивных мыслей. Заметим также, что гуманность образовательного процесса, о которой так много говорилось, говорится и о которой мечтают культурные люди, понимая истину образования как процесс становления Человека в человеке, по-прежнему остаётся лишь мечтой. Задумаемся, почему при стольких усилиях образовательный процесс становится всё менее человечным (не будем успокаивать себя тем, что проблема в упорном авторитаризме методов и недостаточной образованности учителей и т.п. подробностях школьного «обихода»). Выскажем убеждение: корень проблемы – в поверхностном отношении к главному условию качественного процесса учения, условию, без которого ни одно преобразование не приведёт к существенным успехам, ибо не будет иметь законных оснований. Этим условием является почитание учителя – закон космического масштаба и космической силы воздействия, игнорирование которого приводит к разрушению самых убедительных, с земной точки зрения, построений, к утрате культуры в обществе.

Почитание учителя есть то, что одно лишь даёт законное право на получение знаний, мастерства. Причём, учителем является каждый, кто даёт хоть крупицу нужного знания или полезный совет. Будущее российской школы, и в целом – культуры, строится там, где восстанавливается попранный закон – закон почитания учителя. В таком сложном процессе как образование, процессе синтетическом по сути, зависящем от множества причин, среди которых и внешние социально-политические, и внутренние – индивидуальные и постоянно меняющиеся психические характеристики «поколений» учащихся, наконец, причины пространственные, очень важно определиться с главным устоем, который при всех изменениях условий и разнообразии акцентов, будет прочно удерживать построение и, подобно негасимому свету, освещать дорогу в самых тяжёлых условиях.

Каков этот устой для школы? Конечно же – почитание учителя. Уважение знания, уважение ученика, условия для индивидуального роста, воспитание личности, сама духовность образовательного пространства – всё придёт при наличии искреннего и безусловного почитания учителя.

Без осознания этого фундамента все перечисленные задачи легко становятся не достижениями, а пороками:

прагматизм разъедает любовь к знанию,

самолюбие закрывает путь к подлинно талантливому творчеству,

честолюбие вместо устремления к прогрессу в развитии сознания утвердит культ ярких и поверхностных успехов.

Почитание учителя – та энергия, которая воспитывает не только сознание ученика и создаёт повышенные возможности его развития, она растит и подлинного учителя в учителях, не позволяя укорениться поверхностным явлениям в обучении и грубым формам в общении.

...Каждый, кто осознаёт критерий качества в его энергетическом аспекте, иначе говоря, отличает светлое от тёмного, каким бы блеском не окутывалось второе, понимает и причину того, почему в настоящее время самая очевидная истина легко искажается на практике – причём, зачастую, теми, кем и провозглашается. Причина такого кажущегося «преломления света» в том, что, в осуществлении каждой мысли, каждого действия, одно только качество психической энергии людей, и ничего более, отнесёт явленное действие к эволюционному – светлому началу или к антиэволюционному – тёмному. Мотивы и побуждения, характер течения сокровенных мыслей людей составляют качество психической атмосферы. Именно от качества этой психической «атмосферы», или психической энергии, зависит и проявление потенциала сознаний учащихся, их способностей, склонностей, потребностей, мотивов. Гуманизм можно провозгласить, но нельзя «узаконить». Он – не что иное, как сопутствующий результат в движении к единой цели – одухотворению пространства школы. Где духовность (а это, прежде всего, почитание учителя и уважения Знания как такового) – там и гуманность всего процесса учения, с его неотъемлемыми характеристиками: уважительностью к каждой личности, соответствием характера «атмосферы» условиям проявления наиболее «тонких» способностей и т.д. ...

Подводя итог сказанному: закон почитания учителя, закон единства знания и коллективный характер его обретения – это законы и явления, относящиеся к духовному Плану бытия человеческого сознания. На этом плане реализуются все лучшие чаяния людей: сотрудничество и братство, культура и познание в их высшем аспекте красоты и глубины, которые сегодня ещё относятся большинством людей к области чудесного.

Настоящий период жизни человечества таков, что многие из этих высших возможностей уже могут быть реализованы, не массово, но там, где явлены хотя бы малые коллективы людей, имеющих мужество жить сегодня мерами дня будущего, когда невозможны станут несоответствия между Планами бытия (идея – мысль – действие едины). Проще говоря, объявив о человечности образовательного процесса, невозможно оставить в его пространстве энергию конкуренции, неуважения к учителю, всю ту двойственность и компромиссность, которые сегодня «перекрашивают» все полезные начинания в их начале. Только «прорастание» в образовательном пространстве идеи Единства: единства знания, труда, творчества, в основе которой закон единства трёх Планов бытия, с активной проявленностью на каждом из них трудящихся и взаимосвязанных сознаний, – сдвинет с «мёртвой» точки буксующий механизм преобразований, начав растворение плотной энергии эгоизма. Только утверждение в образовании незыблемого правила – почитания учителя, – позволит внести в эту государствообразующую сферу настоящую культуру, а не её суррогаты.

Возможно, вышесказанное кому-то покажется отвлечённостью, но говорим для тех, кто уже умеет смотреть в будущее, кому яркая оболочка зримости не заслоняет сути.