Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал


Лииматайнен-Корач Мира-Валентина,

натуротерапевт,

Культурно-просветительский Центр ”Agni”

г. Хельсинки, Финляндия

Культура личности: Звуковибрационное пение как метод самосовершенствования

 

Необходимо поднять Священный меч звука для защиты от душевной глухоты и убожества вкуса, для охраны хрупкого утонченного внутреннего мира нового поколения.

 

В настоящее время много говорится об изменениях, происходящих в системе образования, о ее переориентации на гуманистические, личностно-ориентированные образовательные технологии. Осмысление педагогикой перехода к новой парадигме вызвало необходимость значительно расширить методологический инструментарий. Его обогащение происходит за счет привлечения в педагогику опыта из других научных и художественных областей, и, прежде всего из психологии, в частности из арт-музыкальной психологии.

От педагога требуется не формальный подход к обучению, а творческий, разносторонний, осознанный.

Многозначный образ динамической Вселенной открывается человеку не только через интеллектуальную сферу и концептуальные структуры эпохи, но и через сферу чувств. Общение с искусством в детстве и юности – важный фактор становления гармоничного развития личности. А значит, школьные предметы гуманистической и эстетической направленности – литература, история, изобразительное искусство, пение и музыка – должны помочь ученику в накоплении нравственного и художественного опыта.

В последнее десятилетие наблюдается катастрофическое наращивание неблагополучия детей в сфере нарушений голоса, системе органов дыхания. Негативные влияния экологии, респираторные заболевания, постоянный эмоциональный дискомфорт в обществе – все это причины голосовых проблем, как у детей, так и у взрослых.

Из всех видов музыкальной деятельности, пение представляет наиболее доступную форму музицирования. Используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя.

Народной музыке, пению и танцам в Финляндии обучают уже с самого раннего детства, в школах по желанию можно научиться игре на кантеле – народном инструменте (похожем на русские гусли). Исполнение народных рун (эпических песен) в сопровождении кантеле в один голос или попеременно двумя голосами – удивительно созвучно северной природе.

Йойк – традиционное саамское пение. Финский язык очень мелодичен, большое количество гласных звуков делает финские песни необычайно красивыми. Зимними вечерами лапландцы собирались у костра и под мерное звучание барабана пели йойк – протяжные, красивые мелодии. Чем громче бил барабан, тем настойчивее звучала музыка, то разрастаясь в многоголосие, то сливаясь в одну мелодическую линию. Слов у йойк как таковых не было, пели на различные слоги или звуки, но вкладывали в это пение все свои мысли и душу. Пойте Йойк – вибрации звучащего голоса должны передавать «самую суть» того, о чём поётся в песне, и, может быть, вам откроются мысли старых лапландцев.

Йойк – это особая древняя манера пения жителей Лапландии. По своей форме «йойк» чем-то похож на обрядовые песни североамериканских индейцев. Это свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило, певец исполняет «йойк» от чьего-либо лица, это может быть и человек, и животное.

Искусством народного пения овладеть непросто, оно передаётся из поколения в поколение, поэтому существует огромное количество его вариаций. Жанр «йойк» осознается как «слово прадедов», способное наиболее точно сохранить и передать события мифологического прошлого.

В «саамских» сочинениях ярко выражена стихия движения – бег оленей, скольжение саней и лодки, колебание волн, звукопись птичьих взлетов. Музыкальные полотна Туомелы представляют плетение орнаментальных узоров, чередование воздушных фигурационных волн. В этом видится сходство с декоративно-прикладным искусством саамов, основное место в котором занимают различные виды орнаментаций. Ассоциация с техникой аппликации возникает тогда, когда индивидуализированная линия (она, естественно, принадлежит вокальному голосу) накладывается на уже ставший нейтральным (в силу продолжительности своего звучания) фон.

Русский педагог А.И. Пузыревский считал, что пение способствует всестороннему развитию музыкальности и должно стоять на первом плане как залог развития музыкального вкуса и любви к музыке у детей.

Самоидентификация посредством звуковибрационного пения имеет не только личностный или психологический смысл, но и социальное значение, связана с саморегуляцией поведения, с учетом жизненных перспектив человека, становясь смыслообразующим компонентом в их реализации. Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем гуманитарным и динамическим средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем и в процессе профессионального становления и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве.

Выдающийся ученый Б.М.Теплов писал о том, что искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда – огромное значение искусства в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Следуя за мыслью Б.М.Теплова, становится ясным, что урок пения и музыки, как урок искусства, создает благоприятные условия для развития эмоциональной сферы психики ребенка, его мировоззрения, его ценностно-смысловых ориентаций, его мотивационной сферы личности.

Понимание культуры извлечения звука помогает формированию внутренней культуры, которая есть результат покорения личностных начал, создающих тревогу или нарушающих внутреннюю гармонию и равновесие.

Современный исследователь и педагог К. Ланкастер, размышляя о причинах возникновения хорошего певческого голоса, называет в качестве его источника живое чувство любви, открывающее через себя прямой путь к сердцу друга-слушателя. Внедрение в сердце смягчающих его образов любви и сострадания производит ту благотворную перемену, которая может служить основой создания иного, более совершенного характера, а значит, и более счастливой жизни.

Глубокое понимание природы звука и музыкального искусства, в целом, соз-дают благодатную почву для использования его в образовательных, гармонизирующих и лечебно-профилактических целях.

Саморегуляция посредством звуковибрационных упражнений трактуется с по-зиции пользы, которую может извлечь человек для самопознания, самосовершенствования и лучшей организации своей жизни. Звуковибрационное пение относится к классу пассивных гимнастик, в которых допускаются также упражнения со сгибанием и растяжением туловища, сгибанием и разгибанием ног. Данная гимнастика является внешне пассивной и насыщенной активным внутренним действием. При ее организации мы используем информативную сущность и ассоциативные связи звука.

Работа со звуком, решая технические задачи улучшения качества исполнения, формирует и корректирует личность. Вибрации, которые возникают при пении, способствуют восстановлению многих жизненно важных функций.

В. П. Морозов, в книге «Тайны вокальной речи» (1967 г.) утверждает, что голосовая функция располагает целой системой регулировочных обратных связей. Наличие многих механизмов регулирования и приводит к тому, что нарушение одного из них, пусть даже самого главного, например слуха, не выводит из строя сам механизм: другие обратные связи берут на себя функцию нарушенной. Эта система регулировочных обратных связей включает в себя многие органы чувств: слух, мышечное чувство, вибрационная чувствительность, зрение, осязание.

Вибрационную чувствительность по праву называют ближайшим родственни-ком и даже заменителем слуха. Если последний по каким-то причинам снижен или утерян совсем – человек как бы слушает через свою кожу. Обусловлено это тем, что слуховой аппарат формируется во время роста и развития человека из вибрационного рецептора. Во время внутриутробного развития малыши воспринимают информацию из окружающего мира с помощью виброрецепторов, тем самым, формируя свою звуковую оболочку, так называемую «акустическую кожу».

Экспериментальные работы московского психолога А.Н. Леонтьева (1959 г.) подтвердили, что представление высоты звука, восприятие ритма, силы звука и даже тембра голоса связаны с внутренними мышечно-двигательными и вибрационными ощущениями. Развитее этих ощущений, умение заглянуть в свой внутренний мир и разобраться в нём является чрезвычайно ценным свойством вокального слуха.

Известно, что в обычном состоянии сознания человек использует смыслоречь. В игровом, творческом, созерцательном состоянии сознания отключается строгая цензура сознания, и внимание переключается на процессы бессознательного, открывая путь восприятию звукоречи.

В основе методики лежит философское психобиологическое понимание звуков алфавита. Выяснены их функциональные и ассоциативные связи. Найден рациональный способ их творческого воспроизведения. Идентифицирована их сущностная, духовная и функциональная основа.

Каждый звук алфавита связывают с определенным природным образом, психоэмоциональным состоянием, способом движения и дыхания. При проведении гимнастики воспроизводят звуки алфавита выполнением соответствующих им движений и действий, инициируют возникновение у человека соответствующего произносимому звуку зрительного, слухового, кинестетического образа, психоэмоционального состояния. При этом фиксируют внимание на процессе дыхания и его функциональных элементах. Способ позволяет повысить эффективность психо-тренирующей и дыхательной гимнастик.

Отличительной особенностью метода является использование всех звуков алфавита, но не в виде абстрактных знаков, а в виде "Живых Звуков Алфавита ".

Звуки алфавита относятся к генетическим сигналам. Ни один из них не является случайным. Они возникли для выражения всех главных эмоций и их регуляции. Все они отображают стабильные состояния (наибольшей информационной связности), возникающие в процессе адаптации человека. Возводя звуки в ранг звукообразов, мы привлекаем не произвольные, случайные звукообразы, но те, которые раскроют в действии основные регуляторные принципы жизнеобеспечения.

Звукообразы разработаны на основе воображаемых природных ситуаций и физиологического самоощущения при воспроизведении звука. Эмпирически подобраны: органическая связь типа дыхания, движения, психоэмоциональное и цветовое восприятие звуков алфавита.

Пластика жизнеобеспечивающих процессов сопрягается, благодаря также рас-крытию всех внутренних элементов звукообразования и звукопроизношения. Использование всех звуков алфавита позволяет структурировать общий ритм, физическую интенсивность и психоэмоциональную насыщенность занятий, активизируя все системы организма. Занятия проводятся на игровой основе, в творческой атмосфере свободного включения в действие.

Атмосфера психологической безопасности и включенности в единый, общий процесс отличает ее от чисто технической основы лечебной физкультуры. Оригинальной идеей является способ создания звукообразов и способ работы с ними в психофизическом тренинге.

Отличие способа звуковой саморегуляции от способа классической гимнастики голоса в том, что осязаемая через пластику движений речь дополняется произнесением звуков с акцентом на всех функциональных элементах образования, произношения, проведения и качественного насыщения звука в сочетании с инициацией воображаемого природного и игрового образа звука (звукообраза). Посредством акцента и усиленного внимания всем элементам голосового дыхательного процесса мы вводим элемент эвритмии – это звук, выраженный в движении, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности образов с достижением разных психоэмоционалъных состояний в игровой атмосфере.

Еще в 1972 г. в своей книге Д. Е. Огороднов с позиции серьезного отношение к проблеме вокального воспитания советует вводить в школах такие формы работы как «вокальная зарядка» и «вокальная минутка», с «подключением к делу учителей начальных классов» [3, с. 3].

Включение звуковибрационных упражнений в ежедневную работу с учащимися в качестве «голосовой гимнастики» дает учителю возможность решать задачи оздоровления голосового аппарата учащихся. Это развитие и охрана голоса, профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции, развитие фонематических способностей, эмоциональной сферы и творческого потенциала. В этом аспекте, отстранившись от перспектив музыкального развития, выше сказанное можно рассматривать как часть самостоятельной педагогической технологии, овладение и использование которой не требует от учителя специального музыкального образования.

Целью звуковибрационного пения является освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности. Приоритетными задачами звуковибрационного пения являются: профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции; развитие фонематического и эмоционального слуха.

Значительная часть заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции имеет причину в нерациональном травмирующем голосообразовании в речи. Введение голосовой функции в оптимальный режим работы через упражнения звуковибрационного пения, основанные на механизмах природной автоматики, тренировка мышечных систем, участвующих в голосообразовании, включение защитных механизмов голосообразования, способствуют профилактике заболеваний и расстройств голоса.

Развитие эмоциональной сферы без раскрытия творческих возможностей уча-щихся вряд ли можно считать полноценным. Создание учителем ситуаций, включающих воображение, желание сотворить что-то свое, личностное, индивидуальное, отличное от других, естественно вкрапляется в технологию звуковибрационного пения, чему способствует исключительно игровая форма занятий. Следовательно, еще одной задачей этой технологии можно считать развитие творческого потенциала детей.

Технология включает в себя специально разработанные тексты, игровые зада-ния, способствующие осознанию голосовых сигналов доречевой коммуникации, осознанному использованию режимов работы гортани. Произвольное включение в процессе выполнения упражнений, словесных или сюжетно-визуальных заданий учителя, в игровых или творческих ситуациях, раскрывает и развивает эмоциональную сферу детей.

Методологической основой обучающей программы является тезис: голосовой аппарат является самонастраивающейся, саморегулирующейся и самообучающейся системой.

Филогенетически вокальная функция является более древним образованием по отношению к речи, и всё в организме человека приспособлено к пению. На Руси считали, что поёт в человеке душа и пение есть её естественное состояние.

Первые крики и коммуникативные проявления ребёнка по сути своей и есть вокализации. В развитии ребёнка на данном возрастном этапе, формирование речевой и вокальной функции идёт параллельно и продолжается до двух лет. В период гуления ребёнок как бы играет своим голосом, изучает свои голосовые возможности, а к четырём месяцам его голосовой диапазон достигает трёх октав. Играя своим голосом, ребёнок явно получает удовольствие от воспроизведения собственных звуков. В литературе часто говорится о врожденной потребности ребёнка в упражнениях такого рода, а голосовые импровизации младенца рассматриваются как первые творческие проявления (Г.П. Стулова).

Структура объединяет три цикла упражнений:

1-й цикл – «Артикуляционная гимнастика»: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность. Игровые, творческие ситуации упражнений артикуляционной гимнастики помогают воспитать отражение эмоциональной сферы в мимических проявлениях.

2-й цикл – «Координирующие интонационно-фонетические упражнения»: знакомство с наличием разных голосов (режимов работы гортани) с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями; освоение приемов метода в домузыкальном варианте; осознание интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, приемами метода, эмоционально-образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи виде; произвольная связь режимов работы гортани, интонации и энергетики с речевыми заданиями.

3-й цикл – Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации: активизация всей голосообразующей системы, в том числе центральной ее части – соответствующих отделов центральной нервной системы. Включение механизмов голосообразования генетически заложенных эволюционным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций. Выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса. Произвольная имитация различных голосовых сигналов доречевой коммуникации, их осознание и фиксация резонаторных, слуховых, вибрационных, энергетических и эмоциональных ощущений, которые их вызывают и которыми они сопровождаются.

Упражнения расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и формы их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму. Время урока, затрачиваемое на упражнения, может не превышать 3-5 минут.

Возраст детей, с которыми учитель работает, может быть разным в зависимости от конкретной ситуации обучения. Например, учителю, заинтересованному в охране голоса учащихся его класса, можно ввести такие упражнения в ежедневный тренаж на одной из перемен.

Если ребенок не посещал дошкольные учреждения, где есть вероятность воздействия на него методами, развивающими эмоциональную сторону личности и ее проявления, в том числе голос, то в школьном возрасте могут быть трудности на уроках музыки с восприятием пения как эмоционально мотивированного процесса. Эти трудности с взрослением усугубляются. Но и с приходом в школу возможна коррекция голосообразования и речи ребенка технологией, предусматривающей творческий компонент.

В развитии звуковибрационного образования голоса во многом может помочь обращение к карело-финскому эпосу Калевала.

Калевала состоит из 50 рун (песен). Звук – активен; он все превращает в живое. Особенно песни Калевалы. Сквозь эти песни "просвечивает" древний, повествовательный мир – мир звука, обряд, танец, миф... Погружаясь в него, мы попадаем в адекватный энергетический слой, в котором работает сама форма. Мы встаем в певческий круг, и форма круга начинает работать как содержание. В прежние времена люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. Собираясь вместе, пели хором. И поэтому тот, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияло на весь организм. Кроме того, громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать и внутренние органы певцов, что, помимо эстетического удовольствия, приносило и другую пользу. Голос, заставляя вибрировать весь организм, выполняет функцию восстановителя здоровья. Остается сожалеть, что в отличие от своих предков мы полностью игнорируем способ-ность голоса восстанавливать физические силы.

Детский фольклор помогал детям расти здоровыми, веселыми, спокойными. Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остро-умию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю. Все эти ценности чрезвычайно важны для развития и самосовершенствования, для культурной самоидентификации личности.

Необходимо поднять Священный меч звука для защиты от душевной глухоты и убожества вкуса, для охраны хрупкого утонченного внутреннего мира нового поколения.

 

Легендарный индийский музыкальный философ и исполнитель XIX века Хазрат Инайят Хан в книге «Мистицизм звука» писал: «Голос является выражением духа. Если дух мягок, то голос мягок; если дух тверд, то голос тверд; если дух силен, то и голос имеет силу; если дух потерял свою силу, тогда и голос теряет ее». Далее, следуя философской концепции Х.И.Хана, получаем вывод, что наш голос – это ключ понимания собственной природы, собственного Духа. А путь к силе духа проходит через Сердце.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Емельянов В. В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. – СПб.: ЛОИРО, 1998.

2. Морозов В. П. Язык, понятный всем на земле // Наука и жизнь. – 1980. – № 10.

3. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразова-тельной школе: Методическое пособие. – Л.: 1972.

4. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

5. Трифонова И.А. Домузыкальный этап развития детского голоса. – 2005. Ч. I.

6. Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука : [Сборник] Пер. с англ. – М. : Творческий центр "Сфера", 2002.

 

Видео-зарисовка: Путь к Сердцу