Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Взаимодействие семьи, учреждений образования и культуры в решении проблем воспитания ребенка

Евдокимова Елена Сергеевна,

доцент кафедры управления педагогическими системами,

Волгоградский государственный педагогический университет

 

На протяжении веков в фокусе внимания человечества находится важная составляющая жизни на земле – воспитание детей. Воспитание – своего рода духовный стержень, связывающий поколения. Воспитание – вхождение ребенка в контекст культуры и восхождение к ее ценностям и смыслам.

Вхождение ребенка в контекст культуры всегда сопряжено с трудностями. Не просто складываются отношения ребенка с миром природы, социумом, самим собой. Не просто протекает восхождение к ценностям культуры, всегда внутренне драматично, через отторжение, переживание критики воспитывающих взрослых, а также детей (сверстников и старших по возрасту). Именно поэтому ребенку нужны помощь и поддержка взрослого на сложном пути освоения культуры движений, сенсорной, интеллектуальной культуры, духовной культуры.

Как известно, в воспитание ребенка включен не один взрослый! В пространстве-времени детства на скалистом пути культурно-исторического развития ребенка встречаются разные взрослые: родители, близкие и дальние родственники, воспитатели детского сада, учителя школы, другие взрослые, отношение к которым у ребенка меняется по мере взросления, развития его потребностей-способностей.

Какой взрослый необходим ребенку? Который понимает природную сущность ребенка, способен постичь его «секретный мир», ввести в мир взрослых, в пространство культуры!

Сегодня как никогда высока потребность в человеке культуры! Воспитание человека культуры требует объединения усилий всех взрослых – родителей, педагогов образовательного учреждения, специалистов учреждений культуры в построении единого культурно-образовательного пространства, адекватного потребностям развития ребенка и взрослого, побуждающего присвоение ценностей регионально-национальной культуры и мировой культуры. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Например, взаимодействие родителей и воспитателей детского сада, а в последующем педагогов начальной школы позволяет снизить уровень невротизации детей, повысить доверие детей к образовательному учреждению как к безопасному (не чужому) пространству жизни, открытому культуре. Чем младше ребенок, тем больше он стремится к радости и счастью, красоте и гармонии! Вне доверительных, открытых, нежных взаимодействий со взрослым, это стремление удовлетворить трудно.

Выявлять, осознавать и решать возникающие на пути восхождения к ценностям культуры проблемы физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания ребенка, а также обеспечить необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития его личности возможно посредством развития взаимодействия семьи с учреждениями образования (детским садом, школой, учреждениями дополнительного образования). Развитие взаимодействия родителей и педагогов в проблемном поле воспитания – процесс, обусловленный сложной социокультурной ситуацией в мире, России.

К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а взаимодействия), взрослых в воспитании детей фактически до сих пор в должной степени не проработана, не поставлена на соответствующем научном уровне: не определено пространство, содержание, способы, характер взаимного действия взрослых людей в поддержку детства.

Многолетние исследования отечественных ученых и наши наблюдения позволили обнаружить стереотипы, тормозящие развитие взаимодействия семьи, учреждений образования и культуры в решении задач воспитания детей.

Во-первых, обнаружены стереотипы в детско-взрослых отношениях (в триаде: родители, дети, педагоги) и отношениях воспитывающих взрослых (педагоги-родители) сохраняется субординация, монологизм, принципы, негативно воздействующие на развитие субъектов образования.

Во-вторых, сохраняется приоритет образовательных учреждений (детского сада, школы) в социализации и воспитании ребенка по сравнению с семьей. Педагоги продолжают уповать на нерешительность, безответственность родителей в воспитании детей, низкий уровень их педагогической культуры; сдерживается развитие открытых отношений между этими системами! Делегирование семьей функций воспитания, обучения, развития детей государству разрушает позицию ответственного отношения взрослого сообщества к Детству. Родители оторваны от детства. Отсутствует психологическая настроенность и готовность к взаимодействию с Детством (по определению Д.И.Фельдштейна).

В-третьих, с позиции культуры полезности (по определению А.Г.Асмолова) продолжают рассматриваться отношения ОУ(образовательных учреждений) с учреждениями культуры (библиотекой, музеем, театром), не отвечающие идеям развития.

Проведенные нами в системе дошкольного образования Волгоградской области исследования, показывают преобладание в практике учреждений образования ограничивающего взаимодействия, реже - поддерживающего и развивающего взаимодействия педагогов со своими коллегами (педагогами учреждений образования и культуры), а также с родителями воспитанников.

На ограниченные связи указывают следующие факты: отсутствие у воспитывающих взрослых понимания ценностей и смыслов взаимодействия; низкий уровень информированности сторон об организации воспитания и обучения в семье, детском саду; отсутствие опыта совместной деятельности по решению актуальных детских и детско-взрослых проблем. И, как следствие – установление жестких границ взаимодействия, где поле активности, самостоятельности, инициативности четко очерчивается как образовательным учреждением, так и семьей.

Преобладание в практике образовательных учреждений ограничивающего взаимодействия педагогов и родителей не позволяет своевременно обнаруживать, осознавать причины проблем воспитания дошкольника в семье и детском саду и решать их.

Результаты нашего поиска показали, что взаимодействие субъектов культурно-образовательного пространства не развивается по причине отсутствия у них представления целостной картины взаимодействия, глубокого понимания смысла каждой ступени восхождения к событию, сотрудничеству в деле воспитания.

Рассмотрим развитие взаимодействия субъектов на примере детского сада и семьи.

1 ступень. Знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 ступень. Кооперативное выяснение ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении актуальных задач воспитания ребенка.

3 ступень. Согласование точек зрения и проектирование новой социально-педагогической реальности с опорой на ответственность сторон.

4 ступень. Составление договора о сотрудничестве детского сада с семьей.

5 ступень. Совместное создание программы и плана взаимодействия.

6 ступень. Мониторинг качества взаимодействия с обязательным анализом, оценкой; коррекция проекта объективно новой реальности.

7 ступень. Осознание достижений и трудностей, определение новых целей и задач.

На поддерживающее и развивающее взаимодействие педагогов с ребенком 3-7 лет, родителями (семьей), специалистами учреждений культуры направлена созданная нами региональная программа «Воспитание маленького волжанина». Центральная идея концепции программы – интеграция семейной и общественных систем, ориентированных на воспитание гражданина и патриота малой родины, России.

Цель: в процессе взаимодействия дошкольников с различными носителями культурного опыта и институтами социализации приобщать детей к истории и культуре Нижнего Поволжья, города Волгограда (административного и исторического центра региона), ориентируя на активное познание природы, истории города, края и его современной культуры, развивать созидательную направленность личности, неприемлющей насилие, жестокость.

В контексте педагогики взаимодействий нами определены не только цели для педагога как ожидаемый результат развития его компетентности, но и цели для других воспитывающих взрослых (родителя, специалиста учреждения культуры) и ребенка.

Цели определены по трем направлениям: «Природа родного края», «История и культура родного края», «Искусство родного края». Цели отвечают критериям реальности, конкретности, диагностичности; имеют мотивирующий, стимулирующий характер для всех участников образовательного процесса. Ориентируясь на них, в реальной практике воспитания ребенка в детском саду, учреждении дополнительного образования, семье, взрослый сможет определить конкретные задачи.

Содержание программы рассматривается нами не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданско-патриотического воспитания. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию, воспитанию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.

Чтобы не просто выживать, а развиваться в непростых условиях обновляющегося общества, воспитывающим взрослым необходимо переходить от монолога к диалогу, учиться видеть, слышать проблемы воспитания ребенка и поддерживать друг друга в их решении.