Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Уроженко Ольга Алексеевна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры истории искусств

Уральского Федерального университета,

Екатеринбург.

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КУЛЬТУРЕ

 

Мы живем в катастрофически напряженное время, время беззастенчивых подмен, ловкого жонглирования фактами, смыслами, ценностями, в эпоху жестких информационных войн, открытой агрессии по отношению к Культуре: её памятникам, учреждениям, служителям. Пиком стал рейдерский захват и разгром уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве весной 2017 г. В этих условиях чрезвычайно трудно выжить самому феномену Культуры, ибо культура строится на тонкости восприятия, чуткости сознательного анализа, на синтезе мышления, которые требуют серьезной духовной работы. «Кто услышит голос духа своего, над бездною вознесется», – говорил Преподобный Сергий.

Но как пробудить, как сохранить, как утвердить высшие духовные ценности, «осознания духа»?! Различны способы, оставленные многоликой историей человечества. Тяжелейший – «…поднять народы мечом или молнией, лишь бы пробудить вопль духа». Органичны, гуманны, эволюционны – Пути Культуры, ориентированные не на отдельные тактические приемы, а на долгосрочную стратегию Единой Целостной Жизни. «…Решить проблему жизни можно только расширением сознания» (Философское наследие семьи Рерихов).

 

* * *

Вслед за Н.К. Рерихом мы определяем Культуру как культ Света. Есть и второе её определение: культура – культивация, возделывание, обработка пространства жизни Светом духовности. Значит, культура деятельна: она сеет Семена Эволюции и собирает её плоды. Религия (лат. – соединять, связывать) – тоже деятельность, но в феномене Культуры явственнее звучит, проявляется вещественное (!) основание пространственной связи, называется само её «живое вещество», та светоносная ткань, которая покрывает все явления жизни, возвышая, одухотворяя и преображая её.

В нынешних условиях актуально и определение культуры как «Человечности». Ибо лишь она одна делает нас Высшими, – по сравнению с другими царствами природы, – Существами. Е.И. Рерих писала в начале 1950‑х годов: основы культурности есть основы гуманизма. Тончайшие щупальца души, расширение, утончение гаммы чувств и восприятий, граней действий и отношений, – этот «Ореол Человечности», – спасает от паралича высших сердечных и мозговых центров. Они являются единственными источниками, питающими возможность совершенствования и способность к прогрессу. Но огрубевшая часть населения с парализованными высшими центрами Жизни не может считаться человечеством, так как утеряла инструмент совершенствования, определяющий пути эволюционного развития. Она опускается до предела животного, до «овоща» или до робота/раба цивилизации.

 

* * *

Кто такой «homo culturius», что такое культура человека, – наша с вами культура? Это строй, характер наших мыслей и чувств, наших подлинных глубинных устремлений, решений и поступков. Это отбор способов и инструментов, которыми мы пользуемся для их реализации. Это критерии, которыми мы руководствуемся при оценке успешности воплощения задач во всех сферах деятельности: экономике, финансах, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве. Это – образ жизни каждого нашего дня.

Именно это подчеркивал Д.С. Лихачев, утверждая недопустимость спекуляции чиновников культурным достоянием. «Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им знания и красоты, способность сердца любить культуру, защищать её достижения и трудиться во имя неё на общее благо».

И сегодня, как никогда, нашему Отечеству нужны не просто удачливые предприниматели, изворотливые экономисты или банкиры, но люди, способные к стратегическим эволюционным решениям, возникающим в состоянии духовного синтеза. Нужны герои Культуры, – утверждал Н.К. Рерих. Без героического дарования человек не может реализовать никакие другие свои дарования, – писал Т. Карлейль. Нужны «сложные», «долгие» люди, – говорят современные исследователи.

 

* * *

Что такое защита Культуры? В культурологической концепции Н.К. Рериха это – долгосрочные образовательные, просветительские и воспитательные программы многих организаций и многих сотрудников; это – «стадии» постоянных «моральных воззваний» и постоянных социальных действий; это – неутомимые напоминания, прошения, убедительные утверждения и разъяснения, каждый раз новые, неожиданные по аргументам; это – неизменные осуждения, неприятия каждого, ставшего известным, акта вандализма. Как видно даже из такого краткого перечня, защита Культуры требует неукоснительного постоянства, находчивости, сотрудничества многих людей, работы, ни на миг не прекращающейся.

 

* * *

Защита Культуры – это «общественный героический подвиг».«Дело Культуры никогда не может быть лишь делом только одной страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное, общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния».«Чем дальше, тем больше должны требоваться в деле охраны культурных сокровищ общественное и частное начало» (Н.К. Рерих. Постоянная Забота // Знамя Мира. М., 1995. С.127). Из высказываний Н.К. Рериха следует, что частные выступления призваны вызывать отзвук в общественном мнении, создавать это общественное мнение, побуждать к широкому сотрудничеству в осуждении каждого факта варварства, пробуждать культурное сознание в широких массах и, опираясь на со-действие общественности, формировать то необходимое «моральное напряжение», которое способно побудить государственные учреждения к решениям в пользу Культуры. Концепцию Николая Константиновича поддерживал Д.С. Лихачев: мы должны публиковать своё мнение – люди должны знать, что есть другая точка зрения.

 

* * *

Культура – мощнейшая энергетическая сила. Она глубоко магнетична. Только Она способна гармонизировать отношения власти и общества. Лишь Она может способствовать плодотворному, созидательному взаимодействию государственных Служащих и чиновников – от-государства. Именно Она готова творить отношения сотрудничества между людьми. Вот почему Она опасна для невежества. Вот почему Она всегда оказывается в эпицентре борьбы эволюции и инволюции. Вот почему против Её и Её носителей, против Её учреждений, против Её памятников всегда использовались и используются самые чудовищные, самые изощренные способы уничтожения.

 

* * *

Охраняйте, защищайте Культуру, но «перенесите борьбу на более высокий план», ибо «Культура есть оружие Света» (Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. М., 1994. С.41).

 

30 сентября 2018 г.