Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Культурные ценности

«Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества», – отмечают социологи (СОЦИС, 2006, № 12. – С.65).  

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – отмечал в своих трудах всемирно известный деятель культуры Н.К. Рерих. Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию. Как можно понимать культуру? «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез открывает врата высокой культуры». Культура – почитание Света, Культура есть синтез Знания и Красоты, Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. «Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» (Из статей Н.К. Рериха: «Адамант»; «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»; «Культура – почитание Света»).

По мнению ученых-культурологов, культура – это одно из двух-трех самых загадочных и сложных понятий, наряду с такими понятиями как «время» и «пространство». Существует множество определений культуры. С точки зрения разных наук – культура может рассматриваться и как состояние (уровень), и как процесс. Распространенным является подход к осмыслению культуры как совокупности человеческих достижений в той или иной сфере деятельности.

В современной философии также, помимо деятельностного подхода, когда культура рассматривается как специфический способ человеческой жизнедеятельности, существует аксиологический подход – культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей.

Культурные ценности (см. схему) находят свое воплощение в предметах, произведениях и объектах (художественного, исторического или научного значения), а также в идеях, нормах, убеждениях; это теории, цели, идеалы, традиции; это нравственные и волевые качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, – иначе говоря, человечность. Но в первую очередь, это лежащие в основе культуры гуманистические идеи, среди которых идеи космизма, нового космического мышления, эволюционного значения культуры должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.

 

Уварова Л.И.,

отв.редактор журнала «Педагогика Культуры»

Санкт-Петербург