Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Человек Будущего – человек нравственный


Куликов Николай
,

11-Б кл. лицея № 179, Санкт-Петербург

 

Приступая к работе над данной проблематикой, я сразу обозначу ряд фундаментальных для понимания сути концепции «Человек будущего – человек нравственный» вопросов:

Что дает нравственность? Почему именно за нравственным человеком будущее? И, пожалуй, самый главный вопрос: что же такое вообще Человек?

Ответы на эти вопросы мы с вами, уважаемый читатель, скоро узнаем. А пока что давайте обратимся к терминологии, дабы не возникло между нами некоторого недопонимания.

Как указано в словаре, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. На самом деле все гораздо более просто и понятно. Нравственность – это, прежде всего, выбор человека между добром и злом в пользу добра независимо от обстоятельств. Нравственность – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Итак, обратимся теперь к современности. Сейчас во всем мире идет активная замена общечеловеческих нравственных ценностей, таких как любовь, благородство, сострадание и других, ценностями неолиберализма, Но сначала определение. Для этого снова обратимся к словарю. Неолиберализм (англ. neoliberalism) – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х годах XX века. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.

Иначе говоря, основными ценностями неолиберализма являются личная выгода и полная свобода личности. Что же плохого в свободе личности, спросите вы? А дело в том, уважаемый читатель, что в неолиберализме свобода из-за стремления к личной выгоде, которая преобладает над интересами общества, переходит во вседозволенность.

Но что же дала миру эта подмена нравственных ценностей ценностями неолиберализма? Может, все не так плохо? К сожалению, все не просто плохо, все катастрофически плохо. И это отнюдь не преувеличение. Если мир не откажется от идей неолиберализма, то он просто уничтожит сам себя. Поскольку доктрина философского либерализма допускает рассмотрение истины и лжи на одном уровне – потому, что истины нет, есть плюрализм мнений: все возможно и все допустимо. В таком обществе зло имеет неограниченную возможность, так как все становится зависимым лишь от технологий, от возможностей навязать свою идеологию. А значит, если мир не откажется от этой системы ценностей, то он просто перестанет существовать. Своеобразной «первой ласточкой» стала регистрация в июне 2006 года в Голландии партии педофилов «Милосердие, свобода и разнообразие» (Charity, Freedom and Diversity, NVD), намеренная бороться за снижение возраста с 16 до 12 лет, с которого можно вступать в сексуальные отношения, а также за легализацию секса с животными (зоофилии) и детской порнографии. Согласитесь, волей неволей задумаешься о будущем мира после такой новости. И сейчас мы вплотную подошли к ответам на вопросы, которые я задал в самом начале своей работы. Так что же дает нравственность человеку? Почему именно за нравственным человеком будущее, и что вообще такое Человек? Как ни странно, но ответ на эти три вопроса заключен в ответе на последний – именно нравственность и определяет Человека. Именно нравственность отличает человека от умного зверя, делая его созидателем.

А каковы же глубинные истоки нравственности, если она значит так много? Выражение «Бог есть любовь» таит в себе великую мудрость: самая могущественная сила – это любовь, она же – основа всего. Добро – это проявление любви, а добро – это основа нравственности. Следовательно, основа нравственности есть Любовь. А все то зло, которое есть в нашем мире – это отсутствие в нас самих любви, ибо, как писал А.Эйнштейн: «Проявления зла – это результат отсутствия в сердцах людей любви. Это как холод, который наступает, когда нет тепла. Это как темнота, которая наступает, когда нет света». Поэтому даже к оступившимся, совершившим преступления людям необходимо относиться с любовью, ненавидя его грех и пороки, а не его самого. Поскольку в каждом человеке есть любовь, а значит, каждый человек бесценен. Это наглядно показал Федор Михайлович Достоевский. Писатель сознательно в конце своих произведений, будь то «Братья Карамазовы» или «Преступление и наказание», подводит (знаю, что многие могут не согласиться, сказав, что Раскольников, якобы, не отказался от своей идеи, но ведь не случайно Федор Достоевский в эпилоге говорит о Евангелие и «новой жизни»?!) своего героя к осознанию своего преступления и к раскаянию. Этим автор доказывает нам то, что никто не безгрешен, каждый может совершить зло, важно, однако, – осознает и раскается человек в нем или нет. Родион Раскольников, к примеру, очень долго и тяжело мучился до тех пор, пока на каторге он вдруг не впустил в себя Любовь, которая и спасла его от непременной гибели. Гибели не столько физической, сколько духовной, которая ожидает всякого, ушедшего от жизни, от природы.

Тут надобно сказать, что есть черта, переступив которую, человек перестает быть человеком, навсегда теряет связь с природой, становится живым мертвецом, в котором погас Свет, и наступила тьма. Об этом рассуждает герой произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие» старшина Васков: «И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал, потому что преступили они законы человеческие и тем самым сами вне всяких законов оказались. И потому только гадливость он испытывал, обыскивая еще теплые тела, только гадливость: будто падаль ворочал...».

Итак, на вопрос: «Что же дает нравственность человеку?», мы можем теперь ответить: «Нравственность и делает человека Человеком». Как сказал Патриарх Кирилл: «Нравственность – то, что отличает человека от животного, это удивительная онтологическая способность человека отличать добро от зла. Если разрушается этот код, человек становится зверем, а если в руках зверя находятся мощнейшие технологии, то человеческое сообщество перестает быть жизнеспособным, оно подвергается колоссальным рискам».

И теперь мы напрямую подошли к ответу на вопрос, стоящий в виде утверждения в заглавии работы: почему же человек будущего именно нравственный человек? И здесь, после слов Патриарха, становится все ясно. Как уже было указано выше, сейчас самая большая опасность для человечества заключается в самом человечестве, в тех ценностях, которые вытесняют ценности нравственные. Поэтому человек будущего просто не может не быть нравственным – его, в противном случае, просто не будет. Человечество стоит перед угрозой уничтожения самого себя, и это уже даже не слова из проповеди священника. Нет! Ужас в том, что падение духовно-нравственных ценностей в современном обществе настолько стремительно, что партия, борющаяся за легализацию детской порнографии – это еще цветочки. Самый большой ужас не в том, что подобная партия и подобные идеи существуют, а в том, что общество приняло, проглотило существование подобной, с позволения сказать, партии. Равнодушие и безразличие к тому, что не касается лично их интересов, к тому, что не приносит выгоды – вот что самое страшное. Падение уровня культуры и искусства до каких-то извращенных, убогих форм, пропагандирующих все те же идеи личной выгоды и вседозволенности, лишь подтверждает мои слова. Во всяком случае, лично у меня не поворачивается назвать искусством сериалы и фильмы, где главная ценность – это секс и жизнь «на полную катушку сегодняшним днем». Или картину двух целующихся мужчин-милиционеров, которую официально привезли на выставку в Париж как российское искусство. Подтверждает все это мои слова потому, что за деградацией культуры следует угасание этноса.

В этом вопросе – нравственности человечества в будущем, есть еще и юридический аспект. Как справедливо отметил один мой знакомый, правовые нормы сами по себе не обеспечивают жизнеспособности общества и не сохраняют в неприкосновенности права человека. Для функционирования правовые нормы должны опираться не на голую букву закона и не на естественный закон разума. Правовой строй действенен в тех обществах, в которых еще сильно влияние традиций. Именно опора на традиционные моральные и религиозно-культурные ценности создает возможность функционирования для правового строя. И рост числа преступлений по всему миру за последние годы лишь яркое тому подтверждение. Другими словами, если человечество не вернется к нравственным ценностям, она просто захлебнется в насилии и собственном хаосе.

Экономическая система общества, как отметил все тот же человек, также обречена без соблюдения нравственных основ. И современный экономический кризис со всей очевидностью это доказал. Свободный рынок сам по себе не может регулировать все и вся. Мировая экономика обречена на гибель, если не будет найден механизм защиты от обманов финансовых спекулянтов. И такой механизм не может быть только законодательным, ибо законы всегда возможно обойти. Мировая финансовая система, по признанию самих финансистов, страдает от отсутствия доверия, от дефицита моральности в отношениях субъектов на рынке.

Точно так же нравственность необходима и в других сферах человеческой деятельности. Таким образом, без нравственности не может существовать ни одна из сторон жизни человеческого общества, даже, казалось бы, такая независимая от духовной сущности человека, как экономика.

В заключение, уважаемый читатель, я напомню: человек – это не только биосоциальное, но еще и духовное существо. Без этой, третьей духовной составляющей невозможен человек в полном смысле этого слова. А значит, человек будущего есть человек нравственный, так как без нравственности человека нет по определению, есть лишь умный зверь, но не человек. Будем надеяться, что любовь, добро все же возобладают. И будущее у человечества все же будет. Будет таким, каким оно должно быть – будущее духовно-нравственного прекрасного разумного Человека.