Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал


Сохранить русское наследие

К молодежи

Нам есть что вспомнить, ценное в глазах всего мира.

Н.К. Рерих.

ХХI век – век конца или век продолжения Русского Наследия?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, ЧТО мы сохранили и ЧТО мы имеем теперь.

Первое – речь. Главная составляющая культуры каждой страны. Так вот у нас она самая удивительная. Ни в одном другом языке мира нет такого глубокого смысла слов, как в русском. Наш язык формировался и совершенствовался тысячелетиями, людьми, жившими в полной гармонии с природой. Наша речь, в отличие от многих других, не растеряла своих истоков: здравствуй – здоровья тебе желаю, прощай – прощаю тебя, благодарю – благо дарю… и так можно разобрать каждое русское слово!

Что же мы имеем сегодня? Забываются нормы речи, правильная постановка ударений, зато внедрение иностранных слов в наш язык идёт полным ходом. Оправдывается последнее тем, что речь должна развиваться, и неологизмы очень важны для языка. Это замечательно, конечно, главное только, чтобы мы все свои слова не заменили.

Второе – культурное наследие в целом.

Думаю, уйдет немало страниц, если я стану перечислять все великие произведения, написанные русскими писателями, поэтами, художниками, музыкантами, украсившие собой мировую сокровищницу. Ограничусь только XX веком, веком войн и репрессий, про который А.Блок писал так:

Двадцатый век – ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Однако, несмотря на все те ужасы, происходившие в то время в советской России, русские люди смогли выжить и создать при этом поистине бессмертные шедевры. Ни одна страна мира не смогла бы пережить такой страшный век и оставить после себя столько Прекрасного!

А теперь о настоящем: сохранили ли мы традиции классиков? Нет. Мы стали подражать Западу во всем: в музыке, живописи, театре, кинематографе. Как сказал Валентин Распутин: «Всё чужое, будто ничего у нас своего не было…»[1]. Пошлость и вульгарность пропитывает классику бульварных романов, нелепость названий некоторых книг вообще сводит с ума. К примеру, произведения Дарьи Донцовой, такие как: «Маникюр для покойника» и т.п. – может, скоро и в школах изучать начнут?

Третье – научно-технический прогресс.

Наша страна подарила миру первую атомную электростанцию, первый в мире ледокол с атомным двигателем, первый полёт в Космос и многое другое!

В наше время российские достижения в науке довольно малы, однако и у нас есть звёзды. К примеру, всего 7 лет назад сибирский студент Василий Манских совершил настоящий прорыв в онкологии, выдвигая теорию о том, что в организме существует «переключающий механизм», который определяет, на каком уровне будет осуществляться устранение генетических дефектов. Понимание принципов функционирования этого механизма может привести к тому, что медики смогут переключать его с одного уровня на другой и, в конечном счете, отменять механизм самоуничтожения организма.

К тому же, смею добавить, что многие российские учёные принимают участие в крупных мировых проектах, таких как строительство международной термоядерной станции, Большого адронного коллайдера – и везде с уникальными технологиями.

Инфраструктура науки улучшается, процент поступления абитуриентов в технические вузы повышается, так что в отношении научно-технической деятельности нашей страны дела идут на поправку.

Но меня очень печалит внушение людям мысли о том, что Россия «безнадёжно отсталая и неразвитая страна», – это уже давно внушается нам через зарубежное ТВ. Особенно грустно то, что наши соотечественники , посмотрев подобные передачи, начинают думать о переезде в те же Штаты, полагая, что в их родной стране и правда – уже всё безнадёжно потеряно. Ведь не секрет, что в большинстве американских фильмов русские представляются, как шпионы, убийцы и другие недостойные люди, но есть и такие фильмы, в которых Россию неприкрыто высмеивают.

Не буду голословной: на днях, по настоянию подруги, решила посмотреть популярный американский ситком «Теория большого взрыва», рассказывающий о жизни четверых друзей-учёных. В одной из серий один из главных героев полетел в космос на российской ракете «Союз», а его друзья выражали обеспокоенность по поводу того, что российская техника ненадёжная (что абсолютная ложь!) и что их друг может просто не вернуться. «Эту ракету разработали те самые "великие умы", которые даже не смогли поймать Рокки и Буллвинкля»[2], – сказал один из друзей. Но больше всего меня удивило то, что, хотя сюжет сериала основан на достижениях в области науки, в нем ни разу не упоминался великий учёный Д.И. Менделеев, который своей таблицей химических элементов открыл новую научную эру в области химии и физики. Не потому ли, что Менделеев – русский учёный? Ведь тогда люди, воспитанные сериалами, узнают, что не только Штаты внесли огромный вклад в науку!

Смысл последнего абзаца состоит вовсе не в том, чтобы закрыться от мира «железным занавесом», но в том, чтобы не попадать под такое негативное влияние и не посвящать всё своё свободное от учёбы и работы время просмотрам фильмов, иначе вы будете не образованы духовно. (Это я обращаюсь к своим сверстникам, к молодежи)

Необходимо правильно распределять своё время, оставляя часть для познания себя, природы, людей вас окружающих, страны, в которой живёте, узнавать её историческое прошлое. Необходимо читать книги. Хорошие книги, развивающие воображение и питающие ум. Радуйтесь жизни, развлекайтесь, ходите в кино, но не забывайте о саморазвитии духовном и помните о величии своей страны.

Ведь как писал Николай Константинович Рерих: «К чему нам ходить на поклон только в чужбину, когда у нас самих лежат в скрынях непочатые сокровища?»[3]. И только когда люди поймут это, они смогут достойно продолжить наследие своих предков.

Осипова Юлия, 18 лет, Санкт-Петербург.

_____________________________

[1] «Прощания с Россией не будет»: духовные размышления писателя В.Г. Распутина.

[2] «Приключения Рокки и Буллвинкля» – американский мультфильм, где главные злодеи представляют собой советских шпионов.

[3] Н.К. Рерих. «Русская слава».