Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Культура и интеллигенция

Есть русская интеллигенция.

Вы думали – нет? Есть.

Не масса индифферентная,

а совесть страны и честь.

(А.Вознесенский)

 

Поэт, написавший об интеллигенции: «...не масса индифферентная…» – этим сказал всё. Неравнодушие к проблемам общества – главная, нравственная черта, присущая интеллигенции. Можно ли оставаться безучастным, являя безразличие в столь сложный период, который переживает сейчас всё человечество, наша Россия? Нельзя забывать, что «сон разума порождает чудовищ».

В слове «интеллигенция» Н.К.Рерих видел «символ сознания и утонченного, и расширенного». «Всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре, – писал он,– в таком случае воспитание вкуса, конечно, принадлежит, прежде всего, интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание. Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего, это есть действительный подвиг во всех областях жизни» («Познавание Прекрасного»).

«Не усмотрели закон Общего Блага имеющие аттестаты, явите понимание!» (из Учения Живой Этики). Но вслед за пониманием нужно выразить и волю. Этика проявляется в самой жизни.

Давно известна истина: земной путь есть или восхождение духа, или разрушение. Не прилагая усилий – в частности, к изучению философской литературы – не продвинуться в познании законов духа, а значит, остаться в невежестве, неизбежно деградируя.

Но многие ли из интеллигенции сегодня читают хорошую, настоящую литературу? Кроме той, которая относится к их профессии (ох уж этот прагматизм!), умеют ли «имеющие аттестаты» читать серьезные книги – вникая, размышляя? Объяснят нехваткой времени: чтение литературы, содержащей глубокие мысли – о смысле жизни, о духовных законах, есть труд, и немалый. Однако, чему только не уделяют внимания в быту, но к главному не обратятся!

А кругом шумит жизнь – со всеми ее перипетиями, катаклизмами и навалившимися соблазнами. До того ли, чтобы кому-то помогать – самим бы выжить, самим успеть… Так рассуждает большинство – те, чье сознание еще не доросло до понимания закона Общего Блага и значения его в жизни общества. К счастью, понимающих становится всё больше, и они действуют. В то же самое время, среди тех же «недоросших» сознаний, среди равнодушных, «среди темных и злых» несет свой светильник, живет и умножается Добро. Всюду, – и в пресловутом Интернете, – вы найдете, при желании, Свет и истинную Красоту – мир наполнен творчеством добра, трудом настоящих подвижников. Девиз "для Общей пользы", родившийся в Царскосельском Лицее и подаривший Культуре, Отечеству многих выдающихся людей, живет и в наши дни. И развивающийся сегодня творческий педагогический потенциал, набирая силу, вселяет надежду. В эти дни опубликован «Манифест Гуманной педагогики» – пример действия неравнодушных, пример поступка настоящих интеллигентов. Но эти действия, поступки, надо увидеть.

«Добрый глаз редок, дурной глаз найдется в каждом доме», – читаем мы у Н.К. Рериха , снова и снова обращаясь к его опыту защиты духовных ценностей. – «Огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит… Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости».

Последуем совету мудрых – «в удвоенное стекло смотреть на все доброе». И будем утверждать Радость жизни и действенную Красоту – этим мы поможем себе и будущему поколению.

 

Уварова Л.И.,

ответственный редактор

журнала "Педагогика Культуры"