Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

«Жизнь – бесконечное познанье... »

Педагогические приемы организации чтения

в деятельности библиотекаря и педагога


Галицких Елена Олеговна
,

доктор педагогических наук,

зав. кафедрой новейшей литературы и методики ее преподавания,

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

Когда я думаю о всех тех книгах,

которые мне осталось прочесть,

я считаю себя счастливцем.

Жюль Ренар

В своих усилиях деятельность и педагога, и библиотекаря имеет одно направление – она обращена к ребенку читающему и пишущему, спрашивающему и размышляющему, ищущему и открывающему.

Организация чтения школьников требует от библиотекаря и педагога творческого подхода и постоянного поиска новых приемов деятельности. Ю.М. Лотман, завершая свою статью «Учитель на пороге двадцать первого века», размышляет о том, каким ему видится процесс обучения: «Классные и лекционные занятия будут перемежаться с длительными беседами один на один у приборов, в библиотеке или просто в парке, где учитель будет соединять в себе ученого и психолога, культуру и порядочность»[1].

Современного библиотекаря можно назвать «проводником по книжным джунглям», потому что он может помочь читателям выбрать путь, направление чтения, а дальше – «жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди» (М. Волошин). Но для этого необходимо знать интересы и предпочтения школьников, чтобы указать дорогу и помочь сделать правильный выбор. Поэтому библиотекарь может быть и интересным собеседником, с которым можно обсудить прочитанное и пережитое, и неутомимым подвижником, знающим радость открытия нового, и хорошим другом, который может бескорыстно помочь в пути по книжному миру, и ему можно доверить свои мечты и ожидания.

Библиотекарю, работающему с детьми, нужны и педагогические, и психологические, и методические, и филологические знания, чтобы встреча с ним для ребенка становилась событием, ситуацией понимающего бытия, разговором двух со-беседников, диалогом читателей.

Работа с библиотекарями на семинарах, курсах повышения квалификации, литературных чтениях дала возможность создать «копилку» педагогических приемов, дающих возможность решать следующие интегративные задачи в школьных и городских библиотеках для детей:

• интегрировать усилия педагогов, классных руководителей и библиотекарей, стремящихся включить и сохранить книгу в учебной и досуговой деятельности школьников;

• создать атмосферу творческого чтения, уважения к книге;

• сформировать культуру работы с книгой;

• создать условия для свободного, личностно значимого, вдохновляющего чтения;

• включить всех желающих в творческое педагогическое сообщество читателей-энтузиастов, читателей-библиофилов, читателей-информаторов, читателей-писателей;

• обогатить читательские интересы педагогов и школьников.

Регулярные семинары с библиотекарями по изучению функций, методов, стилей, психологии процесса чтения расширяют их представления о концептуальных подходах к организации чтения. Многие проблемы, книжные новинки обсуждаются в дискуссионном режиме, который дает возможность библиотекарям осмыслить прочитанное, обогатить свои представления о современном литературном процессе, соотнести свое представление с мнением литературной и читательской критики[2].

Но наиболее востребованными у библиотекарей стали методические знания, позволяющие расширить каждому свой опыт общения с читателями, активизировать деятельность библиотеки в разных направлениях.

Расположим способы включения детей в процесс чтения и обсуждения прочитанного по рейтингу их востребованности библиотекарями и педагогами в их практической деятельности.

(В процессе анализа этого перечня желательно сразу отметить те приемы, которые уже Вам известны, и выделить те, которые еще не вошли в практический опыт Вашей работы).

1. «Афиши» прочитанных книг. Они оформляются читателями на листах формата А-4; на «афишах» фиксируются фамилия автора, название, жанр книги, самая интересная мысль книги и оценка-призыв читателя. Принцип оформления «афиши» звучит так: «В жизни всегда есть место творчеству!» «Афиши» собираются после их обсуждения и просмотра в большой творческий портфель-альманах читателей библиотеки. И если кто-то затрудняется в выборе книги, то может этот альманах полистать и сориентироваться в своем выборе.

2. Проведение читательских семинаров в технологии развития критического мышления через чтение и письмо[3], на которых каждый рассказывает о любимой книге, зачитывает лучшую страницу и пишет свой отзыв о книге. С такого семинара каждый уносит мечту о встрече с новой книгой, о которой узнал от своего одноклассника или педагога.

3. Проведение пресс-конференций с авторитетными читателями: писателями, педагогами, родителями, которые отвечают на вопросы участников конференции-корреспондентов школьных и городских газет.

– Если бы Вы знали, что книга, которую Вы читаете, – последняя в вашей жизни, что бы Вы выбрали?

– Назовите три прочитанных Вами за последние полгода книги?

– Согласны ли Вы с мнением о том, что человек есть то, что он читает?

– Какой вопрос Вы бы хотели задать своему любимому писателю?

– Что значит быть творческим читателем?

– Разделяете ли вы точку зрения Л.Улицкой, которая считает, что «любовную связь между человеком и книгой не заменит ничто» и что, «если бы люди больше читали, они бы лучше говорили»?

– Какие книги для Вас стали поводом для самостоятельных размышлений, подарили «наслаждение мыслью», «удовольствие интеллектуальное»[4]?

4.Составление интеллект-карт свободного чтения, которые отражают читательский кругозор читателя[5].

5. Проведение дебатов по проблемам чтения. Например, на обсуждение была вынесена тема: «Свобода чтения: права или обязанности?». Мы обсуждали хартию прав ребенка, предложенную современным французским писателем Даниэлем Пеннаком, который сам долгие годы работал словесником в школах и лицеях.

В этой хартии сказано, что «за каждым школьником безусловно сохраняется: 1) право вообще не читать; 2) право читать, перескакивая со страницы на страницу; 3) право отложить книгу, не дочитав ее до конца; 4) право прочитать позже то, что читать не хотелось; 5) право читать все, что угодно, без каких-либо ограничений; 6) право читать, где угодно; 7) право читать втихаря; 8) право читать вслух, а не только про себя; 8) право не слушать все наши нравоучения»[6].

Согласитесь, что здесь есть, что обсуждать и о чем спорить.

6. Мастерские творческого чтения. Их опыт представлен в книге Е.О.Галицких «От сердца к сердцу», содержание и опыт мастерской «Как слово наше отзовется» описаны подробно[7].

7. Организация работы «Читального зала» (сообщества свободных читателей), в котором обсуждаются самые интересные статьи из периодических изданий самых разных направлений. Преимущество этого способа чтения в том, что в «Читальный зал» приходят педагоги, родители и дети разных возрастов и обсуждают прочитанное на равных.

8. Диалоги читателя и автора. В этих воображаемых диалогах выстраивается процесс понимания через время, через разный опыт чтения, жизненный и духовный опыт. Так, Виктор Лихоносов считает, что Бунин раскрыл в нем тишину созерцания собственной души. Каждый, пришедший в библиотеку, может построить воображаемый диалог с любимым автором и написать свои размышления о прочитанном в форме диалога с автором в таком творческом задании: «Для всякого истинного чтения характерен поэтический и одновременно крайне субъективный подход. Книги (назовите автора) могут быть прочитаны как (найдите нужное сравнение)»[8].

9. Мастерские создания читательских дневников, в которых формируется навык культуры чтения, происходит обучение искусству ведения читательского дневника. Опыт создания читательского дневника, выставки читательских дневников, их анализ дают возможность детям учиться друг у друга.

10. Заседания редакции «журналистов», которые готовят компьютерные презентации по самым актуальным темам жизни общества, культуры, школы, своих одноклассников. На этих заседаниях происходит обмен информацией, каждый участник предлагает свои материалы с журналистским анализом (самые интересные мысли выделяются) и готовится их компьютерная презентация для библиотеки. Каждый читатель может посмотреть презентацию на компьютере.

11. Создание пространства обсуждения и выбор темы для неформальной дискуссии, профессионального разговора. Это «пространство» создается в учительской, в классе, в библиотеке, где начинается разговор о прочитанном. Общая тема объединяет, побуждает к размышлению и обсуждению. Как любой творческий процесс, чтение заразительно, поэтому включение педагогов в сам процесс чтения создает особую атмосферу в библиотеке, классе, коридоре, где открывается книга.

Горячие споры вызвала повесть А. Иванова «Географ глобус пропил» (Пермь, 2003), в которой главный герой Виктор Сергеевич Служкин, учитель географии, переживает «горести и радости» своей профессии, открывает своим ученикам-подросткам свой оригинальный читательский опыт и свое отношение к жизни. Актуальное и художественно яркое произведение вызвало бурные споры, обсуждение философии жизни «творческой личности» учителя в современной школе.

12. Публичные открытые лекции ученых-филологов, педагогов, писателей. Темы лекций предлагаются на выбор: «Чтение как труд и творчество», «Современный литературный процесс», «Поэзия нового века», «Бардовская песня», «Что читать и как понимать прочитанное», «Сказки для детей и взрослых».

13. Выполнение и моделирование рефлексивных творческих заданий:

• С какими определениями В. Набокова Вы могли бы согласиться, а какие вызывают у вас сомнение? (Предложите свое определение качеств творческого читателя)

1. Читатель должен состоять в книжном клубе.

2. Читатель должен отождествлять себя с героем или героиней.

3. Читатель должен сосредоточиться на социально-экономической точке зрения.

4. Читатель должен предпочесть произведение с действием и диалогом тому, что без всего этого.

5. Читатель должен познакомиться с книгой в кино.

6. Читатель должен подавать надежду стать автором.

7. Читатель должен иметь воображение.

8. Читатель должен иметь память

9. У читателя должен быть словарь.

10. У читателя должно быть художественное чувство.

• Подберите к каждому из следующих суждений свой пример прочитанной книги, исходя из собственного читательского опыта: чтение как труд, чтение как наслаждение, чтение как творчество, чтение как игра, чтение как приключение, чтение как загадка, чтение как поиск, чтение как путь, чтение как удовольствие, чтение как развлечение.

• Назовите (предложите свою гипотезу) автора этих художественных текстов (выдается набор карточек с прозаическими и поэтическими текстами).

Эта работа дает пространство для фантазии, воображения, инициативы – одни читатели предпочитают выполнять задания, а другие их придумывать.

14. Свободные диалоги – встречи библиотекаря и читателя, которые дают возможность обоим открыть что-то новое в «книжных джунглях». Этот разговор двоих помогает найти нужную, долгожданную, утешающую и помогающую книгу.

15. Занятия библиотекаря с родителями школьников «Как вырастить книголюба», на которых даются практические советы по домашнему чтению и рекомендуются нужные книги: Ф. Дольто «На стороне ребенка»; С. Соловейчик «Пушкинские проповеди», «Учение с увлечением»; П. Зюскинд «История господина Зоммера»; Л. Улицкая «Сквозная линия» и т.д.

*   *   *

Какой педагогический потенциал имеют перечисленные выше технологии, приемы и способы работы с книгой? Во-первых, они расширяют опыт общения, объединяют детей и взрослых вокруг книги. Во-вторых, дают возможность интегрировать учебную и досуговую деятельность школьников, обогащают их познавательный опыт и опыт свободного чтения. В-третьих, эти приемы организации чтения обеспечивают возможность свободного выбора, самоопределения, творчества.

Они помогают библиотекарям и педагогам быть «проводниками по книжным джунглям», быть понимающими людьми, интересными собеседниками, хранителями мудрости и воспитателями талантливых читателей.

_____________________________________

1 Лотман Ю.М. Воспитание души. – СПб.: «Искусство – СПБ», 2003. с.174.

2 Прозоров В.В. Другая реальность. – Саратов: «Лицей», 2005, с.166.

3 Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. – М.: Академический Проект, 2004, с.128-135.

4 Ролен О. Пейзажи детства. – М.: Изд-во «Независимая Газета», 2001,с.83.

5 Бьюзен Т. Научите себя думать! – Минск: ООО «Попурри», 2003, 192 с.

6 «Литературная газета», 2004, № 3-4, с.21.

7 Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций. – СПб.: «Паритет», 2003, с.75-91.

8 Ролен О. Пейзажи детства. – М.: Изд-во «Независимая Газета», 2001, с.83.