Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Встреча с интересным человеком: «Мной движет радость вдохновения...»

Интервью с исследователем Вл. Сидоровым

Об истоках творчества в деятельности человека, о красоте и культуре, о величии мысли, о значении равновесия и других человеческих ценностях, о земном и небесном идет речь в беседе с В.И.Сидоровым – научным сотрудником Международного Центра Рерихов, кандидатом физико-математических наук, автором книги "Расширение сознания: от горных вершин к звездам".

Полный текст

Сидоров В.И.  «Материя Люцида и Фохат, магнитное поле и электричество: проявления на Солнце и в человеке»

Данное исследование построено, главным образом, методом синтеза, тогда как анализ в нем играет второстепенную, подчиненную роль. Для создания общей картины рассматриваемых явлений, используется синтез не только научных и вненаучных (метанаучных) понятий, но и сами различные источники метанаучного знания...

Полный текст

Sidorov 2 12 3Сидоров В.И.  «Космогония Солнечной системы с позиции будущего»

В статье сделана попытка взглянуть на проблему из будущего, через какое-то количество десятков или даже сотен лет. Наиболее надёжный прогноз о развитии знаний человечества о Космосе, как представляется, содержится в основных трудах Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, а также К.Э.Циолковского. Сопоставляя их труды с современным состоянием науки о Космосе, можно проследить относительно медленный процесс освоения наукой новых философских и космогонических идей, полученных интуитивным (метанаучным) методом познания.

Подробнее...

 Космические лучи в институте “Урусвати”

по архивам Центра-Музея имени Николая Рериха (Москва)

 

 Л.И.Мирошниченко1,2, В.И.Сидоров 3,4,5

1 Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН), Троицк, Россия

2 НИИЯФ МГУ, Москва, Россия

3 Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва, Россия

4 Астрономическая обсерватория ИГУ, Иркутск, Россия

5 Институт солнечно-земной физики СО РАН, Иркутск, Россия

 

Абстракт. История исследования космических лучей наземными методами в 1930-х гг. содержит лакуны.  В печати почти не освещено изучение космических лучей в Институте гималайских исследований «Урусвати», работавшего в индийских Гималаях в 1928-1939 гг. Архивные материалы Института «Урусвати», хранящиеся в международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха (Москва), подтверждают активное участие Института в исследовании космических лучей. По инициативе А.Х. Комптона, в 1932 году несколько экспедиций по изучению космических лучей были организованы в различных районах земного шара. Одна из таких экспедиций прошла через Гималаи в районе Юго-восточного Ладака. Отчет об этой высокогорной экспедиции, содержащий измерения на высоте 19,500 футов над уровнем моря был опубликован Дж.М. Бенаде в журнале «Урусвати» (выходил в свет в 1931-1933 гг.). Документально подтверждено сотрудничество директора Института Ю.Н. Рериха и проф. Дж.M. Венаде в проведении экспедиции в Ладак.

Введение

Институт гималайских исследований «Урусвати» был основан в Даржилинге летом 1928 г. российским художником и ученым Николаем Рерихом (1874-1947) после его грандиозной Средне-Азиатской экспедиции в 1923-1928 гг. (рис.1), которую он осуществил в сопровождении супруги Елены Рерих (1879-1955) и их сына – археолога Юрия Рериха (1902-1960). В декабре того же года Институт был перебазирован в долину Кулу, штат Нагар, Индия [1]. Среди научных задач, повлиявших на выбор места Института, были вопросы исследования космических лучей. Так, Е.И. Рерих, Почетный президент-основатель института “Урусвати”, писала: «Место станции [Института] избрано совершенно сознательно и обдуманно, ибо Гималаи представляют неисчислимые возможности во всех отношениях. Внимание научного мира сейчас обращено на эти высоты. Изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии, возможно только на высотах…» [2]. Рерихи были в курсе новейших исследований в этой области, о чем свидетельствуют научные статьи тех лет [3, 4] хранящиеся в отделе рукописей Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

 

Научные исследования в Институте «Урусвати»

В институте «Урусвати» проводились исследования по археологии, этнографии, ботанике, биохимии, а также в области астрономии и метеорологии. Директор Института, Ю.Н.Рерих, во время своей научной поездки в Америку и Европу в 1929-1930 гг., сумел заинтересовать мировую научную общественность обменом научной информацией и предоставлением помощи на местах ученым, посещающим Азию. В 1931-1932 гг. Институт провел пять экспедиций по районам Гималаев [см, к примеру, 5]. Кроме штаб-квартиры в Кулу, Институт имел свою научную базу за перевалом Ротанг в Лахуле.


Рис. 1.

Район Центральной Азии, охваченный Институтом гималайских исследований Урусвати. Показана локализации штаб-квартиры в Наггаре. Черными линиями показан маршрут Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг. [1].

 

В 1932 г. одна из экспедиций по изучению космических лучей, инициированных А.Х. Комптоном [6], прошла через Гималаи (см. рис.2). Руководил экспедицией Дж.М.Бенаде, профессор физики Христианского Колледжа Формана, Лахор (Индия). Он проводил подобные исследования на Цейлоне, Яве и в других местах, по-видимому, хорошо знал условия организации экспедиций в труднодоступные районы. Маршрут его экспедиции прошел через Кулу и перевал Ротанг [7]. К 12 августа 1932 г. экспедиция Бенаде достигла максимальной высоты 19500 футов (5850 м над уровнем моря),  Lanyar  La, 30°N, 78°E, на которой когда-либо ранее проводись наземные наблюдения космических лучей. На этой высоте измерения продолжались в течение двух дней двумя различными приборами. Интересно отметить, что как раз 12 августа проф.  E.Редженер (Германия) получил свою запись высотных измерений, запустив воздушный шар с самопишущим электроскопом на высоту 17.5 миль (28 км) [8]. Впоследствии А.Х. Комптон [6] включил данные Бенаде (точки  Lahore и  Lanyar  La) в сводную таблицу высотного и широтного хода интенсивности космических лучей по всему земному шару. Ниже, опираясь на архивные материалы, мы постараемся обосновать, что указанный маршрут был выбран Бенаде далеко не случайно: в Кулу располагался институт «Урусвати».

Рис. 2. Карта, показывающая расположение крупных научных станций для наблюдения космических лучей в 1932 г. [6].

 

Сотрудниками и корреспондентами Института «Урусвати» [1] были видные ученые, в том числе физики с мировой известностью: А.Эйнштейн, Р.А.Милликен, А.А.Майкельсон, Л. де Бройль. Мы предполагаем, что известность Рерихов, как ученых и знатоков местных условий, была притягательна для Дж.М.Бенаде при выборе высокогорного маршрута. В любом случае, тесную взаимосвязь экспедиции и Института подтверждает следующее письмо [9]:

«Ю.Н.Рерих – Дж.М. Бенаде 26 декабря 1932 г. Наггар, Кулу, Пенджаб.

Уважаемый сэр, Подтверждаю получение Вашего письма от 19 числа сего месяца, содержащего Ваш интересный отчет об экспедиции в Ладак, посвященной изучению космических лучей. К счастью, он прибыл как раз вовремя, чтобы отправить его печатникам для готовящегося номера журнала. Экземпляры статьи будут Вам высланы, как только будут готовы. Благодарю Вас за Ваше участие, С совершенным почтением, Директор»

Данный отчет [7] Институт «Урусвати» распространял в числе других изданий [5]. Интерес к космическим лучам в Институте демонстрируют документы. Так, в июне 1933 г. радиоинженер А. Кириллов (Париж) прислал письмо в институт «Урусвати» на имя Дж.М. Бенаде с просьбой прислать результаты экспериментов по исследованию космических лучей [10], а уже в ноябре он присылает свою статью «Проблемы вибраций в точной науке (космические лучи)» для опубликования в журнале «Урусвати» [11]. Однако, здесь явно видна неполнота исторического освещения вопроса. Дело в том, что в своем отчете Дж.М. Бенаде, подробно описывая экспедицию, маршрут, погоду, упомянул всех участников, также тех, кто внес свой вклад в успешность экспедиции, включая повара, сапожника и погонщиков лошадей. Почему он не упомянул Ю.Н. Рериха, директора Института? Ведь они, судя по косвенным, зато абсолютно надежным архивным данным тесно взаимодействовали! Более того, резюмируя проведенные за 1932 г. экспедиции, изучавшие космические лучи по всему земному шару (рис.2), А.Х. Комптон в статье [6] перечисляет всех ученых, внесших свой вклад в эти крупномасштабные исследования. И среди данного списка нет Н.К. и Ю.Н.Рерихов, Президента-основателя и директора Института «Урусвати». В чем причина? Если вернуться к тексту отчета Дж.М. Бенаде, то можно заметить скромное упоминание о «других лицах», чьи советы и обсуждения повлияли на выбор маршрута экспедиции. Кто они?

Ситуация становится более понятной, если принять во внимание, что Институт «Урусвати» был основан Н.К. Рерихом вопреки воле колониальных властей Индии (независимость Индии была провозглашена только в 1947 г.). После визита Н.К. и Ю.Н. Рерихов в Нью-Йорк в связи с научными интересами в 1929 г., официальный Лондон в течение 8 месяцев не выдавал им визы для возвращения в Индию. Проблема была удачно решена Н.К. и Ю.Н. Рерихами путем въезда в 1930-м году в Индию через французскую колонию Пондишери. После этого препятствия для работы Института «Урусвати» были постепенно устранены [12]. И даже английский полковник А.Е. Махон, живший в Кулу по соседству с Рерихами, в последующие годы оценил потенциал «Урусвати» и принял активное участие в его научной деятельности.

Однако, в 1932 г., как мы предполагаем, Дж.М. Бенаде не хотел публично «афишировать» своё взаимодействие с Институтом «Урусвати». По-видимому, Дж.М. Бенаде не хотел испытать на себе такую опалу, которую выдержали Рерихи. Поэтому в статье А.Х. Комптона [6] нет упоминаний об участии Н.К. и Ю.Н. Рерихов в планировании маршрута и другой их возможной помощи, оказанной экспедиции в Ладак под руководством Дж.М. Бенаде.

 

Заключение

Таким образом, восполняя историю изучения космических лучей наземными методами, мы отмечаем определённую причастность Института «Урусвати» к самым высокогорным измерениям космических лучей в серии 1932 г., инициированных А. Комптоном. С помощью архивных данных мы демонстрируем высокий уровень взаимодействия российских ученых Н.К. и Ю.Н. Рерихов с учеными других стран при исследовании космических лучей в 30-е годы прошлого века. Напомним также, что 100-летний юбилей открытия космических лучей Виктором Гессом, отмечаемый в 2012-ом году, совпал со 110-летней годовщиной со дня рождения Ю.Н. Рериха, директора Института «Урусвати».

Авторы благодарят Л.В. Шапошникову, Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха (Москва), за разрешение использовать в данной публикации архивные документы Института «Урусвати», хранящиеся в отделе рукописей Центра-Музея.

 

 Литература

 [1] A New Outpost of Science. “Urusvati” Himalayan Research Institute of Roerich Museum. 1930.  P.16. (Фамильный фонд научной библиотеки Центра-Музея имени Н.К.Рериха).

[2] Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, Изд. ПРАМЕБ. 1992. Т.1, с. 60.

[3] Р.Э. Милликен. «О переустройстве мира при помощи научных методов» / Нью-Йорк Таймс, 21 дек. 1930. отдел рукописей Центра-Музея. Ф.1. Оп.7. Д.213.

 [4] J.H.Paelian. Electronic Waves. 1928 / Отдел рукописей Центра-Музея. Ф.1. Оп.4. Д.11325.

[5] Годовой отчет Института гималайских исследований «Урусвати» в Нагаре за 1932 г. / отдел рукописей Центра-Музея. Ф.1. Оп.4. Д.99.

 [6] A.H. Compton. A Geographic Study of Cosmic Rays // Journal of Experimental and Theoretical Physics. Vol.43, No.6, 1933. Second series. P.387-403.

[7] J.M. Benade. Cosmic Ray expedition to South Eastern Ladakh // Urusvati Journal. No.3.1932. P. 17-20.

[8] E. Regener. Mussung der Ultrastrahlung in der Stratosphäre. – Naturwiisenschaften, 1932, v.20, p.695.

[9] Ю.Н. Рерих. Письма. Том 1, МЦР, 2002.

[10] Письмо А. Кириллова Дж.М.Бенаде (на франц. языке) / отдел рукописей Центра-Музея. Ф.1. Оп.7. Д.291.

[11] А. Кириллов. Проблемы вибраций в точной науке (космические лучи) / Отдел рукописей Центра-Музея. Ф.1. Оп.7. Д.159.

[12] Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. М.: МЦР. 2006, с. 459-481.

 

ИНТУИТИВНЫЙ (МЕТАНАУЧНЫЙ) МЕТОД  ПОЗНАНИЯ

Сидоров Владимир Ильич,

кандидат физико-математических наук,

научный сотрудник Международного Центра Рерихов,

 Москва

Тем, кто хотя бы раз в жизни занимался практической археологией в полевых условиях, раскапывал под руководством опытного археолога курганное погребение или стоянку древнего человека, знакомо чувство соприкосновения с далеким прошлым, когда давний предмет оказывается вновь, через сотни лет, в руках человека. Иногда можно найти части скелета с бронзовыми украшениями или железным оружием. Многое зависит от почвы – влажная она или сухая, кислая или щелочная: растворит в себе или же оставит нетронутым всё, что кем-то было оставлено здесь в незапамятные времена.

Есть, на первый взгляд, небольшая, но всё же ощутимая разница между восприятием археологических находок на месте раскопок и таких же находок, расположенных на стеллажах в музее. Это бывает, если именно ты оказываешься первым, кто нашел и взял в руки древний предмет. Тогда прикосновение к прошедшей эпохе происходит более легко и спонтанно – внезапно чувствуется душевный настрой ушедших людей, их заботы, горести и свершения, словно оставленные ими мысли хранились здесь, в погребении, много сотен лет и, освещенные светом нового дня, рассказали современному человеку свою нехитрую повесть.

Иногда бывает трудно определить, как и для чего древний человек использовал ту или иную вещь, принадлежавшую ему. Но случается, что ты интуитивно применишь древний предмет в полном соответствии с его бывшим назначением. Вот пример из моей практики.

С небольших курганов, которые нам надлежало раскапывать, приходилось сначала скашивать высокую и густую траву. Сельским жителем был только я, поэтому сенокос входил в мои обязанности. Как-то вечером после работы я увидел, что наш руководитель Юрий Михалыч ходит между палаток, что-то ищет. Громко спрашивает, видел ли кто некую археологическую находку. Называет ее латинское название, которое нам, студентам, ни о чем не говорит. Затем его осенило, он чуть не подпрыгнул и бросился ко мне: «Володя! Ты чем правил косу?!» «Да брусочком, – отвечаю, – вон он, под палаткой лежит, в траве». Надо сказать, что брусочек был обычной удлиненной плоской формы, только без прямоугольных граней. Таким бруском правят жало – острие косы, сначала с одной стороны, потом с другой. Дзинь-дзинь – раздаются звуки с покоса. Так всегда делают. Руководитель возмутился: «Как ты мог археологической находкой косу править!» – «Так кто же знал? – отвечаю. – А что древние этой штукой делали?» Юрий Михалыч уже успокоился: «Да то же самое».

Трудности интерпретации назначения древних предметов можно проиллюстрировать на примере необычных каменных кругов диаметром 20–40 см с центральным отверстием около 5–7 см. Сделанные когда-то из плоских камней, они были похожи на круглые «блины» для штанги. Мы иногда находили их при раскопке курганов в Хабаровском крае и в Приморье. Назначение этих кругов было непонятным. Но оказавшись через десяток лет в Прибалтике, в музее города Нарвы, я увидел такие же круги. Музейные смотрители охотно пояснили, что через центральную часть протаскивался пучок растительных волокон, из которых вили канаты. Размеры центрального отверстия задавали диаметр каната. Каменный круг вращался при работе, внешняя его часть, касавшаяся рабочей площадки, закруглялась от постоянного трения. Просто, красиво, целесообразно! Заметим, что каменные круги с отверстиями были практически однотипными, несмотря на то, что от Тихого океана до Балтийского моря не одна тысяча километров.

Занимаясь раскопками эпохи раннего железа, я заметил необычные «наплывы» древних мыслей и образов при первом касании к археологическим находкам. Схожее «историческое настроение», описано Н.К.Рерихом[1]. При этом он отмечал напряжение некой энергии в области сердца, которое предшествует появлению такого «исторического настроения».

Похожее настроение я испытал в одном из залов Музея им. Н.К.Рериха в Москве, соприкоснувшись с древними реликвиями, принадлежавшими Рерихам. Эти реликвии, не случайно собранные ими, с одной стороны, были высокохудожественными и несли на себе отпечаток высокой энергетики изготовивших их мастеров, с другой стороны, их владельцы были, несомненно, неординарными людьми и также оставили на них отпечаток своего духовного мира. Древний предмет способен многое поведать тому, кто умеет «считывать» историческую информацию. Вот что может рассказать серебряный пояс со львами и грифами: «Знак царской власти. Его носил худощавый стройный мужчина, кочевавший по полупустыням, возможно, Аравии и восточнее нее. С ним пояс прошел длинную жизнь. Его хозяин не знал поражений, бегства, уныния, хотя вел трудную жизнь и много передвигался. Дома, в европейском понимании, у него не было. Царский шатер устанавливался по необходимости в нужном месте. Пояс берегли. Царь путешествовал по горам, пустыням, оазисам. Подданные были ему верны. После смерти царя пояс хранили, потомки его не носили. Пояс не был в земле и не был в огне».

Редкие необычные состояния, в которых зрительно наблюдаются сцены жизни людей прошедших исторических эпох, бывают либо во время бодрствования – как некая последовательность мысленных образов, либо в красочном коротком сне перед пробуждением. Эти состояния вызываются сосредоточением внимания на конкретных находках или известных исторических событиях. Причем наблюдать их могут не только люди с особыми способностями, а обычные, не придающие должного внимания таким редким состояниям. Значит, это свойственно всем людям – видеть при некоторых, еще не изученных условиях сцены жизни из далеких исторических эпох. Сам я несколько раз наблюдал такие события, причем в некоторых непосредственно участвовал как один из тех, ранее живших людей.

Наблюдавшиеся мной исторические сцены, как правило, имели некоторые общие свойства. Ими были: короткий временной интервал, напряженная эмоционально-психическая ситуация, яркость красок и впечатлений; действующие психологические установки, не свойственные наблюдателю в современной жизни; новая информация, которую наблюдатель не знал до этого момента; отсутствие возможности волевого влияния на события, только их фиксация; чрезвычайно полная картина собственных побуждений и переживаний. По характеру специфических свойств этих исторических сцен, в соответствии с положениями Живой Этики, можно предложить два варианта объяснения. Первый: информация за последние несколько тысяч лет хранится в индивидуальных накоплениях человека. И второй: эта информация наслоена на древних предметах и становится видимой в цепочке образов при контакте с энергетикой человека – своеобразное редко наблюдаемое хранение информации в неизвестном еще науке виде.

Для исторической науки, для восстановления характера и особенностей прошедших эпох наиболее важны интуитивные ощущения, которые несут новую информацию об отдаленных эпохах. Эти свойства являются также критерием достоверности получаемой информации (если отсутствует новая существенная информация или во время наблюдения сохраняются современные психологические установки наблюдателя, то это состояние не относится к описываемым в данной работе). Большинство людей не придают значения таким сценам жизни из прошедших исторических эпох. В результате теряется много ценных деталей и подробностей, из которых можно сложить мозаику жизни человечества в прошлом, даже очень отдаленном. Настало время оформить метод исследования описанных явлений, а также критериев его достоверности и границ применимости. Информацию, полученную субъективным путем, пора официально ввести в область анализа исторической науки.

В качестве примера, иллюстрирующего интуитивное постижение исторических эпох, приведу увиденную мною перед пробуждением сцену переселения племени.

«Разгар лета. Узкая наклонная горная долина, покрытая густой сочной травой. Небольшая речушка петляет по плодородной почве. Наш передовой конный отряд на полном скаку топчет густую зеленую траву. На максимально возможной скорости мы движемся полого вниз. Впереди меня – предводитель. Ему по виду около 30 лет. Он среднего роста, широкоплеч. Одет в тончайшей выделки мягкую замшевую рубашку светло-коричневого цвета. Загорелое лицо европейского типа, светлый шатен. Густые волосы, немного не достающие до плеч, развеваются ветром в такт скачки. Ощущение неукротимости и воли.

Вплотную за ним, стараясь не отстать, скачу я. Свежий ветер обдувает мое лицо. За мной слышен топот коней моих товарищей. Мы идем плотно, в напряженном галопе, не увеличивая и не уменьшая расстояние между собою. Чувствуется слаженность и понимание почти без слов. Сзади на небольшом отдалении от нас сплошным потоком движется наше племя. Я не оглядываюсь, но знаю, что это так. Численность его – не меньше нескольких тысяч человек, включая женщин и детей.

Возле склонов гор, окаймляющих долину, жмутся постройки горного селения. Людей не видно. Всей своей кожей я чувствую на себе взгляды затаившихся в скалах мужчин. Они пристально наблюдают за нами.

Мы уверены в своих силах. Их достаточно для отражения внезапного нападения врага и ответной атаки, в которой будет уничтожено их селение вместе с женщинами и детьми. Солнце светит в правую щеку. Первая половина дня. Мы спускаемся с юго-востока на северо-запад».

Необычное самовосприятие: я в сцене мыслил не «я», а «мы». Древний человек ощущает себя единым со своим племенем, живет его интересами. Залог выживания – только в сплоченности и слаженности. Внутреннее напряжение скачки соответствует восторженному душевному отклику на таинственный природный зов жизни, влекущий в неизведанное. Переселение шло через горные системы Южной Сибири в направлении на северо-запад.

Другое наблюдение было во время бодрствования. Оно касалось жизни первобытных людей на Крайнем Севере.

«Лето в тундре. Узкая полоска земли, всего несколько километров в ширину, освободилась от снега и льда. Она тянется вдоль холодного моря. Море без льда. В 3–5 километрах от побережья слепит глаза белый снег или лед.

Группа людей, около 20 человек. Они одеты в выделанные мягкие шкуры. Старше 25 лет нет никого. Среди них есть дети. Мужчины вооружены острыми копьями без наконечников из твердой породы дерева.

Эта группа кочует вдоль морского побережья. За короткое лето им нужно дважды одолеть этот длинный проход между морем и ледником – туда и обратно. Сейчас – остановка на сутки. По этому участку суши, вдоль моря, идут и звери: песцы, олени, волки, медведи. Медведи – бурые, самые опасные хищники из живущих здесь. Две группы охотников, по два-три человека, расходятся от лагеря. Вернутся к вечеру. Каждая группа подбирается так, чтобы справиться с медведем, если он рискнет напасть.

В лагере остаются три сильных воина, а также все женщины и дети. Мужчины с копьями в руках стоят спиной друг к другу, образуя равносторонний треугольник. Таким образом, они обозревают окружающую местность на 360 градусов. Почти не моргают. Их неотрывный взгляд замечает любое движение вокруг, любую опасность.

Вокруг них на небольшом расстоянии на корточках женщины и дети копают съедобные корешки и относят их в общую кучу: после, вечером, будет общая трапеза. Нельзя отходить от дозорных слишком далеко, иначе воины не успеют добежать и подкравшийся хищник может убить женщину или ребенка.

Одна из девушек нашла место с обилием съедобных растений. Она старается выкопать их как можно больше, порой опускаясь на колени. Она уже далеко отошла от трех дозорных, они могут не успеть на помощь. Надо быть осторожной.

Тут одновременно она и один из воинов замечают подобравшегося к ней очень близко бурого медведя. Но и медведь видит, что обнаружен. Он опытен и хитер. Он полз очень медленно, крался к девушке на границе секторов обзора двух людей, где их периферийное зрение могло упустить осторожное движение медведя.

Девушка бежит под защиту мужчин. Медведь бросается за ней. Дозорный рванулся с копьем навстречу. Второй воин помчался следом. И третий, сделав разворот, тоже изо всех сил бежит за ними.

Все бегут что есть мочи, но медведь бежит быстрее. Он не хочет столкнуться с вооруженными копьями мужчинами. Ему нужно успеть убить девушку и улизнуть от расправы. Убитого человека люди не заберут с собой. Они уйдут, а тело останется ждущему своего часа медведю. Тогда он его съест.

Кожаная одежда девушки хорошо защищает от холода и влаги. На ее ногах – кожаные чулки, завязанные ремешками ниже колен. Чулки на бегу сползли и мешают бежать, но подтянуть их нет времени.

Медведь вот-вот настигнет девушку. Он пренебрегает опасностью, добыча уже в двух шагах. Мужчина на бегу заносит для удара копье. Девушка ловко ныряет под его руку, и удар приходится в грудь медведя, делавшего последний прыжок. Крупная ладонь чрезвычайно сильной руки надежно удерживает толстое копье. Удары двух других копий завершают схватку. Медведь превратился в добычу».

Наблюдатель отметил полное отсутствие мыслей у дозорных во время бдения. И мгновенный, без размышлений переход от полной неподвижности к спринтерскому рывку. Необычным было ощущение дозора, не прекращающегося в течение  всей жизни. Непрерывный дозор – всю жизнь. Ловкость, с которой девушка проскользнула под руку воина, говорит о неоднократности такого маневра. То, что в группе не было людей старше 25 лет, могло определяться их гибелью в схватках со зверями при небольшом ослаблении силы и ловкости после этого возраста.

Прибрежный ледник на Аляске, мимо которого проходили охотники, указывает на исторический период, возможно, эпоху последнего оледенения. Предки чукчей, эскимосов и других, близких по образу жизни народностей, могли кочевать из Азии в Америку и обратно. В любом случае Чукотка и Аляска не были непроходимо разделены. Н.К.Рерих считал, что индейцы Америки родственны монголам и бурятам Азии[2].

Судя по этим наблюдениям, человек в древности был очень подвижен. Племя (или его часть), выросшее в определенных природно-климатических условиях, по какой-то причине устремлялось в неизведанное. Этой причиной могло быть только ощущение своей возросшей силы, толкающей к преодолению гигантских пространств и непредсказуемых препятствий. Артериями этих переселений были связаны Западная Европа и, предположительно, районы Тибета; кочевая Монголия и земледельческая Средняя Азия; даже северо-восток Сибири с Аляской (Азия с Америкой).

Древние волны переселений, побуждаемых воздействием Космоса на сознание людей[3], имеют аналогию с быстрыми, глобальными изменениями в России начала XX века. Это позволяет взглянуть на проблему революции 1917 г. в России под другим углом. Даже при беглом взгляде на карту России тех лет можно выявить быстро меняющиеся границы сфер влияния противоборствующих объединений людей. Их состав, в отличие от древних племен, был разнородным. Но в любом случае огромная территория Российского государства от Финляндии и Польши на западе и до Тихого океана на востоке была охвачена стихийным движением людских масс.

Исходя из положений Живой Этики, мы можем прогнозировать следующую волну преобразований, инициируемых Космическим Магнитом[4]. Их причина – влияние Космоса на человеческое сознание. Следствие – действия людей в соответствии с уровнем их сознания.

Особенности грядущего проявления нового импульса Космического Магнита: во-первых, преобразования коснутся в той или иной форме всей планеты, но на некоторых территориях они будут неизмеримо мощнее, чем на других. Эти преобразования неизбежны, необратимы и могут пойти по двум диаметрально противоположным руслам: либо уничтожат планету и человечество, либо создадут более гармоничную и совершенную жизнь.

Во-вторых, в историческом процессе участвует каждый. Самоотверженностью, стремлением к прекрасному или, напротив, тупостью, жадностью, жестокостью – человек участвует в формировании будущего. По своей сути все человечество делится на творцов и разрушителей. Это разделение происходит прежде всего в области мышления. От чего зависит реализация того или другого выбора? От идеала людей, от их мечты. Если эти мечты эгоистические – разрушение неизбежно. Так уровнем сознания определяется результат, то есть здесь, в отличие от теории К.Маркса, сознание определяет бытие. Гармоничные преобразования возможны только при стремлении к общему благу.

С помощью интуитивного метода можно получить знания не только об исторических эпохах, но и об отдельных человеческих судьбах, о предыдущих жизнях и даже воспоминания о важных событиях между жизнями. При этом наиболее значимы детские воспоминания. Мой знакомый вспоминает, что в возрасте 3–4 лет он всем рассказывал, что был летчиком: «Воевал, был сбит врагом и погиб. Летал на винтовом одноместном истребителе. На бортах были звезды – по числу сбитых самолетов противника. Противники – немцы. Самолеты их – с черными крестами, обводка крестов красная, затем белая. Две армады самолетов со звездами и с крестами участвовали в массовом бою. Я был сбит. Самолет, падая, дымил. За ним был шлейф дыма. Самолет упал круто на землю, на заснеженный пустырь. Удар об землю. На земле – умер».

Иногда дети рассказывают о том, что было до их рождения. Это очень интересные свидетельства сознательного существования между жизнями. Ниже приведены два сна, в которых запечатлены воспоминания об этом. По всей видимости, сознание меняется при вхождении в плотное тело, и это тело – несовершенное, «отупляет» родившегося человека.

«До моего рождения, мы, трое друзей, находились где-то в хорошем месте. Там было интересно, но это – было не здесь, не на Земле. К нам пришли двое из старших и сказали, что для совершения важного дела на Земле кому-то из нас троих нужно родиться. Это было очень важно для общей пользы. Я восхитился предложенной задачей и сказал: "Пойду я!" Так я родился, а мои два товарища остались там. Но когда я вошел в земное тело, такое грубое и плотное, то мой ум стал неповоротливым. Земное тело сделало его таким. И я забыл, что мне нужно сделать здесь. Я, как отупевший аквалангист в тяжелом водолазном костюме, ползаю по дну, а мои два товарища не могут сверху до меня докричаться».

«Иду вниз, а точнее, лечу в пространстве. Это пространство отделено от другого плоскостью, с отверстием вроде люка. В этот люк мне надо спуститься, чтобы помочь человеку, находящемуся там, внизу. Кто-то со стороны бдительно следит за моими действиями. Его задача – помешать мне. Здесь, в этом пространстве, он ничем мне не может повредить. Но когда я пролечу вниз через люк, у него появится возможность испортить мой план и затруднить мне возвращение обратно, наверх. Но все же, как ни опасно такое погружение вниз, мне надо попытаться помочь тому человеку.

Лечу к люку. Из моих плеч, выше лопаток, вырываются в стороны два потока мощной невидимой энергии. Две прямые струи, отходящие чуть в стороны и назад, плавят атмосферу, через которую я иду. Воздух в струях энергии плавится. Именно из-за этого и видны сами по себе невидимые струи. На расстоянии около полутора метров от меня потоки чуть отгибаются в стороны и слегка расширяются. Дальше плавления воздуха уже нет. Со стороны такие потоки можно спутать с крыльями, но это не крылья. Плавление атмосферы происходит лишь тогда, когда она проходит через эти потоки энергии».

В этих снах описан один из значительных моментов – вхождение в мир плотный из мира духа через рождение. Он может быть символически воспринят, как полет к «люку» из высшего мира в мир земной. «Существо», которое следило за прохождением «через люк» человека, скорее всего так называемый «страж порога», упоминаемый в «Тайной Доктрине» и Живой Этике. Его можно понимать как всю совокупность несовершенных качеств человека, которые созданы им самим ранее и которые воздействуют на него в плотном мире, мешая выполнять взятую на себя высокую задачу.

Вот пример видения с закрытыми глазами девочкой Никой (пяти лет) графа Сен-Жермена, известного деятеля времен Великой французской революции. Перед этим она долго рассматривала его портрет на обложке книги[5].

«Вижу фильм. Вижу дядю Сен-Жермена. Он в каком-то городе. Этот город где-то далеко. Не наш город. И он – старинный. Сен-Жермен идет по улице, заходит в дом. В его доме несколько комнат. В одной из них баночки с разноцветными красками и кисточки для рисования. Много кисточек. В другой комнате у него книги. Много книг, старинных. Там есть книги, которые у тебя, папа, тоже есть. И книги, которых у тебя, папа, нет».

Здесь интересен факт фиксации ребенком содержания книги без прочтения ее или хотя бы открывания. И очень ценно само восприятие одной из страниц жизни загадочного исторического деятеля Европы XVIII века. Кстати, Ника не знала о живописных увлечениях графа. Дети легко добывают знание, но так же легко забывают то, что видят.

Познать самого себя – сложная задача, известная со времен Дельфийского оракула, а возможно, и ранее. Приведу рассказы нескольких людей, раскрывающие внутреннюю природу человека с точки зрения энергетического мировоззрения.

Один человек, увлекающийся чтением книг Живой Этики, какое-то время с трудом справлялся со своими почему-то усилившимися страстями. И однажды он увидел сон. Вот его рассказ: «С моей головы, с плеч, сорвались вдруг струи огня. Эти струи захватили существ, находящихся передо мной. Существа получеловеческого вида, мерзкие, каким-то образом усиливали мои обычные страсти, делая их опасными для меня. Так они меня допекали. И эти три мерзости заживо горели в струях огня, злобно взглядывая на меня и крича друг другу: "Это – пламя!" Словно три бандита, пытавшиеся ограбить или убить прохожего, случайно наскочили на мастера восточных единоборств».

Суть человека – огонь. Устремление человека к Высшему дает сны и видения, в которых свет, огонь составляют основное впечатление. Живая Этика помогает понять природу этих явлений. Среди ненарушенной красоты природы видений и необычных снов бывает больше.

«В горах перед перевалом была ночевка. Во сне вижу, как беру – волей, не руками – свечу, зажигаю ее и помещаю в область сердца. Возникает ощущение внутреннего света в груди. Просыпаюсь. Воспоминание о сне дает то же ощущение».

«Во время ночевки на берегу Байкала был сон. Пещера с гладкими стенами, сводчатый потолок. Точнее, пещера наполовину, с моей стороны она открытая. На полу лежат ветки, дрова. Над ними до свода горит пламя, но дрова и ветки не сгорают. Пламя чуть коптит. Начинаю во сне читать молитву – копоть исчезает, пламя становится чистым. От пламени, чуть дальше и расширяясь, идет прозрачный, но видимый и различаемый даже по плотности поток тепла, расходящийся постепенно в стороны. Во сне я стал проверять качество этого тепла, и во сне же в сердце возникло ощущение счастья».

Нет сомнения в том, что жизнь сознания во сне чем-то похожа на дневную, а чем-то сильно от нее отличается. И влияние этой «ночной» жизни на дневную весьма велико.

«Лето или начало осени. Вечереет. Я смотрю на купола новых церквей на фоне неба. Красиво! На площадке перед одной из них стоит священник лет 30-35 и человек 20 паствы. Он читает проповедь. Я их обхожу. Захожу через коридор с толстыми кирпичными стенами в комнату искусствоведа. Разговариваем. Что-то меня настораживает. Я ухожу из этого подвального помещения на улицу. Там легко взлетаю над асфальтом и, не ощущая веса, лечу на высоте 4–5 метров. Пролетаю мимо священника. Его паства уже разошлась. Обращаюсь к нему: "Батюшка, благослови!" Он увидел меня летящего, от изумления округлил глаза. Не отрывая от него взгляда, я медленно влетаю под открытые своды собора и плавно опускаюсь. Держа в вытянутой руке крест и глядя через него на меня, священник бежит ко мне. Он подбегает ко мне и одновременно я с воздуха опускаюсь на колени прямо перед ним. Он благословляет меня, как мне в это время думается, на подвиг, на преодоление искушений».

Человеку с развитой способностью к интуитивному познанию доступна взаимосвязь с выдающимися людьми, жившими ранее. Некто рассказывал мне о своих попытках в течение ряда лет помещать в область своего сердца понравившийся ему образ легендарного человека, графа Сен-Жермена. Вот этот рассказ: «Во сне я видел в области своего сердца облик Сен-Жермена. Он был то четкий, то черты размывались. Я затрачивал силу воли, чтобы он был более четкий. Одновременно был виден, чувствовался Луч света, который падал на этот Облик в сердце. Получалось, что этот Облик – неразрывное окончание Луча, как основание у длинной-длинной призмы».

Еще одно направление исследований – интуитивное познание Космоса. Приведу наблюдение планеты Венера, какой она предстала взору художника. Он по Интернету попал на сайт со снимками Венеры и Солнца. Рассказал так.

«Прохождение Венеры было видно на фоне короны Солнца. Яркая "ляпочка" на синем фоне. И тут! Мысленно приблизил эту яркую планету. Она стала больше. И – моему мысленному взгляду предстала картина, которую я зарисовал.

Ощущение красоты! Прекрасный мир. Слева, со стороны Солнца, – синяя бездна покрыта голубыми прозрачными лучами. Изгиб ударной волны перед планетой дает переход к бело-розовому, а затем сиреневому цвету. Бело-розовый освещенный край планеты противоположен сине-голубой тени с голубеньким бликом. Сквозь сиреневый прозрачный цвет пространства вокруг планеты проступает другой цвет, солнечного ветра – розоватый, рассеивающийся. Из-за него выступает синяя бездна.

Возникло ощущение красоты Мира за ударной волной, образующейся в солнечном ветре перед планетой. И Мир был населен жизнью не только в объеме сферы, но и в объеме пространства правее ударной волны. Там была жизнь, прекрасная, устойчивая, разумная. Не могу сказать ничего о крупных или мелких существах. Скорее, это пространство было заполнено мыслью, прекрасной, живительной, вызывавшей в моем сердце отзвук чувства красоты и радости. Это ощущение в сердце можно было удерживать какое-то время...

Также необычное ощущение вызывала наполненность пространства коллективной творящей мыслью, созданной гармоничным единством мыслей обитателей планеты. Нет ничего борющегося друг с другом. Согласованность идей и благо для Космоса.

Могу вспоминать этот Мир с тем же ощущением красоты и блага для всех живущих. Очень сильное и благостное ощущение планеты – словно энергетический резонанс возникает в моем сердце. Он воздействует на людей вокруг меня, успокаивает, умиротворяет их, дает силы. Похоже, это и есть воздействие планеты Венера».

В Живой Этике есть информация о дальних мирах[6], а в письмах Е.И.Рерих говорится, что планета Венера «гораздо старше, нежели Земля»[7]. На Венере между живущими в тонких телах жителями реализованы те лучшие отношения, которые на Земле возможны в далеком будущем. Кроме того, приведенное выше описание художника чрезвычайно похоже на ноосферу В.И.Вернадского – реализованный Мир Разума.

Интуитивный метод применим и в исторической науке, и в естествознании. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский – эти великие естествоиспытатели в той или иной степени прибегали к нему в своих изысканиях. В середине XX века, в эпоху расцвета материализма, геолог Н.Е.Мартьянов строил свои концепции пульсирующей Земли, основываясь на интуиции, которую он сравнивал с ощущением прекрасного: «Саму интуицию я определяю как чувственное восприятие диалектики природы»[8]. Мартьянов был единственным из натуралистов, кто во всеуслышание заявил не только о применимости интуитивного способа мышления в естествознании, но и об интуиции как методе познания.

И уж тем более естественно и неоспоримо использование интуитивного познания в художественном творчестве. С одной стороны, фиксация зрительного образа на холсте или картоне сохраняет его для будущего. С другой – художник вносит в образ свое отношение к этому явлению. Обращает на себя внимание эмоциональная составляющая, которая также оказывается запечатленной в картине. Это и есть проекция внутреннего мира художника. Один художник поведал о нескольких своих видениях, которые он наблюдал с закрытыми глазами.

«Появился цветок – только лепестки на темном фоне. Раскрытый широко, 5 см в диаметре, он был похож на цветок шиповника. Было пять широких лепестков, тонких, естественным образом изогнутых. Они отходили от центра под углом около 60 градусов. Края лепестков неровные, изрезанные, опять же, самой природой. Цвет – светло-сиреневый, с небольшими переливами. Самое интересное – цветок вращался».

«Устав после работы, закрываю глаза. Перед внутренним взором возникает картина, которую никогда не видел. Горы. Насыщенное глубокое синее небо с чуть зеленоватым отливом. Ниже – белый снег вершины, чуть тепловатый. Еще ниже – ближние отроги, черно-бурого оттенка. Правая верхняя часть дает ощущение света, простора, красоты. Открываю глаза, делаю за пару минут набросок ручкой».

«Опять закрываю глаза. Ночная вершина после заката. Красный ободок вершины. Контрастом к нему – полоска светлого желто-зеленого оттенка, почти повторяющая контур кубообразной вершины. Слева – синева со светом. Переход цвета вверх от темно-зеленоватого к синевато-красноватому. Далее – темно-красный плотный, переходящий в прозрачно-черный цвет, в котором уже выступают две звезды. Верхняя чуть больше нижней. Ощущение отражения цвета звезд и ночного неба на вершине».

Чрезвычайно много метанаучных наблюдений было выполнено Еленой Ивановной Рерих. Блестящий философ XX века, одна из создателей книг Живой Этики, она описала некоторые свои видения лиц, известных в истории, а также неизвестных, живших сотни и даже тысячи лет назад[9]. Кроме того, имея хороший художественный навык, она сделала карандашные наброски этих обликов. Для Елены Ивановны вопрос об интуитивном методе не стоял, она просто применяла его естественным для себя образом. Кроме чисто исторических и конкретных черт этих людей, меня заинтересовало энергетическое, глубинное измерение образов, запечатленных на бумаге. Внутренний мир Елены Ивановны в сочетании с непреходящей сущностью этих живших когда-то людей должен был дать мощный отпечаток. В Музее им. Н.К.Рериха я получил возможность познакомиться с карандашными рисунками Е.И.Рерих и зафиксировать впечатления, возникшие непосредственно при сосредоточении на этих рисунках.

Рисунок «Архат»: «Человек с закрытыми глазами. Возникает впечатление, что за свою жизнь он претерпел много невзгод. Место сосредоточения его сознания – внутри переносицы, чуть выше линии, соединяющей внутренние углы глаз. От области сосредоточения идет невидимое излучение, расширяющееся сферически. Качество излучения – любовь ко всему живому. Жизнедательное воздействие. Воздействие на наблюдателя – усиление энергии в позвоночнике. Энергия блаженства».

Рисунок без подписи: «Мужчина средних лет, волосы по плечи, борода волнами. Глаза закрыты. Справа – чаша с огнем. Сознание также сосредоточено в переносице. Решение некой философской задачи, возможно связанной с глубинными слоями сознания. Одновременно возникает ощущение, что из области лба, чуть выше переносицы, выходит излучение, расходящееся во все стороны, но больше вверх и вперед, чем вниз и назад. Оно идет непроизвольно, как побочный эффект при духовном познании. Решение задачи обогатит людей духовно».

Рисунок «Шри Шанкарачарья»: «Открытые глаза. Сознание частично сосредоточено на переносице, но не очень концентрированно. Будто он обдумывает полученные и изучаемые им знания (возможно, по буддизму). Знания, приносящие пользу всем людям. Мудрец, мыслитель, ученый. Работает умственно не ради эгоистических целей, а для облегчения страданий человечества и достижения им духовного восторга (блаженства). Работник общего блага планетарного масштаба. Утонченность мысли сочетается с малыми собственным потребностями, отсутствием выгоды для себя. Духовный вождь».

Рисунок «Нил Столбенский»: «Духовный воин. Возникает ощущение острого взгляда чистых глаз (хотя их практически не видно), видящих перед собой все окрестности до горизонта. Сзади – то, что ему дорого. Спереди – относительно ровная низменная местность, через которую может попытаться пройти опасный противник. Зоркий взгляд готов заметить появление врага, чтобы мгновенно отразить нападение. Физических средств в руках человека не видно, но чувствуется полная готовность и уверенность в реальности надежного отпора агрессору. Полное сосредоточение внимания на дальних видимых подступах. Бдительность непрерываемая».

Рисунок «Аллал-Минг»: «Закрыты глаза. Сознание сосредоточено между бровями (чуть ниже). Эхо блаженства концентрируется в сердце наблюдателя. Блаженство более сильное, чем при изучении других рисунков. Наполнение энергией сердца наблюдателя – стойкое. При мысли "Учитель" блаженство в сердце усиливается. Безмолвное общение сердца с Великим Духом. Мысли только мешают».

Часть этих рисунков имеет пояснения в творчестве Е.И.Рерих, в ее письмах или дневниковых записях. Эти облики, как показал мой опыт, оказывают мощное положительное воздействие на наблюдателя. Рассмотрим еще один рисунок, касающийся исследования Высших Сфер.

«Архангел Михаил»: «Архангел словно прислушивается. Он – на страже Земли. Словно в Космосе. Вокруг – гигантские пространства, из которых могут прийти опасности для планеты, которые Он готов устранить или свести их негативное воздействие к минимуму. Он словно прислушивается к огромному Пространству, безднам Космоса, которые оказывают влияние на Землю, в том числе и отрицательное. Все Его чувства настроены в бдительном внимании.

Воин, космический воин. На щите – Солнце. Возможно, Архангел использует силу Солнца для защиты от опасностей. Он – Сущность масштаба Солнечной системы по мощи и ответственности. Нет усталости или она нейтрализуется волей. Дозор бесконечный, неослабевающий».

Обойти вниманием самого автора этих рисунков, Елену Ивановну Рерих, обладательницу уникального духовного богатства, было бы недопустимо для исследователя. Смысл жизни, воплощенный Еленой Ивановной в творчестве, оставил энергетический отпечаток на ее фотографии, но я смог почувствовать его только интуитивно, не в словах и не в образах. Он чувствуется – неизвестно как! Его не выразить словами, музыкой или ритмом, можно почувствовать только сердцем.

Фотография Елены Ивановны Рерих: «Взгляд на зрителя. Абсолютное бесстрашие. Взгляд имеет радующее воздействие. Хочется смотреть в эти глаза. На сердце возникает радость и ощущение интуитивно улавливаемого смысла жизни. Ощущение красоты. Ее мысли побуждали Н.К.Рериха к творчеству. Видно по всему, это – ее привычный ток мыслей».

Что касается Н.К.Рериха, всемирно признанного художника, то он в своем творчестве использовал интуитивный метод в самом широком смысле. Не случайно А.М.Горький назвал его «величайшим интуитивистом современности»[10]. И литературные описания сцен жизни в прошедших веках, и живописные портреты, образы давно минувших дней – все это воплощалось Николаем Константиновичем в высокохудожественной форме. Часть этих образов, как мы знаем, была получена Е.И.Рерих и затем уже реализована художником[11]. Мной была сделана попытка «прочитать» четвертое измерение некоторых картин Николая Константиновича.

Картина «Дозор Гималаев»: «Ледник. Почти ночь. Точнее, поздний зимний вечер перед наступлением полной темноты. Куски льда на леднике понемногу ползут, изредка осыпаются в пропасть целыми ледяными россыпями острых глыб. На леднике не сохраняются следы. Отсюда под скалами нависающей вершины возможен проход к спуску в горную долину, зажатую отрогами этой вершины. В ней – чудо нового знания человечества, сохраняемого в течение бесчисленных эпох, сменяющих друг друга. Место, в которое хотят попасть и друзья, рассыпанные по миру и радеющие об этом мире, и враги, желающие этому миру погибели.

Стража Гималаев внимательно осматривает обе стороны ледяного гребня. Здесь не ходят ни люди, ни звери. Но дальше, правее и ниже, проходит караванная тропа. Изредка караваны идут через этот перевал мимо ледника. И совсем редко этим же путем приходит жданный посетитель Святого Места. Сегодня он может появиться. И нужно не только провести его в хранимую долину, но и отвести врагов или праздных любопытствующих, если они попытаются красться следом или просто следить за ним.

Три фигуры тщательно осматривают ближайшие склоны. Вокруг безлюдная пустыня. А крайний справа четвертый дозорный, оглядывающий сверху караванную тропу, заметил в сумраке дальнее движение. Он поспешил путникам навстречу, начал спускаться».

Картина «Жанна д'Арк. Молитва»: «Ряды воинов замерли в напряженном ожидании. От молитвы Жанны зависит исход битвы, которого не знает пока никто. Все напряженно ждут. Часть воинов плохо обучена.

Жанна словно слушает своим внутренним слухом, стоя на коленях в молитвенном положении. Она уже произнесла слова молитвы и в полном внутреннем безмолвии ждет ответа об исходе битвы, еще не произошедшей, но уже предопределенной. Магнит ее сознания безмолвно излучает любовь к своей стране, самопожертвование. Ясность ума позволяет подчинить все текущие дела этой доминанте мысли».

Картина «Жанна д'Арк. На костре»: «Угрюмые лица солдат. Подлое выражение лица человека в церковной одежде. Палач начинает осознавать суть того, что он сотворил. Огонь охватывает Жанну, дым перебивает дыхание. Девушка (угадываются портретные черты и раскрытый в крике рот), внутренне напряженно спокойная, обращается к Высшему. Нет паники или беспорядочного мышления. Мощное обращение всего существа, преодолевающего дикую боль и удушье. Восторг предвкушения встречи с Христом после выполнения жизненной задачи. Прощение всех остающихся на Земле».

Картина «Жанна д'Арк. Вечная Матерь»: «Воодушевленное лицо и глаза Жанны, готовой помочь каждому духовно нуждающемуся человеку. Радость помощи человечеству, счастье любви к человечеству. Духовный восторг участия в человеческих делах, в уменьшении страданий людей. Счастье самоотверженной помощи. Влияние и сущность воздействия Великой Матери передается через действия Жанны. Жанна – действующий центр сущности Великой Матери».

Следующая картина является блестящим образцом совместного творчества. Она была создана Николаем Константиновичем по видению Елены Ивановны. Так в реальности использовался интуитивный метод.

Картина «Матерь Мира»: «Мать человечества, давшая начало всему на Земле. Мы все – ее общие дети. Она – родоначальница, стоящая на страже нашего дома – Земли. Жест руки – повелевающий, напряженный. Ощущение Космоса, нашей жизни в нем. Проявление Матери как бы сфокусировано Космосом, сочетанием влияния звезд, пояса Ориона, верхней звезды, элементов "ковша" Большой Медведицы. Она остается повелевающей и управляющей развитием планеты и ее мира. Создающая благая сила, творящая материю Мира. Без ее благого участия не возможно ничего».

 

Интуитивный (метанаучный) метод познания издревле участвует в исследовании Мира Высшего и в движении человека к Высшему, а также в изучении влияния Космоса на человека. Он продуктивен для исторических и археологических исследований, изучения внутреннего мира человека, поиска источника художественного творчества и механизмов влияния его на зрителя.

Термин «метанаучный» применим в областях, еще не охваченных строго научными исследованиями, он как бы идейно подготавливает почву для новых научных гипотез, для будущих научных открытий. Применявшийся во все времена под другими названиями[12], он и сейчас готов дать богатый урожай во многих областях творчества. Науке предстоит проанализировать и системно обобщить опыт интуитивного постижения мира, накопленный человечеством, оценить его полноправную роль в общем процессе познания и исследовать его энергоинформационные механизмы, чтобы сделать их достоянием современных исследователей.

 

Статья опубликована в сборнике:

Живая Этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции,

2007. – М.: МЦР, 2008. – С.670-686.

 

О конференции –  см. сайт Международного Центра Рерихов:

 http://www.icr.su/rus/work/conferencies/2007/index.php

Эл.библиотека МЦР:  http://lib.icr.su/node/901

________________________________

[1] Рерих Н.К. По пути из варяг в греки / Рерих в России. М., 1993.

[2] Рерих Н. Азия / Рерих Н.  Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М., 2000, с.114.

[3] Чижевский А.Л. Спазмы Земли в объятиях Солнца / Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

[4] Живая Этика. Беспредельность. 162.

[5] Мура Ж., Луве П. Сен-Жермен, бессмертный розенкрейцер / Пер. с фр. Г.М.Голубенковой. М., 1999.

[6] Живая Этика. Надземное. 176

[7] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001, с. 643.

[8] Мартьянов Н.Е. Письмо от 4 августа 1970 г. // Грузман Г. Н.Е.Мартьянов Письма// http://lit.lib.ru/g/grazrnan_g/pisma.shtml

[9] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 2000. - С. 41-76.

[10] Об этом пишет Н.К.Рерих. См.: Рерих Н.К. Дорогой друг В.Ф. / Рерих Н. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М., 2002.

[11]  Шапошникова Л.В. Единых тайн двугласные уста // Утренняя Звезда. 1994-1997. М., 1997. № 2, 3. - С. 19-30.

[12] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления.  - М.:2005, с. 6.

 

Сидоров Владимир Ильич,

кандидат физико-математических наук,

научный сотрудник Международного Центра Рерихов,

Москва

ПЕРВОПРОХОДЕЦ КОСМОСА

(о Ю.А.Гагарине)

Удивительной непреоборимой силой обладают человеческие мечты! Легенда об Икаре, поднявшемуся на крыльях к Солнцу, вдохновляла в течение нескольких тысячелетий смелых изобретателей-воздухоплавателей. Блаженная мечта – плыть, подобно птице над Землей, - откуда она взялась? Как и где зародилась? Легенда говорит о том, что для полета в небо нужно, чтобы все земные возможности, все обходные пути были отрезаны. Только тогда совершится полет в небо, над землей, над морем, и все земные преграды останутся далеко внизу. Но и цену за преодоление воздушной стихии легенда указала немалую – человеческую жизнь. Икар, приблизившийся к Солнцу на крыльях из скрепленных воском птичьих перьев, упал с высоты в море и погиб. Не смог отважный Икар совладать с собою и отказаться приблизиться к Солнцу, как просил его отец Дедал. И в этом легенда тоже права. Не может человек остановиться в освоении новых пространств, любой ценой, даже ценой жизни готов он заплатить за новый шаг в неведомое.

Каждая легенда имеет свое продолжение. Она не только описывает давно минувшие события, но и зовет вперед, тревожит душу даже тогда, когда, казалось бы, мечта уже реализована. Ведь легенду можно творить во все тысячелетия. Крылатая мечта зовет к новым высотам своего Икара.

Таким Икаром, в ХХ-м веке облетевшим изумленную Землю, стал первый космонавт планеты Земля, гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. На космическом корабле-спутнике «Восток» 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени он поднялся в Космос.  С непривычной космической скоростью кораблю на высоте нескольких сотен километров пролетел над Сибирью, Тихим океаном, Южной Америкой, Южной Атлантикой, с юго-запада на северо-восток пересек пространство Африки, прошел над Аравийским полуостровом…

И вот, после головокружительного спуска из заоблачных высот, Юрий Алексеевич вновь стоит на российской земле. Спускаемая капсула  космического аппарата в 10 часов 55 минут совершила посадку недалеко от старинного русского города Саратова. Немногим более полутора часов длился первый пилотируемый полет. Этого хватило для того, чтобы совершить один виток в Космосе вокруг планеты, совершить первое космическое кругосветное путешествие, и вернуться на родную землю.

Случайно ли первый космонавт оказался русским? Конечно же – нет!  Древняя легенда об Икаре, родившаяся на острове Крит в Средиземном море более двух тысячелетий назад, и доставленная «на крыльях» через море в материковую древнюю Грецию, Элладу, распространилась по всей Европе. Ей вторили азиатские легенды о ковре-самолете, а также славянские сказки про серых гусей, на которых летал маленький мальчик Иванушка. Все народы Европы и Азии знали эти сказки.

Но на Руси рождались люди, которые пытались эти легенды реализовать – причем неоднократно, в разных столетиях. И если мечтателю удавалось взлететь, как птице, то на земле его частенько ждал топор палача. Испуганное и свирепое невежество торопилось тут же казнить смельчака за то, что он не убоялся неба, как все прочие[1].

Но все же окрепшей к ХVIII веку науке удалось побороть страх суеверий и невежества значительной части населения, и поплыли над землей дирижабли, шары-монгольфьеры и аэропланы, похожие на рукотворных птиц.

А синяя птица мечты летела дальше и звала за собой. Этот зов услышал  русский ученый, который плохо слышал людей из-за перенесенной в детстве болезни. Жил он в Калуге, по современным меркам недалеко от Москвы. Звали его Константин Эдуардович Циолковский. Сейчас о нем знают все. Страна гордится основателем космонавтики. Но тогда, в начале ХХ века, никто, или почти никто не понимал его самоотверженных трудов на благо Родины, на благо человечества. Он писал о жизни многочисленных звезд, галактик, их скоплений, которые называл эфирными островами. Писал о будущем месте человечества в пространствах Вселенной.

Константин Эдуардович мечтал о жизни в Космосе. Он осознавал временность существования человечества на планете Земля, предчувствовал бесконечность жизни во Вселенной, и считал, что неизбежные страдания земной жизни сменятся все возрастающей радостью вечной жизни «лучистого человечества». Он первым из ученых сказал догадку о том, что в будущем люди перестанут нуждаться в обычных физических телах, поскольку в результате эволюции обретут тела из световой материи.

Он жил мечтой о Космосе, все свободное время отдавая осмыслению будущих полетов человечества над Землей, к Луне, и к другим планетам Солнечной системы, а также жизни в космическом пространстве. Он намечал переселение, экспансию человечества от звезды к звезде и сделал попытку оценить будущую скорость заселения человечеством Галактики. Эта скорость, по его мнению, всего лишь в 10 раз меньше скорости света. Почти полное непризнание и непонимание его идей современниками доставляли ему трудности, преодолевая которые, он закладывал фундамент будущей космонавтики.

Удивительно, но прозрение Константина Эдуардовича о будущем «лучистом человечестве» не противоречит описанным в истории случаям появления великих Святых в «телах славы», в телах, как бы сотканных из световой материи. Эти события известны из древних записей о жизни религиозных подвижников, удостоившихся подобных видений. Многие необычные явления такого рода приводили их в состояние духовного трепета. У нас же, у людей ХХI  века, возникает резонный вопрос: не говорят ли древние жития религиозных аскетов-отшельников и прозрения гениального русского ученого об одном и том же явлении? Именно, о будущем «лучистом человечестве», представители которого, хотя и чрезвычайно редко, появляются перед обычными людьми?

Как правило, современники любого выдающегося мыслителя, даже самые передовые для своего времени, в массе своей не могут воспринять все творческое наследие национального гения. Они улавливают только те его фрагменты, которые можно реализовать в ближайшие годы или десятилетия. И таким направлением в середине ХХ века оказалась практическая космонавтика.

Существует прямая зависимость между дальностью полета человеческой мечты и временем ее реализации. Чем дальше пролетела легкокрылая птица-мечта, тем позже удается людям воплотить ее в жизнь. Но чтобы подтвердить выполнимость такой мечты, нужно осуществить хотя бы ее часть. Этой частью в ХХ веке явилось начало космической эры, возвещенное полетом Юрия Алексеевича Гагарина, первый выход человека за пределы тяготения.

Только такая страна как Россия, способная переносить все тяготы ради прекрасного будущего, могла и должна была первой отправить своего гражданина в Космос. Самое большое массовое воодушевление мечтой К.Э.Циолковского о Космосе произошло в России. Это воодушевление толкало вперед научные разработки, приводило к смелым инженерным и конструкторским решениям, питало героизм участников рискованных тренировок, определявших границы возможностей человеческого организма.

Ради полета того из них, кому улыбнется судьба, они жертвенно отдавали свой труд и свое здоровье. Огромная страна призвала в отряд космонавтов, готовившихся к полету, лучших своих сынов. Они все были как на подбор – тренированы, абсолютно здоровы, уравновешены, мгновенно принимали верное решение в критических ситуациях. Они были добры, самоотверженны, и готовы рискнуть собой и даже расстаться с жизнью ради совершения полета, ради любого шанса на успех… Но только у одного из них была неподражаемо покоряющая улыбка, и именно его выбрала судьба!

Железная выдержка Юрия Алексеевича, способность регулировать усилием воли свое внутреннее состояние, полное бесстрашие, отсутствие опасений за свою жизнь, доброжелательность ко всем, находчивость и добрый юмор, неутомимость и постоянное стремление к новым знаниям – таким он запомнился всем, с кем общался.

Газеты всех стран писали о новой эре завоевания Космоса человеком. Полету посвящались стихи:

Корабль Восток в космической дали,

И над Вселенной Солнце светит ало.

Поют, ликуют люди всей Земли,

И на планете вдруг светлее стало…

Го Можо

А после полета, за те семь лет, который отпустила судьба первому космонавту, ему удалось посетить множество стран, говорить с самыми разными людьми – от руководителей государств до простых тружеников. И это нелегкое испытание славой Юрий Алексеевич выдержал успешно. Он мечтал пройти по улицам незнакомых городов без правительственных делегаций, но везде его сразу окружали люди, его узнавали, начинали расспрашивать о полете. И он безотказно обо всем рассказывал, поскольку понимал, что это тоже является частью его работы.  

После первого космического пилотируемого полета весь мир занимал вопрос: почему русские? Почему не американцы? Ведь Россия потеряла в недавней Второй мировой войне 20 миллионов человек. Большая часть европейской территории России, на которой располагалась промышленность страны, лежала в руинах.  Как в такой ситуации, когда, казалось бы, нужно заботиться только о хлебе насущном, русские смогли направить взоры к небу и думать о Космосе? Но, как известно из Евангелия, «не хлебом единым жив человек». Фразу знали все, но применить к своей жизни, к своим устремлениям смогли мы, русские, как оказалось, преданные больше других небу и стихии Космоса.

Официальные газеты того времени называли причиной, позволившей  Советскому Союзу опередить в Космосе другие страны, преимущества советского социалистического строя над буржуазным капиталистическим. Но через 50 лет после космического прорыва человечества уже не мешают очки политической идеологии того времени. И как с орбиты корабля, сверху хорошо видно, что причина в мечте. Причина в том, как русские любят и лелеют воодушевляющую их мечту, в том, что они готовы пожертвовать всем – и хлебом насущным, и жизнью – для того, чтобы мечта свершилась.

Под словом «русские» здесь подразумевается весь сплав народностей и народов России, говорящих и думающих на русском языке. Этот сплав становился все крепче при каждом новом испытании страны на прочность. Одним из таких испытаний, предшествовавших полету в Космос, была Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Именно русскими называли германские солдаты и офицеры российских снайперов с узкими монгольскими глазами, бывших сибирских охотников. Для такого обновленного «сплава» народов, образовавшегося в России в Великой войне, было подобрано народное выражение «братья-славяне». Эти русские готовы были «положить душу за други своя». И только поэтому они первыми вышли в Космос.

Самая большая мечта Юрия Алексеевича Гагарина осуществилась лишь частично. Он хотел летать еще и еще[2]. Руководители полетов на это «добро» не давали. Но даже и в этой ситуации он был выдержан, спокоен, продолжал тренироваться, непрерывно учился и улыбался той же доброй улыбкой. Он не мог бросить полеты. Птица, познавшая небо, никогда не откажется летать. Он прожил недолго, Юрий Гагарин, Икар ХХ века, показавший своим примером путь в Космос. Но память о нем переживет много веков, так как он был первым человеком Земли, победившим ее притяжение.

С начала космической эры в земной истории вспыхнули оптимизмом песни тех лет:

Я знаю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперед от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далеких планет

Останутся наши следы.

Люди мечтали воссоздать редчайшие в Космосе земные условия на  иных планетах Солнечной системы: «И на Марсе будут яблони цвести…» Однако следует отдавать себе отчет, что такое прямолинейное копирование земных флоры и фауны, перенос их в далекие миры осуществить нереально. Короткоживущие космические станции, преимущественно беспилотные, активно работающие всего лишь несколько десятков лет – таким видится возможное развитие космонавтики в ХХI веке. Уже сейчас вокруг Солнца и вокруг Земли на разном удалении летают многочисленные земные космические аппараты, а некоторые из них вышли за пределы Солнечной системы. Но это еще не экспансия человека в Космос, не заселение Солнечной системы, не прорыв к другим звездам.

Человечеству предстоит новый этап освоения Космоса, принципиально отличающийся от предыдущего. И главным в этом этапе может явиться осознание того, что человеку не обязательно тащить свое тело в тяжелом скафандре к далеким мирам. Гораздо легче это сделать, если тело будет состоять из «световой материи», как мечтал К.Э.Циолковский. Он пытался научно обосновать то, о чем говорил еще Джордано Бруно, сожженный инквизицией на костре, а также Серафим Саровский, который описал, как он был «восхищен» Господом «в надземные обители». Но св. Серафим не пояснил, в теле он там был или вне тела. В любом случае евангельское высказывание Христа («В доме Отца Моего обителей много есть») полностью согласуется с утверждением Джордано Бруно о заселенности Космоса, а также с прозрениями ученого-космиста К.Э.Циолковского[3], а значит – мы не одиноки во Вселенной.

Другое дело, что мы представляем себе собратьев по Разуму либо в виде белкового организма, либо обязательно отвечающими на наши радиосигналы. И забываем простой с виду совет Дельфийского оракула: «Человек, познай самого себя – и ты познаешь весь мир». Может, нам нужно поискать инопланетян где-нибудь поближе, и не обязательно с радиоантенной на голове? Может быть, люди когда-то заселили эту Землю, согласно тезису «живое произошло от живого», принадлежащего ученому-космисту В.И.Вернадскому? Кто такие мы, люди? Откуда пришли? И куда мы идем?

К.Э.Циолковский писал, что более совершенные существа либо прибывают с других планет, либо происходят от малой части землян, сумевших достичь совершенства в трудных земных условиях. Таким образом, если верить прозрениям гениального ученого, между разными очень удаленными мирами Космоса осуществляется взаимосвязь, в том числе и сейчас. И не была ли мечта о космических полетах принесена из Космоса?

Чтобы сделать следующий шаг в Космос, по-видимому, нужно найти решение ряда вопросов. Может ли сейчас у некоторых людей быть развито тело, состоящее из световой материи, в котором они могут посещать иные миры и возвращаться с новыми знаниями? Если когда-либо наука сможет ответить на этот вопрос положительно, перед человечеством откроется возможность второго этапа освоения Космоса.

Такое освоение позволит отказаться от многих громоздких элементов техногенной цивилизации и попыток строительства техносфер вокруг обитаемых планет. Возможности великих космических открытий уже предчувствуются. Синяя птица мечты машет крыльями и зовет за собой!

Есть таинственная область, редко рассматриваемая с научной точки зрения. Она приоткрывается, когда задаешься вопросом: куда исчезает сознание человека после смерти его тела? Частичный ответ дают иногда люди, пережившие состояния комы или клинической смерти. Они рассказывают, что видели сверху свое распростертое тело и собравшихся вокруг него врачей. В таком состоянии они пребывали некоторое время, а затем вернулись в тело и пришли в себя. Если не считать это галлюцинациями, то они могли НАБЛЮДАТЬ вне своего тела. А почему бы им в таком случае не посетить некоторые интересные в научном отношении места, не принести оттуда информацию о своих наблюдениях?

Длительное отсутствие сознания хорошо известно в медицине. Оно называется летаргическим сном. После пробуждения человека окружающие пристают к нему с примитивными вопросами о том, как его зовут или сколько ему лет. И никто не спрашивает, что нового он запомнил, где был, что видел? А ведь все необычное так легко забывается.

Ну а здоровые люди, неужели они не могут устремиться к познанию Космоса? Но для этого нужно подумать о нем. Много ли таких, кто отрывается от суеты и поднимает глаза к звездам? Как сказал поэт:

Выхожу один я на дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу.

И звезда с звездою говорит.

М.Ю. Лермонтов

Но даже если человек поймет какой-либо элемент жизни Космоса, его надо еще запомнить, желательно записать или зарисовать, а после – осмыслить. Привожу наблюдение, которое зафиксировал один современный исследователь в состоянии сна.

 

Рассматривал созвездие Орион. Оно было обычным. Четыре крупные звезды выглядели большой трапецией, и множество мелких звезд группировались в районе «пояса», а также «головы» созвездия. Внезапно звезды стали смещаться вправо при моем непрерывном взгляде на них. Те четыре звезды, которые были ярче и составляли трапецию, – Ригель, Бетельгейзе, Беллатрикс, Саиф –  двигались быстрее. А менее яркие звезды, которые, как мне казалось, были просто дальше этих четырех, двигались медленнее. Возникло впечатление, что это созвездие имеет не только ширину и высоту, но и глубину. Яркие звезды за время, субъективно во сне воспринимаемое примерно как две секунды, сместились относительно мелких звезд на расстояние, равное размеру трапеции. Но при этом все созвездие было, тем не менее, единым объемным космическим образованием, которое через эти две секунды я продолжал рассматривать несколько под другим углом. Весь процесс напоминал взгляд в окно движущегося поезда, когда ближайшие к поезду деревья смещались гораздо значительнее, чем стоящие на удалении.

 

Если анализировать данное наблюдение с точки зрения геометрии, то легко прийти к выводу, что точка зрения наблюдателя сместилась за две секунды на расстояние порядка пяти-восьми световых лет. То есть, наблюдатель перемещался в пространстве, не прекращая наблюдение, со скоростью 2-4 световых года в секунду, превышающей скорость света на 8 порядков (в 100000000 раз). Как известно, в природе нет объектов, способных двигаться со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Примеров подобных наблюдений не так уж мало, их достаточно для того, чтобы обратить на них внимание. Однако такими ценными наблюдениями пренебрегают, что мешает сделать выводы, которые могли бы направить человека к новому этапу освоения Космоса. В настоящее время эти уникальные прозрения сохраняет не наука, а лишь стихи и песни:

Нас ночь тревожит снами, волшебными почти.

Мы катимся на санках, по Млечному пути…

И. Кохановский

И откуда приходят дети, которые помнят, что с ними было до рождения? И куда уходят люди после окончания жизни? Разумеется,  имеются в виду не физические тела людей, а их сознания.

Единственный воодушевляющий ответ заключается в том, что мы являемся космическими жителями. И не только по той причине, что Земля находится в Космосе, и что от него, в частности – от Солнца, зависит абсолютно. Но и по причине постепенного роста у человечества в целом его оболочки, тела, сотканного из световой материи. При ее будущем более полном развитии, мы, думается, осознаем и свои полеты между звездами, и посещения других планет. Тогда будет сделан следующий шаг в Космос. И незабываемый пример первопроходцев навсегда сохранится в наших сердцах.

 

Опубликовано в журнале:

Культура и время. № 2, 2011, с.12-17.

 ________________________________

[1]  Истомин С.В. Самые знаменитые изобретатели России. М.: Вече.2000.469с.

[2] Интервью с Еленой Юрьевной Гагариной: Ему было мало, все прошло слишком быстро. http://www.inosmi.ru/history/20110411/168300216.html
Оригинальное интервью: Elena Gagarina remembers her father. by Andrea Rose  April 11 2011.  http://blog.britishcouncil.org/2011/04/gagarin_orbit1/

[3] Циолковский К.Э. Ум и страсти. Воля вселенной. Неизвестные разумные силы. М.: МИП «Память», Российско-Американский Университет, 1993. С. 23–30.