ПРИЛОЖЕНИЕ к статье

Метаметодика и ее реализация  при освоении школьниками этнокультуры

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка,

Институт детства, Российский государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

 

Метаметодика как новый этап осмысления интеграционных процессов в педагогике появилась в науке в конце XX – начале XXI веков. Термин этот происходит от греческих слов meta (понятийно-теоретическое обобщение, обозначение перехода от частного к общему) и methodos (путь к чему-то, упорядоченная последовательность действий). Метаметодика как перспективное направление в педагогике еще только складывается. Ученые Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена характеризуют ее следующим образом. Доктор педагогических наук, профессор И.М.Титова: «Под метаметодикой понимается не новая дисциплина, в чем-то подменяющая дидактику, а диалог предметных методик, направленный на выявление и продуктивное использование оснований для интеграции – сначала на функционально-целевом и организационно-деятельностном уровнях, а затем – и на содержательном. Причем имеется в виду такая интеграция, которая исходит из учета содержательной специфики и развивающего потенциала конкретных учебных предметов, в направлении от частного – к общему. (В отличие от дидактики, где действие разворачивается, преимущественно в обратном направлении: от общего – к частному)»(9, с.92). По определению профессора А.П.Валицкой, «метаметодика – момент осмысления частных методов, поиска общего пути к достижению единой цели» (3, с.3). Профессор М.П. Воюшина акцентирует исследовательский характер метаметодики (4, с.11). Проблемы метаметодики активно разрабатываются в НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена; здесь ежегодно с 2003 года проходят Всероссийские научно-практические конференции по метаметодике.

 Метаметодика рассматривается как  диалог частных методик, который реализуется на уровнях общности целей, близости содержания, тематики, сопоставимости жизненных и художественных образов, языков культуры, организационно-деятельностных методов, способов и форм обучения; метаметодический подход осуществляется внутри уроков интегративного типа на самостоятельном предмете либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями.

Метаметодический подход возник внутри интеграционных процессов в педагогике в противовес усиливающейся предметной дифференциации и усложненности картины мира. Он позволяет теоретически обосновать характерные интеграционные тенденции в методической области современной педагогики. Его цель – создать у ребенка целостную картину мира во взаимодействии предметных методик с учетом возрастной специфики мировосприятия. Для преодоления психологических перегрузок, возникающих при многопредметном углублении, метаметодический подход ищет основания для интеграции, разрабатывает ее пути, приемы и технологии.

Элементы метаметодического подхода появились в программе по музыке, созданной под руководством Д.Б.Кабалевского, особенно рельефно в содержании уроков V класса, посвященного взаимосвязям музыки и литературы (1 полугодие), музыки и живописи (2 полугодие). Метаметодический подход не декларируется, но активно проникает в современную музыкальную педагогику (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, О.С.Нечаева, Т.П.Науменко, В.В.Алеев, Л.В.Школяр и др.), применяется в методике интегративных уроков культурологического содержания (мировой художественной культуры, народной культуры, истории и культуры Санкт-Петербурга, краеведения), включается в методику литературы (В.Г.Маранцман, В.А.Доманский, М.П.Воюшина и др.), он лежит в основе концепции культуротворческой школы А.П.Валицкой.

К метаметодическому подходу тяготеют педагоги, обладающие широким кругозором, углубленно знающие свой предмет, как правило связанный с одной из областей художественной культуры или историей. Они реализуют диалог предметных методик в рамках своей дисциплины, выстраивая урок на взаимосвязях разных предметных областей. Осуществить метаметодический подход в межпредметном взаимодействии разных дисциплин в средней школе может коллектив единомышленников. В начальной же школе это вполне под силу учителю начальных классов. Только он владеет всем спектром предметных методик и ведет широкий круг дисциплин, поэтому именно ему легче освоить и применять метаметодический диалог внутри урока и в системе межпредметных связей.

Цель данной статьи – познакомить учителей с метаметодикой и ее реализацией на примере освоения этнокультурного материала. Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура», он распространился в конце ХХ века. Под этнокультурой нами понимается совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей[1].

 

Необходимость применения метаметодического подхода при изучении какой-либо области этнокультуры обусловлена ее целостностью, неразрывной взаимосвязью элементов. Продемонстрируем структурную модель этнокультуры, созданную автором на основе анализа   явления по культурологической и этнологической литературе, а также по личному опыту фольклориста-исследователя. Эффективность модели  для понимания этнокультуры и запоминания ее состава неоднократно была проверена на занятиях со студентами начального отделения Института детства Российского государственного университета им. А.И.Герцена и студентами кафедры музыкальных дисциплин Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина.

Предлагаемая модель этнокультуры представляется кольцом, внутри которого сцеплены между собой ее составные элементы в порядке наибольшей смысловой близости друг другу. Они подобны системе пересекающихся множеств или зримому образу звеньев кольчуги. соединенных в единое целое. Каждое звено связано с предыдущим и ведет к последующему, а в зоне пересечения возникают их общие формы. В нижней части кольца – глубинные составляющие этнокультуры: хозяйственно-культурный тип экономики (сельскохозяйственно-оседлый, скотоводческо-кочевой или ремесленно-торговый), традиции материального быта (предметы, орудия труда, еда, средства передвижения, одежда), религия, обычаи и обряды, эмпирические воззрения народа (народная медицина, астрономия, экология, философия и др.), народная педагогика, этническая психология и этноэтикет. В верхней части кольца – более подвижные, постепенно изменяющиеся, разрастающиеся в разнообразных формах составляющие этнокультуры, имеющие значение надстройки в этнокультуре как системной целостности. Это системообразующий элемент язык и народная художественная культура во всех ее видах: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество.

В русской традиционной культуре с каждой из областей личность связана через коллектив, так как здесь индивидуальное начало растворено в групповом (семье, крестьянской общине, трудовой артели, сообществе приходской церкви). Коллективность сознания многими учеными характеризуется как «соборность» (А.Хомяков, В.Соловьев. Н.Бердяев). Она проявляется в массовых семейно-бытовых и календарных обрядах, в преобладании коллективных форм народного творчества, во всеобщем единении в хоровом пении во время церковной службы, в ансамблевом пении, свойственному большинству песенных жанров, исполняющихся в будни и в дни народных праздников, в стремлении найти защиту в коллективе в трудную минуту.

Структурная модель этнокультуры

 

В областях пересечения звеньев возникают полиэлементные формы, сочетающие средства выражения соседних составляющих. Так, совмещение словесного и музыкального фольклора становится источником музыкально-поэтических песенных форм, пересечение музыкального фольклора с хореографическим дает песни, связанные с движением, сочетающих в своей системе средств выразительности слово, музыку и хореографию (хороводные, плясовые песни и их разновидности), введение в них игрового действия (разыгрывания сюжета) – игровые хороводы. Совмещение языка и этноэтикета представляют вербальные (речевые выражения) и невербальные знаки традиционного приветствия, благодарности, одобрения, благопожелания и т.д. Обряд же включает в себя практически все составляющие и разворачивается на фоне объектов народного зодчества.

Продуктивное использование оснований для интеграции в системе этнокультурного образования[2] эффективно способствует этнокультурному развитию личности. Цель метаметодического подхода – сформировать целостное представление личности об этнокультуре и освоить ее комплексно.

Метаметодическое сопряжение в структуре урока разных видов народного творчества (словесного, музыкального, хореографического, изобразительного, обрядового) создает тип интегративных занятий по народной культуре. Они могут возникать, во-первых, на отдельных уроках или циклах уроков внутри традиционных предметов (музыка, литература, изобразительное искусство, художественный труд, история), во-вторых, на занятиях факультативов (фольклорный ансамбль, студия декоративно-прикладного искусства, фольклорный театр), в-третьих, в инновационных предметах, посвященных народной культуре. В процессе ведения таких самостоятельных интегративных предметов этнокультурное образование осуществляется наиболее последовательно, например, по экспериментальным программам «Русское народное творчество» Н.С. Ширяевой (11), «Введение в народоведение» М.С. Новицкой (7), «Уроки фольклора» Е.С.Родинской (8), Л.Д.Назаровой (6), «Родная история» Д.И.Латышиной (5), «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Т.Я.Шпикаловой (12) и др. Однако эти новые предметы пока не вошли в широкую практику.

Автор статьи разработал и апробировал еще один путь этнокультурного образования в условиях сохранения традиционных предметов и классно-урочной системы. Это своего рода четвертая инновационная педагогическая форма. Она представлена как цикл уроков «Дни погружения в этнокультуру». Ее можно охарактеризовать как «вертикально-горизонтальный цикл уроков», в котором в процессе занятий школьники обращаются к народной культуре на разных предметах во временной вертикали (в течение учебного дня) и в горизонтали (на протяжении нескольких дней или недель).

Тип цикла уроков «Дни погружения в этнокультуру» представляет собой метаметодическую концепцию и имеет этнопедагогическую направленность в русле интегративных тенденций современной педагогики. Цикл выстроен в условиях межпредметной интеграции уроков, основан на общности тематического содержания, общих принципах: комплексности и сопоставимости в освоении материала. При изучении фольклорной темы взаимодействие видов народной культуры внутри одного урока или их цикла требует и взаимодействия методик тех предметов, на которых ранее изучалась одна из сторон этнокультуры. Тип цикла уроков этнокультурного содержания разработан, прежде всего, для начальной школы. Это обусловлено близостью синкретичного базиса народной культуры психолого-педагогическим основаниям целостности восприятия действительности детьми в этом возрасте. Обращение к различным видам фольклора, понимаемого как корневой этап детства культуры, соотносится с особенностями мироощущения ребенка.

Данный тип цикла уроков разработан автором на основе метода погружения на разных предметах в информационное поле традиционной народной культуры через единство подходов к отбору ведущих идей, материала, общность фольклорных образов, тем и их активное освоение в различных учебных видах деятельности. Цикл базируется на погружении в культуру русского народа в сравнительном сопоставлении с культурами других народов. Этнопедагогический подход учитывает этническую идентичность воспитуемых. В классе, где учатся русские дети, естественно опираться на моноэтнический материал. В классе с полиэтническим составом учащихся при преобладании русского этноса целесообразно сопоставлять образцы русской культуры с подобными образцами у других народов, дать задание расспросить старших о традициях, свойственных их этносу, при изучении темы «Народные сказки» прочитать сказки тех народов, отдельные представители которых учатся в данном классе. Дети, переехавшие с родителями в регион, где исторически доминировало и было государствообразующим русское население, легче перенесут процесс аккультурации, если погрузятся в русскую этнокультуру, сравнивая ее со своей. А ненавязчивое сопоставление культур будет способствовать установлению этнотолерантных отношений в классе.

В качестве примера приводится цикл занятий «Дни погружения в этнокультуру» для 2 класса (по программе 1-4). В основе цикла лежат уроки литературы по наиболее употребительной в российских школах программе «Наше русское слово» (учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, О.Ю.Шараповой) с расширением материала (этнографически достоверного, из экспедиций автора и научной фольклорной литературы). Метаметодический подход осуществляется в комплексном представлении и изучении этнокультурного материала, сочетании разных видов художественной, познавательной и творческой деятельности, подчиненной общей цели. Используются методы информативных и эвристических бесед, художественно-творческой деятельности, игровых технологий, театрализации. Задачи уроков – познакомить детей с различными видами народной культуры, углубить восприятие детьми изучаемых фольклорных образцов, в координации учебных предметов понять синкретическую природу и свойства произведений народного творчества (изустность, вариантность, анонимность, коллективность, полифункциональность, полиэлементность).

В организационно-деятельностном плане уроки строятся на диалоге разных видов народной культуры с доминированием какого-либо вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала. Принципы работы с материалом исходят из методических особенностей конкретных учебных предметов. Но, благодаря циклу, в организации развивающей познавательной и творческой деятельности учащихся происходит интегративно-дифференцированное развитие предметных методик. А в результате организации целостного учебно-воспитательного процесса достигается этнокультурное развитие личности школьника.

  Виды и темы занятий цикла:

1. Урок литературы «Мы – сказочники» (урок-конкурс по пересказу народных или сочиненных самими школьниками сказок). Данный урок завершает изучение темы «Русские народные сказки». Возможно сопоставление сказок разных народов.

2. Урок литературы «Русские народные песни» (выявление их особенностей в сопоставлении текстов из учебника: стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу русскую» и хоровода «Во поле береза стояла»), имитация присутствия на крестьянской вечерке.

3. Урок литературы «Детский фольклор» – осмысление и игровое освоение малых жанров народного творчества: потешек, прибауток, колыбельных, закличек, считалок, дразнилок, скороговорок. Возможно сопоставление детского фольклора русского и других народов.

4. Урок литературы (целесообразен и урок музыки на эту тему) «Хороводные песни и виды хороводов» – повтор круговых и разучивание новых видов хороводов: игровых «У медведя во бору», «Тетёра шла», фигурного «Уж я улкой шла» в синкретизме трех элементов художественного языка (текста, напева, хореографического движения).

5. Уроки музыки «Русские народные песни и наигрыши»: разучивание и исполнение колядок, колыбельных, хороводных песен с вождением, игра на народных шумовых инструментах. В ходе урока народная музыка изучается в контексте этнокультуры.

6. Уроки русского языка. В методику уроков включается работа со словами, связанными с фольклором и встречающимися на смежных уроках (сказка, сказитель, народ, род, Родина, творить, творчество, фольклор, песня, хоровод, деревня, деревянный и др.) в соответствии с целями и тематикой учебной программы (фонетический, морфологический разбор, поиск однокоренных слов, сотворчество фраз, предложений и т.д.).

7. Урок природоведения («Окружающий мир») «Путешествие в деревню Фольклорию» – знакомство с этнографией русской деревни (особенностями местоположения, жилища, утвари), ее бытом, пронизанным искусством. Возможно сопоставление с особенностями быта других народов.

8. Игра «Мы – фольклористы» (беседа в театрализованно-игровой форме с загадками, разучиванием коляд, может включаться в урок литературы или «Окружающего мира»).

9. Уроки физкультуры: народные игры «Горелки», «Гуси и волк», «Коршун».

10. Урок художественного труда: моделирование «Фольклорной деревни» (аппликация из бумажных «бревен» «Северно-русской избы» и выстраивание из аппликаций деревенской улицы, возможно также конструирование макета избы из счетных палочек или спичек по методике И.П.Фрейтаг – 10).

11. Уроки внеклассного чтения «Русские святки»: чтение рассказа Д.Григоровича «Отворяйте ворота!» (5), анализ художественного текста, разыгрывание ситуации с ряжением, колядованием. Также можно провести беседу о святках (см. например, 1, 5, 7).

12. Уроки изобразительного искусства: рисование образов русской природы (березы), сцен из народной жизни (хоровод, святки), образцов декоративно-прикладного искусства (1, 12).

13. Уроки математики включают в себя решение и придумывание задач с фольклорными сюжетами в соответствии с учебной темой. Например, в теме «Сложение с переходом через десяток»: «За поздравительные колядки колядовщикам дали 7 пирожков, 5 блинов, 8 печений–коровок. Сколько всего «вкусностей» они получили?».

14. Заключительный урок литературы: составление с детьми сценария театрализованного представления «Святочная вечерка» на основе разученного материала.

15. Внеклассное занятие: репетиционная подготовка к новогоднему празднику в стиле славянских святок.

16. Праздник «Святочная вечорка». (Методические разработки для цикла частично даны в «Приложении» к статье)

 

Данный цикл уроков экспериментально проводился автором в петербургском лицее № 470, другие варианты «Дней погружения в этнокультуру» проводились им совместно со студентами в ряде петербургских школ (в частности, на основе программы по литературе М.П.Воюшиной). Мы видим, что в течение нескольких дней на разных предметах школьники обращаются к народной культуре. На уроках эстетического цикла в центре внимания – произведения фольклора, освоение и осмысление их художественного текста, средств выразительности, полиэлементной структуры,   разных видов народного творчества. Такие уроки практически являются интегративными уроками народного искусства. А на уроках математики, русского языка фольклорные образы, сюжеты включаются в учебную тему. В комплексе занятий дети постигают этнокультуру в ее целостности через ее различные элементы: язык, формы словесного, музыкального, хореографического, игрового фольклора, декоративно-прикладного искусства, народного зодчества, знакомятся с особенностями традиционного быта, с проявлениями языческой и христианской религии, с обрядами и этноэтикетом.

В процессе занятий образуется «этнокультурное поле урока». Это понятие вводится автором и определяется как поле взаимодействия разных элементов этнокультуры в педагогическом пространстве урока (подобно силам, действующим в физическом поле). Поле может быть насыщенное и объемное в условиях синтеза различных элементов этнокультуры и их активном участии в методике урока. А может быть усеченным или ненасыщенным при господстве одного вида народной культуры на уроке. Ученики постепенно «пропитываются» атмосферой этнокультурного поля: осваивают, усваивают его, и присвоенная часть входит в структуру культурного поля личности школьника.

 Разработанность в классических предметных методиках системно-функционального и деятельностного подходов позволяет скорректировать содержание, насытить его новым материалом и способами познания, создать в обучении школьника целостную развивающую среду, способствующую освоению учебной программы и решению глубинных воспитательных задач.

Чрезвычайно эффективен метод, применяемый на занятиях и названный автором «метод моделирования аутентичной ситуации». В художественное пространство класса, в костюм педагога включаются этнографические элементы (образцы традиционной вышивки, народных костюмов, репродукции картин, отображающих жизнь простого народа, памятники древнерусского зодчества), фольклорный материал осваивается в синкретизме элементов и исполняется с подобием реальной историко-бытовой ситуации.  Моделируется ситуация из народной жизни: рядовая или праздничная вечорка, фрагменты обрядового действа календарного или свадебного циклов, пир или поход дружинников, поющих былины, действия трудовой артели (например, при строительстве моста с пением «Дубинушек»). Участники вовлекаются в процесс моделирования, под направляющим руководством учителя или с его педагогическим сопровождением выстраивается эстетическая среда и композиционная драматургия ситуации, она «проживается» в действии всеми участниками. Применение метода аутентичной ситуации на занятиях с этнокультурным содержанием дает возможность ребенку пережить, своего рода духовно «прожить» стадиальный корневой этап развития человечества, а впоследствии соотносить личный художественный опыт с процессами развития других эпох, регионов, культур.

Урокам с этнокультурным содержанием нередко свойственна необычная форма: уроки-путешествия, уроки-посиделки. В урок вплетаются повествования о сказителях, скоморохах, старинных обрядах, инструментах, народном и церковном пении, бытовом укладе. Предлагаются творческие задания: сопровождать пение игрой на каком-либо народном инструменте, водить хоровод разными фигурами, сочинить колыбельную (или частушку). Тем самым перед школьниками ставится задача постичь основы фольклора как творческого процесса.

Варианты циклов уроков-погружений в этнокультуру целесообразно проводить ежегодно при изучении материала с ярко выраженным этнокультурным содержанием. Например, в 3 классе, обращаясь к народной сказке «Снегурочка» (по программе В.Г.Горецкого), можно включить фольклорный материал в содержание различных предметов, изучать его в соответствии с тематикой и методикой конкретной дисциплины, нацелить цикл уроков на постановку сказки или композиции «Встреча весны», включающей обрядовый и хороводно-игровой фольклор. Циклы уроков-погружений необходимы при изучении былин, народных песен, имеющихся во многих программах по литературе в начальной и средней школе. Микроциклы, направленные на выявление связей народного и профессионального искусства, хорошо бы было включать в основной школе при изучении драмы А.Н.Островского «Снегурочка» (7 класс, по В.Г. Маранцману), поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (9 класс, во всех программах по литературе).

Логично завершать цикл уроков фольклорным праздником. С точки зрения этнокультуры праздник является всеобъемлющей формой народного творчества, аккумулирует в себе все виды искусства и художественной деятельности, факторы и средства народной педагогики. А с точки зрения современного образования нацеленность приобретаемых на уроках знаний, умений, навыков на сегодняшнее (а не отодвинутое в необозримое будущее) использование в создании итогового творческого продукта в виде театрализованного народного праздника активизирует все психические процессы. Актуализация познания в собственный творческий опыт способствует становлению компетентности личности и ее многостороннему развитию. Завершение темы народным праздником производит кроме того арт-терапевтический эффект (что экспериментально проверено автором – 2).

Проводить праздник лучше в камерной обстановке класса, что приближает ситуацию к естественности бытования фольклора. В народном празднике участвовали все, особенно активно молодежь. Старшее поколение становилось соучастниками и отчасти зрителями. Поэтому приглашение родителей на праздник класса, их участие органично вписывается в ситуацию. Камерное проведение праздника внутри класса, подготовка к нему хорошо развивает творческие и коммуникативные способности личности школьника, улучшает контакты между детьми и родителями. Возможно посещение праздника в смежном классе: возникает своего рода ролевая игра «в гости в соседнюю деревню». Если же организуется массовый школьный фольклорный праздник,  лучше больше ориентироваться не на концертные формы презентации народного искусства, а на хороводы, игры, соревнования, конкурсы, в которых каждый может принять участие. Должна доминировать психологическая установка, свойственная русской этнокультуре: «Я – соучастник. Я имею возможность выразить себя в рамках народной традиции».

Проведение подобных циклов позволяет детям ощутить народную культуру в ее целостности, окунуться в этнокультурную ситуацию и прочувствовать ее. Все это поможет детям обрести историческую память, ощутить свою связь с предками, почувствовать себя связующим звеном в вечном потоке времени от прошлого к будущему.

Изучение фольклора в метаметодическом аспекте имеет культуротворческий характер. Народная культура осваивается на таких занятиях детьми в процессе разнообразной интеллектуальной, художественной и творческой деятельности. Благодаря межпредметным связям, внутренней интеграции и нацеленности на творческий результат в цикле «Дней погружения» достигается максимальная концентрация восприятия и проникновения в изучаемую тему, а приобретаемый жизненный опыт ярко, в разнообразном спектре эмоционально насыщенного информационного поля запечатлевается в памяти.

К сожалению, инновационные формы еще недостаточно вошли в реальную практику. Среди всех форм четвертая объединяет достоинства трех предыдущих и сглаживает их недостатки. В «Днях погружения в этнокультуру» есть интегративные уроки, и они не единичны. Просматривается углубленный цикл, но он посвящен не одной стороне народной культуры (как свойственно урокам по определенному предмету), а нескольким сторонам. Подобно эффективности самостоятельного предмета по этнокультуре в цикле достигается системность процесса познания и формируется целостное представление о народной культуре. В сравнении с малочисленным по составу факультативом (фольклорным ансамблем или студией декоративно-прикладного искусства) цикл позволяет каждому ребенку окунуться в мир народной культуры.

Данная форма не требует расширения учебного плана и может гибко включаться в него. Ведь нередко в городе (особенно в мегаполисе) администрация не заинтересована в самостоятельном этнокультурном предмете, ссылаясь на перегрузку учебного плана и предпочитая отдать вариативные часы на иностранный язык, информатику или другие предметы, отражающие госзаказ или специфическое направление данной школы. Внедрение предмета по этнокультуре затруднено его отсутствием в образовательном стандарте и нехваткой специалистов для работы по оригинальным программам, недостаточной подготовленностью учителей к ведению новых интегративных предметов этнокультурного содержания.

Цикл же «Дни погружения в этнокультуру» интегрируется в общепринятый государственный образовательный стандарт, вариативно может трансформироваться в комплексе с другими учебными программами. При необходимом методическом оснащении он доступен широкому кругу учителей общеобразовательных школ, может быть проведен в контакте с учителем музыки практически любым педагогом, заинтересованным в преемственности этнокультурных традиций.

 

Литература к статье:

1. Афанасьева А.Б. Народное творчество в эстетическом развитии ребенка //Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Сост. Т.А.Барышева, В.А.Шекалов. – Ростов н/Д.: 2004.

2. Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия: здоровьесберегающий эффект занятий народным творчеством –  http://pedagogika-cultura.narod.ru/index.htm

3.Валицкая А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций. //Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы II Всероссийской научно-практической конференции). СПб.: 2005.

4. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования. // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы II Всероссийской научно-практической конференции). СПб.: 2005.

5. Латышина Д.И. Родная история. Живая Русь. Вып. 1. – М.: 1999.

6. Назарова Л.Д. Фольклорная терапия. – СПб.: 2000.

7. Новицкая М.С. Введение в народоведение. – М.: 2001.

8. Родинская Е.С. Этнопедагогика и фольклор в школе. // Русская культура и образование. Вып. 7. – СПб.: 1997.

9. Титова И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе.//Академические чтения. Вып.3. Теория и практика модернизации отечественного образования. – СПб.: 2002.

10. Фрейтаг И.П. Основы трудового обучения на материале традиционной культуры Русского Севера. – СПб.: 2001.

11. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. Программа уроков для начальной школы. – СПб.: 1992.

12. Шпикалова Т.А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 классы). – М.: 1997.

 


 [1] Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ века, но его определения неоднозначны. Его активно применяют вместо терминов фольклор, народная культура, традиционная культура, культура этноса. Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении общих объектов. Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры. В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» – на социальном.

[2] Понятие «этнокультурное образование» появилось лишь в конце ХХ века. Сегодня оно становится активным элементом педагогической терминологии, хотя в его понимании нет единства. Мы определяем этнокультурное образование как целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (духовного, материального, социального), процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту. Этнокультурное образование рассматривается как диалектическое единство обучения и воспитания, создающее условие для многогранного развития личности; его природа интегративна в соответствии с многосоставной и синергетической природой этнокультуры.

 


Педагогика Культуры № 13 (2011)

Печать