«Школа народной культуры»
как форма реализации культурологического образования

Янушевский В.Н.

старший преподаватель кафедры культурологии

Ульяновского института повышения квалификации и

переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук

 

Образование подрастающего поколения – в широком смысле – есть трансляция сложившейся в данном обществе культуры, а с позиции получающего образование человека – это освоение им культуры общества и возделывание своей личностной культуры. Таким образом, получение образования предполагает, во-первых, наличие определенного культурного контекста, а во-вторых, создание субъектами образовательного процесса собственного локального контекста.

Вместе с тем, в последнее время все чаще стали говорить о культурологическом образовании. Под культурологическим образованием в школе принято понимать образование учащихся средствами культуры. Такое толкование понятия может показаться крайне упрощенным, однако в нем отчетливо просматривается ведущий принцип культурологического образования – принцип культуросообразности. Современное школьное образование в наибольшей степени отвечает принципу наукосообразности (что, кстати, закреплено в Законе об Образовании РФ, в Базисном учебном плане, образовательных стандартах и т.д.) и мало соответствует принципам природосообразности и культуросообразности.

Сформировавшаяся в XVIII-XIX вв. в Европе и России концептуальная модель общеобразовательной школы достаточно последовательно соответствовала принципу наукосообразности и в малой степени отвечала принципу культуросообразности (а уж призыв Руссо «назад, к Природе!» школа вообще не услышала). Наука, являясь неотъемлемой частью культуры, тем не менее, выделилась в достаточно самостоятельную область человеческой деятельности, внутри которой определились различные научные дисциплины. Последние, в свою очередь, и определили структуру школьного образования, поскольку школьные учебные дисциплины и по названию, и по содержанию, как правило, соответствуют дисциплинам научным (математика, физика, химия, биология и т.д.).

Однако процессы, проходящие в последние десятилетия в науке и образовании, нарушили незыблемость традиционной модели школы (т.е. такой школы, которая стремилась сформировать у ученика научную картину мира). Во-первых, в самой науке наметились сложные интеграционные процессы, что привело к возникновению так называемых пограничных научных дисциплин (например, математическая лингвистика). Во-вторых, разразившаяся в 70-90-е годы XX столетия «культурологическая революция» поставила вопрос о замене традиционной модели школы на другую – такую, которая соответствует принципу культуросообразности. Со всей очевидностью возникла необходимость построения так называемой культурной модели школы.

Теперь определимся с понятиями.  Культуросообразность – это соотнесенность образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенность в разнообразные текущие культурные процессы (и наоборот). Соответственно, культурная модель школы есть такая форма организации всей школьной жизни, в которой находит выражение и реализацию совокупность идей, норм и ценностей, выработанных и принятых школьным сообществом, благодаря которому каждый ребенок получает гарантированные условия своего свободного развития, а также совокупность особенностей построения школьного сообщества, которые складываются лишь на основе свободно саморазвивающихся субъектов образовательного процесса [1].

Однако, провозгласив принцип «свободного развития», нам следует сделать необходимые уточнения. Важно помнить, что культура непременно содержит в себе определенный набор социальных норм и правил, и потому обязательно предполагает те или иные ограничения «свободного развития» учащихся. В нашем случае подобным ограничителем будет тот или иной тип культурной модели школы.

По мнению некоторых ученых и практиков, реализация принципа культуросообразности в современной массовой школе чрезвычайно затруднена. «Суть принципа культуросообразности в том, – отмечает М.В.Левит, – что всесторонне развития личность, гармонически развитая личность мыслится как цель, как планируемый результат образования. Человек полагается макрокосмом, долженствующим вместить в себя всю наличную культуру...»[2]

В реальной педагогической практике сегодняшнего дня воплощение этого принципа в конкретный образовательный результат не встречается, и всякий раз, когда его хотят осуществить, возникают учебные планы с заведомой перегрузкой учащихся и «многопредметье», разрушающее целостность образования

Однако в нашем случае речь идет не столько о «всей культуре», сколько о народной культуре, что, на наш взгляд, значительно упрощает (конкретизирует) реализацию принципа культуросообразности в школьном образовательном процессе. «Школа народной культуры» – так называется концептуальная модель образовательного учреждения, которую создают педагоги Бряндинской средней школы Ульяновской области.

Почему именно народная культура становится средством обучения и воспитания?

Во-первых, речь идет о сельской школе, для которой народная культура ближе, чем какая-либо другая. Во-вторых, освоение учащимися народной культуры будет содействовать формированию социальных навыков и должно позитивно повлиять на развитие ценностно-мотивационной сферы учащихся, что крайне актуально в современных условиях. Кроме того, народная культура демократична, ее можно осваивать «изнутри», без внешнего транслятора, причем не столько на информационном, сколько на деятельностном уровне – практически.

По ценностной направленности культурные модели школ принято подразделять на персоналистические (или акмеологические), то есть ориентированные на развитие и саморазвитие личности, и феноменологические, базирующиеся на тех или иных социокультурных, философских идеях. Таким образом, народная культура – это, безусловно, культурный феномен, и «Школа народной культуры» – это пример культурной модели образовательного учреждения феноменологического типа.

Общий замысел данной модели таков: разрабатывается образовательная программа, называемая «Школой народной культуры» (ШНК), реализация которой позволяет достичь определенных целей образования. В содержании образования акцентируются два момента: а) вводятся дополнительные учебные курсы, тематически связанные с народной культурой и б) осуществляется актуализация народной культуры в содержании учебных программ основных курсов. Все это создает основу для проектирования соответствующей образовательной программы.

Однако знакомство с народной культурой только на информационном уровне малопродуктивно. Поэтому в ШНК применяются систематические «культурные практики», предполагающие работу учащихся с природным материалом, изготовление народной одежды, собирание и обработку песенного и обрядового фольклора, подготовку концертных программ к календарным праздникам, участие в фольклорных коллективах, музейная работа и т.д.).

Особенность предлагаемой образовательной программы заключается не только в том, что для ее реализации трансформируется содержание образования, но и в том, что в школе создается специфическая культурная среда. Она оформляется как знаково-символическое представление  ценностей народной культуры. Освоение этих ценностей происходит посредством особой деятельности, имеющей как функциональное, так и символическое значение (ремесло, обряд, праздник). Достоинством такой образовательной среды следует считать изначальную предназначенность ее для выполнения одной из важнейших социальных функций культуры – консолидации населения (учащихся, их родителей и педагогов) вокруг общей системы духовных ценностей.

Основная цель образовательной программы «Школа народной культуры» состоит в воспитании физически здоровой, духовно богатой, образованной, творческой и свободной личности, осознающей свои корни, национальные истоки и впитавшей духовный опыт своего народа.

Реализация этой цели предполагает:

Ведущим принципом организации образовательного процесса в ШНК становится принцип культуросообразности, о чем речь шла выше, понимаемый как соотнесенность образования с народной культурой, включенность образования в ряд культурных событий (и наоборот). Однако все это не предполагает полного отказа от принципа наукосообразности. В современной школе и содержание образования, и структура Базисного учебного плана, и требования к знаниям учащихся основываются, прежде всего, именно на этом принципе, поскольку, как нами уже было отмечено, подавляющее большинство учебных дисциплин по содержанию и по названию соответствуют дисциплинам научным.

Третьим принципом, на котором базируется процесс обучения, воспитания и развития учащихся в образовательной среде «Школа народной культуры», является принцип природосообразности [3], понимаемый и как следование природе ребенка, и как последовательное соотнесение народной культуры с природой: традиционная, обрядовая народная культура, как правило, тесно связана с природными явлениями, со сменой времен года (таковы, например, календарные обряды). Народной культуре свойственно не противопоставление Культуры Природе, а скорее следование природе (диалог с природой).

Актуальность предлагаемой модели сельской общеобразовательной школы очевидна, поскольку приобщение учащихся сельской школы к народной культуре имеет не только содержательный, но и аксиологический аспект, что предполагает принятие (выбор) детьми проверенных временем ценностей. Динамика изменений, происходящих в ценностно-мотивационной сфере учащихся, исследуется в ходе реализации специальной диагностической программы.

Структуру образовательной среды «Школа народной культуры» (так же, как и структуру любой другой дидактической среды) можно представить в виде комплекса условий для достижения целей образования. В теории образования принято выделять три группы условий, характеризующих образовательную среду: организационно-педагогические, личностные и бытовые условия.

 Организационно-педагогические условия осуществления образования в ШНК предполагают определенное содержание образования и соответствующие дидактические процессы, в ходе которых происходит освоение данного содержания.

Образовательная программа «Школа народной культуры» предполагает некоторую корректировку учебных курсов чтения, литературы, русского языка, истории, географии, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, а также включение дополнительных курсов и кружков краеведения, этнографии, народной росписи по дереву и керамике, лепки, изготовления народной игрушки. Необходимыми составляющими являются деятельность фольклорного ансамбля, народного театра, клуба сказочников, работа школьного музея. Корректировка типовых учебных программ направлена на актуализацию народной культуры в отдельных темах и разделах.

В «Школе народной культуры» трехступенчатая система обучения, где имеются:

I ступень (начальная школа) – 1–4 классы, обучение с 7 лет. Ведется спецкурс «Живая Русь» (2–3 классы).

II ступень (основная школа) – 5–9 классы. Изучаются спецкурсы «Русская культура и словесность» (6 – 7 класс), «Русская словесность в художественном осмыслении» (8–9 классы).

III ступень – 10–11 классы. Учащимся предлагаются элективные спецкурсы культурологической и прикладной направленности.

Начальная школа обеспечивает развитие у детей основных учебных способностей и овладение азами народной культуры, формирование эстетического вкуса, знакомство с основами народной поведенческой культуры и др. На уроках учащиеся получают сведения из истории Древней Руси; узнают об особенностях устройства русского города, дома, крестьянского двора; об истории возникновения легенд о богатырях; о занятиях крестьян по временам года; о русских народных играх, традиционных обрядах русского народа и народов Поволжья.

Основная школа осуществляет базовое образование. При обучении русскому языку особое внимание уделяется формированию этнокультуроведческой компетентности, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные этические ценности, а также представления о связях языка с национальными традициями народа и осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

В курсе литературы при изучении художественных произведений акцентируется фольклорная тематика и усиливается нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. На уроках литературы, истории, географии учащиеся приобретают знания по русской истории и культуре, знакомятся с традициями, обычаями, обрядами родного края, села; узнают о народном календаре; кроме того, приобретают знания по истории и географии родного края и села, знакомятся с жизнеописаниями великих людей, исследуют родословную своей семьи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся получают знания о различных видах и жанрах народного искусства, педагоги создают условия для развития их творческого мышления, фантазии.

На уроках музыки дети обучаются пению народных песен в местных народно-певческих традициях (с голоса), а также знакомятся с подлинными поэтическими текстами, играми, хореографическим движением.

На уроках трудового обучения детям даются знания о русском народном костюме и костюме других народов Поволжья, народной кухне, лепке, народной росписи, игрушке; учащиеся овладевают ремеслами, изготавливают предметы традиционной материальной культуры.

В старших классах учащиеся продолжают получать базовое образование, кроме того, там ведется предметно-профильная подготовка по рисунку, живописи, народным ремеслам, музыке, искусствоведению и другим направлениям с учетом местных условий и возможностей.

Функционирование «Школы народной культуры» организовано как совокупность двух параллельных процессов:

а) учебный процесс на основе классно-урочной системы, в котором реализуются образовательные программы начальной, основной и средней школы, а содержание образования включает три компонента: федеральный, региональный и школьный;

б) процесс реализации «культурных практик», который предусматривает освоение народной культуры учащимися во внеурочной деятельности: в ходе кружковых занятий, участия в фольклорных музыкально-театральных коллективах и фольклорных экспедициях и т.д.

Подготовка программ для учебных курсов культурологической направленности, а также методического обеспечения к ним, осуществляется самими учителями. Методическую помощь педагогам школы оказывают ученые ульяновских вузов и преподаватели областного Института повышения квалификации и переподготовки работников образования.


[1] См., например: Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования. Вып. 4. – М.: Инноватор, 1996. С. 132 – 152.

[2] Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! Книга первая. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 28.

[3] Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. – М., 1997. С. 174 – 184.

 


Педагогика Культуры № 7 (2008)

Печать