Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Материалы по рубрикам

Валерий Ашиков,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик», Москва

 

 3. КРУГЛЫЙ СТОЛ С ВЕЛИКИМИ

Тема: Воспитание Красотой, эстетическое воспитание

 

Ведущий: На прошлом круглом столе, посвящённом воспитанию, мы затронули тему воспитания подрастающего поколения Красотой и значения Красоты в становлении Человека. Сегодня мы постараемся больше раскрыть эту тему, коснуться темы эстетического воспитания и его значения. Хотелось бы не торопясь обсудить эти вопросы, заглянуть в них глубже, так как это очень важно для нас сегодня, когда назрела необходимость построения новой, основанной на фундаментальных ценностях и законах, концепции воспитания Человека.

Представляю участников круглого стола:

В.А. Сухомлинский – советский учитель и педагог;

К.Д. Ушинский – русский педагог;

В.Ф. Одоевский – русский писатель, философ, педагог;

И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог;

С.Н. Рерих – художник, общественный деятель, философ;

В. К. Гейзенберг – немецкий физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии;

Масару Ибука – один из основателей корпорации «Сони», автор книги «После трёх уже поздно».

Ведущий: Мой первый и главный вопрос к участникам круглого стола – почему воспитание Красотой, эстетическое воспитание вы считаете столь важным и необходимым делом?

В.А. Сухомлинский: «Красота сама собой влияет на душу и не требует разъяснения.

Красота – средство воспитания чуткой совести». (1)

К.Д. Ушинский: «Кажется, что красоту можно определить так: сила истины в такой форме, что она делается доступна чувству без посредства рассудка..» (2)

С.Н. Рерих: «Смысл человеческой жизни – в достижении красоты, гармонии, в самовыражении.

…красота сама по себе вдохновляет…» (3)

К.Д. Ушинский: «Кажется в основе всего эстетического лежит идея вечного мирового прогресса: всё, что на неё намекает, нравится нам, увлекает нас; – всё, что противоречит ей, неприятно поражает нас. Люди, не верящие в эту идею, разочарованные, ещё более, чем верующие, высказывают, как нужна она для души.

Стремление к совершенству врожденно, а что такое совершенство, – решает вкус при акте сравнения. Пока нечего сравнивать, до тех пор нет и шага вперёд; шаг же назад невозможен.» (4)

С.Н. Рерих: «Так что первый этап – это окружить детей красивыми образами». (5)

В.А. Сухомлинский: «Через красоту – к человечности…

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе». (6)

Ведущий: Василий Александрович, Вы – учитель, директор школы с большим опытом, как Вы в своей школе претворяете эту идею на практике?

В.А. Сухомлинский: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одарённым существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоём сердце тогда тоже расцветёт красота.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой». (7)

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений… Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам». (8)

«Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений – с этого начинается забота об эстетической обстановке. Всё, что видит ребёнок, переступив порог нашей школы, всё, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид школы, утопающей в зелени; красивы зелёные кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорожки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все времена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрамлённое диким виноградником крыльцо главного входа в школу…

Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребёнок везде видел красоту природы, которая, становится ещё красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребёнок». (9)

«Ребёнка 7-11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд… Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребёнка… надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической… (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т.п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и красивой работе». (10)

Ведущий: Спасибо Василий Александрович! Хочется отметить значение наглядности в воспитательном и образовательном процессе, так как зрительные впечатления буквально «впечатываются» в нас и наших детей, и поэтому мы должны внимательно следить за тем, что видят наши дети и что они слышат также. Древние греки говорили, что, глядя на прекрасное и слушая прекрасное человек улучшается…

С.Н. Рерих: «С древнейших времён мы знаем о живительной силе Искусства. Прекрасное окружение оказывает воздействие на женщину, готовящуюся стать матерью, а через неё и на ребёнка. Прекрасная музыка и песни могут успокоить человека и укротить зверя. Инстинктивно даже первобытные люди всегда стремились украсить себя и свои жилища и делали это иногда очень тщательно. Это тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы, к более прекрасным и совершенным сочетаниям.

Посмотрите внимательно на природу – нашу великую Мать и величайшего учителя. Обратите внимание, как птицы стремятся показать своё оперение в брачный период, а бабочки и даже насекомые, разве были бы они столь удивительных форм и расцветок, если бы не их забота о своей великой эволюционной цели.

Наши зрительные впечатления намного сильнее и сохраняются дольше, чем любое другое впечатление, вот почему изобразительное искусство всегда играло такую важную роль в нашей жизни. Прекрасные изображения притягивают наше внимание, вдохновляют нас, вызывая добрые чувства и мысли. Человек невольно реагирует на красоту, красивое лицо сразу привлекает наше внимание, мы непроизвольно отмечаем более совершенные пропорции и сочетания, а наше восхищение является данью чему-то более совершенному, более прекрасному и возвышенному по сравнению с обычным. Если поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой, присущей всем, то мы должны быть особенно внимательны к собственным творениям. Мы не должны создавать безобразные изображения и заполнять места уродливыми произведениями, которые будут неприятно действовать на других и оказывать отрицательное влияние в особенности на молодое поколение, всегда более чувствительное ко всякого рода впечатлениям и влияниям». (11)

Ведущий: Но что делать, когда это чувствительное молодое поколение сегодня видит массу негатива, недостойного и безвкусного, пошлого и безобразного из самых разных источников?

С.Н. Рерих: «Наше воспитание должно быть таким, чтобы выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству… Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растём и только так растём! Наша эволюция должна вырастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. Связи создаются не сразу. Всегда нужно начинать с малого. Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет и не найдёте! Потому, что лучший подарок, который человек может дать своим близким, – это стать лучшим человеком.

… Знаете, негативное – оно вроде как заразная болезнь, и к этой болезни надо подходить с открытыми глазами. (12)

Ведущий: Существует ли против этой болезни иммунитет?

С.Н. Рерих: «Конечно. Взращивание добра в себе является иммунитетом против зла. Вот таким образом. Это действительно очень просто, но и очень сложно в то же время. В конце концов, чего мы хотим? Мы хотим более совершенной жизни. Более счастливой и богатой. Богатой не внешними условиями, нет. Хорошо, конечно, когда они есть, но это не главное. Богатство – это наш внутренний багаж, то в чём только наша ценность, что мы можем и должны развивать в себе». (13)

Ведущий: Как сочетать этот багаж с практической деятельностью?

С.Н. Рерих: Как говорилось в своё время, вера без дел мертва есть. Конечно, наша жизнь состоит и из физических дел, и это те дела, которые надо стремиться делать всё лучше. Человеку дана возможность улучшить и себя, и свои отношения с людьми, и свою жизнь. Зачем отбрасывать такую возможность? Зачем отказываться от замечательного богатства, которое дала нам жизнь? Греки говорили: в тебе заключено сокровище сокровищ!» (14)

Ведущий: Если это так очевидно, Святослав Николаевич, то почему человек ежечасно отказывается от этого богатства? Почему так легко поддаётся соблазну, грешит, и не просто грешит, а упорствует в грехе?

С.Н. Рерих: «Преодолеть подъём всегда сложнее, чем спускаться вниз. Помните притчу, когда Александр Великий пришёл к Диогену и спросил: чем он может его одарить, что ему дать? А нищий Диоген ответил: посторонись, не заслоняй солнце. То есть, другими словами, то, что нужно было Диогену, Александр не мог ему дать. А то, что он мог дать, Диогену не было нужно.

Вот таким образом то, что нужно человеку, никто не может ему дать. Он может найти это в самом себе. А ищет почему-то на стороне. Старается схватить что-то, что якобы может обогатить, что-нибудь осязаемое». (15)

Ведущий: Это осязаемое тоже часто помогает жить. К сожалению, житейские нужды не всегда дают воспрянуть возвышенному духу. Иногда от них просто невозможно отрешиться.

С.Н. Рерих: «Представьте себе, что вам необходимо развить мускулы. И вот вы сели на стул и ждёте, когда они разовьются. Мускулы развиваются упражнениями, преодолением препятствий!» (16)

Ведущий: Но чтобы развивать мускулы, мне как минимум нужно понять, для чего мне они нужны.

С.Н. Рерих: «Конечно! Осознать – и в этом основа, в этом суть. Нужно почувствовать, что необходима какая-то другая жизнь. Человек начинает искать решение, и то, что казалось ему прежде важным, что его окружало, ему уже просто не интересно». (17)

Ведущий: Стало быть, духовные поиски воспитуемы?

С.Н. Рерих: «Воспитуемы. Именно воспитуемы. Обратите внимание, дети с ранних лет обладают возможностью расширить своё сознание, своё восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остаётся на всю жизнь». (18)

Ведущий: Вы основываетесь сейчас на опыте школы в Бангалоре?

С.Н. Рерих: «Да, наша экспериментальная школа имени Ауробиндо даёт детям возможность с самого начала проявить себя, стараться стать лучше. Они окружены атмосферой любви, они действительно чувствуют, что их любят. И в этой атмосфере, конечно, воспитывается потребность в самосовершенствовании». (19)

Ведущий: Спасибо! Я полностью солидарен с Вашей мыслью о том, что взращивание добра в себе есть иммунитет против зла. Так, например привитие ребёнку с ранних лет хорошего вкуса, чувства красоты поможет решать проблему, как защитить его от всего пошлого, безобразного, отвратительного, что потоком льётся из разных внешних источников. Ребёнок, а затем подросток, воспитанный в таком духе сам будет делать правильный выбор, у него будет неприятие к безобразию, уродству, его дух будет требовать красоты, в нём будет звучать то, что заложили в нём в детстве. Знаю воспитателя, который именно так воспитывал с первых дней жизни своих детей. Теперь, когда им пятнадцать, семнадцать, двадцать лет он достаточно спокоен за них. Привитие эстетического вкуса есть прививка от безобразия, не так ли? Я вижу, господин Масару Ибука хочет взять слово, пожалуйста.

М. Ибука: «В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребёнка. Если у него в мозгу, который пока что ещё как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы». (20)

Ведущий: Да, совершенно верно, это можно считать законом, подтверждаемым самой жизнью.

М. Ибука: «Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребёнка, родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребёнку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймёт более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребёнку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребёнок их слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего ещё можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определённые штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.

Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребёнку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной». (21)

Ведущий: Вы считаете, что даже малыши могут слушать серьёзную музыку?

М. Ибука: «На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Меня очень заинтересовали эти результаты.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию? По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже пятимесячным младенцам нравится концерт Вивальди. И это напоминает мне одну историю.

Молодые родители, большие любители классической музыки, давали своему новорожденному ребёнку слушать 2-ю сюиту Баха в течение нескольких часов каждый день. Через три месяца он начал живо двигаться в такт музыке. Когда ритм убыстрялся, его движения становились более отрывистыми и активными. Когда музыка кончалась, он выражал недовольство. Часто, когда малыш сердился или плакал, родители включали эту музыку, и он немедленно успокаивался. А однажды, когда они включили джаз, ребёнок просто разрыдался.

Способность воспринимать сложные музыкальные формы – это чудо. Я убеждён, что многие японцы не воспринимают западную классическую музыку просто потому, что в детстве они ничего не слышали, кроме детских песенок и национальной музыки». (22)

Ведущий: Да, это очень интересно. Но может вы со мною согласитесь, что ещё имеет значение насколько взрослый, который окружает ребёнка музыкой, который является своего рода мостиком между искусством и ребёнком, будь то воспитатель или кто-то из родителей, насколько он сам чувствует эту музыку, испытывает эстетическое чувство. Кто-то сказал, что искусствоведы часто напоминают людей, которые знают химический состав запаха, не чувствуя аромата. Так вот, очень важно, чтобы эстетическим воспитанием с детьми занимались люди, чувствующие живой аромат красоты, только тогда они смогут открыть в детях это восхитительное чувство!

Один знакомый мне человек рассказывал, что, работая воспитателем в детском саду у него было много записей классической музыки, и он их в разных ситуациях включал детям. Однажды к нему пришла воспитатель из соседней группы и попросила какую-нибудь запись, чтобы тоже дать послушать своим детям. Он дал ей «Пер Гюнта» Грига. Через некоторое время воспитатель принесла эту запись. На вопрос как всё прошло, она сморщившись ответила, что дети, мол, такие и сякие, ничего не слышат, не воспринимают (это были пяти летки). Тогда он спросил её, а как она сама относится к этой музыке? Женщина предельно удивлённо посмотрела и ушла. В её взгляде было написано: – а я здесь причём?!...

К.Д. Ушинский: «Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей – трудно, и что надобно взрослых образовывать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми, – и уже в этой форме дети воспринимают изящное». (23)

В.Ф. Одоевский: «Об эстетическом влиянии и говорить нечего; если ваша собственная душа недоступна поэзии, вы не расположите к ней душу вашего питомца; ваша музыка будет для него шум более или менее вредный; ваша картина – пёстрая бумага; ваши стихи, ваш рассказ нечто для него постороннее». (24)

Ведущий: Но этот принцип, очевидно, распространяется и на все отношения взрослого с ребёнком, на воспитание в целом?

В.Ф. Одоевский: «Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете живое, девственное, духовное чувство ребёнка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.» (25)

Ведущий: Спасибо за эти слова. Мы часто неискренни с детьми и они это чувствуют. Сами они открыты, и мы должны быть такими же с ними, искренними и правдивыми, тогда мы многого сможем добиться в воспитании. Доверие детей, это и ключ к достижению и великая ценность, которую нельзя утратить и в частности эстетическое чувство, чувство красоты, о котором мы сегодня говорим, можно воспитать только тем же живым чувством…

И.Г. Песталоцци: «Веру должна порождать вера, а не знание и понимание объекта её; мышление должно быть порождено мышлением, а не знанием объектов размышления или законов мышления; любовь должна порождаться любовью, а не знанием объектов, достойных любви, и самой любви; мастерство должно возникать из умения, а не из бесконечных разглагольствований об умении. Этот возврат к подлинному организму человеческой природы в развитии наших сил может быть достигнут не чем иным, как подчинением человеческого влияния на формирование всех знаний и умений нашей природы более высокому закону нашей воли. В этом, и лишь в одном этом, кроются возможности и глубокого и подлинного обоснования образования и воспитания человеческого рода, а вместе с ними и восстановление сил человеческой природы, которая проявляется в возвышенной гармонии, просто и правдиво, в виде подлинной человечности.» (26)

В.Ф. Одоевский: «Всё это трудно, но единственный путь к спасению. Часто забывают в деле педагогии, что тут два деятеля: ученик и наставник; всегда обращают внимание лишь на ученика, предполагая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большею частью приходится учить учителя.» (27)

Ведущий: Замечательные слова и мысли. Этому мог бы быть посвящён отдельный круглый стол. Но я хотел бы вернуться к теме воспитания Красотой, эстетического воспитания и высказать такую мысль: – мне кажется, что в детстве ребёнок может ощутить красоту, эстетическое наслаждение не только от воздействия природы, музыки, живописи, других видов искусства, а от чего-то ещё? Красота – ведь понятие широкое…

В.К. Гейзенберг: «Быть может, я должен начать с одного личного переживания. Когда я был мальчиком и посещал …в Мюнхене младшие классы Максимилиановой гимназии, меня интересовали числа. Мне доставляло удовольствие изучать их свойства, узнавать, например, являются они простыми или нет, исследовать, нельзя ли представить их, скажем, как сумму квадратов или же, наконец, доказывать, что простых чисел должно быть бесконечно много. А так как мой отец считал знание латыни гораздо более важным, чем занятия с числами, он принес мне однажды из государственной библиотеки трактат математика Кронекера, написанный по-латыни. Свойства целых чисел были в этом трактате связаны с геометрической проблемой деления круга на определенное число равных частей. Я не знаю, как мой отец напал именно на это исследование.., но изучение трактата Кронекера произвело на меня сильное впечатление. То обстоятельство, что проблема деления круга – простейшие формы которой мы знали со школьной скамьи – позволяет кое-что узнать о предметах совершенно иного рода, относящихся к элементарной теории чисел, вызвало во мне живейшее ощущение прекрасного. Пожалуй, уже в то время где-то вдали мелькнул вопрос, а существуют ли целые числа и геометрические фигуры, то есть существуют ли они вне человеческого ума, или же они созданы этим умом как орудия для постижения мира. В то время, однако, я еще был не в состоянии размышлять над проблемами такого рода. Бесспорным было лишь впечатление чего-то очень красивого. Оно не нуждалось ни в обосновании, ни в объяснении.

Но что же было здесь красиво? Уже в античности существовали две дефиниции красоты, в известном смысле противоположные друг другу. Контроверза между этими дефинициями играла большую роль в особенности в эпоху Ренессанса. Одна определяла красоту как правильное согласование частей друг с другом и с целым. Другая, восходящая к Плотину, обходится вовсе без упоминания частей и называет красотой вечное сияние «Единого», просвечивающего в материальном явлении. Говоря о математике, мы должны будем прежде всего держаться первой дефиниции. Частями являются в данном случае свойства целых чисел, законы геометрических построений, а целым – очевидно, лежащая в их основе система математических аксиом, охватывающая арифметику и геометрию и обеспечивающая своей непротиворечивостью их единство. Мы видим, что отдельные части целого согласуются друг с другом, что они действительно складываются в эту целостность, и без особых размышлений осознаем завершенность и простоту этой системы аксиом как нечто прекрасное. Красота, стало быть, имеет отношение к древнейшей проблеме «единого» и «многого», которая находилась в центре ранней греческой философии и была тогда тесно связана с проблемой бытия и становления»… (28)

Ведущий:  Замечательно! Вот что бывает в детстве, чего мы, взрослые часто даже не подозреваем! Точные науки не обходят вопрос Красоты, Прекрасного, не так ли господин Гейзенберг?

В.К. Гейзенберг: «…в точном естествознании, как и в искусстве, главный источник распространяемого света и ясности заключается в красоте.» (…)

«Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь ещё до её детального понимания, до того как она может быть рационально доказана». (29)

Ведущий: Насколько Красота не имеет границ! И не важно, от чего ребёнок испытает эстетический восторг, лишь бы он мог его испытать, а причиной может быть, наверное, и что-то самое простое…

С.Н. Рерих:  «Когда я был в Москве во время выставки моих картин, мы с женой как-то отправились в большой универсальный магазин, где можно купить необходимые вещи для себя и детей. Кажется, это называется «Детский мир». Когда мы вышли из машины и направились в сторону входа в магазин, я неожиданно услышал сзади взволнованный тонкий голосок: «Мама, мама, посмотри, как красиво». Я обернулся и увидел маленького мальчика, который одной рукой держался за руку матери, а другой показывал на широкую кашмирскую шаль моей жены. Маленькому мальчику было не более четырёх лет, но чувство красоты полностью овладело им, и он остановился, протягивая ручонку, а взгляд его был прикован к красивой кашмирской шали.

Этот эпизод вернул меня на многие годы назад… в Западную Бенгалию. Маленький мальчик, которого звали Гададхар, совершил свой первый Самадхи (высшая степень созерцания) при виде полёта белого журавля по тёмно-голубому небу. Этот мальчик был будущий Шри Рамакришна Парамахамса. Бесконечное множество примеров можно привести о силе красоты. Необходимо только научиться видеть и иметь открытое сердце, готовое принимать импульсы этой благодатной силы». (30)

Ведущий: Мы видим, что это открытое сердце есть у ребёнка, и как важно, чтобы он хотя бы раз испытал подобное чувство – восторг от увиденной, почувствованной красоты! Это не забудется.

В.А. Сухомлинский: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребёнка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому». (31)

Ведущий: Да, упущенное в детстве не вернуть. Как сказал В.Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

Ваши слова, Василий Александрович, как бы вернули нас к началу нашего разговора. Потребность в красивом должна быть заложена в детстве, воспитана – в этом главная цель эстетического воспитания, его миссия. Именно должна быть потребность, а как она реализуется, в чём, в каких формах – это уже вторично. Мы можем многому научить ребёнка: лепить, рисовать, конструировать, играть на музыкальном инструменте, но, если у него не будет потребности к красивому, можно ли считать достижением всё это? Потребность красивого может и должна стать путеводной звездой жизни, устремлением к Прекрасному. Вот тогда миссия эстетического воспитания будет исполнена.

Как этого достичь? Конечно, многое зависит от воспитателя и родителей. Но их возможности зависят прямо пропорционально от их личной потребности в красивом, от способности воспринимать, чувствовать красоту. Здесь не может быть формальностей, механического отношения!

Если позволите, эта тема – «потребность в красивом» в современной России ещё не стоит на повестке дня, ещё не актуальна. В советское время мы не особенно стремились в нашей жизни к красивой одежде, красивым машинам, красивой мебели, не видели красивых новостроек, много было серого и невзрачного. Само понятие «эстетическое воспитание детей» было в загоне, и мне кажется, что ситуация пока не улучшилась.

Если для древних греков проблема гармонии была путеводной звездой как для индивидуальной, частной, так и для общественной жизни, если в Японии с давних-давних времен для каждого гражданина, для государства и для общества гармония, ее достижение была провозглашена высшим принципом жизни (это положение является эпиграфом к Японской конституции), то в России этой интенции личностного и государственного сознания путь был закрыт…  

Лозунг «Искусство должно принадлежать народу» – правильный. Великое искусство создают не массы, а отдельные личности, но великое искусство не выполнит своей миссии, если с ним не соприкоснутся народные массы, если оно не повлияет на народ возвышающе. Для этого необходимо сохранить великое искусство, дать возможность народу встречаться с ним и, что очень важно, развивать восприятие искусства и красоты, начиная с первых лет жизни, потому что невоспринятая красота не окажет никакого благотворного воздействия на человека. Мы знаем, что можно сколько угодно стоять, скажем, перед великой картиной и ничего не ощутить. Поэтому слова великого Достоевского «Красота спасёт мир» обоснованно можно дополнить: «Воспринятая и осознанная красота может спасти мир». Тем самым мы продолжаем мысль другого великого творца, мыслителя и педагога – Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, а от красивой жизни к абсолютной красоте». Две с половиной тысячи лет назад люди уже думали об этом и чётко формулировали свои мысли.

Красивые образы, согласно Платону, есть основа красивых мыслей. Не искусство ли призвано нести людям эти красивые образы, не в основе ли образования должны быть эти красивые образы, дабы сформировать красивые мысли, красивого человека, красивую жизнь?!

Искусство нужно всем, – это так же очевидно, как и то, что всем нужна красота, знания, добро, мир для жизни и развития. Безобразные вывески, безликая архитектура, грязные подъезды домов, всяческая безвкусица и безобразие не нужны эстетически развитым, просвещённым людям. Избежать же этого негатива жизни можно только всеобщим воспитанием и образованием, начиная с первых лет жизни, и помочь в этом может устремлённое к Прекрасному Искусство! Обладая большой силой непосредственного воздействия на человека, истинное Искусство способно сделать больше, нежели что-либо другое и обеспечить прорыв не только в инновациях и модернизации экономики, что очень нужно и важно, но в самом человеке, в его внутреннем мире, из которого и рождаются все инновации!

Позвольте закончить наш круглый стол и извиниться за столь длинное выступление ведущего, но очень уж важная и близкая тема была сегодня затронута! Спасибо всем участникам!


(1) Сухомлинский В.А. О воспитании [Выдержки из работ] / Сост. С. Соловейчик. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988.

(2) Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002.

(3) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

 (4) Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002.

(5) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(6) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1972.

(7) Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1969.

(8) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1972.

(9) Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1969.

(10) Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 1961.

(11) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(12) Там же.

(13) Там же.

(14) Там же.

(15) Там же.

(16) Там же.

(17) Там же.

(18) Там же.

(19) Там же.

(20) Ибука М. После трех уже поздно / пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

(21) Там же.

(22) Там же.

(23) Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2 – М.: УРАО, 2002.

(24) Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам: антология классических и неклассических текстов о педагогике. – М.: Первое сентября, 2008.

(25) Там же.

(26) Песталоцци И.Г. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998 ( Антология гуманной педагогики).

(27) Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам: антология классических и неклассических текстов о педагогике. – М.: Первое сентября, 2008.

(28) Гейзенберг В.К. Значение красоты в точной науке // В.К. Гейзенберг. Шаги за горизонт. Сборник. – М.: Прогресс, 1987.

  (29) Красота и мозг : Биол. аспекты эстетики / Под ред. И. Ренчлера и др. ; Перевод с англ. – М.: Мир, 1995.

  (30) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(31) Сухомлинский В.А. О воспитании [Выдержки из работ] / Сост. С. Соловейчик. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988.

 

Ссылки

           

 

         baner akademiya    Планета доброты