Елена Ивановна Рерих

(1879 – 1955)

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора, академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках: русском, немецком и французском. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Николаем Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Н.К. Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К. Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904‑го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени, при том, что большинство ее трудов передают нам бесценное целостное понимание окружающего мира.

Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма, которые, представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Она вела активную переписку с многочисленными корреспондентами из Европы, Азии и Америки. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В письмах Е.И. Рерих поднимаются проблемы, посвященные месту и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия.

В письмах Елены Ивановны содержится ценная информация о методах и задачах новой педагогики, целью которой является – развитие непреходящих высоконравственных качеств ученика. Елена Ивановна говорит, что в первую очередь нужно сформировать личность, которая осознает ответственность за свои поступки и ведет сознательную жизнь в добре. Смысл воспитательной работы Елена Ивановна видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и человечества, для пользы развития каждого из людей.

 

По материалам сайта

Международного Центра Рерихов www.icr.su

 


Педагогика Культуры № 29 (2019)

Печать