Нарулина Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук,

г. Иркутск

МЫ ТВОРИМ БУДУЩЕЕ

VII межрегиональные Байкальские педагогические чтения. Иркутск, 19-22 июля 2018 г.

 Может ли человек творить будущее или оно формируется само, независимо от человека? Кто такой человек: игрушка в руках судьбы или строитель жизни? Как устроен человек? Что такое Космос? Это живая одухотворенная система или нечто неодушевленное? Как человек связан с Космосом?

На эти и многие другие вопросы стремились ответить участники VII межрегиональных Байкальских педагогических чтений «Мы творим будущее» с международным участием, которые проходили с 19 по 22 июля 2018 года в Культурно-выставочном центре на Байкале в п. Старая Ангасолка на 149 км Кругобайкальской железной дороги. Чтения проходили в рамках Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру». Подробная информация о фестивале размещена на сайте mir-kultura.ru

Организаторами Байкальских чтений выступили: Иркутское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры, Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».

Участниками VII межрегиональных Байкальских педагогических чтений стали педагоги и преподаватели из городов: Белгорода-Днестровского (Украина), Москвы, Санкт-Петербурга, Братска, Тайшета, Железногорска-Илимского, Шелехова, Иркутска и Иркутского района.

С приветственным словом к участникам VII Байкальских педагогических чтений обратились: Петр Дмитриевич Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, член ученого совета ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов, г. Москва; Валерий Андреевич Кучеровский, президент общественной организации «Культурно-педагогический Центр "Белый Город"», координатор международного творческого объединения теоретических исследований и практики «Педагогика Культуры», г. Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина; Ирина Владимировна Камышова, директор МКУ «Библиотечное объединение», г. Тайшет Иркутской области; Дмитрий Владимирович Дорохин, старший преподаватель Иркутского национального исследовательского технического университета, председатель молодежной секции «MIX» при Иркутском региональном отделении ВТОО «Союз художников России», г. Иркутск.

Тема будущего чрезвычайно актуальна. Человек является творцом не только своего будущего, но и будущего своей страны, своего народа. Н.К. Рерих писал: «О будущем иногда думают, но очень часто оно не входит в бытовые обсуждения. Конечно, не в человеческих силах вполне определить будущее, но стремиться к нему следует всем своим сознанием. И не к туманному будущему нужно устремляться, но именно к лучшему будущему. В этом стремлении уже будет залог удачи». Наша задача – стремиться к светлому, прекрасному будущему и стараться всеми силами приблизить его к себе, как будто мы уже в нем живем.

Музыкальным вступлением к открытию Чтений стали классические музыкальные произведения в исполнении Марины Александровны Балакиревой – преподавателя фортепиано Центра искусств им. К.Г. Самарина, г. Шелехов Иркутской области.

С вступительным словом к участникам чтений обратился Лазарь Маркович Бакунин – кандидат физико-математических наук, председатель исполкома Иркутского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры.

Он отметил, что до недавнего времени мы ощущали себя жителями города, страны или планеты, а теперь в нас нарождается осознание того, что мы – жители Космоса, и всё, что происходит с нами, влияет на него, так же, как и космические события – на нас. При этом мера нашей ответственности за свои поступки, слова и мысли значительно возрастает. Исчезает ощущение ограниченности в существовании и взаимодействии.

Впервые в мире Международным Центром Рерихов в 2000 году была проведена международная научно-общественная конференция «Новая эпоха – новый человек» и впервые в России в 2006 году была проведена международная научно-общественная конференция «Дети Нового Сознания». На конференциях рассматривались процессы появления детей с необычным для их возраста высоким уровнем сознания, большими духовными накоплениями и особым космическим восприятием мира. Связано это с тем, что с середины ХХ века на планете стали происходить глубинные изменения, связанные с новым этапом космической эволюции человечества.

Научно-философская система Живая Этика, которая была передана через наших выдающихся соотечественников Елену Ивановну Рерих и Николая Константиновича Рериха в ХХ веке, раскрывает перед нами всю систему мироздания, взаимосвязь человека и Космоса, цепь космических законов, дает ответы на многие вопросы Бытия. Новый человек невозможен без нового уровня сознания, новых подходов к общественной жизни, новых концепций.

Дети есть фактор проявления Будущего в эволюции человечества. Цель педагогики – активизировать творческий потенциал ребенка для его дальнейшей гармоничной жизни. Поэтому педагогика должна представлять собой целостную систему воспитания, способную мудро и практично отвечать на главные вопросы нашего Бытия: кто ты, Человек? Что есть Мироздание и какова роль Человека в жизни этого Мироздания?

Достижения космического мировоззрения XX века заложили основу для педагогики космизма как наиболее синтетической и отвечающей эволюционному направлению развития человечества XXI века. Эти вопросы в своих докладах рассматривали: Анастасия Ивановна Абрамова, кандидат физико-математических наук, г. Москва; Валерий Андреевич Кучеровский, координатор международного творческого объединения теоретических исследований и практики «Педагогика Культуры», г. Белгород-Днестровский, Украина; Елена Аверина, г. Нижний Новгород; Татьяна Викторовна Нарулина, кандидат педагогических наук, г. Иркутск.

Мысль, имеющая мощный энергоинформационный потенциал, может соединить человека с высшим миром, высшими ценностями. Совершенствование мышления формирует человека-творца, активно действующего в настоящем и созидающего прекрасный мир будущего. Во многих взрослых угасло творческое начало, дети же любознательны, открыты новому, их интересуют такие вопросы, как: откуда всё произошло, зачем быть хорошим, можно ли жить вечно, что такое Космос? Если направить эту любознательность в эволюционное русло, помочь раскрыть то духовное зерно, что заложено в ребенке, то он может стать творцом и мыслителем, принявшим ответственность за эволюцию своего сознания и мира вокруг. Эти идеи прозвучали в докладах Петра Дмитриевича Абрамова, кандидата философских наук из Москвы и Евгении Александровны Гильманшиной из Иркутска.

Участники чтений поднимали вопросы учителя и ученика будущего (Татьяна Викторовна Нарулина, Кира Петровна Гузовская); качеств человека будущего (Любовь Ильинична Дорохина, Мария Юрьевна Башаримова); может ли человек формировать свое будущее? (Татьяна Григорьевна Серебренникова); искусство творить взаимоотношения (Людмила Васильевна Бочарова) и другие.

Не сотворить ли нам себя Человеком Прекрасным? Так назывался мастер-класс автора образовательного курса «Человековедение» Валерия Андреевича Кучеровского из Украины. Валерий Андреевич говорил о том, что воспитание человека на основе культуры и осознания Красоты есть путь развития сердца. Мы опираемся на силу и энергию великой троицы: Любви, Красоты и Знания.

Теме чтений был созвучен мастер-класс «Радуга будущего» председателя молодежной секции «MIX» при Иркутском региональном отделении ВТОО «Союз художников России» Дмитрия Владимировича Дорохина, где участники изучали принцип радужной гармонии и знакомились на практике с техникой масляной живописи.

Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников средствами танца и игр были рассмотрены на мастер-классах хореографа из г. Иркутска Дорохиной Любови Ильиничны и педагога из г. Шелехова Деревцовой Анжелики Васильевны.

В один из вечеров чтений для их участников была представлена литературно-музыкальная композиция «Рожденные из света звезд», на которой звучали стихи поэтов-космистов, ученых-космистов, философов-космистов. Стихи сопровождались живой классической музыкой на фортепиано.

В конце чтений состоялся круглый стол «Учитель – творец будущего», на котором участники VII Байкальских педагогических чтений пришли к выводу о том, что мы живем в сложное и прекрасное время перехода от эволюции интеллекта к эволюции духовности. Новое время ставит перед нами задачи этического развития, развития духовной культуры и высокой нравственности человека. Человек будущего будет более нравственен, более духовен, ему будут присущи такие качества, как: любовь ко всему сущему, высокая культура личности, мудрость, красота, широкое мировоззрение и сознание.

Эволюционная задача родителей, учителей, государства – создать систему не просто гуманной педагогики, а педагогики, основывающейся на знании законов эволюции человека, планеты и Вселенной, воспитывать человека-творца на основе идей Культуры и Красоты.

 

  

 

  

 


Педагогика Культуры № 27 (2018)

Печать