Галицких Елена Олеговна,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения литературе

Вятского государственного университета,

педагог Вятской гуманитарной гимназии,

г. Киров.

Книга Г. Свиридова «Заветное»
как встреча с миром русской национальной культуры

Методические диалоги о книге Георгия Свиридова «Заветное»

sviridov

 

Да, русская культура всечеловечна.
И это одно из очень важных ее достоинств:
она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли.
Но, может быть, самая важная, самая насущная,
 первостепенная ее задача – это питать душу своего народа,
возвышая эту душу, охраняя ее от растления, от всего низменного.

Г. Свиридов

 

Книга дневниковых записей Георгия Васильевича Свиридова «Музыка как судьба», вышедшая в серии «Близкое прошлое», была прочитана мною в 2002 году и запала в душу глубиной размышлений о России, русской национальной культуре и жизни. Проект писателя А.А. Лиханова – издание «Заветного»: лучших мыслей русского национального композитора, выдающегося современника ХХ века, ставшего классиком при жизни – может быть рассмотрен как источник и путь воспитания духовно-нравственной самостоятельности, чувства родины, потребности в добром и прекрасном.

Эти методические диалоги обращены к «заслуженным собеседникам»: коллегам-филологам, учителям русской словесности и мировой художественной культуры, воспитателям, педагогам-классным руководителям, преподавателям музыки, студентам, старшеклассникам и всем читающим гражданам юного и «изрядного возраста».

Меньше всего хочется быть назидательной. Моя задача – пригласить к диалогу, беседе, обсуждению и рассуждению, вдохновить на прочтение и перечитывание. Сверхзадача, главный смысл этой работы заключается в том, чтобы состоялась образовательная встреча с яркой личностью, страстным книгочеем, творческим человеком, мыслителем и композитором Георгием Свиридовым. Он откроет нам свои представления о роли русского национального музыкального искусства, поможет понять его традиции, возможности и перспективы в воспитании и сохранении «человеческого в человеке».

Сам сюжет встречи, ее форму подсказал сам Свиридов в своих дневниках одной записью:

 

«Музыка как забава.

Музыка как профессия.

Музыка как искусство.

Музыка как судьба».

 

Год выхода книги «Заветное» объявлен годом чтения, и я предлагаю читателям посмотреть на процесс чтения «заветных страниц» дневниковых записей Г.В. Свиридова с разных позиций.

 

Чтение как воспоминание

Чтение как впечатление

Чтение как понимание

Чтение как формирование своей точки зрения

Чтение как поиск художественных впечатлений

Чтение как восхищение

Чтение как размышление

Чтение как понимание народности

Чтение как поиск ответов на вопросы

Чтение как познание и воспитание

Чтение как откровение

Чтение как поиск «важных мыслей»

Чтение как анализ

Чтение как познание мира музыки

Чтение как «радость сотворения»

 

Такая смена ракурсов чтения позволит сделать этот процесс разнообразным и творческим. Я буду предлагать вопросы и творческие задания, без которых не может состояться диалог. Они носят побудительный характер, дают направление размышлениям о смысле жизни и роли искусства в ней. «Заветные мысли» Г.Свиридова вселяют надежду, что кто-то из читателей возьмет ручку и сделает первую запись в свой дневник самостоятельных идей под влиянием чтения дневников композитора. Не случайно Георгий Васильевич Свиридов цитирует слова М.П. Мусоргского: «Искусство есть не цель, а средство для беседы с людьми».

 

ЧТЕНИЕ КАК ВОСПОМИНАНИЕ

 

Мои учительницы и учителя

Моя школа № 4 им. В.И. Ленина. Курск

Первый год обучения

 

Человека воспитывает только человек;

а воспитание эстетическое есть воспитание

уважения к человеку, уважения к доброй памяти.

В.А. Гаврилин

 

Чтение этих воспоминаний показывает нам, как глубоко наблюдателен и внимателен к людям был Г. Свиридов в молодости, как умел он учиться, как сохранил в себе чувство благодарности к тем, кто воспитывал в нем «добрую память» и «уважение к человеку», кто помогал его душе «трудиться». После прочтения с карандашом названных глав, постарайтесь выполнить следующие задания:

● Прочитайте в методическом журнале «Уроки литературы» (2001, №2, с. 1-3) статью А.Золотова «Чистая музыка бытия», посвященную 85-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, или его «Книгу о Свиридове». Почему можно считать, что его «биография и культура» (Г.О. Винокур) были неразрывно связаны?

● Расскажите о круге чтения Г. Свиридова, ведь неслучайно есть поговорка: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

● Какие склонности ученика были отмечены педагогами?

● Какой «закон жизни» вызывает у юного Свиридова неприятие? Как в литературе, искусстве кино отражена эта проблема? Почему так важна в жизни человека школьная дружба?

● Какие умения и качества педагогов автор относит к проявлениям педагогического мастерства?

● Согласны ли вы с мнением Ю.М. Лотмана о том, что «будут расти требования к личности педагога, его культурному кругозору, его человеческому обаянию, его способности честностью и положительными качествами характера вызывать безусловное доверие у обучаемых»?

● «До сих пор я помню эту учительницу… В ее характере жили добро и любовь», – отмечает Г. Свиридов. Приведите из вашего жизненного опыта, литературы и истории отечественного образования примеры-образы педагогов с таким характером, расскажите о них по возможности кратко и афористично.

● Почему так упорно повторяется слово «пели» при характеристике русских поэтов ХIХ века?

● Почему студенты понимали, что «композитор – это гений»?

● Какие имена композиторов вы можете вспомнить, а какие вы прочитали впервые?

 

ЧТЕНИЕ КАК ВПЕЧАТЛЕНИЕ

 

Храм

Красота

 

Эти главы «Храм» и «Красота» дают нам возможность посмотреть на храм детскими глазами Георгия Свиридова и сравнить его впечатления со своими. Но главное в том, что эти записи автора приглашают нас к разговору о русской культуре храмового искусства.

● Какие детали богослужения запомнились Г. Свиридову в детстве? Есть ли они в вашем душевном опыте? В каких литературных произведениях вы встречались с описаниями церковной службы? Сравните их с впечатлениями И. Шмелева. Расскажите о службе Чистого четверга после прочтения об этом в других источниках?

● Прочитайте внимательно название церквей в Курске. Каждая церковь имела свое имя – что оно значило?

● Обратите внимание на такую яркую деталь – «поверженный колокол». Что вы знаете о колокольном звоне, его роли в истории России? Есть ли у вас «живые впечатления» от колокольного звона и звучания колокола? Послушайте колокольный звон в записи, посмотрите репродукции с картин А. Васнецова, фрагмент фильма «Андрей Рублев» о колокольных дел мастерах, приготовьте сообщение о красоте колокольного звона на Руси.

● Прочитайте выразительно, художественно этот фрагмент дневников:

«Колокольный звон – это совсем не материальные звуки, это символ, звуки, наполненные глубочайшим духовным содержанием, глубочайшим духовным смыслом, который не передашь словами.

Без этого смысла – все это превращается в обыкновенный железный лязг, звуки, не наполненные внутренним смыслом».

● Расскажите о церквях и их названиях в своем городе или селе.

Я выросла в удивительно красивом селе Русские Краи средней полосы России и каждое утро, открывая глаза, видела в окне белый храм, его расписали в ХIХ веке палехские мастера, и он был главным украшением всей местности. Его золотые купола на синем куполе неба были видны издалека. С этого храма начиналась моя родина. Потом в моем сознании появился Никольский собор в Петербурге, и Пушкинский Святогорский монастырь, и Троице-Сергиева Лавра в Подмосковье и Серафимовский собор в Вятке. Но дорога к храму начиналась в детстве. А сейчас напишите вы о своих впечатлениях, используйте текст прочитанных глав.

● Что вы узнали о крестьянской избе и быте русского крестьянина из записей Г.В. Свиридова, произведений В.Г. Распутина (рассказ «Изба», картин художника Н. Пименова)? Бывали ли вы в такой избе? Почему Г. Свиридов пишет об «опустевшей душе» народа с такой болью?

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ

 

Скоморохи

 

Г.В. Свиридов пишет, что музыка существовала в России издавна, «сам народ выражал в ней свою жизнь, свои чувства и веру, т.е. смысл своего существования. Искусство и народное, и церковное было безвозмездным, бескорыстным»

●  Расскажите, какова же была эта музыка. Постарайтесь составить небольшой конспект своего выступления, дополните его своими примерами.

●  Какую роль сыграл А.Рубинштейн в развитии профессионального музыкального образования в России?

●  Какой вклад в становление русской национальной музыкальной школы внесли композиторы «Могучей кучки»?

 

ЧТЕНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

О первой «большой» лжи

 

Текст этой дневниковой записи дает нам возможность поразмышлять о художественных и нехудожественных впечатлениях от фильмов. Необходимость стремиться к пониманию и формированию своей точки зрения строится на поиске аргументов.

● Назовите фильмы, которые, с вашей точки зрения, нужно смотреть и почему?

● Прочитайте точки зрения кинокритиков и сравните их со своей?

● О каких фильмах ваши точки зрения разошлись?

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

 

О театре и музыке

 

Вкус – это соединение простоты и выразительности,

драматизм без крика, сердечность, душевность

без синтементальности,

страдание души без «фразеологизма»,

скорбь без нытья, естественность в произношении слова,

чувство меры во всем.

Г. Свиридов

 

В этой дневниковой записи Г. Свиридов рассказывает о своих «художественных впечатлениях» от театра.

● Какими впечатлениями делится с нами Г. Свиридов?

● Расскажите о своих театральных потрясениях и открытиях.

● Напишите об одном «незабываемом впечатлении» так, словно собираетесь рассказать о нем всем.

● О каких режиссерах ХХ века зритель будет вспоминать с благодарностью?

 

Песенный край

 

● Курский песенный край помог Свиридову полюбить народную песню.

«Ни сам язык, ни форма не являются смыслом произведения. Смысл же сочинению придает его содержание, лежащее вне музыки, но выраженное в звуках». Какие народные песни вы можете назвать любимыми?

● «Романс и Песня – наиболее распространенные, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нем не только как воспоминания, ощущения; они живут в сердце сами, живые, можно вспомнить мелодию, запеть ее самому и т.д. … Почему? Попытаться ответить! Что главное в музыке и стихах». Как бы вы ответили на вопрос композитора? Вступите в дискуссию с автором и другими читателями.

● Афористично звучит мнение Свиридова о народной песне, зачитайте его и запомните те эпитеты, которые делают эту мысль образной, художественно ценной.

«Глинка необыкновенно бережно относился к народной песне, к ее мелодии.

"Божественная" простота – это не первая попавшаяся, а заветная, извлеченная из глубины души, изысканная там, т.е. возникшая в результате поисков, отшлифованная разумом и талантом художника».

 

ЧТЕНИЕ КАК ВОСХИЩЕНИЕ

 

Пушкинский венок

 

Эти дневниковые записи обращают читателя к слушанию «Пушкинского венка» композитора Г. Свиридова, к перечитыванию стихотворений А.С.Пушкина, к переживанию мгновений восхищения.

Вслушайтесь в «поэтическую музыку» Беллы Ахмадулиной:

 

Свеча

Всего-то – чтоб была свеча,

свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

 

И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

 

Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще, способом старинным,

и сталактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.

 

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так чисто губы холодит.

1960

 

● Расскажите о своем любимом стихотворении А.С. Пушкина. Почему оно вам дорого? А затем прослушайте «Пушкинский венок» Г.Свиридова. Создайте ситуацию прикосновения «духовной жизни времени», русской национальной музыкальной и поэтической культуры к слуху и сознанию, сердцу и душе слушателя.

● Прочитайте исследование Свиридова о слове «товарищ» у Пушкина, проиллюстрируйте его заключение об «общности судьбы» своими комментариями о поэтах пушкинской поры, дрязьях-лицеистах. Почему о них можно говорить словами Б. Окуджавы: «Все они таланты, все они красавцы, все они поэты»?

●  О каком слове пушкинского поэтического словаря вы бы хотели провести филологическое исследование?

● Прочитайте размышления Ю.М. Лотмана о сознательном «жизнестроительстве» А.С. Пушкина («Труды о Пушкине» в книге Б.Ф. Егорова «Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана». – М., 1999. – С.168-190), статью И.А. Ильина «Пророческое призвание Пушкина» в книге «одинокий художник» (М., 1993. – С.40-69). Сопоставьте их рассуждения с мнением Г. Свиридова о судьбе А.С. Пушкина и его ответом на вопрос «Что было бы с Пушкиным, проживи он еще?»

● Г. Свиридов отмечает, что «образы Пушкина – от Русской природы и сходной с ней жизни. Жизнь всякого человека связана с Природой, со сменой времен года, со сменой дня и ночи (а в России много ночи, много ночного)». Напишите свои впечатления от музыкальных образов природы Г.Свиридова. Какие стихотворения и музыкальные произведения о природе навсегда вошли в ваше сердце и память?

● Опишите (красками, звуками, словами) ваши любимые явления природы, картины природы, ее образы и состояния?

● Перечитайте следующие строки Г. Свиридова: «У Пушкина: культура, постигнутая с детства, была столь естественна, что не мешала проявлению чувства самого пылкого, но придавало выражению его блеск и силу. Богатство словаря Пушкина – нигде не видно слова неестественного, непростого, все органично, все усвоено душою, все пережито, все от себя»

Прочитайте такие стихотворения А.С. Пушкина, которые вас восхищают. Передайте в своем чтении естественность, органичность, глубину переживаний поэта, «блеск и силу» каждого слова.

● Послушайте в записи художественное чтение стихотворений мастеров слова: И. Смоктуновского или Л. Лихановой «Стихи, избранные на всю жизнь».

 

Моцарт и Сальери

 

Люблю все, что связано с Моцартом духовно,

 от века: Пушкина, Петефи, Есенина, Лорку.

Г. Свиридов

 

● «Дар мелодии, дар вдохновенного мелодизма, божественный дар вдохновенной мелодии» отмечает Г. Свиридов в творчестве Моцарта. Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, вызывает ли у вас восхищение эта изящная музыка?

● Что можно воспитать в себе, слушая такую музыку?

 

О зависти Сальери к Моцарту

 

●  В чем видит Г. Свиридов причину зависти Сальери к Моцарту? Какие строки А.Пушкина из его «Моцарта и Сальери» вы бы могли взять в роли эпиграфа к этой странице размышлений композитора Г. Свиридова?

●  Прочитайте размышления композитора Г.Свиридова о соотношении и различии гения и таланта: «Гений – не есть превосходная степень таланта. Это совсем иное понятие.

Талант – пластические способности, умение, мастерство, рациональное («ухищрение злобы», по выражению Глинки).

Гений – дух творчества, наитие, озарение, откровение, способность общения с высшей силой, получать от нее первотолчок, а не придумывать его. Талант – организация. Гений – стихия. Он часто – рудиментарен.

Талант и Гений существуют одновременно в творческой личности».

Согласны ли вы с этим мнением композитора? Продолжите эти размышления своими примерами и своими интерпретациями. Примите участие в диалоге.

 

ЧТЕНИЕ КАК РАЗМЫШЛЕНИЕ

 

Об оратории

 

Эта страница «Заветного» приоткрывает нам драматические события жизни композитора, его постижение исторического пути своего народа, «энергии масс». И вывод, к которому он приходит, звучит, как гражданская позиция: «Каждое поколение отвечает за себя, несмотря на всю преемственность жизни».

● За что отвечает наше поколение, с вашей точки зрения?

● «Идея "Патетической оратории" – воспевание творческого духа, творческой силы, творческого начала, лежащего в основе всей жизни». Поразмышляйте над этой мыслью композитора, согласны ли вы с тем, что творчество лежит в основе всей жизни? Какими аргументами вы могли бы подтвердить свою позицию?

● «Революция, как и все великое, допускает множество толкований», – пишет Г. Свиридов. Соглашаетесь ли вы с его точкой зрения: «Одни видят в ней добро и начало новой жизни, другие – зло, гибель, мрак и смерть. Для иных она оказалась средством захватить теплые места, а захватив их, они стали толковать революцию уже с позиций своей новой жизни и охраны своих привилегий… Ныне многие толкуют Революцию с позиций личного удобства, личных дел, личной жизни, своей судьбы. Революция, как великое событие, даже имеющее всемирное значение, все же меньше, чем собственно – Россия. Революция – только факт, хотя и великий в ее судьбе. Этот факт очень значителен, он связан с изменением веры; я могу сравнить его с Крещением Руси, принятием Христианской веры. Революция же – выражение атеизма»? В каких художественных произведениях авторы предлагают свое «толкование» революции и ставят эту проблему «веры» и ищут пути ее разрешения?

● Напишите свое эссе-размышление под названием «Художник различает свет…».

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ НАРОДНОСТИ

 

Глинка

 

Неотделимость искусства от народа

[чуткость к народному сердцу], любовь, внутренняя свобода и простота его гимнов

и, наконец, неподкупность его совести – вот что вкладывалось Пушкиным и Глинкой

в понятие народности искусства.

Г. Свиридов

 

Эти страницы «Заветного», посвященные Глинке, кульминационные во всем содержании книги, и к ним нужно отнестись бережно и внимательно. Неслучайно Г.Свиридов пишет: «…Значение Глинки в истории музыки вполне сравнимо с бессмертными делами Пушкина – оба они стояли у колыбели того могучего художественного движения, которое именуется русской классикой и которое не перестает и сегодня поражать наше воображение».

Они заслуживают благодарности, а эта глава – пристального прочтения, конспектирования, чтения с карандашом, с выписками и комментариями. Выполните четыре этапа познавательной работы:

1. Прочитайте о Глинке статью учебника, словаря, монографию.

2. Составьте по главе «Глинка» двухчастный дневник, разделив страницу конспекта на две половины. В левой – цитаты из текста Г. Свиридова, в правой – свои комментарии и размышления.

3. Выделите рамкой те мысли-цитаты, которые вы хотели бы запомнить.

4. Составьте свой аргументированный ответ на вопрос: «Почему Г.В.Свиридов ставит рядом имена двух "великих личностей" Пушкина и Глинки и почему они поражают наше воображение?»

5. Завершите свой двухчастный дневник этим эпилогом Г. Свиридова:

«Среди шума и грохота нашего века, как быснедосягаемой высоты, звучит музыка Глинки – естественно простая, глубокая, исполненная красоты и благородства чувств, возвышенных устремлений человеческого духа. Она звучит ныне во всех странах, вызывая восторг ее многочисленных слушателей. Важно, чтобы она звучала для нас самих, чтобы мы внимательно слушали ее внутренний голос, особо обращенный к нам – соотечественникам. Важно, чтобы этот голос будил бы наше сердце, наше сознание, нашу совесть».

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

 

Величайший музыкальный гений России

 

Искусство есть не цель, а средство для беседы с людьми.

М.П. Мусоргский

 

Внимательно прочитайте рассуждения Г. Свиридова: «Мусоргский и другие наши композиторы-классики оставили в наследство нам не только свои бессмертные творения. Они оставили потомкам прекрасный, выразительнейший русский музыкальный язык – неоценимое богатство.

Как же мы, современные музыканты, живущие в России, обращаемся с этим языком? Приумножаем ли его ценности как таланты, потребительствуем ли как эпигоны или пренебрегаем им как нувориши, хамы, плюем и гадим в эту сокровищницу истребляем ее как завоеватели? Вот вопрос, который я хочу задать прежде всего музыкантам [и слушателям, тем, кто слушает классическую музыку]. Ответить на него я сам не в силах».

Постройте свой ответ-рассуждение на этот вопрос автора, обращенный к читателям, слушателям, музыкантам. За помощью можно обратиться к дискуссии о современной песне на страницах «Литературной газеты», начатой Юрием Поляковым «Песней – по жизни» (№ 52, 2006 г.) и продолженной читателями, поэтами и певцами в № 1, 2, 3-4, 5 за 2007 год.

 

Мусоргский. Песни и пляски смерти

«Полководец»

«Злая смерть»

 

● Какие ассоциации и ожидания вызывает у вас название этого музыкального цикла?

● Поражает ли вас «сила этой музыки»?

● После чтения поразмышляйте над тем, в каких еще произведениях мировой и русской классики тема жизни и смерти, философии смерти была в центре художественного исследования авторов?

● Каковы идеи и задачи искусства в решении темы жизни и смерти? Прочитайте отрывок из романа Германа Гессе «Игра в бисер» и вступите в диалог с автором, дайте свою интерпретацию этой развернутой метафоры классической музыки, этого «характера понимания жизни»: «Манера держать себя, выражением которой является классическая музыка, всегда одна и та же, она всегда основана на одном и том же характере понимания жизни и стремится к одному и тому же характеру превосходства над случайностью. Жест классической музыки означает знание трагичности человечества, согласие с человеческой долей, храбрость, веселье! Грация ли генделевского или купереновского менуэта, возвышенная ли до ласкового жеста чувственность, как у многих итальянцев или у Моцарта, или тихая, спокойная готовность умереть, как у Баха, – всегда в этом есть какое-то "наперекор", какое-то презрение к смерти, какая-то рыцарственность, какой-то отзвук сверхчеловеческого смеха, бессмертной веселости. Пусть же звучит он и в нашей Игре в бисер, да и во всей нашей жизни, во всем, что мы делаем и испытываем».

 

Золотой век

О критике натурализма и формализма

Художественный бунт

 

Сформулируйте вопросы по содержанию этих глав или выберите интересный для вас вопрос, на который вы бы хотели найти ответ.

● Почему ХIХ век был назван «золотым веком» культуры? Приведите свои доказательства и варианты ответов. Сравните свой ответ с аргументами М. Горького: «…В области искусства в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звука, красок.

Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой… Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в ХIХ веке, но и потрясающее разнообразие их…»

Предложите своим собеседникам до чтения этого текста самим дать индивидуальные характеристики великим художникам, а затем сравнить их с оценками М. Горького.

● Чем был вызван в начале ХХ века «взрыв национального чувства у многих творческих гениев»?

● Почему «честолюбие становится главным в человеке и главным мотивом творчества» в новом веке, с точки зрения Г.Свиридова?

● Почему «новые тенденции, с точки зрения Г. Свиридова, несут несовместимость с классикой, враждебность самому духу и внутренней сущности классического искусства»?

● В чем проявилось «духовное оскудение народной жизни»? Что «почти уничтожено»?

● Почему «искусство будущего» не прошло испытание временем, а «колоссальное увлечение материальным» губительно для искусства?

● Г.В. Свиридов пишет: «С малых лет я жил в убеждении, что Шекспир, Микеланджело, Пушкин, Горький или Гоголь – это великие люди, великие творцы, а сочинения, ими написанные, – это великие произведения, с глубоким тайным смыслом, содержащие в себе огромный мир человеческих чувств, недосягаемые творческие образцы и т. д.»

Почему к этому убеждению важно прийти «с малых лет»?

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОЗНАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

Шостакович

 

В этой книге три монографических главы – о Глинке, Шостаковиче и Валерии Гаврилине. Каждая должна быть прочитана по-разному. Глава о Глинке с благоговением и благодарностью, глава о Шостаковиче – с готовностью к диалогу и душевной работе, к восхищению и пониманию драматизма эпохи; глава о Гаврилине – с любовью к «его врожденному музыкальному таланту», «искусству высоких нравственных начал удивительной красоты».

Настойчиво Свиридов доказывает, что «творчество Шостаковича означало в музыке совершенно новую эпоху» и что «Шостакович-композитор – это общественное явление». В своей позиции автор убедителен, он был современником Шостаковича и наполняет эти страницы живыми впечатлениями от его личности, приближая его образ к читателям своей любовью и восхищением. Эта глава написана очень афористично, ярко и возникает желание выписать из книги точные образные мысли Свиридова, помогающие создать образ выдающегося композитора ХХ века. Можно включить в ваши записи такие «заветные» строчки-характерные детали:

«Возвратил Искусство к Большой теме, взял центром его прежде всего – глубокое, общезначимое содержание.

Помню его слова: «Моя жизнь – это “одиночество на людях”».

Хорошо известно, что не тот человек патриот, кто кричит об этом на всех углах, а тот, кто любит свою Родину, свой народ, гордится им, верит в его могучие силы, тяжело переживает и возвышает свой голос против несовершенства жизни. Глубоко скорбит...

Это большая традиция Русской общественной и художественной Мысли. Именно в таком смысле патриотами своего Отечества являлись Гоголь и Лев Толстой, Петр Ильич Чайковский и Мусоргский.

Демократизм.

Обращение к большой аудитории с большой и важной мыслью. [Искусство Шостаковича патетично.]

Ему был чужд какой бы то ни было вид музыкального снобизма, сознательного обращения к «избранной» аудитории.

Искусство, вдохновленное горячей любовью к людям и глубоким сочувствием к человеческому страданию.

Он внес в искусство огромное общественное содержание.

…ибо никогда не умрет стремление человека к добру и правде.

Он воскресил большие формы классического музыкального искусства, вдохнул в них новое содержание, новую жизнь.

Музыка его остается здесь, на земле.

Говоря о его прекрасных человеческих качествах, я хотел бы прежде всего сказать о его непреклонном мужестве, вызывающем глубочайшее уважение. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах – этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд, как кремень. Его целеустремленность была ни с чем не сравнима. [Этот человек знал, что он делал, и понимал, кто он такой.]

Глубочайшее уважение к человеческой культуре, ко всему сделанному человеком за свою историю, чем человек (он) украсил свою жизнь, сделал ее лучше, благороднее, чище. Ему был чужд нигилизм.

Не говоря уже о музыке, которой он, можно сказать, жил, познания его в которой были поистине энциклопедическими. Бетховен, Моцарт, Шопен, Бах, Чайковский [Мусоргский].

Гоголь, Пушкин, Чехов, Лев Толстой – это было то, на чем он вырос и что носил в себе до конца дней своих».

А сейчас постарайтесь написать эссе о Шостаковиче на тему «Жизнь Шостаковича – это жизнь борца» по впечатлениям от воспоминаний Свиридова, портретов и музыки Шостаковича.

 

Валерий Гаврилин

 

Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты,

 наполнена русским мелосом, чистота ее стиля поразительна.

Органическое, сыновнее чувство Родины –

драгоценное свойство этой музыки, ее сердцевина.

 Это – подлинно. Это написано кровью сердца.

Георгий Свиридов

 

● На примере биографии и творчества Валерия Гаврилина раскройте «живой высокий дух, скромность и подлинное творческое величие» его судьбы, о которой он писал так: «Я живу на своей родине, я охраняю и сохраняю ее музыку». Откройте как читатель и поклонник музыки В. Гаврилина его книгу «О музыке и не только» и вы получите пищу для серьезных размышлений о родине, музыке, духовном бытии человека.

● Послушайте и посмотрите балет «Анюта» на музыку В. Гаврилина. Расскажите о своих переживаниях и музыкальных впечатлениях.

● Г. Свиридов считает, что «искусство Гаврилина глубоко трогательно, оно направлено прямо к душе человека, к лучшему в ней». Какие переживания вызывает в вашей душе музыка этого композитора?

● Приведите примеры образцов «музыкальной поэзии».

 

ЧТЕНИЕ КАК ОТКРОВЕНИЕ

 

О главном для меня

Слово и музыка

 

Постепенно ваше чтение становится все более углубляющим понимание, его можно назвать сложной духовной работой. Творческая составляющая чтения нарастает, требует от читателя сотворчества с автором. Увеличивается и доверие к читателю, степень открытости становится сокровенной.

Свиридов предлагает читателю яркие «творческие идеи» как откровения, как свое духовное завещание. Выберите из них такие мысли, которые могли бы стать заголовками глав книги под названием «Слово и музыка». Сравните свой вариант с этим:

1. «Истина Мира – в синтезе Музыки и Слова.

2. Музыка несет чувство, ощущение, душу мира.

3. Мысль художника должна быть открыта.

4. Подлинный талант непредставим без откровения, в нем всегда есть загадка.

5. Пение есть внутренняя потребность человеческой души.

6. Творческая идея – плод таланта, вдохновения, прозрений, наблюдений, плод мировосприятия и мировоззрения художника.

7. Творческая идея – плод колоссального осознанного труда и бессознательного вдохновения.

8. Творческая идея несет в себе и черты неосознанного, бессознательного, интуитивного.

9. Инструмент для передачи мысли – слово.

10. Музыка может возбуждать человеческую мысль, пробуждать и заставлять работать фантазию. Она может рождать мысли.

11. Идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня».

 

Николай Рубцов

 

Николай Рубцов – тихий голос великого народа,

 потаенный, глубокий, скрытый.

 Г. Свиридов

 

Г.Свиридов пишет: «Бывают слова изумительной красоты (например, Рубцов) – они сами музыка. Они не нуждаются в музыке, либо для воплощения их в музыке нужен примитив, который донесет красоту этих слов». Прочитайте стихотворения Н. Рубцова «В минуты музыки» или «В горнице» и убедитесь в музыкальности его поэзии и точности суждения композитора Георгия Свиридова.

 

В минуты музыки

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес.

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез.

 

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

 

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю.

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

 

Но все равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови! –

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

 

И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.

 

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.

1966

 

 

В горнице

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

 

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

1965

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОИСК «ВАЖНЫХ МЫСЛЕЙ»

 

Заблудившаяся Русская душа,

 которая не знает – куда идти!

 Искусство может указывать пути.

Г. Свиридов

 

О русской душе и ее вере

 

Русская душа – любимая тема русской литературы и русской философии, ее постижение требует осмысления своего жизненного опыта в контексте истории своего народа, поиска смысла жизни. Поэтому эти страницы судьбоносные, они содержат самые «важные мысли».

Философская глубина и художественная простота одновременно присутствуют в этих важных мыслях, придавая им особую привлекательность гармонии формы и содержания. Рождение этих мыслей – это результат творческого акта, вдохновения, гениального прозрения. Вслушайтесь, «помедлите над строкою», найдите себе «заслуженного собеседника»(А.А. Ухтомский) для обсуждения их, прокомментируйте эти мысли своими рассуждениями, придайте им ценностный смысл, выразите к ним свое отношение:

Мысль первая: «Русская душа всегда хотела верить в лучшее в человеке (в его помыслах и чувствах)».

Мысль вторая: «Надобно понимать музыку как составную часть общей духовной жизни нации, а не как обособленное ремесло. Важная мысль!»!

Мысль третья: «Основа всему – начала нравственные (Достоевский)».

Мысль четвертая: «В чем сила Русского искусства, русской литературы (кроме таланта самого по себе)? Я думаю, она – в чувстве совести.

 Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое».

Согласитесь, что это не просто «своевременные» и «важные» мысли, их можно отнести к разряду вечных истин, к категории прозрений и внести в кладовую культурных ценностей.

 

Русские писатели

 

Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе

 или что я считаю литературу первой в иерархии искусств.

 Последнее – совсем чепуха. Я же пристрастен к слову(!!),

как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира.

Г. Свиридов

 

●  Георгий Свиридов обращается к теме художника в современном мире в широком контексте и высказывает «важную мысль» о том, что «трагичность – заключается в самом факте быть Русским художником в любом виде искусства.

Быть Русским художником, художником Русской нации (без чувства высокомерного избранничества) – несчастье, трагическая судьба. Никому такой художник не нужен, ибо нации Русской – больше нет. Мысль, к которой приходишь на старости лет, и не из своего жалкого опыта, а из опыта всей русской культуры. Кто же поддержит тебя? Кто укрепит твой Дух?»

● Подготовьте рассказ о биографии одного из названных Свиридовым писателей, раскрыв содержательность и трагичность его судьбы, его жизненное кредо, его гражданскую позицию, его связь с корнями и традициями русской культуры.

Свои поиски ответов на вопросы: «чем жить (внутренне!) и как жить?», которые волнуют теперь немалое количество людей, в том числе и Русских», предлагают нам русские писатели.

● Прочитав короткие и образные оценки Георгием Свиридовым творческих индивидуальностей писателей-современников, назовите произведения, которые вы читали. Расскажите, какие нравственные проблемы ставят они в своей прозе и эссеистике, что вас потрясает, а что оставляет равнодушным.

 «Русские писатели

Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов,

Возвышенно-поэтический Василий Белов.

Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев.

Драматичный Валентин Распутин.

Мягкий, лиричный южанин, мой земляк Евгений Носов.

Сергей Залыгин – тонкий и умный.

Блестящий эссеист Владимир Солоухин.

Я люблю и необыкновенно высоко <ставлю> их творчество, они – украшение сегодняшней нашей литературы, не говоря, конечно, о классиках Леонове и Шолохове. То, что это люди – мои современники, не дает мне с такой силой почувствовать свое одиночество. Прекрасный, свежий, благоуханный, сильный, новый и вместе с тем «вечный» Русский язык. По-новому раскрытые современные Русские характеры»

● Характеры каких героев, с вашей точки зрения, воплощают «чувство совести» народа? Какие «русские характеры» вы бы включили в список любимых литературных героев?

● Составьте свои оригинальные характеристики писателей ХХ века:

Андрей Платонов,

Константин Паустовский,

Василий Шукшин,

Виктор Лихоносов,

Даниил Гранин,

Альберт Лиханов,

Владимир Крупин.

● Согласны ли вы с точкой зрения Г. Свиридова о роли интеллигенции: «Если современный художник пытается изобразить народ не грубым, глупым, жестоким и низким, а найти в нем элементы возвышенного духа, тут же будут говорить об «идеализме» и т.д. Но народ – ни добрый, ни злой, он бывает и таким, другим, он – всякий, он – стихия. А интеллигенция – культура, т.е. надстройка, верхний слой с большим количеством пены, как в океане». Какие аргументы Д.С. Лихачева, В.Г. Распутина, А.А. Лиханова вы бы могли включить в свои рассуждения?

● «На смену героям Революции, Гражданской войны, героям последующей эпохи, не описанным в литературе (но отчасти показанным в искусстве! например, в музыке, стихах и т. д.), героям войны и послевоенных лет, показанным хоть и мало, но все-таки показанным, пришел герой Нового послевоенного поколения, «герой-ничтожество», благополучный, полусытый, чрезвычайно самодовольный нуль. Он развязен, нагл и низкопробен в художественном творчестве и развращен во всех смыслах как человек». Есть ли надежда на другого «героя» в литературе и жизни?

● Какими самостоятельными «важными мыслями» вы бы хотели поделиться с другими?

 

ЧТЕНИЕ КАК АНАЛИЗ

 

О сложном и простом

 

Культура – это огромное целостное явление,

 которое делает людей, населяющих определенное пространство,

 из просто населения народом, нацией.

 Культура – это святыня народа, святыня нации.

Д.С. Лихачев

 

● Как эта мысль Д.С. Лихачева перекликается с рассуждениями Г.В. Свиридова?

 

«Святая простота»

 

В элементарном, простом, изначальном

заключена потрясающая сила.

 Это чувствовали многие гении, например,

Пушкин, Гомер, Моцарт, Бизе, Бетховен.

Г. Свиридов

 

● Приведите примеры гениальной простоты в творчестве названных авторов.

● Сделайте предметом художественного анализа свой «внутренний мир» как читателя, слушателя, гражданина? Какие в нем рождаются вопросы, смыслы, стремления, надежды, мечты?

● Сопоставьте категории «сложности и простоты» в творчестве Сергея Есенина, проиллюстрируйте утверждение Свиридова стихамипоэта:

«У Есенина в зрелом периоде творчества – "святая простота", все глубоко, из души, выстрадано каждое слово. Всё – простота, всё правда, нет ни малейшей тени какой-либо позы, претенциозности, фиглярства, самолюбования».

● Своими любимыми стихами докажите правоту суждения Свиридова: «Любовь народа к стихам Есенина в известной мере – ответная. Ибо он сам наполнен бесконечной любовью ко всему живому».

 

ЧТЕНИЕ КАК ПОЗНАНИЕ МИРА МУЗЫКИ

 

…Нужен талант, горячее сердце, вдохновение,

«от Бога», «искра Божия», … нужна душа и т. д.

Г. Свиридов

 

О современной музыке

Смелость и дерзость в искусстве

 

Следует помнить, что наш собеседник не просто музыкант, а композитор, создатель, творец музыкальных произведений, и он обладает обширными познаниями в музыкальной культуре, щедро ими делится. Поэтому у читателей есть прекрасная возможность выстроить перспективы своего познания, сделать свои представления «о современной музыке, о смелости и дерзости в искусстве, о русском музыкальном языке, о хоровой музыке, о хоре, о русской классике» более глубокими и интересными.

● В чем заключается призвание композитора?

● Согласны ли вы в том, что «расцвет исполнительства находится в тесной связи с творчеством»?

● Какими признаками должна обладать «живая» музыка, почему в ней должен «присутствовать скрытый поэтический элемент, «незримые, неведомые миру слезы»?

● Г. Свиридов считает, сто «современная музыка представляет из себя, главным образом, оторвавшийся от мелодии аккомпанемент... Ей решительно не хватает одного – мелодии, души музыки, того, что составляло всегда главное, суть музыкального искусства, за что люди всегда наиболее любили и ценили композиторов». Назовите композиторов, которые были любимы слушателями, потому что обладали «мелодическим даром».

● Почему возмущает композитора Свиридова «безнациональная, общеупотребительная музыкальная интонация»?

● Почему при компилятивном искусстве, «если уподобить музыку – театру, то композитор из драматурга превращается в режиссера»?

● Можете ли вы назвать композиторов и исполнителей, которые продолжают «развитие богатейшей и разнообразнейшей традиции Русского романса. Такая тенденция кажется мне очень и очень перспективной. Утверждение, возобновление глубоких связей, глубокой преемственности с великой национальной культурой, не только музыкальной, но и поэтической, традицией высокого поэтического русского языка, традицией Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского, кажется мне насущно необходимой в наше время». Романс воспитывает «возвышенный, благородный образ мыслей».

● Согласны ли вы с суждением автора о том, что «смелость и дерзость хороши там, где за ними стоит правда, глубина жизненных явлений (жизненная глубина), высота художественного помысла»?

● Как узнать «подлинно художественную новизну»?

● В чем смысл «размышлений о правде человеческих отношений»?

● Почему «новое рождается в результате самостоятельного поиска, а не механического перенесения чужого творческого опыта в свои партитуры»?

● За что, с точки зрения Г.Свиридова, «искусство нашего века несет большую ответственность»? Согласны ли вы с автором этой мысли?

● Как воспитывать новые поколения «в служении высокому добру»? Свиридов считает, что «один лишь театр, концертный зал, журнал или газета, профессор в консерватории может приносить уже много пользы (хотя бы и один). Ибо он сеет семена добра, и нельзя себе представить, чтобы все они погибли». Что и кто в вашей жизни «сеет семена добра»?

● Свиридов с грустью пишет, что его «музыка – некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Послушайте его интонацию дрожания свечей в «Венчании» и напишите о своих впечатлениях от «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

● Составьте со словом-образом СВЕЧА ассоциативный ряд, используя свои жизненные, поэтические и музыкальные впечатления.

● Оценка Свиридовым фортепианного концерта Б.А. Чайковского очень поэтична – «редкая в наши дни подлинная музыка, исполненная неподдельного чувства или, вернее сказать, неподдельных и разнообразных чувств. Выраженная своим собственным, присущим автору языком, своими строго отобранными средствами.

У автора свой собственный душевный мир, это – музыка благородства и вкуса, драматизм ее строг, сдержан и нигде не переходит в шумную истерику, ее грусть... Ей свойственно, я бы сказал, благородство печали». Можно ли отнести эту оценку к музыке самого Г. Свиридова?

 

О русском музыкальном языке

 

Музыкальная традиция России и есть, собственно,

русский музыкальный язык.

Г. Свиридов

 

● Прочитайте рассуждения Свиридова о традиции, выделите главное: «Традиция – суть нравственная идея жизни нации, смысл ее существования. Оно и порождает художественную традицию, желание нации запечатлеть себя в вечности посредством искусства, ибо оно единое бессмертно в делах человеческих. Однако традиция есть то же, что и жизнь, меняющаяся ежесекундно, она должна постоянно обновляться, обогащаться, двигаться вместе с жизнью, постоянно на нее откликаясь».

● Почему «жизнь традиции достойна уважения и самого внимательного изучения»? Как проявляются ее способности?

● Какие «великие вопросы жизни, вопросы философские, религиозные или, как теперь модно говорить, «нравственные», над которыми люди размышляли тысячи лет, мучились неразрешимостью этих вопросов, искали истину» сохранили свою актуальность и востребованы современностью?

● Как отличить «отличить дерзновенность таланта от наглости самонадеянной посредственности»?

 

О хоровой музыке, о хоре

 

●  Свиридов с болью пишет, что «создается впечатление, что существует мысль – уничтожить самую память о Русском и вывести новую породу Русского человека (а может быть, она уже выведена!), раболепствующего перед Западом с его бездушной сытостью и свободой, понимаемой как произвольное отправление естественных потребностей». Как можно противостоять такому влиянию, с вашей точки зрения?

 

О спекуляции на русской классике

 

● Согласны ли вы с тем, что «переделки, оперы, балеты, пьесы, киносценарии и т.д. Узаконенный Г<осударст>вом разбой, при котором: уничтожаются нравственные идеи русской культуры, ее художественное достоинство, понижается весь духовный потенциал России, ее место в мировой истории…»; что «надо отметить именно эту вопиющую вульгарность, бесцеремонность в обращении с классикой»?

 

 

ЧТЕНИЕ КАК «РАДОСТЬ СОТВОРЕНИЯ»

 

Ценное искусство

 

Ценное искусство – искусство, выражающее

(отражающее) сокровенную суть времени,

т.е. глубокую правду человеческого характера,

человека и его представления о мире, о жизни.

Г. Свиридов

 

● Опишите смыслы и раскройте значение своих встреч с искусством в своей собственной духовной жизни?

● Что вы храните в памяти, своем духовном опыте как бесценное, как личностно значимое, как глубокие душевные переживания и духовные потрясения?

Какую роль сыграло в вашей жизни знакомство с дневниками Георгия Свиридова? «Есть люди, перед которыми раскрывается душа, расцветает, точит чувство как источник. Подчас человек сам даже не знает, что у него в душе, чем полна она, и общение с ценным, хорошим, добрым человеком помогает твоей душе раскрыться, расцвести. Вот это и есть любовь, ценнейшее чувство на свете, чувство Христа. Без него невозможна жизнь на земле. Человек иссыхает, погибает, каменеет».

●  В чем вы видите свое назначение? Выскажите свое суждение о такой позиции: «Энергичные деловые люди – неутомимые в своем желании прославиться, хотя такое желание не является, конечно, плохим само по себе – плохо лишь то, что оно становится единственным смыслом существования, и весь остальной мир воспринимается именно с этой точки зрения».

●  Согласны ли вы с автором в том, что вопрос о «потере духовной самостоятельности – важнейший вопрос для всей нашей культуры и всего искусства»?

●  Кем бы вы могли быть – оппонентом или единомышленником Свиридова – в этих оценках и выборах:

«Без конца повторяются разговоры о том, что XIX век устарел, еще бы – ведь теперь, как-никак, последняя четверть XX! Но для меня лично Русская классика XIX века, романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова – это музыка необыкновенной свежести.

Идеалы и нравственные ценности Русского искусства XIX века в моем сознании не поколеблены, до сих пор мне представляются недосягаемыми вершинами».

●  Г. Свиридов убежден в том, что «необходимо бережного сохранять культуру, уважительно, осторожно с ней обращаться», что «отсутствие глубины понимания великого искусства прошлого» опасно, что «ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться».

А какую позицию занимаете вы, читатель? Как проявляется ваше патриотическое чувство и «радость сотворения» культуры?

●  Какие перспективы самостоятельного, самообразовательного чтения вы выстроили для себя? С мечтой о встрече с какой книгой, с каким музыкальным произведением вы перелистываете эту страницу? Какие авторы вам могут помочь преодолеть «отсутствие глубины понимания великого искусства прошлого»?

 

Какой будет музыка Нового века?

 

Мы вправе гордиться своей

славной музыкальной историей!

Г. Свиридов

 

XXI век скоро завершит свое первое десятилетие под музыку Георгия Свиридова «Время, вперед!». И мы с благодарностью к великим творцам ХХ века будем хранить память о культурных традициях «близкого прошлого». Георгий Свиридов не ошибся как мыслитель и композитор, как патриот России, он верил в то, что она сохранит свою душу и останется «страной простора, страной песни, страной печали, страной минора, страной Христа». Он завещал нам хранить русское национальное искусство, свое «пристрастие к слову», свои надежды и свою бессмертную музыку:

«Музыка уйдет от сухого техницизма, от надоевшего уже смакования зла, уйдет от поверхностного воплощения больших тем, чем мы так грешим теперь. Мне кажется, что музыка будущего, наша музыка (во всяком случае, мне бы этого страстно хотелось и есть некоторые основания так полагать!) станет искусством духовного содержания, она возвратится на новом витке к своей изначальной (почти утраченной ныне) функции – быть выразителем внутреннего мира человека в его поиске и стремлении к идеалу, к естественной речи. Такая музыка может стать спутником человека в его высоких духовных порывах. Она может стать искусством «соборным», объединяющим людей вокруг высокого. Думаю, что музыка станет в известной мере идеальным искусством. И если это произойдет, то скорее всего у Нас, благодаря особому опыту, который приобрела Россия за нынешнее столетие. Но такая музыка вряд ли у нас будет замечена. А вот когда подобное искусство появится позднее на Западе, то у нас скажут: «Подумаешь! Мы это открыли гораздо раньше, чем Европа».

 

ЭПИЛОГ

 

Георгий Васильевич Свиридов – русский гений,

который по-настоящему еще не оценен.

 Его творчество будет иметь огромное значение

 в грядущем возрождении русской культуры.

 Д.С. Лихачев

 

Мы закрываем последнюю страницу этой книги с чувством искренней благодарности автору за то, что он «глубоко чувствовал жизнь и слышал ее сокровенные звуки», за творческую гениальность и провидческую мудрость. Станет ли эта книга для вас «Заветной», навсегда открытой диалогу с вашим сердцем, совестью, патриотическим чувством? Какие строчки этой книги вы сохраните в своей памяти на всю жизнь? Важно, что у каждого человека любого возраста есть прекрасная возможность перечитать дневники Георгия Свиридова, сделать их своим «заветным» Словом и услышать его музыку, преодолевающую границы века и остающуюся жить в вечности и культуре.

 


Педагогика Культуры № 28 (2018)

Печать