Лииматайнен Мира-Валентина,

председатель Финляндского общества им. Н.К.Рериха,

г. Хельсинки

Рерих в Финляндии – Начало Пути

Доклад

Круглый стол «Знамя Мира: путь к будущему через культуру»,

15-16 июня 2013 года, г. Хельсинки, Финляндия

 


С именем Николая Константиновича Рериха обычно связывают краски и мудрость Индии. Многие будут удивлены, но Финляндия сыграла в жизни и творчестве Николая Рериха не меньшую роль, чем легендарные Гималаи.

 

Письмо Николая Рериха Финскому Обществу имени Рериха

Друзья!

Радуюсь получить ваше славное письмо от 6 октября 1930 г., принесшее мне избрание Почетным Президентом нашего Финского Общества.

Охотно принимаю это избрание, так близкое мне. Сообщите посланнику Финляндии и генеральному консулу мое глубокое сочувствие большой строительной работе, производимой финским народом. Также прошу передать доктору Реландеру, генералу Маннергейму, Аксели Галлен-Каллела, Сааринену и другим моим друзьям в Финляндии мои лучшие чувства. Мы никогда не забываем время, проведенное в имении д-ра Реландера, и приветствие от финского правительства, сообщенное мне Аксели Галлен-Каллела к открытию моей выставки в Гельсингфорсе. Я всегда чувствую, что моя картина в Атенеуме является послом моего благожелания Финляндии.

Сердечно вспоминаю я, как в Америке я имел радость приветствовать великого строителя Финляндии Сааринена, создавшего незабываемый стиль в строительстве. Я сказал ему: «Где же тот мост, который делает наши встречи такими дружественными? Где же тот ключ, который открывает наши сердца? И где же те крылья, которые через все препятствия несут нас во имя самого благородного и самого творческого? Прекрасное ведет нас через все мосты. Прекрасное открывает наиболее тяжкие затворы. Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету».

Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какою заботою и самопознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни. Уважаемый финский ученый Тальгрен напомнит нам, как глубока древняя культура Финляндии. Истинно, слово Культура близко и легко произносимо на финской земле.

В моей книге «Шамбала» я воздал привет Финляндии в статье, озаглавленной «Гуру – Учитель».

Однажды в Финляндии на берегах Ладоги я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошел мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его: «Кто этот человек?» Необычайно серьезно мальчик ответил: «Это Учитель». Я снова спросил: «Это ваш Учитель?» – «Нет, – ответил мальчик, – это учитель из соседней школы». – «И вы знаете его лично?» – «Нет», – ответил мой юный друг. «Почему же вы его приветствовали так почтительно?» Еще более серьезно малыш ответил: «Потому, что он учитель».

Истинно, в этом мальчике, снявшем шапку перед учителем, заключено здоровое зерно народа, знающего свое прошлое и сознающего значение слова Созидать.

Когда мы плыли по незабываемым финским озерам, вызывая образы мудрого Вайнемайнена, Айно и Сампо, мы видели и развалины седых замков, и древние храмы и знакомились с такими же древними обычаями, и мы чувствовали так ясно, почему «Калевала» стоит в первом ряду вечных человеческих творений.

Я уверен, что вы, дорогая наша сотрудница Эллен Кеттунен и президент Финского Общества господин Г.Тэслеф, внесете в жизнь Общества те здоровые творческие и героические основы, которыми так богата славная Финляндия.

Лучший привет!

1930 г., Гималаи

(Реpих Н.К. Чары Финляндии*)

 

Финская земля хранит  магнит и дыхание выдающихся просветителей человечества -  Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов  и их сыновей Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.  Здесь они жили,  и здесь творчески работал Николай Константинович Рерих.

Революция в России в 1917 году резко изменила дальнейшую судьбу их семьи. С Финляндии начинается их дальнейший Путь в другие страны и их великие космические труды во имя Эволюции планеты Земля, во имя её будущего процветания, во имя Любви, Красоты и Знания!

В живописном, литературном и в научном наследии Н.К. Рериха многое связано с Финляндией.

«Ту радость и бодрость, и силу, которую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такое чудо северных сияний?», – так писал о Финляндии Рерих. Глубокий интерес проявил он к культуре Севера. Здесь Н.К.Рерих проникся духом эпоса «Калевала», познакомился и в дальнейшем был близким другом финского художника Аксели Галлен-Калелла.

Здесь же окончательно определилось его желание посетить Индию, совершить путешествие в Гималаи.

Финляндия играла особую роль в его жизни и в его художественном, философском и писательском творчестве. Здесь формировалось творческое мировосприятие Рериха, здесь рождались основные идеи, владевшие им на протяжении всей дальнейшей жизни.

Восприимчивый к культурам разных народов, Рерих интересовался былинами и скандинавскими сагами и финскими рунами. Север, осмысленный Рерихом и научно, и художественно, дал ему те импульсы, то вдохновение, благодаря которым появились многие его шедевры, как живописные, так и литературные.

Суть интереса Н.Рериха к Северу состояла в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени, того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе. В этот период камни на картинах Николая Рериха начинают понемногу оживать, в некоторых картинах он в буквальном смысле придает скалам человеческие очертания. Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913). Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Севера. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы.

Личная и творческая дружба Н.К.Рериха и А. Галлен-Каллела имела и имеет важное значение в истории развития русско-финских культурных связей.

В начале XX века жизнь Н.К.Рериха тесно переплелась с судьбой знаменитого финского художника и иллюстратора «Калевалы» Аксели Галлен-Каллела.


О дружбе Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллела, возможно, мало кто знает. Двух живописцев объединил интерес к легендарному прошлому Севера, взгляд на мир через историю и мифологию. В их творчестве пересеклись эпохи мировых катаклизмов, и оба художника прошли через суровые времена, веря в высокое назначение искусства, не давая погаснуть своим пылающим сердцам.

Рерих высоко ценил «Калевала» и ставил в первый ряд словесных памятников, созданных человечеством: «Когда мы плыли по незабываемым финским озерам, – вспоминал художник, – вызывая образы мудрого Вяйнямейнена, Айно и Сампо, мы видели и развалины седых замков, и древние храмы и знакомились с такими же древними обычаями, и мы чувствовали так ясно, почему Калевала стоит в первом ряду вечных человеческих творений».

И как подлинное творческое завещание звучит дневниковая запись художника: «Должен сказать, что встречал в Финляндии для себя и моих близких самое доброе отношение. Многие финляндцы даже говорили мне, что я как художник принадлежу в их глазах одинаково как России, так и Финляндии. Это обращение дает мне как русскому право обратиться от всего сердца с обоюдным пожеланием, чтобы Россия и Финляндия обоюдно подлинно знали друг друга».

Впервые Рерих познакомился с живописью А.Галлен-Каллела на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где финский мастер представил свою знаменитую калевальскую серию – триптих: «Айно», «Защита Сампо», «Ковка Сампо», портрет Сибелиуса и другие работы. Выставка принесла Галлен-Каллела широкую известность.

Творчество А.Галлен-Каллела, всколыхнувшее культуру Финляндии, России и всего мира, доказывает простую истину: художник, если он любит свою страну, служит своему народу, воспевает ценности национального духа, рано или поздно будет понят всеми, его искусство будет востребовано и своим народом и ценителями европейских салонов.

Поездка по Северу, которую совершил Николай Рерих в 1899 году, помогла ему еще глубже понять картины А.Галлен-Каллела, проникнуться его интересом к эпической древности. Поиск монументальных характеров в далеких эпохах приводил обоих художников к героическому эпосу северных народов.

В одно и то же десятилетие Галлен-Каллела ездил по Карелии, собирая материалы для картин на темы «Калевалы», а Рерих совершал путешествие «из варяг в греки» в поисках сюжетов для картин и сказок о викингах. Под впечатлением поездки Рерих пишет одну из самых известных своих картин «Заморские гости» (1901).

В 1907 году Николай Рерих снова побывал в Финляндии, посетил города : Хельсинки, Иматру, Савонлинну, Лохья, Турку. За время своего путешествия по Финляндии Рерих создал несколько финских зарисовок – «Седая Финляндия», «Пунка-Харью» и «Нишлот. Олафсборг». «Пунка-Харью» – знаменитая ледниковая гряда, простирающаяся от Лаппеенранты до Савонлинны, и выглядящая как узенькая полоска суши между лениво распростёртыми в тиши лесов ледниковыми озёрами. Олафсборг – это и есть шведское название Савонлинны, древней крепости на острове, торжественно возвышающейся в Восточной Финляндии.

 В «Песне о викинге» (1907) художник создает образ северянки, женщины, одиноко ждущей на берегу возвращения воина из похода. Рериховские красавицы не похожи на модных моделей французских салонов. Они лучезарны, лиричны, чисты и почти всегда одиноки. Им хорошо знакомо чувство ожидания, долгого и даже вечного.

Необыкновенная Красота этих романтичных мест запали в душу Рериху.

Но не только живопись воплотила в себя ощущение финской сказки – во время своих путешествий по Финляндии Рерих занимался и литературой. Он создал пьесу «Милосердие» и повесть «Пламя».

Стихи из цикла «Цветы Мории», написанные в тот же финский период, может прочесть любой интересующийся и сейчас.

Вся поэзия Рериха, как и его картины, полна символов и неуловимой мистики. В «Цветах Мории» нет ни единого упоминания географии Финляндии, но, написанные в стиле заклинаний, стихи мощно воплотили в себе таинственный, могучий, чистый дух страны Суоми.

Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем и сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодья. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере. Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал.

Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на Востоке, на Тибете и Гималаях.

 Однако, вопрос, почему Н. Рерих выбрал именно эти места современной Карелии, остается открытым. То, что это не было случайностью – доказывает вся жизнь великого мыслителя, в которой «случайность» для нас всегда оказывалась «закономерностью и необходимостью» для него.

В 1916 г. вся семья Рериха переезжает г. Сортавала , из-за тяжёлой болезни Н.К.Рериха, арендует имение «Юхинлахти» у ректора учительской семинарии Оскара Реландера.

1917-1919 гг. разделили жизнь Рерихов на части, совпав с коренными переменами в России, которые «потрясли весь мир». С 1917 по 1919 год вся семья Рерихов оказалась в Финляндии в очень непростое время: свершилась революция в России, произошло падение старого режима, шла гражданская война…

В этот период была подведена черта прошлому, в которое для Рерихов уже не было возврата, и тогда же наметился их дальнейший Путь – которому они посвятят всю свою жизнь.

В сложной обстановке 1918 года, когда финская рабочая революция потерпела поражение и отношение к революционной России со стороны властей Финляндии становилось нетерпимым, Рерих порой сталкивался с недоверием к себе как русскому.

Он пишет А. Галленн-Каллела о своём положении, просит его помочь.

Переписка между Н.К.Рерихом и А.Галлен-Каллела представляет огромный интерес уже потому, что относится к немногим подлинным документам его сортавальского периода жизни. Эти письма ещё раз свидетельствуют, что даже в самые трудные времена Искусство сближает людей, живущих в разных странах, говорящих на разных языках, рождает между ними истинную дружбу.

После революции Рерих вместе с семьей прожил в Финляндии около двух лет, создав без малого 200 полотен. Серия «Героика», написанная в 1917 г. в Финляндии, готовила новый путь художника вперёд, в другие страны. Он успел овеять новыми идеями финскую художественную школу и русский авангард тех лет. Продолжал занятия живописью и литературной деятельностью, рисовал людей с устремленным вдаль взглядом, стоящих на берегу или сидящих на скалах.

1917 год стал определяющим для Н.Рериха, его интерес к культуре Востока возрастает, сильное влияние оказывает «Провозвестие Рамакришны», написанное религиозным реформатором Шри Рамакришной. «Очень серьёзное, а главное, близкое человечеству учение», – так комментировал эту книгу Николай Рерих.

К лету 1918 г. здоровье Николая Константиновича окончательно поправилось, и он приступил к подготовке долгожданного путешествия в Индию. Сначала необходимо было достать деньги. Первую выставку картин сделали в финском городе Выборге. Затем была организована выставка в Стокгольме в Художественном зале Гуммесон; часть картин приобретена частными коллекционерами. Ее успех превзошел все ожидания. Жители шведской столицы отнеслись к Рериху, как к своему родному северному художнику. Оттуда выставка отправилась в Норвегию и Данию.

Большой успех ожидал выставку картин Рериха в 1918-ом году и в Хельсинки, персональная выставка состоялась в Салоне Стриндберга в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Финляндии, часть картин приобретена Музеем Атенеум. К этой выставке прямое отношение имел Аксели Галлен-Каллела. Он выступил на её открытии с приветствием от финского правительства. К.Г.Маннергейм лично послал приветствие Николаю Константиновичу.

Практически все скандинавские критики увидели в его работах своё, родное. Онни Окконен прямо назвал Николая Рериха русско-скандинавским художником.

По словам Леонида Андреева, Рерих создал радостный образ финского Севера. «Это не тот мрачный Север художников-реалистов – здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и священных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе».

На выставку откликнулись почти все газеты Финляндии – как на финском, так и на шведском языках: «Хельсингин саномат», «Вапаа сана», «Карьяла», «Дагенс пресс», «Нюа пресен», «Ууден суомен илталехти». Критики оценили богатую фантазию художника, его «по-восточному» яркий цвет, интерес к истории. Но наибольший восторг у финской прессы вызвали эскизы театральных декораций. «В них, – по словам Э. Рихтера («Хельсингин саномат»), – фантазия художника получает такую таинственную силу, о которой наше театральное искусство может лишь мечтать».

В 1919 году закончился сортавальский период жизни Н.К.Рериха. Но Север с его контрастами, тишиной и грохотом, безмолвными островами Рерихом не забыт. В книгах, в картинах, в письмах художник возвращается к Финляндии постоянно.

3 августа 1921 года Рерих пишет из Нью-Йорка в Финляндию: «Дорогой друг Галлен! Я рад послать тебе свидетельство об избрании в новое братство художников почетным президентом, представляющим Финляндию. Я пользуюсь здесь большим художественным успехом, и я рад, что твое имя здесь действительно очень высоко ценят».

Галлен-Каллела был обрадован этим назначением. 28 сентября 1921 года он отправил Рериху письмо с выражением искренних симпатии и к самому Н.К.Рериху и к рериховской идее единства деятелей культуры разных стран… «Мой дорогой Рерих! Твой зов приходит в тот момент, когда все мы разъединенные друзья-коллеги, ощущаем истинную потребность в объединении высокого духа»

Финляндию Рерих всегда вспоминал с большой теплотой. В книге «Держава Света» (1931) художник писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни... Истинно слово "культура" близко и легко произносимо на финской земле».

Рерих запомнил Красоту Финляндии на всю жизнь. Финляндия будет всплывать в его памяти и в Америке, и в Азии, и даже на Востоке.

 Американские озера часто напоминали ему Север. Рерих сравнивает один из островов в Атлантическом океане с финской природой: «Сидим на островке – сущая Финляндия. Те же скалы, и хвоя, и прохлада».

Таинственная сила Севера, колыбель покоя, мудрости, вечной борьбы и вечной любви Бога и человека, – всё это наполнило картины Рериха, чтобы передать частичку этой мудрости нам, желающим прикоснуться к истине и доброте.

 

Использованная литература:
Сойни Е. Г. Северный лик Николая Рериха – Самара : Агни, 2001.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов

 


Педагогика Культуры № 18 (2013)

Печать