Дарья Якута

 Современное детское телевидение: созидатель или разрушитель культуры в сознании подрастающего поколения?

Конкурсная работа: «И вместе мы создадим России будущей дивную повесть»
 на тему Дня Культуры-2012 «Помоги Земле Русской»*


Мое поколение часто упрекают в невоспитанности, бескультурии и малограмотности. И действительно, отчасти с некоторыми «выпадами» в сторону молодежи трудно не согласиться. Однако мне всегда хочется спросить у старшего поколения – а кто же воспитал столь культурно необразованную молодежь и кто продолжает делать все, чтобы и последующие поколения не могли называться духовно воспитанными?

Вот взять, например, детское телевидение. Где оно сегодня? Его просто нет. А ведь именно у телеэкрана дети и подростки проводят значительную часть своего свободного времени. Он может либо привить правильные духовные ориентиры, либо, что и происходит сегодня, воспитать совершенную «антилюбовь» к родной культуре. Так почему же взрослые люди не стремятся духовно воспитать своих детей, хотя бы через экраны телевизоров?

Когда я вспоминаю свое детство, мне на ум сразу приходят такие телепередачи как «Утренняя звезда», «Зов джунглей», «Царь горы» и многие другие. Это были не просто программы, это была настоящая «телешкола», обучающая добру, взаимовыручке, терпимости друг к другу. А главное, еще каких-то 15 лет назад детское телевидение было понятным и доступным.

Мне захотелось узнать, что думают о детском телевидении непосредственно те, для кого оно создается, и провела небольшой социологический опрос в своей школе. Я опросила учащихся младших классов и их родителей. Вопрос был один: «Каким Вы видите современное детское телевидение?» Так вот, голоса разделились точно поровну. Дети, наверное, так и не поняв суть моего вопроса, называли мультики «Вингс», «Симпсоны» и другие «шедевры» западной мультипликации. А вот родители в один голос твердили, что доступного телевидения, рассчитанного на юного зрителя, в России сегодня нет вообще.

Пожалуй, я соглашусь с представителями старшего поколения. На мой взгляд, сегодня самого понятия «детское телевидение» как такового нет. Ни в будни, ни в выходные дни центральные российские каналы не балуют юных телезрителей детскими передачами. Отсутствуют не только развлекательные программы, но даже мультфильмы. Я говорю не о западных или диснеевских, а именно об отечественных мультиках. Задача которых – воспитывать, если не патриотизм, то хотя бы интерес к отечественной культуре у подрастающего поколения. В подтверждении своих слов приведу цитату из интервью известного детского композитора Григория Гладкова «Российской газете»: «Детский жанр был полностью исключен из жизни в годы реформ. Я считаю, что детей предали, потому что несколько поколений ребят были лишены хороших передач, мультфильмов, художественных фильмов. Это преступление, за которое взрослые обязательно должны ответить».

Безусловно, есть кабельные каналы «Теленяня», «Бибигон», но большинству населения они все же недоступны. Тень детского телевидения можно попытаться разглядеть на телеканале «СТС». Но передача «Самый умный» и несколько мультиков на всю сетку вещания – это еще не детское телевидение, а скорее единичное явление, выполняющее больше развлекательную, чем образовательно-воспитательную функцию для детей. Говоря о детском телевидении, нельзя не сказать о канале «2х2». Хотя он и позиционирует себя как «развлекательный» для подростков старшего возраста, но, по факту, его истинная аудитория – это дети. Однако, сетка вещания у него отнюдь не детская. Вот, например, мультсериал «Металлопокалипсис» рассказывает о группе сатанистов и металлистов. В каждой серии кто-нибудь погибает. На сайте «2х2» выложено описание, которое подчеркивает зашкалившую жестокость мультфильма. Вот вам и канал, вот и воспитание! Не думаю, что много родителей хотело бы вырастить свое чадо на подобном канале.

То, что детское телевидение сегодня переживает не лучшие времена – это очевидно, но ведь образец есть, остается его только повторить и, что называется, отмодернизировать. Для этого надо лишь вернуться немного в прошлое. Как это ни странно, эталонным для юного зрителя можно было назвать телевидение времен второй половины 90-х, начала 2000-х годов. Во многом это заслуга Сергея Супонева. Его программы «Зов джунглей», «До 16 и старше», «Звездный час», «Царь горы», «Марафон-15» с интересом смотрели целыми семьями. Особенно хотелось бы выделить передачу «Зов джунглей». Многие ребята мечтали поучаствовать в ней и искренне переживали перед экраном телевизора за команды «травоядных» или «хищников». Для меня все без исключения передачи, автором которых был Сергей Супонев, – это детство. Каждый раз с трепетом пересматриваю архивные видеокадры с записями передач и понимаю, что детство можно вернуть. Эти программы навсегда останутся в моей памяти.

Вот, что говорил сам Сергея Супонев о детском телевидении…

– Как воспитывает детей, например, то же MTV?

– Воспитывать может только нечто художественное и то, что затрагивает внутренний мир человека. Бутылка кока-колы не может воспитать, так же как не может воспитать никакая другая бутылка. И второсортные западные мультфильмы, мне кажется, никого не воспитывают. Смотришь – и сразу забываешь.

– Это взрослый тут же забывает, а ребенок начинает копировать. Может быть, поэтому дети сейчас стали более жестокими.

– Детей воспитывает все, что их окружает. Продукция, сделанная не для них, воспитывает детей в гораздо большей степени, чем продукция, сделанная для них. Они все равно смотрят новости, боевики. Нельзя же ребенка заставить что-то смотреть, а что-то не смотреть. Поэтому, когда говорят, что ТВ плохо влияет на детей, я не чувствую вины конкретно за собой. Я спокоен, потому что мы кормим их качественным и свежим продуктом, абсолютно им не вредим и вредить не можем по определению.

– Чем детское ТВ отличается от взрослого?

– Детские программы по творческим, материальным затратам и по телевизионному ремеслу более сложные. Взрослому человеку достаточно посадить в кадр какого-нибудь дядьку, и он будет его смотреть, а ребенку этого мало. Ему нужно, чтоб все мелькало, сверкало, переливалось, чтобы менялись картинки на экране, чтобы музыка звучала, была компьютерная графика, чтобы экран был живой.

Наверное, одним из последних «лучей света» в кромешной тьме детского телевидения остается детский юмористический киножурнал «Ералаш». Созданный еще в середине 70-х годов прошлого века, он и по сей день пользуется успехом у детской телеаудитории. А всё потому, что он сделан самими детьми, то есть у ребят есть возможность увидеть себя со стороны, посмеяться, над казалось бы, будничными историями. Этот принцип и должен быть основой детского телевидения. То есть современное детское телевидение должны создавать сами дети под чутким руководством опытных профессионалов. А то ведь сегодня то, что называют передачами для детей, зачастую делается взрослыми и не учитываются интересы молодого поколения. Таких «шедевров» нам не надо.

Вот что говорит об этом художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский.

– В своих интервью вы неоднократно высказывались за то, чтобы в стране появилось детское телевидение. Недавно в России произошло объединение двух крупных детских каналов, и образовался «Бибигон». Как относитесь к этому каналу?

– Я первым стал говорить о том, что мы единственная страна, где нет своего канала для детей. Потом появились два детских канала. Оба не соответствуют тому, о чем я говорю.

Во-первых, это не каналы, это цифровые истории, – загибая пальцы, начинает режиссер.

Во-вторых, нормальный ребенок не может нормально к этим каналам придти, найти их.

В-третьих, они сделаны на лицензионных американских, английских, голландских передачах. Мы вытравливаем свой главный козырь – русский менталитет. Вы даже не представляете, к каким последствиям это может привести. Наши дети вырастут манкуртами, то есть у них не будет родины, они не будут русскими. Для них Симпсоны будут дороже Чебурашки, а это не правильно. Вот о чем я переживаю.

 

Стоит отметить, что не лучшим образом сказывается на культурном воспитании молодежи и отсутствие кино, рассчитанного на юного зрителя, такого, какое снимали в СССР. В те времена были созданы десятки, если не сотни фильмов, таких как «Приключения электроника», «Алые паруса» и многие другие. Эти фильмы хотелось смотреть, героям хотелось подражать, а в героинь влюбляться. Конечно, кто-то скажет, что сегодня другое время и другие приоритеты, и места для романтики остается всё меньше в нашей жизни. Но даже если это и так, то, что мы живем в век информационных технологий, не дает нам право оставлять буквально на произвол судьбы отечественный кинематограф, а вместе с ним и духовное воспитание молодежи. Посмотрите, в каком состоянии сегодня некогда великая киностудия Ленфильм – речь сейчас идет просто о том, как ей сохранить свое существование. Великого кино, в том числе и юношеского, легендарная студия давно не видела. А ведь это тоже наша Культура. Если мы не можем сохранить одну из лучших советских киностудий, то чему же мы можем научить своих детей?

О чем будет думать, как расти и развиваться поколение, воспитанное на западной культуре? Поколение, которое будет вспоминать детство не по передаче «Зов джунглей», а по мультфильму «Металлопокалипсис»? Это достаточно серьезная проблема для будущего страны. Ведь дети, ввиду отсутствия настоящих программ для своего возраста, принимают «лжемультфильмы» за правду, и порой, что особенно чудовищно, копируют далеко не эталонное поведение любимых героев. Уж не поэтому ли дети и подростки сегодня отличаются особой жесткостью?

Для того, чтобы подрастающее поколение создало России будущую повесть, и желательно славную, сначала нужно создать для подростков качественное телевидение, которое бы взяло на себя и образовательную, и развлекательную функции. Увы, пока такого нет. И лишь только тогда, когда оно появиться, можно будет с уверенностью говорить, что у отечественной культуры есть будущее.

 Дарья Якута
11 кл., школа № 514, Санкт-Петербург
Рук. Алексеева Л.В., Чугурова Л.В.


* Другие творческие работы школьников Санкт-Петербурга в защиту культурных, духовных ценностей – см. на сайте «День Культуры» www.culturaspb.ru

 


Педагогика Культуры № 15 (2012)

Печать