Дата публикации: .

 «Через искусство имеем Свет»

День Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Афанасьева Алла Борисовна,

канд. искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка

Российского государственного университета им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

 

С развитием современных процессов глобализации и вестернизации, связанных с технологической модернизацией, распространением средств коммуникации и массовой культуры, в постиндустриальном обществе возрастает нацеленность, прежде всего, на потребление материальных благ, а не на духовные ценности. Те, кто обеспокоены судьбой человечества и развитием личности, пишут о духовно-нравственной деградации общества постмодерна. Обеспокоенность педагогической и научной общественности данной проблематикой привела к разработке и принятию в 2009 году в РФ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», содержательное ядро которой составляют ценности культуры.

В современных условиях восприятие, осознание и овладение ценностями культуры осуществляется в культурно-образовательной среде. Ее важнейший элемент – образовательные учреждения, так как именно в них процесс освоения Культуры осуществляется целенаправленно. Важнейшая функция образования – трансляция Культуры, наработанной социумом.  Ценности культуры, ее образцы начинают жить одухотворенной жизнью, когда школьники обсуждают проблемы культуры, ее сохранения и развития, когда возникает насыщенное взаимодействие мыслей, идей, ценностных ориентиров, реализуется диалог прошлого и настоящего. А чтобы культурное пространство «зазвучало», наполнилось духовной энергией, необходима мыслительная и эмоциональная энергия педагога, способная «зажечь», «воспламенить» души учеников огнем культуры. Ценности культуры педагог не может транслировать детям, если сам он не «горит» ими.

Организационные формы воспитания человека культуры разнообразны. Ныне активно развиваются формы проектной деятельности. Примером масштабного общественно значимого проекта является педагогическая форма проведения Всемирного Дня культуры. Идею эту предложил еще в 1930-е годы русский художник и мыслитель Николай Константинович Рерих: «… во всех школах и просветительских обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» (Н.К.Рерих «Привет конференции Знамени Мира»). Ныне идея Дня Культуры широко реализуется в нашей стране и за рубежом. Дата его проведения в Санкт-Петербурге 15 апреля связана с днем подписания в 1935 г. Пакта Мира о защите культурных ценностей, а само Знамя Мира символизирует единение в Культуре науки, искусства и религии.

С 1999 г. этот праздник проводится в образовательных учреждениях нашего города 15 апреля по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международной Лиги защиты Культуры при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Учитывая его неоспоримо высокое воспитательное значение, что подтвердила практика, Правительство Санкт-Петербурга включило День Культуры в городские правительственные Программы – поддержки и развития чтения (2009-2011 гг.) и «Культурная столица» (2012-2014 гг.)

Каждую весну в школах города дети обсуждают проблемы роли Культуры в жизни людей и пути ее развития. Ежегодно для обсуждения предлагается новая проблема. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования проходят лекции для учителей, заместителей директоров школ и заведующих школьными библиотеками по методике проведения этого праздника, издаются специальные методические материалы, которые размещаются в журнале «Педагогика Культуры»  и на сайте «День Культуры» .  

К этому празднику в школах, а теперь уже и в некоторых вузах города, устраиваются книжные выставки, проводятся концерты, брейн-ринги, конференции, фестивали, встречи с учеными, диспуты, конкурсы и т.п. Школьники пишут сочинения на темы, предложенные в конкурсе ко Дню Культуры. Лучшие творческие работы детей публикуются в сборниках.

Первый такой сборник по темам Дня Культуры «Чудо творческого огня»[1], включающий кроме творческих работ школьников также и методические материалы, вышел в 2009 году в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Литературные опыты детей представляют собой эссе, интересные и детям, и взрослым. Среди них особое значение имеет цикл детских сочинений, написанных в прозаической и поэтической форме «Делать добро спеши», т.к. осмысление школьниками нравственной проблематики в современном мире имеет важнейшее значение. Не случайно День Культуры в 2010 году был посвящен теме «Человек будущего – человек нравственный», его материалы отражены в следующем сборнике, вышедшем под таким же названием. Очередной сборник творческих работ школьников – «Земля в мерцании космических миров» составлен из литературных эссе победителей городского конкурса сочинений ко Дню Культуры в 2011 году. Он был посвящен осмыслению космического мировоззрения как феномену мировой Культуры, что совпало с 50-летием первого полета человека в Космос. В 2012 году сборник творческих работ школьников отражает девиз Дня Культуры-2012 – наставление Сергия Радонежского «Помоги земле Русской» (Со сборниками можно ознакомиться на странице сайта «День Культуры» .

Каждый год в методике проведения Дня Культуры появляются новые и оригинальные темы для творческих работ, насыщенные духовно-нравственной проблематикой. В методических рекомендациях проясняется суть и содержание заявленных тем и излагается методика проведения Дня Культуры. Как итог этого необычного, высокого по устремлениям и серьезного по глубине мысли праздника рождаются творческие работы детей. Они группируются вокруг тем, раскрывающих девиз каждого Дня Культуры. Например, в 2010 г. проблему нравственности освещали с разных сторон семь тем. Они, как семь цветов радуги и как семь нот, звучащих в вышине, отображают гармонию мира в его многоцветии и сложности взаимодействия прошлого, настоящего и будущего. В размышлениях детей – глубокие переживания об истории нашей страны, о самоотверженности и духовных подвигах соотечественников. В ряде эссе освещаются аспекты нравственности, высоты духа, проявленного советскими людьми в годы Великой Отечественной войны. Многие же работы устремлены в будущее. Восхищает яркость фантазии детей. Взгляд из будущего: каким оно будет, каков этот путь в неизведанное, какова ответственность отдельного человека и всего человечества за судьбу мира в будущем? Над этими вопросами дети размышляют творчески, свободно перемещаясь в потоке времени.

А в 2011 году школьникам было предложено пять тем, с различных сторон освещающих проблемы бесконечности Вселенной и разнообразие связей в ней, гармонизации человеческого Микрокосмоса и природного Макрокосмоса. В своих работах дети размышляли о глобальных проблемах современности, об ответственности человека за их возникновение и разрешение, об экологии, красоте, сложности и величии мира. В середине ХХ века в России был совершен прорыв в практическое освоение Космоса: запущен первый в мире спутник, первый в мире человек на орбите, и ныне люди Земли бороздят просторы Вселенной. Поэтому современным российским школьникам оказались чрезвычайно близки все темы конкурса. Они рассуждали о том, что земная эволюция связана с осознанием Человека в космическом пространстве-времени, что экология и красота Природы зависит от экологии и красоты души Человека. «Мы живем на уникальной планете, на живой планете Земля», – так открывается сборник. Ощущением уникальности жизни, всего живого, что необходимо сохранить, пронизаны многие работы.

Патриотическая направленность нынешнего Дня Культуры емко выражена в словах Н.К.Рериха, ставшим эпиграфом сайта «День Культуры – 2012»: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины…». Идеи патриотического воспитания стали особенно актуальными в нынешнюю эпоху – эпоху глобализации, деидеологизации, смены ценностей, хаоса в мировоззрении многих людей.

Сочинения детей подкупают своей серьезностью, глубиной рассуждений о нравственном выборе человека между добром и злом, о ценностях вечных и мнимых, сиюминутных, о том, как необходимы человеку добро, свет, любовь, природа, красота, истина… Приведу лишь два фрагмента творческих работ школьников, созданных в 239-й школе. Семиклассница Анастасия Вильчевская сочинила стихи «На ступенях Исаакиевского собора», в завершении которых ярко высветила одну из тем, осмысляемых в конкурсе 2012 года:

Да! Свет через прошлое мы познаем,

Чрез долг - необъятное чувство.

Но всё же мы сами свой Свет создаем,

Его называя Искусством!

Пятиклассник Ростислав Добросмыслов создал мудрую сказку о гармоничном мире, разрушенном коварством и бездельем. В заключении мальчик размышляет о судьбе своей Родины: «Чтобы изменить мир, страну и семью, создать великое будущее России, давайте начнем менять себя. Давайте станем дружнее, трудолюбивее и веселее, давайте будем гордиться тем, что мы – РОССИЯНЕ». Очень важна мысль о необходимости сохранения традиций, моральных и религиозно-культурных ценностей. Ведь, как справедливо написал в 2011 г. одиннадцатиклассник лицея № 179 Николай Куликов, «за деградацией культуры следует угасание этноса». С болью и горечью в сердце можно признать, что потеря высоких традиций, высоких устремлений духа приведет к деградации. И никакие инновации без традиции, без любви к Отечеству, его культурному опыту, не принесет нам счастья.

В своих творческих эссе ребята, независимо от возраста, рассуждают о сложных вопросах, о глобальных проблемах современности, о необходимости сохранения культурного наследия и развитии творчества. Создать культурное пространство в своей душе, наполнить его ценностями, смыслами, высокими стремлениями – вот что необходимо человеку в прошлом, настоящем и будущем.

Каждый сборник полон мыслями детей – «цветов Земли» и их поисками гармонии Мира. Издания подобного рода свидетельствуют о духовном мире современных школьников, поэтому помимо педагогической ценности сборники обладает социологической ценностью. Это своего рода социологический срез, позволяющей судить о состоянии культуры в обществе, в детском социуме, судить о духовном мире школьников, направленности и уровне их представлений.

Высокие идеалы, потребность в самосовершенствовании особенно важно заложить в детстве и юности. Поэтому в соответствии с принципом непрерывности образования, День Культуры как всеобщий праздник Красоты и Знания, как метод воспитательного воздействия начинает реализовываться и в системе высшего образования.

Не первый год в этом направлении работают со студентами в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Здесь, в Институте Детства, в преддверии Дней Культуры со студентами проводятся беседы о значении Культуры в жизни человека, о Пакте Рериха, о традициях проведения Дня Культуры. В 2011 году студенты подготовили выставку репродукций художников-космистов «Земля в мерцании космических миров», а в 2012 году – выставку репродукций русской живописи «Через Искусство имеем Свет» .

«Через Искусство имеем Свет» – одна из тем, предложенных на конкурс творческих работ учащихся. Понятие Света – многозначно: физический солнечный свет, несущий тепло и жизнь на Земле, Свет духовный, Свет в душе человека… Свет – это красота, источник жизни, надежды. Разнообразное воплощение идеи Света – в иконе, пейзаже, портрете, бытовом жанре, в картинах концептуальной направленности – представлено в студенческой выставке. Каждый студент выбрал свою картину и подобрал к ней музыку, познакомившись с творчеством художников и композиторов России. Каждый нашел свою тропинку в мире искусства и вобрал этот мир в свое сердце, в свое «культурное поле».

Под девизом «Через Искусство имеем Свет» прошли секции студенческого научного общества (СНО) кафедры художественного образования ребенка и межвузовская секция «Искусство в образовании» в РГПУ им. А.И.Герцена. На эту тему был представлен проект виртуальной выставки русского искусства студентами Института графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. На секции СНО «Искусство – дизайн – реклама» в компьютерном воплощении зримые картины сопровождались музыкальными образами.

Метод проведения Дней Культуры имеет большую воспитательную ценность, он позволяет приобрести опыт культуротворчества, столь необходимый каждому человеку. Вдохновленный творческим импульсом юный человек целенаправленно совершает поступок по дороге Культуры, по пути восхождения, устремления к высоким идеалам. Задумываясь о роли Культуры в жизни людей, определяя для себя ее координаты, человек сам совершенствует себя.

 Приобщение к высоким культурным ценностям играет благотворную роль в воспитании духа, столь актуального в современную эпоху. Духовная жизнь противостоит современному засилью ценностей материального благополучия, потребления, распространению массовой культуры. Акцентировать внимание школьников и студентов на вечных ценностях духовного мира человека – благородная задача. Организация и проведение Дня Культуры – один из путей воплощения этой культуротворческой задачи.


[1] Чудо творческого огня: День Культуры в Санкт-Петербурге / Сборник метод. материалов и творческих работ школьников по темам Дня Культуры /Автор-составитель: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб Академии постдипломного педагогического образования, 2009. – 144 с. Эл.ресурс: https://culturaspb.ru/index.php/features/ezhegodnyj-konkurs-sochinenij-ko-dnyu-kultury

 


Педагогика Культуры № 15 (2012)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Афанасьева А.Б.

Печать

Просмотров: 2584