Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Методические разработки для цикла

«Дни погружения в Культуру»

 

Приложение к статье «Метаметодика и ее реализация при освоении школьниками этнокультуры»

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка,

Институт детства, Российский государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

 

Урок фольклора № 1 «Мы – сказочники»

Дети на уроке пересказывают народные или рассказывают свои подготовленные дома сказки. Необходимо обратить внимание на отличия народной сказки от авторской, на вариантность, возникающую в устном пересказе, коллективность в создании сюжета, разворота событий; ненавязчиво заметьте полифункциональность сказки (учит, воспитывает нравственно и эстетически, является формой общения). Отметьте поощрительными призами детей, стремящимися приблизиться к образу народного сказителя (рассказывают в народном костюме, фольклорной манере, поют песенку сказочного героя, как характерно для крестьянских сказителей, а не читают ее, как в книге). В классе с полиэтническим составом целесообразно, чтобы дети подготовили сказки своего народа, можно сравнить сказки разных народов с близким сюжетом, тем самым расширить представления о вариативности.

 

Урок фольклора № 2 «Русские народные песни» (конспект)

Ребята, мы с вами недавно читали в «Родной речи» стихи о березе. Напомните, какие? Все вспомнили «Люблю березу русскую» А.Прокофьева и «Во поле береза стояла». Скажите, какое из прочитанных стихотворений – песня? Почему? Возможен неверный ответ: «Люблю березу русскую» Почему? – (Потому что оно плавное (спокойное…).– А разве «Во поле береза» не плавное? – (Плавное, немного грустное) – Да, и то и другое стихотворение можно распеть. Если бы мы с вами были композиторами, то какую мелодию по характеру сочинили бы для текста «Люблю березу русскую?» – (Широкую, распевную). – Да, задумчивую, раздольную. Такую песню называют лирической. А какой из этих текстов народный? Как вы догадались? – (У текста «Люблю березу» есть автор, а у «Во поле береза» нет). – Да. Для народной традиции автор был не значим, важен был сам текст. Он возникал вместе с напевом и передавался из уст в уста от человека человеку, из одной местности в другую, что-то в песне менялось, появлялись ее варианты.

А что в тексте «Во поле береза» особенное, что сразу подсказывает нам, что это не стихотворение, а песня? – (Там повторяются слова. Там есть припев).– Правильно. Припев бывает только в песнях. Эту песню не просто поют, как лирическую песню. А что делают, когда ее поют? – (Водят хоровод). – Эта песня хороводная. В народном быту ее никогда не поют ради пения, а обязательно поют с движением. Причем в текстах хороводных и плясовых песен типичны повторы слов или припевные слова. А как вы думаете, почему? Зачем повторы? – (Потому что в хороводах песню поют и двигаются. А когда слова повторяются, легче не забыть текст, ведь надо и петь, и двигаться.) – А какие слова вы слышите в самом слове «хоровод»? – Да, хор и вод, водить. Мы водим его все вместе, хором и хором поем песню. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и плавно пойдем по кругу с пением (поем с движением «Во поле береза» целиком).

В древности хороводы водили именно по кругу в направлении с востока через юг на запад. Почему? Кто догадается? Да, ходили так, как по небу ходит солнце, и имитировали его движение. А зачем? В давние времена каждую весну девушки на горках водили хороводы. Они были обязательной частью обрядов обращения к светилу, дающему жизнь, урожай. Закликали солнце, хороводами звали его, приглашали, чтоб ярче и чаще светило, теплее согревало землю.

Итак, какая самая древняя форма хороводов? ( Круг.) – Почему? (Потому что солнце круглое, форма круга символизирует солнце, и движется солнце над землей по кругу, по дуге).

Позже хороводы участвовали не только в весенних обрядах, но и в разных праздниках, которые проходили во все времена года и выстраивались по годовому кругу земледельческого календаря.. А потом хороводы стали непременной частью молодежного веселья И хороводы развивались, усложнялись.. Парни и девушки собирались летом после работы на гулянья, зимой – в избах на вечерины (беседы, посиделки – в разных местах называли по разному). Обычно на вечерины девушки приходили с работой: пряли, вышивали, беседовали и пели песни. Какие бывают песни по характеру? – Веселые и грустные. – Когда их поют люди? Зачем? (Ответы детей). Да. На вечеринах пели задумчивые или озорные песни в зависимости от настроения. Порой могли и играть в игры, водить хороводы. А вот в праздничные дни собирались без всякой работы только для жизнерадостного общения. Собиралось много молодежи. И в хороводе могли ходить не одним кольцом, а двумя, ходили и рядами. Возникали и более сложные рисунки движения.

Прибегали дети: смотрели на молодежь, перенимали от нее понравившиеся песни. Дети тоже собирались на свои детские вечерки, водили на них запомнившиеся хороводы, пели песни. Даже в играх с куклами они разыгрывали ситуации, увиденные в быту, в том числе вечерки.

Давайте представим, что мы с вами попали на детскую вечерку и разыграем ее. Кто первый появится на нашей вечерке, девочки или мальчики? – (Девочки.) – Что они будут делать? – (Девочки собрались на вечерку, водят хоровод.) А мальчики захотели к ним заглянуть. Стучатся в дверь. Что они говорят? Как девочки им отвечают? – Варианты ответов: «Можно ли в дом войти? Можно ли к вам, хозяюшки?», «Заходите, милости просим. Гостями будете. Входите в наш круг», «А мы вторым кругом пойдем». (Разыгрываем ситуацию и водим «Во поле береза» кругами).

В ходе урока целесообразно провести сравнение образа березы и его развития в стихотворении А.Прокофьева и в песне

Домашнее задание: прочитать в учебнике текст «В поле девица гуляла» и подумать лирическая это песня или хороводная, выучить текст наизусть.

 

Урок № 3 «Путешествие в русскую деревню Фольклорию» (конспект)

Ребята! Мы с вами вошли сейчас не в класс, а в поезд. Давайте займем места в своем вагоне (сели за парты), и поезд тронулся. Едем мы из города (напомните, как он называется?) в деревню. Город кончился, что мы видим из окна? (Мимо нас проносятся леса, поля…). Вот мы и приехали (показать рисунок деревенской улицы). Какие здесь дома? (Одноэтажные, деревянные. На уроке русского языка проработать общность слов деревья, деревянный, деревня). Русские избы бревенчатые, почему? (Потому что вокруг было много леса). Люди селились в основном по рекам, чаще на пригорках, почему? (В реке – вода, рыба, на пригорке земля быстрее просыхает). А вокруг был лес, что он дает людям? (Грибы, ягоды, мясо зверей, меха, строительный материал)

Деревья рубили, очищали от веток, от коры, строили дома. В северно-русской деревне избы высокие. Где расположены окна? (Высоко). Здесь говорится «строить на высоком подклете». А зачем, как вы думаете? (Чтобы жить повыше, подальше от земли, чтобы было теплее в доме). Да, на Севере холодно, от земли идет сырость, а весной и вода разливается в реках. Высокий подклет от всего этого защищает. В нижней части избы без окон держат домашних животных, каких? (Коров, свиней, овец). А в верхней части живут люди. Часто в одной стороне дома строили зимнюю избу с низким потолком, маленькими окнами и летнюю избу: попросторнее, с высоким потолком, большими окнами. Как вы думаете, почему? (Маленькую избу легче натопить зимой, дольше держит тепло).

Но крестьяне думали не только о том, чтобы жилище было удобным, но и о том, чтобы оно было красивым. Посмотрите, как и что украшали? (Украшали резьбой крышу, наличники окон – «лоб и глаза дома»).

Давайте войдем в избу. (Дети встают из-за парт, идут на месте к воображаемой избе, входят в воображаемую дверь, учитель может обозначить ее руками, каким-то предметом, либо дети выходят из класса и входят в него как в избу). Поднимаемся на высокое крыльцо, проходим по мосту – его называют еще сени, а в городской квартире это коридор.

(Данная часть урока может проходить не в классе, а в рекреации. Дети выстраиваются паровозиком, «едут, смотрят в окна», рассматривают рисунки, отвечают на вопросы. Затем они входят в класс, художественное пространство которого оформлено в стиле русской избы. Стол учителя – в Красном углу. На столе деревянная посуда, возможно самовар. На полочке в углу икона, украшенная вышитым полотенцем).

Открываем дверь и видим с одной стороны русскую печь (в классе обозначено ее место рисунком, в быту печь может находиться справа или слева от входа). В каких сказках она встречалась нам и активно помогала героям? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди»…). Не случайно она и в сказках – действующее лицо. Печь кормила, согревала. На ней готовили еду, спали, сушили, в некоторых печках даже мылись, как в бане. Место вокруг печки называется «куть». А в городе как называется? (Кухня. На уроке русского языка обратить внимание на общность). Это место для хозяйки.

Напротив двери, наискось от печи – Красный угол. Почему он так называется? (Потому что красивый). Чем он украшен? (Иконой). Икона оберегала дом, освещала его духовным светом. Ее украшали вышитым полотенцем, сухими цветами и целебными травами. Войдя в дом, каждый должен был перекреститься, поклонившись иконе. В Красном углу стоял последний сноп. Он связывал предыдущий урожай с будущим. Часть этого освященного иконой зерна на праздник Покрова богородицы давали скоту, чтобы был здоров и дал хороший приплод, а часть зерна примешивали весной к посевному.

В Красном углу стоял стол, по краям стен были лавки. Семья собиралась здесь на обед и ужин. А что вы видите на нашем столе? (Ложки, миски …). Какие они? (Деревянные). Ели обычно из гладкой нерасписной посуды, позже стали делать нарядную, расписную, ее мы покупаем теперь как сувениры в подарок. А из чего сделана солонка? (Из бересты). Из бересты плели также туески для хранения круп, даже молока. Такую посуду мог изготовить сам хозяин дома, а вот самовар мог сделать только особый мастер – кузнец. Почему? (Потому что он из металла, для работы с металлом нужны особые условия и инструменты).

Так жили наши предки давным-давно, многие века. Но все это мы можем увидеть и сейчас в деревне, а еще в музее, где собирают и хранят предметы старинной культуры.

 

Игра «Мы – фольклористы»

Давайте представим, что мы с вами не просто школьники-путешественники, а фольклористы. Это слово произошло от английского фольклор, folk – народный. Как вы думаете, что входит в понятие фольклор? (…). Да, и фольклористы специально едут в деревни, расспрашивают местных жителей, записывают рассказы о старинных обычаях, легенды, сказки, песни, пляски. Раньше записывали в тетрадях, блокнотах, а в наше время – на магнитофон, потом расшифровывают записи и публикуют их в книгах. Вот и мы поедем в деревню Фольклорию и будем разговаривать со старожилами и записывать в тетрадки (или магнитофон) самое важное. Сейчас какое время года? (Зима). Давайте будем спрашивать, как жили люди в деревне зимой? Какие вопросы будем задавать? (Что делали? Как веселились?…) Ну теперь поехали. (Дети выстраиваются паровозиком, «выезжают» из класса, едут по рекреации. За это время учитель преображается, используя элементы крестьянского костюма, накидывает шаль либо надевает платок на голову. В классе оформляется Красный угол или часть класса приобретает вид деревенской избы. В этот день парты могут быть поставлены не в колонки, а полукругом, так, чтобы дети могли свободно двигаться по классу и работать в группах). Дети стучатся в дверь класса

– Заходите. (Дети входят, крестятся, кланяются).– Кто вы будете? Откуда? – Мы фольклористы из Петербурга. (Ответы детей вариативны, не заучены). – Проходите, рассаживайтесь. (Садятся). – Зачем, гости дорогие, в нашу деревню пожаловали? – Хотим у вас о старой крестьянской жизни узнать. – Многое помню. Расскажу вам. О чем интереснее, какой работой занимались или как праздники справляли? В ранешние времена много праздников было. – А вот расскажите, как зимой жили, что делали?

– Зимой жизнь спокойнее, чем летом, но без работы не сидели. С утра скотину надо накормить, напоить, снег разгрести от крыльца до ворот, да до колодца. Хозяйка печь затапливает, завтрак на всю семью готовит. Днем она по дому хлопочет. А мужики едут в лес дрова заготавливать или в город их везут на продажу. Отвозят зерно на мельницу, чтобы мельник муку смолол. Перевозят на санях сено для скотины, которое летом накосили на далеких лугах. Мальчишки в мужской работе помогают, а девочки в женской. – А в школу дети ходили? –Ходили. Но не все и не так долго, как теперь. Три-четыре класса отучатся в церковно-приходской школе, читать, писать, считать научатся и за взрослую работу принимаются.

– А было время-то у детей повеселиться? – Ну как же без веселья? И на санках катались, и на лыжах, и коньки были. А по вечерам на вечорки бегали, были в деревне вечерки по возрастам: детские, средние, старшие.. Взрослые-то девушки на вечерках рукодельничали, кто прял, кто вышивал, песни пели, порой и хороводы водили. Младшие от старших что углядят, научатся, потом на детской вечерке поют, разыгрывают.

А уж самое веселье зимой в святки. Почему так называется знаете? – Нет. – Потому что это святые вечера. Место их в году – от праздника Рождества Христова до Крещения Господня. Раньше было это до Нового года с 25 декабря до 6 января, а теперь с 7 по 19 января. Вот молодцы, свои тетрадки взяли и записывайте, вижу, что настоящие фольклористы (учитель фиксирует для записи ключевые слова: святки, далее коляды, ряженье, гаданье). В святки на вечерины ходили без всякой работы, только веселились, в игры играли, хороводили. Съезжались в гости из разных деревень, много молодежи на беседу собиралось. Накануне Рождества девушки, парни, дети группами ходили по дворам колядовать: пели поздравительные песни. За коляды им давали угощение (пироги, пряники, колбасу, яйца) Потом колядовщики собирались в избе и устраивали пирушку. Хотите научиться простой колядке? (Разучивается колядка из будущего сценария и разыгрывается между группами).

А еще в святки веселили всех ряженые. Они входили в дом с песнями и плясками, озорничали, пугали. Как вы думаете, в кого рядились? (…) Чаще всего в медведя, козу, журавля. Могли рядиться в цыган, доктора, кузнеца, покойника. И обязательно ряженые разыгрывали игры-сценки, обыгрывали свои маски..

 Вот давайте наряжу кого-нибудь из вас медведем. А теперь «медведь» покажет нам, как баба идет по воду, как она коромысла на плечах держит (Учитель помогает мальчику изобразить незнакомое действие, на ушко нашептывает ему новую роль). А вот какая группа догадается, на кого «мишенька» похож? Что делает? – Правильно. Похож на красну-девицу. Она причесывается, глядится в зеркало. Любил ряженый медведь девушек пугать: то зарычит, то схватит, обниматься лезет. Любил и загадки загадывать. Вот поиграем, кто больше загадок отгадает. (Учитель и «мишка» загадывают загадки, за отгадку – жетон, печенье). Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц). Под гору коняшка, а с горы деревяшка (санки). Летом бежит, а зимой стоит (пода, лед). Лежал, лежал, да в речку побежал (снег). Во дворе горой, а в избе водой (снег, сугроб). В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, к утру снова цело (лед в проруби). Желтый Демид весь день на солнышко глядит (подсолнух)…

Ох, устала я ребята. Много вам порассказала, наигралась с вами А теперь вы мне расскажите, что запомнили.

 

Рекомендации к урокам

Почти каждое занятие по народной культуре может строиться в подобной театрализованной форме, своего рода «В гостях у бабушки Арины» либо «Встречи с девицей Авдотьей» в зависимости от облика педагога. Смоделированная ситуация предполагает возникновение импровизационных деталей, вариантов. Урок приближается к подлинной передаче фольклора из уст в уста, от старших к младшим. Если учителю не близко актерское перевоплощение, он может подавать материал в форме беседы-диалога с элементами тренинга.

Наивысшим уровнем творческого овладения фольклорным материалом является импровизация. Она – естественный атрибут жизни народных обычаев. У первоклассников импровизация конечно незначительна, проявляется в вариантности реплик, вопросов, хореографических движений, мануальной интерпретации текстов, применяемой при разучивании песен для быстрого и долговременного запоминания (например, в «Уж я улком шла» дети отражают содержание текста показом руками его образов и действий). В большей мере импровизация реализуется на занятии при построении композиции. В моей практике этот метод применялся в группах разного возраста, он всегда эффективен, влияет на развитие общих творческих способностей. Опишу его. Моделируется ситуация «Мы в гуще народного праздника». Под неназойливым направляющим воздействием педагога дети как сценаристы и режиссеры выстраивают изученный художественный материал в драматургическую линию. Они должны сами придумать связки между песнями, исходя из проживания в воображаемой ситуации. Те реплики, шутки, которые придумал ребенок, при соответствии ситуации праздника становятся его ролью в сценарии. На репетициях и самом празднике возможны варианты реплик.

В целом на уроках фольклора дети постепенно проникаются сознанием того, что в народной жизни зародились все виды искусства: литература, музыка, хореография, театр, живопись, архитектура и в культуротворческих формах осваивают их основы. Здесь старина перекликается с современностью, этнография со стилизацией, теория с практикой.

 

Сценарий праздника «Зимние святки»

На вечерку собираются девочки. Они в цветных сарафанах, белых вышитых рубашках (по возможностям родителей, костюм желателен, но его отсутствие не должно препятствовать участию ребенка в общем празднике класса). Девочки здороваются друг с другом в старинной уважительной манере: «Здравствуй, Настенька!», «Здравствуй, Аленушка!». Проходят свободно, не глядя на собравшихся родителей-зрителей. Рассаживаются на скамейках. В руках у них куклы. Обмениваются репликами: «Смотри у меня какая кукла!» «А мне новую купили» «А моя кукла Наденька лучше всех»… «А я своей кукле колыбельные люблю петь» «Давайте вместе запоем». (Могут петь все вместе, могут поочередно группами. Более естественное в традиции сольное пение колыбельных сложно детям. Для лучшей звуковой организации запевать может педагог, возможно учитель музыки, но незаметно в сторонке или внутри ситуации в качестве тетушки-наставницы, в стилизованном костюме).

 Нотный пример 1. (Расшифроовка Б. Ефименковой: 2, №1)

1. Сон да Дрема

    По-под зыбочке брела

    К Лиле в люлюшку легла.

2.Спи-ко, Лилюшка усни,

   Угомон тебя возьми,

   Да поболе порости!

3.Спи-ко, Лиля, бог с тобой,

   Ангел божий над тобой

   Крылышками помахивает,

   Лилю спать укладывает.

4. Баю-баюшки, баю,

   Живет Федор на краю.

   Он не беден, не богат,

   У него много ребят.

5. Все по лавочкам сидят,

   Все по корочке едят.

   Баю-баюшки баю,

   Тебе песенку пою.

6.Уж как Сон идет по сеничкам,

   Дрема то по скамеечкам.

   Баю-бай, баю-бай (после

   каждого куплета).

7.Уж как Сон-то говорит:

   Я скорее усыплю.

8.А Дрема-то говорит:

   Я скорее удремлю.

9.Спи-ко Степонька усни.

   Угомон тебя возьми.

10.Люли-люли, люлиньки,

   прилетели гуленьки.

11.Стали гули воркорвать

   Мою Наденьку качать.

12.Баю-баюшки качи,

    Под подушкой калачи.

13. Спи-ко , Наденька, усни,

     Да поболе вырости.

14. Баю –баю, зыбаю,

     Отец пошел за рыбою.

15. Мать пошла пеленки мыть,

     Я пошла коров доить…

 

Стук в дверь. – Ой, кто это? Входят мальчики, кланяются: «Разрешите, красны-девицы к вам на вечерину заглянуть?» – Заходите, милости просим. – Хотим вместе с вами повеселиться, хороводы поводить. – Рады будем.

– Пойдемте березу разведем. (Поют «Во поле береза стояла», ходят большим либо двойным кругом, могут несколькими кругами).

– А давайте все вместе улиткой завьемся. – Посмотрим, большой у нас клубок получится или маленький? (Завиваются клубком в хороводе «Уж я улком шла»)

Нотный пример 2. Вологодская обл., расшифровка автора

Уж я улком шла,

Переулком шла,

В переулочек зашла,)

Клубок ниточек нашла.

Нитка тянется

Клубок катится,

Нитка доле, доле, доле,

Клубок боле, боле, боле,

Я за ниточку бралась –

Тонка нитка порвалась.

 

(Если участников много, то каждая строчка повторяется, чтобы хоровод успел завиться в фигуру клубка. В конце песни участники расцепляют руки, в этом движении отражается образ рвущейся нити).

– А теперь давайте еще веселее хоровод запоем. – Чтобы ноги сами в пляс пустились. (Исполняют по кругу с припляской хоровод «В поле девица гуляла» на напев «Капустки»)

Нотный пример 3. Вологодская обл., расшифровка автора

В поле девица гуляла (каждая строка повторяется 2 раза)

Люли, люли да гуляла.

Часты борозды гоняла.

Люли, люли да гоняла.

Густу капусту да садила.

Люли, люли да садила.

Зародись, моя капустонька.

Люли, люли капустонька.

Кочаниста, ядрениста.

Люли, люли ядрениста.

 

Стук в дверь. – Кто там? – Отворяйте. Гости к вам на посиделки пришли. (Грубовато, шумно вваливаются ряженые. Среди масок обязательно медведь, толкается, рычит).

– Ой, Мишенька, ты же спать зимой должен. – Что-то не спится мне. Разбудили хороводами да песнями. Всех напугаю. – Ой, не пугай, Мишенька! Сыграй лучше с нами в игру «У медведя во бору». – Эту игру люблю. Со многими детишками в нее играл. (Выстраиваются все дети в одной стороне, медведь в другой. Дети поют и идут к медведю, иммитируя сбор грибов, а он рычит, старается догнать и изловить кого-нибудь. Играют в игру несколько раз).

Нотный пример 4. Ленинградская обл., расшифровка автора

 

У медведя во бору грибы-ягоды беру.

А медведь не спит и на нас рычит.

 

– Ох, устал я. Замотали вы меня. Лучше я вам загадки загадывать буду. (Загадывает загадки. По традиции, кто угадает, того крепко обнимет, так, что хочется вывернуться. Ряженые ведут себя шумно, в игровой манере, создают большой переполох). Старик у ворот тепло уволок, сам бежит, а стоять не велит. (Мороз). А это что: крыльями машет, а улететь не может? (Ветряная мельница). Ну уж а эта очень трудная: у семерых братьев по одной сестрице, сколько сестриц?. Кто из вас самый умный, догадливый? (Одна).А вот эту я в городе услышал: два отца и два сына съели три апельсина, сколько съел каждый? (Дед, отец и сын съели по одному апельсину).

– Ну, Мишенька, ты замучил детишек, уже не загадки, а прям-таки задачки им задаешь. (Это вступает лиса – нетрадиционная маска, у русских ряженых не встречается, но часто встречается в русских сказках, хорошо знакомых детям этого возраста даже по программе литературы, поэтому, на мой взгляд, можно включить маску лисы в святки для первоклассников). Я вот загадаю детям полегче загадки, все про меня. В какой сказке я – лиса – все приговариваю: «Битый небитого везет»? (…) А в какой сказке я – лиса – с печи отвечаю: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам»?…(За верный ответ лиса может чем-то одаривать. Такое поведение, не свойственное старинной традиции, нецелесообразно, но возможно для нетрадиционного персонажа, для медведя же исключено). Ну, детишки, порадовали вы меня. Все про меня знаете.

– Вы, ряженые, много у нас повыспрашивали. Оставайтесь в нашем доме на вечорке, повеселитесь с нами. – Ты, лиса, любишь куропаток да тетеревов, так вставай с нами в «Тетеру» играть. – Уж это я с удовольствием.

 

Нотный пример 5. Вологодская обл., расшифровка автора

Тетера шла, моховая шла,

Все по ельничку, по березничку.

Открывайте хоровод,

Пропускайте весь народ.

Я сама пройду и детей проведу.

 

(Одна или несколько пар встают в разных местах круга, образуя ворота, подняв соединенные руки. Тетера ведет цепочкой детей, все держатся за руки. Когда песня заканчивается, ворота захлопываются. Оставшиеся в них дети присоединяются к воротам. Опять поют песню. Выигрывает тот, кто до конца остается на свободе, вне ворот. Играть могут в любые известные детям народные игры в зависимости от предполагаемого для праздника времени).

– А пойдемте теперь колядовать по дворам!

– Пойдемте, гостинцев наберем.

Дети идут в другое помещение, где уже заранее родители накрыли столы. Родители встречают их (они должны раньше детей перейти сюда из игрового зала). Дети колядуют, а родители в ответ одаривают их пирогами. У дверей дети могут запевать озорную детскую колядку:

 

 Нотный пример 6. (Расшифровка Н.Н.Гиляровой: 1с, №30)

 

Овсень, овсень! Завтра новый день!

Не дадите пирога, мы корову за рога.

Не дадите пышку, свинью за лодыжку.

Не дадите хлеба, стащим с печи деда.

Не дадите лапку, стащим с печи бабку.

Ой, мороз, мороз, мороз!

Не вели долго стоять,

Вели денег подавать.

Открывай сундучок, подавай пятачок.

Пятачок мало, давай кусок сала.

Кусок сала мало,

Открывай банку,

Подавай баранку!

 

– Ой, колядовщики к нам пришли! Проходите. Порадуете нас или повеселите?

– Разрешите, хозяева еще коляду пропеть. – Милости просим.

 

(Дети на тот же напев поют другую более серьезную коляду):

 

Коляда, коляда, отворяй ворота.

Пришла коляда накануне Рождества

Коляда, коляда, ты с чем пришла?

С пирогами, со блинами,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!

(Приговором): Хозяин и хозяйка, с праздничком!

 Наделите, подарите колядовщичков!

 С амбару решетом или с печи пирогом!

 

(Текст: 3).

– Спасибо, колядовщики, повеселили. Угощайтесь пирогами да сладостями (родители кладут им в мешок угощение).

– Благодарствуем. Дай бог тому, кто в этом дому: ему рожь густа, ужимиста, с колоска – полмешка, с зернышка – пирог, с полузернышка – блинок.!

– Спасибо. (Родители кланяются). Оставайтесь в нашем доме, проходите к столу.

 


Литература к сценарию:

1. Гилярова Н. Н. Зимние поздравительные песни Рязанской области. – М.: Советский композитор, 1987.

2. Ефименкова Б.Б. Северные байки. – М.: Советский композитор, 1977

3. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области, записанные Владимиром Бахтиным / Составитель В.С.Бахтин – Л.: Лениздат, 1982.

 


Педагогика Культуры № 13 (2011)

Метки: Рубрика: Освоение детьми народной культуры, Афанасьева А.Б.

Печать E-mail

Просмотров: 3629