Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Валерий Ашиков,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик », Москва

 

2. КРУГЛЫЙ СТОЛ С ВЕЛИКИМИ

Тема:  Воспитание – как мы его понимаем?

 

Ведущий: На предыдущем круглом столе мы коснулись темы воспитания, его значения, отличия от образования. Естественно, ни у кого не возникло ощущения исчерпанности темы, проблем с ней связанных. Фактически мы только разожгли костёр мыслей на эту тему и хотим, чтобы он горел и светил всем, кто в этом нуждается. Поэтому в сегодняшнем круглом столе мы продолжим разговор о воспитании и постараемся углубиться в смысл этого явления.

Представляю участников:

 В.А. Сухомлинский – советский учитель и педагог;

 Н.И. Пирогов – русский учёный, врач, хирург, педагог;

 С.Н. Рерих – художник, общественный деятель, философ;

 Масару Ибука – японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трёх уже поздно»;

 К.Д. Ушинский – русский педагог;

 Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, писатель.

 

 Ведущий: На предыдущем круглом столе Екатерина Романовна Дашкова выразила мысль, что слово «воспитание» у нас ещё полного смысла не имеет. Действительно, в обществе нет понимания, что такое истинное воспитание. Нет его, пожалуй, и в педагогической среде, иначе, почему мы забыли о нём в детских садах и наших школах, в семье?...

Слово предоставляется Василию Александровичу Сухомлинскому.

 В.А. Сухомлинский: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца.

Воспитание не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.

…Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мёртвым багажом». (1)

 Ведущий: Василий Александрович, не значит ли, что своими словами Вы подписываете приговор современной школе, в которой воспитательная работа осталась только на бумаге? Я уже не говорю о семье.

 В.А. Сухомлинский: «Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение – очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребёнка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.

…Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». (2)

 Ведущий: Невозможно не согласиться, однако в нашей современной жизни, в школе так и происходит, жизнь ребёнка становится невыносимой. Я не встретил ещё мальчика или девочку, которые сказали бы, что любят школу, хотят туда. Разве что среди первоклашек ещё можно встретить кого-то… Тем не менее мы говорим о воспитании, и хочется услышать мысли участников стола об этом.

 Н.И. Пирогов: «По-моему, не тот хороший наставник, кто, обладая знаниями, излагает отчётливо и добросовестно свой предмет ученику, а тот, кто умеет хорошо обращаться с внимательностью своих учеников. Упражнение внимания – вот настоящая задача школы и воспитания. Преподавание наше не только не всегда сосредоточивает, но, напротив, ещё отвлекает и развлекает внимательность; также действует и глупое воспитание». (3)

 К.Д. Ушинский: «Мы не скажем ничего лишнего, если выразимся, что даже вся главная цель воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать воспитанника внимательным к серьёзным нравственным интересам жизни… Всё развитие человека умственное и нравственное выражается в направлении его внимания. Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к прекрасному и нравственному, то вы не достигли цели воспитания». (4)

 Ведущий: Николай Иванович, Константин Дмитриевич, как-то неожиданно прозвучала тема внимания в теме воспитания, но полностью согласен с вами, что воспитание как питание всем возвышенным и прекрасным нуждается в усвоении ребёнком этой «пищи». То есть в восприятии того, что мы ему даём, иначе не воспринятое никакого воздействия не окажет. А восприятие нуждается во внимании. Когда-то говорили: – «внемли», или будь внимательным, восприми… Очевидно, что воспитание связано с впечатлениями детства, восприятием ребёнка, вниманием…

 Н.И. Пирогов: «Так некоторые впечатления почему-то делаются неизгладимыми и выделяются ярко на фоне памяти. Сколько раз атомы моего мозга заменялись, чрез обмен веществ, новыми и всякий раз передавали этим новым прежние впечатления, т.е. прежние свои сотрясения.

… Причины, почему от впечатлений детства остаётся тот или другой отрывок, часто ничем не замечательный и вовсе не характерный, так разнообразны, что никто не возьмётся определить их. Но сила впечатления, без сомнения, зависит от того – в какой степени было напряжено внимание в самый момент впечатления: как бы сильным ни казалось впечатление извне, оно пройдёт бесследно для того, кто не обратил на него внимания. Это – такая банальная истина, что не стоило бы о ней распространяться; к сожалению, однако же, немногие родители и педагоги применяют её так, как она этого заслуживает»… (5)

 Ведущий: Впечатления детства, конечно же должны быть позитивными, и внимание ребёнка нужно фокусировать на красоте, иначе мы можем запечатлеть безобразие на долгие годы, если привлечём к нему внимание детей. Впечатления детства, в особенности раннего, очень важны…

 С.Н.Рерих: «Первый этап – это окружить детей красивыми образами.

Необходимо с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые нас окружают.

До семи лет дети особенно восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие». (6)

 Масару Ибука: «Говорят, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что ему только год от роду, начнёт говорить и вести себя, как годовалый ребёнок. А это означает, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в сознании». (7)

 Ведущий: Значит нужно привлекать внимание ребёнка к красоте, ко всему прекрасному?…

 В.А. Сухомлинский: «Через красоту – к человечности…

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе». (8)

 С.Н.Рерих: «Раскройте перед детьми красоту окружающей их родной природы, чтобы они видели в школе не четыре стены, а могли смотреть на что-то прекрасное, воспитывались на красоте родных мест.

…Воспитание нравственности и само осознание Красоты должны начинаться с самых ранних лет. На опыте нашей школы я вижу: то, что даётся в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда. Вот почему особенно должны мы следить за первым семилетием ребёнка…» (9)

Ведущий: Святослав Николаевич, Вы сказали – «на опыте нашей школы», какую школу Вы имели ввиду?

С.Н.Рерих: «Я всегда был заинтересован в том, чтобы передать молодёжи то, что когда-то волновало и по сей день интересует меня – помочь найти путь к воспитанию в себе более совершенного человека. Поэтому меня особенно интересовало развитие школы в Бангалоре, выросшей на идеях известного индийского философа Ауробиндо Гхоша. Самое главное – это то, что в ней всё проникнуто идеями воспитания более совершенного поколения, в том числе и идеями моего отца и учителя Н.К. Рериха.

…В нашей школе воспитание и обучение начинается с двух-трёх лет. Маленькие дети наиболее непосредственны… Обычно малыши как хотят, так и работают. Главное – поощрять и обогащать внутренний мир ребёнка. Дать возможность как-то проявить себя.

…Чем мы отличаемся от других школ? Даём нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения». (10)

Ведущий: Спасибо, это очень важно. Раннее детство – нежный период и очень ответственный, маленькие дети нуждаются в тонких и мудрых наставниках, здесь очень важно проявить настоящее искусство воспитания, понимать и чувствовать ребёнка, ведь он мыслит и воспринимает мир не так как мы – взрослые…

Ж.Ж. Руссо: «Уважайте детство и не торопитесь судить о нём ни в хорошую, ни в дурную сторону. Дайте исключениям обнаружиться, доказать себя, подольше укрепиться, прежде чем принимать по отношению к ним особые методы. Дайте дольше действовать природе, прежде чем возьмётесь действовать вместо неё, чтобы не помешать, таким образом, её работе.

…Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведём скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса…

У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей…» (11)

Ведущий: Но в то же время мы стараемся дать маленьким детям больше информации, иногда они её не воспринимают вообще или не так как мы этого хотим. Нет ли здесь проблемы?

Масару Ибука: «До сих пор я описывал прекрасную способность детского мозга впитывать информацию. Конечно, мозг ребёнка на этом этапе развития подобен машине, которая механически заглатывает всё, что в неё запускают, он ещё не в состоянии отобрать информацию и понять её.

Но вскоре приходит время, ребёнок обретает способность принимать самостоятельные решения, то есть развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это происходит где-то в возрасте трёх лет. И как раз именно в это время встаёт вопрос, как и чем заинтересовать ребёнка. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности – он уже может хотеть что-то создавать, делать: они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Вы читаете своим детям рассказы и сказки, даже если они ещё мало что понимают в прочитанном. Ваш ребёнок слушает их по многу раз и запоминает, и если вы читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребёнок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.

Затем ребёнку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать её сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребёнок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к знанию.

Ребёнку в возрасте до трёх лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.

… Итак, можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка». (12)

 С.Н.Рерих: «Обратите внимание, дети с ранних лет обладают возможностью расширить своё сознание, своё восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остаётся на всю жизнь.

… Вот почему особенно должны мы следить за первым семилетием ребёнка, давать ему всё, что возможно, не опасаясь перегрузить его мозг». (13)

 Ведущий: Да, но мы, наверное, должны уметь это делать, делать искусно, в соответствии с восприятием ребёнка, его возрастом, не так ли? Мы же не станем рассказывать трёхлетнему малышу о высшей математике или ещё о каких-то совершенно абстрактных для него вещах?!

В.А. Сухомлинский: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах». (14)

К.Д. Ушинский: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить её мыслить иначе». (15)

Масару Ибука: «Для ребёнка проще запомнить "голубь", чем "девять"». (16)

 В.А. Сухомлинский: «Известный немецкий математик Ф. Клейн сравнивал гимназиста с пушкой, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остаётся. Я вспоминал эту грустную шутку, наблюдая умственный труд ребёнка, вынужденного заучивать то, что он не осмыслил, что не вызывает в его сознании ярких представлений, образов и ассоциаций. Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием – большой порок, отупляющий ребёнка, отбивающий в конце концов охоту к учению.

…Раздумывая об этом, я спрашивал себя: почему же получается так, что через 2-3 года обучения в школе ребёнок с живым, ярким воображением, с острой памятью, с чуткой эмоциональной реакцией на явления окружающего мира никак не может запомнить грамматическое правило, почему он с трудом запоминает правописание слова «степь», сколько будет шестью девять? Я пришёл к не менее грустному выводу, чем немецкий учёный: процесс усвоения знаний в школьные годы нередко отрывается от духовной жизни учащихся. Детская память как раз потому остра и цепка, что в неё вливается чистый ручеёк ярких образов, картин, восприятий, представлений. Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными, философскими вопросами, потому что оно питается живительным источником этого ручейка». (17)

 Н.И.Пирогов: «Из рисунков читанных книг остались у меня в памяти кроме карикатурных фигур, по которым я учился азбуке, всего более изображения животных, растений и разных национальных типов из «Зрелища вселенной», «Детского музея» и Палласова «Путешествия по России», бережно сохранявшегося у отца в двух больших томах в кожаном переплёте…» (18)

 С.Н.Рерих: «Наши зрительные впечатления намного сильнее и сохраняются дольше, чем любое другое впечатление, вот почему изобразительное искусство всегда играло такую важную роль в нашей жизни». (19)

 Ведущий: Интересно, что слово «впечатления» имеет корень, который говорит нам, что нечто как бы впечатывается в наше сознание.

Святослав Николаевич, Вы часто произносили на встречах с людьми слова Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни, а от красивой жизни к абсолютной красоте». Мы видим, что на первом месте идут образы, под влиянием которых как-то формируются наши мысли. Не значит ли это, что детей мы должны окружать и воспитывать красивыми образами, учитывая их образное восприятие мира, больше использовать эти образы в образовании?

 С.Н.Рерих: «С древнейших времён мы знаем о живительной силе Искусства. Прекрасное окружение оказывает воздействие на женщину, готовящуюся стать матерью, а через неё и на ребёнка. Прекрасная музыка и песни могут успокоить человека и укротить зверя. Инстинктивно даже первобытные люди всегда стремились украсить себя и свои жилища и делали это иногда очень тщательно. Это тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы, к более прекрасным и совершенным сочетаниям.

…Платон считал образы основными движущими силами, главным стимулом к последующему прогрессу.

…Мы должны беречь окружающую нас красоту, всё красивое в нашем доме, всё прекрасное в нашей жизни, и это окажет своё ответное влияние на нас и наших детей.

…Я верю, что, если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом во всей их жизни…

Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...» (20)

Ведущий: Спасибо большое. Мы коснулись сегодня многих важных тем, аспектов воспитания: впечатлений раннего детства и значения первого семилетия жизни, воспитания красотой, отношения к детям и их понимания, воспитательной работы школы, значения развития внимания и многого другого. Мы только коснулись этих тем, чтобы обратить на них внимание. Конечно, всё это требует развития, более тщательного осмысления и применения в жизни. Для этого мы и проводим наши круглые столы. Благодарю всех сегодняшних участников и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!


(1) Сухомлинский В.А. О воспитании [Выдержки из работ] / Сост. С. Соловейчик. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988.

(2) Там же.

(3) Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

 (4) Ушинский К.Д. Педагогическая антропология : Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии. – М.: УРАО, 2002.

(5) Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

(6) Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. – М.: Междунар. центр Рерихов, 1993.

(7) Масару Ибука . После трех уже поздно / пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

(8) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1972.

(9) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(10) Там же.

(11) Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам. – М.: Первое сентября, 2008.

(12) Масару Ибука. После трех уже поздно / пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

(13) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М. : Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(14) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1972.

(15) Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1948.

(16) Масару Ибука. После трех уже поздно / пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

(17) Сухомлинский В.А. О воспитании : [Выдержки из работ] / Сост. С. Соловейчик]. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988.

 (18) Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

(19) Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.

(20) Там же.

 

Метки: Ашиков В.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1870