Воспитание человека
Мир вошел в Новую Эру, в Новый век. Каким он будет? – Во многом будет зависеть от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание детей. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Все многочисленные проблемы, нависшие над миром, имеют один общий глубинный корень. И находится он, этот корень, внутри человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, им творимый. От того, как человек мыслит, воспринимает мир, каковы его чувства и отношение к окружающему и жизни в целом, зависит то, как человек поступает, какова его деятельность, созидательна или разрушительна она, или же ни то, ни другое. И поэтому наиглавнейшим делом созидания благополучного и более прекрасного будущего будет созидание более совершенного Человека.
В деле созидания Человека велика роль воспитания. Признавалось это во все века в разных уголках Земли. Вот что говорили о значении воспитания великие люди разных времен и народов:
– «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» (Э. Кант)
– «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит)
– «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей – таково могущество воспитания» (Р. Оуэн)
– «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы» (К. Гельвеций)
В чем же эта великая сила воспитания?
– В том, что воспитание воздействует на саму основу человека – на его душу, сердце, разум, сознание, формирует его мысли и чувства. И от этой основы зависит вся жизнедеятельность человека, образ его жизни и поступков.
Великий философ и педагог Древней Греции Платон говорил: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей – к красивой жизни. А от красивой жизни – к абсолютной красоте». Так уже две с половиной тысячи лет назад люди понимали, что, питая детей красивыми образами, они повлияют на красоту их мыслей и тем самым приведут к красивой и благородной жизни.
Русское слово «вос-питание» само за себя говорит о каком-то особом питании, на это указывает приставка «вос». Если мы посмотрим на ряд слов с этой приставкой, например: вос-приятие, вос-хищение, вос-торг, вос-хождение, то можем увидеть, что приставка «вос» придает корням этих слов, обозначающих физическое действие, некое, если можно так сказать, надфизическое, духовное значение. Получаются действия, совершенные не руками и ногами, а духом человека. Так восприятие, восхищение, восторг, восхождение (в первую очередь духовное восхождение) связаны с психическими функциями, с духовным миром того, кто их совершает. В этом случае и слово «вос-питание» означает не обычное физическое питание, но питание духовное, питание всем возвышенным и утонченным.
В году есть время сева – весна. Пропустить это время – значит, остаться без урожая. Также и в жизни каждого человека есть время весны – засева души, сердца, сознания. Этим особенным временем является первое семилетие. Пропустить его – значит оставить человека без доброго урожая мыслей, чувств и творчества. Засеять плохими зернами – значит породить плохой, недобрый урожай. Есть поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь», а еще говорят: «Все мы родом из детства». Каждый человек родом из своего детства, и он жнец того, что в нем посеяно в первые семь лет жизни. Конечно, первым семилетием не ограничивают воспитание человека, но в эти годы существует возможность, данная всем нам Природой, максимально впитать и на всю жизнь запечатлеть те образы, впечатления и опыт, которые помогают приобрести детям их воспитатели.
Наукой доказано, что каждые семь лет все клетки нашего организма обновляются. До этого они запечатлевают всю ту информацию и те воздействия, которые на них отразились. Далее эти клетки, отмирая, как бы передают эту информацию и впечатления дальше, новым клеткам. Так каждые семь лет человек с одной стороны обновляется, как бы становится новым, а с другой – приемником самого себя, всего того, что он накопил за предыдущее семилетие. Таким образом, человек либо продолжает накопления, либо их растрачивает в течение последующей жизни. Природа человеческого организма в первые семь лет наиболее пластична и способна к запечатлению воздействий и влияний, поэтому первые семь лет жизни становятся как бы основой в формировании человека духовного и физического и поэтому воспитание в первое семилетие особенно важно и необходимо.
Может ли быть воспитание без цели? – Конечно, нет! В противном случае оно бесцельно. Воспитание должно иметь ясную и четкую цель. Этой целью является человек. Занимаясь воспитанием, мы заботимся о человеке, о внутреннем человеке, прежде всего. Что входит в это понятие? – Все, что определяет поступки, поведение, всю жизнь и деятельность человека, то есть его образ мыслей и чувств, внутренние качества, ценностные ориентиры и установки, критерии, его мировосприятие, мироощущение, мировоззрение, все, что заключено в понятиях дух, душа, сердце, сознание.
Чтобы наше воспитание было целенаправленным, целеустремленным и эффективным, мы должны иметь ясную и осознанную цель, представлять идеал более совершенного человека, к которому стремиться, каким этот человек должен быть, каковы его прекрасные качества. В предисловии к своей «Педагогической антропологии» великий русский педагог и ученый К.Д. Ушинский пишет: «Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». Подтверждение этому мы находим в сокровищнице мировой мудрости:
«В совершенствовании человека – смысл жизни» (М. Горький)
«Жизнь – бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя» (Х.-Ф. Геббель)
«Жалок тот, кто живет без идеала!» (И.С. Тургенев)
«Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни» (Л.Н. Толстой)
«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский)
«Ежели существует способ проверить степень развития общества, или, по крайней мере, его способность к развитию, то, конечно, этот способ заключается в уяснении тех идеалов, которым общество руководится в данный исторический момент» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
«Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы, но и воплощать их в жизнь» (В.М. Бехтерев)
И если мы обратимся к истории всемирной педагогики в части воспитания, то увидим, что во все века, у всех народов был тот или иной идеал, с помощью которого они воспитывали детей. Если таких идеалов было несколько, то все они соответствовали какому-то общему стремлению людей к более прекрасному, совершенному человеку и жизни в целом. Так уже при первобытнообщинном строе, свыше пяти тысяч лет до нашей эры, когда только зарождались организованные формы воспитания, детей воспитывали на примерах предков-героев. И в дальнейшем, когда народ был еще неграмотным, он обращался к древнему эпосу, когда создавались образы больших героев, которых все знали и почитали. Эпос народов мира играл в воспитании решающую роль. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным.
В Древней Индии, задолго до нашей эры, у детей воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались, прежде всего, в народном эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна». Для индусов герой Рама до сих пор является образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот как его описывает древнеиндийская «Рамаяна»: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».
Также в Древней Греции внимание к воспитанию детей было велико. В 1Х – УШ вв. до н.э. воспитание отразилось в эпических поэмах «Иллиада» и «Одиссея», сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого».
В демократических Афинах того времени до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. Огромное влияние на формирование нравственных идеалов и ценностей у древних греков оказали такие великие греческие философы как Пифагор, Сократ, Платон и др.
В YI веке до н.э. в Древнем Китае наибольшее воздействие на развитие воспитания и педагогической мысли оказало учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Особое внимание Конфуций обращал на нравственное совершенствование человека. По Конфуцию прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, которое он считал главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Идеального человека, сформированного воспитанием, Конфуций наделял такими высокими качествами как благородство, стремление к истине, правдивость, почтительность, богатая духовная культура. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество нравственному началу.
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Сущность совершенного человека Цицерон определял понятием «гуманность», «человечность» и на первое место ставил освоение общей культуры и получение универсального образования. Лишь таким путем, считал Цицерон, можно стать совершенным человеком. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.
Сенека (ок. IY в. до н.э.) – философ и оратор эпохи императорского Рима – считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. В его произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» изложена программа нравственного совершенствования человека.
В дальнейшем в разные эпохи и в разных странах, где складывались различные философские системы, уделяющие внимание идеалу, его конкретным качествам и смыслу совершенствования человека, создавались различные концепции воспитания, во многом базирующиеся на этих философских системах и развивающие их в части воспитания Человека. Так сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности лег в основу воспитания гармонической личности гражданина – человека, действующего на благо общества, физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого в Эпоху Возрождения (XIY – XYI вв.). В то же время наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Видными мыслителями Возрождения, выдвинувшими свои идеалы совершенного человека и пути достижения этих идеалов были Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Х. Вивес и др. Многие из них не только описывали идеал разносторонне развитой личности, но и сами были как бы его воплощением.
В России ХУШ века стремление Петра Великого создать сильное светское государство привело к зарождению нового для страны светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, воспитательного идеала человека, сохраняющего в то же время национальные традиции, готового на подвиг ради Отечества. Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры – в век Просвещения.
Значительный вклад в определение истинных целей воспитания и идеала Человека в России в Эпоху Просвещения внес М.В. Ломоносов, который рассматривал природу человека в делении на «нижнюю» – чувственную, эгоистическую и «высшую» – духовную, патриотическую. По его убеждению, развивать в ребенке следовало не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
Во время правления Екатерины II обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой. Во многом на императрицу оказали влияние идеи западноевропейских просветителей, а трактат «Мысли о воспитании» Д.Локка стал ее настольной книгой.
Видным деятелем и реформатором в области воспитания был соратник Екатерины И.И.Бецкой, который как мыслитель сформировался под влиянием идей французских просветителей. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей». Именно в воспитании Бецкой видел «корень всему злу и добру»; оно должно было быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
В XIX веке одним из видных деятелей в области воспитания, оставивший значительный след в российском образовании был известный хирург и педагог Н.И. Пирогов (1810 – 1881). В своей, ставшей широко известной статье «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, Пирогов выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.
Основоположник русской школы научной педагогики К.Д. Ушинский (1824 – 1870) видел главную цель воспитания в духовном развитии человека и достижение ее, опираясь на культурно-исторические традиции народа. В самой своей капитальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский утверждал, что искусство воспитания должно опираться на данные наук о человеке, на комплексное знание о человеке.
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889) при формулировке воспитательных идеалов вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага.
После Октябрьской революции 1917 года в деле воспитания широких народных масс формируется новый идеал человека – строителя коммунизма. В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и многие другие деятели того времени выдвигают конкретный образ человека, воспитание которого, прежде всего, осуществляется ради социалистического общества. Такие качества как воля, мужество, целеустремленность, дисциплина, долг, честь, вежливость, суровость, доброта, настойчивость, умение владеть собой и влиять на других, веселость, бодрость, подтянутость, способность любить, интернационализм и др. становятся составными коммунистического идеала человека. Исходя из этого идеала, целью воспитания советской педагогики в одном случае становится культурный советский рабочий, в другом – строитель социализма и коммунизма.
Проходя широкими шагами через историю воспитания и знакомясь с различными философскими и воспитательными системами и концепциями, мы видим, что все они достаточно четко представляли и формулировали идеал более совершенного человека, а также главную цель воспитания в четком соответствии с этим идеалом.
Насколько была продолжена эта славная традиция всех веков и народов, насколько четко были сформулированы цель и идеал воспитания в постсоветской России – судить историкам будущего. Мы же постараемся определить для себя базовые основы воспитания, без которых наша деятельность будет не только неэффективной, но и бессмысленной.
Каким образом мы это сделаем?
Призовем на помощь мысль, высказанную по этому поводу великим русским философом В. Соловьевым:
«Идеалом может быть только то, что само по себе имеет всеобщее значение, что способно все в себе совместить и всех объединить собою».
Пусть эти мысли великого мыслителя будут критерием нашего выбора. Постараемся собрать наиболее прекрасные объединяющие, общечеловеческие качества из разных философских и воспитательных систем и тем самым представить себе идеал человека, имеющий всеобщее значение, способный все в себе совместить и всех объединить собою.
Если мы посмотрим, какие качества совершенного человека выдвигались в ту или иную эпоху, в той или иной стране различными философами, учеными и общественными деятелями, то увидим, что среди этих качеств есть такие, которые как бы проходят через все эпохи и все народы и являются прекрасными общечеловеческими качествами, общими для всех времен и народов.
Как бы ни различались между собой эпохи и их исторические задачи, эти качества проходят неизменными через всю историю человеческой культуры и сегодня не только не утрачивают своего значения, но становятся как никогда актуальными!
Проделав, подобно пчелам, собирающим нектар с разных цветов, эту обобщающую работу, мы увидим, что таковыми прекрасными объединяющими качествами совершенного Человека могут являться:
– воля,
– воображение,
– восприимчивость,
– героизм,
– готовность,
– добролюбие,
– добродушие,
– добросердечие,
– добросовестность,
– естественность,
– искренность,
– мудрость,
– мужество,
– наблюдательность,
– находчивость,
– ответственность,
– отзывчивость,
– постоянство,
– преданность,
– простота,
– радость,
– равновесие,
– решимость,
– самодисциплина,
– самоотверженность,
– свобода,
– сострадание,
– сотрудничество,
– справедливость,
– спокойствие,
– стойкость,
– твердость,
– творчество,
– терпение,
– терпимость,
– торжественность,
– устремленность,
– утонченность,
– храбрость,
– целесообразность,
– целеустремленность,
– человеколюбие,
– честность,
– чистосердечность,
– чуткость,
– энергия,
– энтузиазм
Быть может, мы перечислили не все, но достижение даже этих перечисленных качеств дало бы явление прекрасного и совершенного человека. Такой идеал Человека с большой буквы должен быть носителем синтеза качеств, которые будут в нем гармонично сочетаться.
Конечно, сразу достичь этого невозможно, качества формируются и развиваются постепенно. На этот счет можно привести пример древней китайской сказки.
«У мудрого Конфуция было три славных ученика: Гун, Лу и Чжан. Однажды странствующий монах спросил старца:
– Что скажете вы о своем ученике Гуне?
Старец ответил:
–Даже ученые восхищаются разумом Гуна!
– А какие достоинства у Лу?
– Храбрость его превосходит мужество знаменитых воинов!
– А каков третий ваш ученик?
– Трудолюбие Чжана достойно восхищения!
Услыхав слова старца, монах удивился:
– Если Гун так умен, если Лу так храбр, если Чжан так трудолюбив, чему же им еще учиться у вас?
– Выслушай мой ответ, – сказал Конфуций. – Гун умен, но ленив. Лу храбр, но неблагоразумен. Чжан трудолюбив, но завистлив. Гун не знает, что ум не приносит счастья ленивцу. Лу не знает, что храбрость без осторожности ведет к гибели. Чжан не знает, что радость не живет вместе с завистью. Ничего этого мои ученики не знают. И пока они не постигнут эти истины, я буду их учителем, а они моими послушными учениками».
Путем воспитания в первые семь лет жизни можно заложить фундамент для многих прекрасных качеств, создать как бы корневую основу этим качествам, которая формируется в душе и сердце ребенка.
Напитанное красотой, добром, творчеством, оптимизмом открытия, познания и созидания жизни, сердце станет основой формирующегося мышления ребенка и его чувств. Из него, из сердца, он будет черпать свое отношение к миру. Это мировосприятие и ощущение жизни он будет с помощью дальнейшего образования и самообразования развивать, расширять, но, главное, непоколебимой будет сама основа – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
Кто же он, этот Человек Нового века, Новой эры, чем он будет отличаться от идеалов прошлого?
Что касается нравственных основ, то они вечны, они пришли к нам из великой Вечности, и беда, если будут унижены и извращены. Что же касается мировоззрения, сознания и кругозора, то они в Новом веке наверняка будут значительно шире. Стремительное развитие науки, распространение информации и многие события и явления современной жизни расширили наши представления о мире и человеке, и этот процесс все ускоряется. Сегодня ценностью становится человек мыслящий, человек творческого мышления, обладающий широким кругозором и воображением, человек-созидатель. Можно с уверенностью сказать, что Человек будущего будет не только высоконравственным и духовным, он будет человеком широкого сознания и кругозора, человеком многое вмещающим, обладающим целостным, синтетическим, можно сказать вселенским мышлением; человеком творческим, творчески мыслящим, непрестанно познающим и устремленным в Будущее. Сама Жизнь в своем непрерывном движении вперед неизбежно будет ставить перед нами новые требования и задачи, и нам, воспитателям новых поколений, придется их решать. Разве мы не видим, что рождаются новые дети, которых уже не удовлетворяет многое из того, что удовлетворяло детей прошлых десятилетий? Эти новые требуют большей свободы и самостоятельности, убедительности и выразительности того, что мы им предлагаем. Еще они требуют большего доверия и уважения к себе, хотят, чтобы с ними считались, сотрудничали на равных, и привлекали к настоящим делам! Все это говорит о том, что они готовы к чему-то большему в жизни, они пришли в этот обновляющийся мир решать новые, может быть более сложные задачи!
2003 г.
Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Ашиков В.И.