Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Музейная практика

Богомаз Лариса Станиславовна,

учитель географии,

ГОУ средняя общеобразовательная школа № 463,

Санкт-Петербург

 

Изменения в экономике и социальной сфере формируют новый облик системы образования, задают вектор движения российской школы. Образование не только обеспечивает становление и развитие инновационной экономики, но и формирование в социуме культурных ценностей нового тысячелетия. Неслучайно в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» подчеркивается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Обозначенное выше общее содержание социального заказа системе образования требует выработки специальной стратегии, в которой особую роль будет занимать воспитательный потенциал современной системы образования.

 Для образовательной среды Санкт-Петербурга воспитательный потенциал неразрывно связан с богатым историческим и культурным наследием самого города. Но зачастую жители не в равной степени обладают возможностью полюбоваться красотами и чарующими пейзажами любимого города.

 Современное молодое поколение живет в сложное, но в очень интересное время. Динамичное развитие информационных технологий, туризма, книгоиздательства, проявление новых музеев, возрождение памятников культуры и архитектуры – все это способствует развитию личности ребенка. Особенно это актуально для детей, живущих вдали от крупных городов. В настоящее время у них появилась возможность ориентироваться в пространственной среде, виртуальным способом знакомиться с культурным наследием человечества.

 Школа № 463 – это общеобразовательное учреждение Выборгского района Санкт-Петербурга, которое было открыто в 1981 году в районе «Шувалово–Озерки». Школа в значительной степени удалена от центра города и находится в спальном районе. Поэтому при разработке основных направлений развития образовательного пространства учебного заведения было решено уделить большое внимание музейному направлению, чтобы максимально использовать петербургские ценности, воспитывать и обучать учащихся в контексте развития их родного города. Такое положение дел определило необходимость создания специального проекта, в котором образовательное пространство школы находится в тесной взаимосвязи с музейным пространством большого города, тем самым формируя, по сути, уникальную среду для воспитания и развития личности. Таким образом, реализация проекта осуществляется в рамках концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Федерального образовательного стандарта.

 Так, объединив усилия, музейные работники и педагоги школы приступили к разработке нового для музея и школы направления. В школьном расписании появился новый предмет  «Музейная практика». Между школой и музеем истории Санкт-Петербурга был заключен договор о сотрудничестве, и это сотрудничество продолжается с 1991 года.

Целью проекта является воспитание современного петербуржца как непосредственного и активного участника общественной и культурной жизни родного города. Нашими задачами мы считаем сформировать у учащихся систему знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга; повысить уровень воспитанности учащихся через интеграцию учебной, внеклассной и внешкольной деятельности; создать необходимые условия для развития творческих способностей учащихся по средствам интеграции в музейное пространство; сформировать у учащихся стойкий познавательный интерес к истории города и его культуре; познакомить с начальными навыками музейного дела, работой на экспозициях и в фондах; создать целостную команду педагогов, с интересом участвующую в проекте. [1]

Программа имеет многоуровневый характер и делится на несколько разделов в зависимости от возраста учащихся. Мы выделяем следующие направления взаимодействия с музеями:1-4 класс – музейная практика; 5-7 класс – музейная практика; 8-11 класс – музейная школа. Работа ведется в режиме эксперимента, так как постоянно идет поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия между школой и музеями.

Пятнадцать классов сейчас работают по направлению «Музейная практика» и один класс по направлению «Музейная школа». Из них 8 классов из начальной школы и 7 классов из средней и старшей школы Занятия на музейной практике походят 1-2 раза в месяц, музейная школа предполагает еженедельные занятия.         

               Bogomaz 3               Bogomaz 4

Большая часть занятий проходит на различных музейных площадках – в учебном зале на Мойке-38, в помещениях Центра музейной педагогики на территории Петропавловской крепости, на различных экспозициях, в музейных фондах. Некоторые лекционные занятия проводятся в помещениях школы. Несмотря на скромную техническую базу, администрация школы старается создать все необходимые условия для организации занятий в рамках проекта – удобные классы, оснащенные мультимедиа- аппаратурой.

Bogomaz 1
В начальной школе происходит первое знакомство с музеями, и поэтому все занятия проходят в игровой форме. Ребенок начинает видеть город другими глазами, узнает «ожившую» историю в памятниках культуры и архитектуры, по-другому осмысливает исторический опыт человечества, перестает быть равнодушным.

В средней школе у учащихся формируется более серьезное отношение к музейной школе. В музейной школе работают учащиеся 8-11 классов. Программа делится на 3 основные направления: 8 класс – XVIII век, 9 класс – XIX век, 10-11 класс – на рубеже веков: конец XIX – начало XX века. Структура программы состоит из нескольких слагаемых – это лекции по истории города, лекции по основанию музейного дела, занятий в фондах музея, экскурсии по городу, самостоятельная и исследовательская работа учащихся. Любимой формой занятий у учащихся являются пешеходные экскурсии по городу в рамках изучаемой тематики, на таких занятиях ребята могут максимально насладиться той красотой и историческим богатством, которые окружают любого петербуржца всю жизнь. Все лекции читают научные сотрудники музея истории Санкт-Петербурга, которые имеют опыт работы с учащимися. По каждому пройденному разделу проводятся итоговые занятия – коллоквиумы.

Межинтеграционный потенциал музейной практики огромен. И поэтому все наработки, сделанные в музее, успешно используются на уроках и во внеурочной деятельности.

Многие учителя нашей школы используют музейное пространство на своих уроках. Для этого проводится большая подготовительная работа: изучается образовательное пространство музея, разрабатываются методические рекомендации для учащихся. Такая работа состоит из трех этапов.

На подготовительном этапе учитель проводит инструктаж о том, как использовать музейное пространство в качестве источника информации для получения новых знаний, как грамотно оформить отчет. Учитель также акцентирует внимание и на поведении учащихся в музее. Основной этап включает в себя непосредственную работу в музее. Во время этого этапа преподаватель должен учесть потенциал музея: доступность экспозиции для школьников, возможности ее восприятия, адресность.

На заключительном этапе осуществляется закрепление полученной в музее информации, использование ее при подготовке конференций, обобщающих, бинарных уроков, внеклассных мероприятий, развитие активности и инициативности учащихся, самостоятельной деятельности. [2]

Учителям истории, безусловно, такой предмет как музейная практика и музейная школа очень помогает. Программа курса построена таким образом, что она совпадает с программой по истории в школе, и поэтому, параллельно те же темы рассматриваются и на музейной практике, только более углубленно. Музейная практика позволяет нам изучать историю страны и нашего города на базе музеев города, это помогает почувствовать историю не по страницам учебников, а вживую, притронуться к ней, увидеть ее собственными глазами.

Для учителей биологии актуальными являются такие занятия, как «Цветы в жизни Петербуржцев» и пешеходные экскурсии «Изображение животных и растений в архитектуре нашего города».

В рамках музейной практики для учителей географии работа осуществляется по двум направлениям: изучение регионального компонента («Транспорт в Петербурге», «Наводнения») и формирование географических представлений о Земле («Индейцы», «Мир воды», «Антарктида») [3].

Музейная практика является бесценным помощником при изучении литературных произведений. Отдаленная от нас эпоха, другой уклад жизни часто препятствуют пониманию литературного произведения во всей полноте. Совместная работа учителей литературы нашей школы и сотрудников музея истории города помогает лучше понять жизнь и творчество поэтов и писателей XVIII-XX веков, живших и творивших в нашем городе.

Работа в музеях города формирует у учащихся не только знания об окружающем мире, но и расширяет для них образовательное пространство, воспитывает у школьников любовь к прекрасному, к природе, к нашему родному Санкт-Петербургу.

Для нас важно, чтобы молодое поколение воспринимало родной город не как отвлеченное понятие, а как часть своей биографии, судьбы, своего «Я». Если это переосмысление состоится, то мы забудем такие понятия как вандализм, безразличие, равнодушие, а чувство сопереживания за судьбу своего города станет естественным для каждого его жителя.

 

Литература

[1] Выжигина М.В. Школа профессиональной ориентации юношества в Музее истории Санкт-Петербурга (опыт организации) // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. – СПб, 1996.

[2] Выжигина М.В., Тарасова Л.В., Богомаз Л.С. Музейная педагогика //Газета «Первое сентября», Приложение «География», 2008, №7.

[3] Любарский А.Н., Михайлова Е.Ю.  Внеклассная работа по географии в историко-географическом музее// «География в школе», 1996, №1.

 


Педагогика Культуры № 16 (2012)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Богомаз Л.С.

Печать E-mail

Просмотров: 2539