Детям о картинах Николая Константиновича Рериха
(Сценарий проведения урока-экскурсии для 5-6 классов)
Примечание. Названия картин даны курсивом и полужирным шрифтом.
Ребята, с каждым годом вы взрослеете, и у вас, наверняка, возникает множество вопросов – не по школьной программе, а по широкой сфере жизни, в которой вы живёте. Один из таких вопросов о том, какие главные ценности должны быть, чтобы не только нас уважали, но, чтобы мы сами себя уважали. Давайте обратимся к выдающемуся мыслителю, художнику Николаю Константиновичу Рериху (Н.К.Рерих. Фотопортрет). Вы согласны, ребята, что по лицу человека можно определить, что он – мудрец?
Рерих был всемирно известной личностью, и деятельность его была широко разнообразна – он был художником, писателем, учёным и путешественником; он написал более 7 тысяч картин, десятки книг, сотни статей, проводил важные исследовательские экспедиции – в России и в Восточных странах, занимался наукой и писал стихи. А это – живописный портрет Николая Константиновича (С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1930-1940). Вы знаете, что бывает автопортрет, т.е. художник пишет себя самого. Но Николай Константинович не писал автопортреты, этот портрет написал его сын Святослав Николаевич Рерих – тоже известный художник. Всего он написал несколько десятков портретов отца. А также он написал несколько портретов матери – Елены Ивановны Рерих (фотопортрет Е.И.Рерих и её живописный портрет работы С.Н.Рериха). Она была выдающимся философом и писательницей. Старший сын Рерихов, Юрий, был учёным (фотопортрет Юрия Рериха), а младший, Святослав, как мы уже сказали, художником (фотопортрет С.Н.Рериха). Это была на редкость творческая и дружная семья! (Фотоколлаж – все Рерихи).
(С.Н.Рерих. Профессор Николай Рерих. 1937) Можем ли мы поговорить с Николаем Константиновичем, задать ему наши важные вопросы? Нет – в 2024 году исполняется 150 лет со дня его рождения. Но его творчество может о многом поведать нам. Настоящий художник пишет картины не для своего удовольствия – он старается сказать зрителям о чём-то важном. Вот мы и обратимся к картинам великого художника, чтобы получить совет о главных жизненных принципах.
(Н.К.Рерих. Гималаи. Канченджанга. 1936) На этой великолепной картине Николай Рерих запечатлел Гималаи, самые высокие горы в мире. Горы – это, можно сказать, его визитная карточка. Он был непревзойдённым мастером гор, никто никогда не писал горы так прекрасно! (Гималаи. Творчество света. 1942) И писал он горы не только потому, что он путешествовал в Гималаях; не только потому, что остался жить в Индии после пятилетней научно-культурной экспедиции по Центральной Азии, и осиянные вершины были видны из окон его дома. (Священные Гималаи. 1933). Горы для художника и философа были важным символом, выражающим его кредо (главная цель и смысл жизни) – постоянное стремление к вершине, к совершенству, к красоте. Но также горы – это бесстрашие и преодоление. Эти качества важны в нравственном смысле и в физическом. Представьте, как отважны те путешественники, что дерзнули подняться к заснеженным вершинам! (Гималаи. 1938). Ребята, подумайте и ответьте на вопрос (можете не отвечать вслух): есть ли у вас такой друг или друзья, с кем бы вы отправились в путешествие, полное трудностей и опасностей по самым высоким в мире горам – Гималаям? В такое путешествие вы можете отправиться лишь с самыми надёжными, самыми преданными друзьями. Есть ли у вас такие друзья?..
Мы сказали, что Рерих считал главным смыслом жизни человека совершенствование и в своих картинах всегда старался передать нам красоту, а она вызывает в душе радость и восхищение. Это и есть первый совет художника: во всём следовать красоте. Красота питает наши чувства и мысли, создавая в душе гармонию и равновесие. А от состояния души зависит и наша работоспособность, и здоровье. Поэтому умные люди так ценят искусство – они ходят в музеи, на концерты, в театры, слушают красивую музыку, читают стихи. И Природа – это не только чистый воздух и питание нашего тела – она прекрасна, а, значит, тоже даёт нам высокий настрой. (Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941). О полотнах Рериха можно сказать: великолепие!
Вы, наверное, слышали выражение писателя Достоевского «Красота спасёт мир» – так выразился один из его героев. Но, если вы задумаетесь, у вас, наверняка, возникнут сомнения: ведь столько на Земле красоты, но от зла она не спасает… И Достоевский тоже это понимал, поэтому в своих дневниках он написал: «Мир спасётся красотой». Но как же, каким способом? Николай Константинович Рерих представил такую формулу: «Осознание красоты спасёт мир». Вот ещё важный совет мудреца.
Вы знаете, ребята, что картиной можно не только любоваться, но и читать её, как книгу? Сюжеты картин побуждают вдумываться и размышлять. Часто Рерих на фоне гор помещает какие-то строения или камни – на них знаки (Белый камень. 1933). Знакам Николай Рерих придавал большое значение – это было не суеверие, а обострённая интуиция.
Помните, в народных сказках часто герой имеет путеводные знаки? Какие? (Ответы детей). Да, например, яблочко катится, указывая путь, или клубочек; или лес становится темнее и гуще – это знак опасности и т.п.
Для Николая Константиновича в экспедициях чрезвычайно важным были знаки, чтобы правильно вести караван в горах, в ущельях, в пустынях. А ещё Рерихи стремились найти в Гималаях Обитель Великих мудрецов – Учителей человечества. Для такого поиска, конечно, нужны были особые знаки; Рерих называл их «Священные знаки». Наверное, вам хотелось бы узнать, нашли ли Рерихи Учителей, общались ли с Ними? Да, такая встреча состоялась. От Великих Учителей Рерихи получили важные знания – о Космосе, Земле и человеке, о предназначении землян и о будущем планеты. (Майтрейя Победитель. 1925). На картинах Николая Константиновича мы видим эти Светлые облики в разных сюжетах; они полны тайны и красоты.
Часто на фоне гор Рерих рисует и простых людей – кто они? (Жемчуг исканий. 1924) Они живут там, трудятся или путешествуют, но горы нам постоянно напоминают о возвышенном смысле. О том, что во всех наших делах, во всей самой разнообразной жизни необходимо следовать высокой цели и всегда помнить о красоте. Это даёт нам достоинство, и люди нас уважают. И нам никогда не будет скучно с самим собой, потому что наш внутренний мир будет наполнен.
Ещё об одном важном наполнении нашей души говорят нам полотна Н.К.Рериха – о любви. Возможно, вы удивитесь, что картины могут сказать нам об этом. Давайте подумаем, как открыть в себе это важнейшее чувство, с чего начать. Может быть, с сочувствия, с сострадания? Посмотрим на эту картину Рериха (Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.1914).
Как вы думаете, ребята, что делает здесь этот человек, которого художник изобразил на переднем плане картины? (Ответы детей). А теперь послушаем внимательно, как художник её назвал: «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится». Рерих был поэт – поэтому часто названия его картин такие необычные и поэтичные. Но главное – определился смысл картины. Неописуемой красоты русская даль, высоко на холме сидит человек, внизу по извилистой длинной реке движется чёлн. Сколько же сочувствия должно быть в сердце старца Прокопия, который молится – не за близких и родных, а за совсем неизвестных, неведомых ему людей! Они отправились в плавание, и, может быть, им грозит немало препятствий и бедствий. Праведный человек охраняет путешественников своими сильными и светлыми мыслями.
(Милосердие (Сострадание). 1936). А эта картина так и называется – «Сострадание». Один жестокий человек охотится на животное в горах и пустил стрелу в прекрасную, беззащитную лань, а другой – спас её, закрыв рукой, приняв удар на себя. Тот, кто может убить животное или мучить его – пощадит ли человека? У Николая Константиновича Рериха есть цикл стихотворений под названием «Мальчику»; в нем такое стихотворение:
Мальчик жука умертвил.
Узнать его он хотел.
Мальчик птичку убил,
чтобы её рассмотреть.
Мальчик зверя убил,
только для знанья.
Мальчик спросил: может ли
он для добра и для знанья
убить человека?
Если ты умертвил
жука, птицу и зверя,
почему тебе и людей
не убить?
Есть о чём задуматься, ребята, не так ли?
(Труды Богоматери. 1933). Вот картина, сюжет которой рассказывает нам о высочайшем милосердии: картина называется «Труды Богоматери». Сам Николай Константинович в своей книге «Держава Света» описывает эту трогательную христианскую легенду так: «В заоблачных высях надземного мира находится Рай, у врат которого стоит ключарь Апостол Петр. Обеспокоился Петр и сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю". И сказал Господь: "Пойдём, Пётр, ночным дозором". Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и поднимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: "Ш-ш! Не мешай!"».
Любовь – главное чувство, без неё душа засыхает и даже умирает! Вы встречали выражение «бездушный человек»? Так говорят о злых и жестоких людях, с которыми очень тяжело. Это несчастные люди (хотя и не догадываются об этом); у таких людей отсутствует важное качество – человечность. Но они могут быть и опасны, могут причинять страдание другим людям, животным, растениям. Они могут быть разрушителями.
(Пречистый град – врагам озлобление. 1912). Чувствуете, какая необычная эта картина, очень напряжённая. Николай Константинович запечатлел на ней некую крепость или, может быть, город. Назвал он картину «Пречистый град – врагам озлобление». Что вы рассказали бы про этот сюжет? Почему Град объят огнём? Кто его поджигатели? Кто его Спаситель? Что значит «пре-Чистый»? – это же не означает, что в городе всё почистили и помыли…(Ответы детей). Если мы не будем растить в своём сердце любовь и верную её спутницу – мудрость, то легко можем подпасть под влияние людей бездушных, которые увлекут нас и на дела недостойные, и даже на преступный путь! Нужно быть зоркими и уметь сопротивляться злым и тёмным воздействиям. Именно любовь даёт возможность распознавать истину и делает людей по-настоящему сильными.
(Ведущая. 1924). Некоторые подростки и даже молодёжь думают, что любовь – это про чувства и отношения мужчин и женщин. Конечно, любовь привлекает, она является основой создания семьи и наполнения её атмосферы. И чем больше красоты и взаимности в чувствах, тем прекраснее союз двух сердец. Такой была семья Рерихов. Эту картину Николай Константинович посвятил своей жене, Елене Ивановне, которую считал духовной водительницей, потому он назвал картину – «Ведущая». Но любовь – очень многогранна, её огни и в родительской заботе, и в отношении к Родине, и к миру прекрасного, и к Миру Высшему. («Fiat Rex. Да зравствует король». 1931). Каждый мужчина – защитник, каждая женщина – хранительница огня любви. Это – вечное предназначение, так должно быть и в наше время. Но и рыцарь-защитник, и хранительница сердечного огня должны иметь глубокую духовную связь с Великим Духовным Учителем.
(Странник Светлого Града. 1933). Вы понимаете, ребята, что словом «путь» обозначают не только дорогу, а именно выбор нашего сознания: чему следовать в жизни, какие иметь цели, какими средствами их достигать. В сказках, вы помните, герой нередко встречается с выбором: «по одной дороге пойдёшь – всё потеряешь, и даже жизнь, по другой – счастье обретёшь». Эта картина Рериха называется «Странник Светлого Града». Кто этот устремлённый путник? Как вы думаете – Странник ищет Град Светлый или возвращается домой? Может быть, это сам художник – в поиске своей мечты? Может быть, это сама Россия – в поиске своего будущего? Каждый из вас может задать себе вопрос: «Может быть, это я?» Вдали красивая обитель или город – там добро и справедливость, мир и любовь. Хотите жить в таком городе, в такой стране?
Николай Константинович Рерих утверждал: если мы хотим жить в лучшей стране, то мы и сами должны быть достойны такого будущего. Он писал: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в стране великой Культуры". Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание...» (Н.К.Рерих. Очерк «Сожжение тьмы (Привет молодым)». 1930)
(Земля Славянская. Terra Slavonica. 1943). Ребята, посмотрите прямо сейчас глубоко в свои чувства и скажите: вы любите Родину? Конечно, кому-то это чувство уже знакомо, а кому-то ещё не открылось. Но любое чувство, как и любое качество, человек может воспитывать в себе, развивать. Но как? Нужно сесть и долго-долго уговаривать себя: люби Родину, люби Родину… Ну, конечно, нет! Но как же?
Давайте задумаемся, почему мы любим маму? Потому, что она дала нам жизнь – родила нас и вскормила – мы часть её. Аналогично и с Родиной – нужно понять, что мы являемся её частью (Святой Сергий Радонежский. 1932; Борис и Глеб. 1942; Сумерки. 1922). Нужно познать её историю, культуру, искусство, природу, стараться погрузиться во всё это; ведь всё это постоянно нас напитывает. Тогда появится чувство сопричастности с Родиной. Из этого чувства родится и любовь. Тогда мы не сможем предать Родину, погубить её богатства, а в будущем сможем преумножить их, трудиться и сделать что-то полезное. И тогда Родина, действительно, станет родной (И мы открываем врата. 1922; Александр Невский поражает Биргера. 1904; Поход Игоря. 1942).
Судьба Рериха сложилась так, что он много путешествовал и жил в других странах. Но всегда оставался подданным России, никогда не менял гражданства. Рерихи, как и многие другие достойные люди, кому довелось жить вдали от России, всегда продолжали любить её, помогать процветанию её культуры. Они никогда не причиняли ей ущерба, не говорили и не писали о ней плохо – ведь слова и мысли тоже могут быть разрушительны.
(С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1936). В одном из своих очерков Николай Константинович написал Завет: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество».
Такие советы даёт нам великий патриот. Человек с живой душой всегда готов делиться с нами богатством созданным и осознанным. Он чувствует красоту и сам способен творить её. Николай Константинович был таким человеком; и он напоминает нам об этом своими картинами и побуждает задуматься о важном. Таким важным и наиважнейшим Рерих считал Культуру. На своих полотнах он изображал её в виде божества.
(Мадонна Орифламма. 1932) Эта картина называется «Мадонна Орифламма», на ней Покровительница-Культура держит охранное Знамя Мира. На Знамени – Знак Триединства. Путешествуя и изучая культуру разных народов и времён, Рерих часто встречал именно этот знак; поскольку знак известен и близок всем народам, он предложил поместить его на Знамя, которое должно отмечать места истинной Культуры. Он призывал активно защищать памятники старины, произведения высокого искусства и людей, создающих духовные ценности.
(Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933) Хотя ещё так много разрушений – и войной, и попустительством, но Н.К.Рерих писал, что будет время, когда купол Культуры покроет весь мир.
Может быть, ребята, вы скажете, что защита Культуры есть дело взрослых. Давайте подумаем о том, что могли бы сделать вы? Защищать произведения искусства – здания, скульптуры, памятники старины? Вряд ли – это, действительно, дело взрослых. Но вы можете беречь книги, чистоту в школе, дома, в городе,– в окружающей среде – ведь это тоже часть Культуры. Вы можете охранять наш прекрасный русский язык! Каждый из вас знает, что в повседневной речи очень много «мусора» – это и слова-паразиты, и жаргонные слова из лексикона преступников, и – нецензурные слова. И потому мир ваших мыслей – это может быть поле сорняков, а может быть полем Культуры.
(С.Н.Рерих. «Профессор Николай Рерих». 1937). Вспомним, что начали мы с вами разговор с желания обратиться к великому художнику, философу и мудрецу Николаю Константиновичу Рериху с надеждой получить ответы на главные жизненные вопросы. Мы увидели его непревзойдённые полотна – и «прочитали» в них много советов. О красоте, о любви, о поиске достойно жизненного Пути, о счастливой стране – Стране Культуры, в которой мы, конечно же, хотим жить.
И будем стараться стать достойными этого!
Дополнительно см. картины и их описание на сайте «Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов»