Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Андрейчук Галина Борисовна,

Жеренкова Елена Вячеславовна,

учителя словесности школы № 334,

Санкт-Петербург

«В Россию нужно верить!»

(День Культуры-2023 в школе № 334 Санкт-Петербурга)

На протяжении многих лет наша школа участвует в мероприятиях, посвящённых Международному Дню Культуры. За эти годы сменилось не одно поколение детей, но темы, вопросы, поднимаемые Оргкомитетом Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, остаются актуальными и сегодня. Нам близки и понятны цели и задачи, направленные на воспитание любви и уважения к историческому наследию России, к приобщению подрастающего поколения к общекультурным ценностям.

Тема этого 2023 года актуальна как никогда – «В Россию нужно верить!» Именно нужно, потому что наша вера, поддержка, участие каждого из нас в жизни страны дадут ей ту силу, которая поможет выстоять, выдержать и обязательно – победить, что так необходимо нам всем сейчас. Да мы и не можем не верить, ведь Россия – наша Родина, любовь к которой безгранична и навсегда.

«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество…» – писал Н.К. Рерих.

«В Россию надо верить»… Да, трудно не согласиться с этим утверждением, ведь невозможно быть гражданином своей страны и не верить в нее. Сегодня эта тема звучит особенно актуально. Но давайте задумаемся, с чего начинается вера в страну. Вера начинается с любви к ней и с уважения национальных традиций, культуры, предков. А вот чтобы любовь, уважение и вера были и стали безусловными, ребенка надо знакомить с родиной, показывать личным примером отношение к ней.

Стыдно осознавать, но для многих молодых людей памятные даты в истории Отечества – пустой звук, очередной день стремительной жизни, запланированные встречи, собрания, свидания. А ведь этого круговорота событий могло бы и не быть, если бы не эти самые даты…

Ещё страшнее осознавать, что для некоторых людей постарше дни эти – возможность продлить выходные, да еще и поворчать: «Опять про войну по всем каналам».

Говорят, что время лечит. От чего же нас «вылечило» время, время длиной почти в 80 лет? От памяти? Мы называем себя цивилизованным обществом. А разве такое общество может быть беспамятным? Человек без памяти – человек без прошлого. А без памяти о прошлом нет и будущего. Откуда подрастающему поколению узнавать о прошлом, о культурном наследии страны? Далекий от образования человек обязательно скажет: из школьных уроков. И только учитель, знает, что одна школа в рамках уроков не в состоянии решить эту проблему. Сейчас в нашем обществе выработана удобная позиция: школа не научила, школа не воспитала, школа не привила нравственные качества. А почему только школа? Где же общественные организации? Внешкольные учреждения? Где семья, которая закладывает основы воспитания и культуры. Сколько раз вместо поездки на дачу 9 Мая родители посетили места Боевой Славы? Сколько раз ребенок, получающий азы нравственности от родителей, был с ними на Параде Победы? Видел воочию слёзы в глазах ветеранов, медали, украшающие их грудь, испытывая гордость, оказавшись в этой атмосфере всеобщего праздника, за людей, подаривших мирную жизнь ему лично, его родителям. Сколько посмотрел этот маленький человек легендарных кинофильмов о героях Великой Отечественной войны вместе со своей семьей, услышал историй из жизни его родственников в то страшное время? Сколько книг о войне он прочитал? В каких музеях побывал?

К сожалению, ответы на эти вопросы неутешительны. Во многом нечего помнить нашему ребенку, не на чем учиться уважать. Время от времени накануне праздников что-то напомнят СМИ, с чем-то поздравят красочные плакаты. Что-то, о чем-то …

Но ведь человек должен помнить и говорить не «что-то». Он должен уметь беречь память о прошлом, должен уметь его уважать, гордиться им, именно для этого нам и дана память.

Наша школа, школа №334, в течение уже долгого времени осуществляет просветительскую миссию – уделяет большое внимание эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию, вопросам воспитания Граждан Великой Страны посредством приобщения юного поколения к культурным ценностям. Мы ставим перед собой задачу воспитать достойных людей, людей, для которых слова культура, творчество, честь, достоинство, уважение, толерантность, память не просто слова. А слова глубокие по сути своей, слова, за которыми встают конкретные люди и события – словом, уроки истории, способствующие объединению общества «в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству».

И главное – не надо ждать конкретного праздничного дня: ребенок должен становиться человеком в течение каждого дня своей жизни, а не от праздника к празднику.

Понимание идей Дня Культуры невозможно без большой подготовительной работы. Да и к самому празднику школьник должен подойти осознанно, у него должно возникнуть желание быть участником, а не сторонним наблюдателем. Его надо не привести на мероприятие – он должен захотеть быть там, ведь этот День – квинтэссенция всего Прекрасного, что спасет мир.

В этом году подготовка к Международному Дню Культуры началась у нас с выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов, которую предоставило школе Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, за что мы хотим выразить глубокую благодарность. Как написал один третьеклассник: «К нам в школу приехал музей, и теперь на перемене хочется не бегать, а любоваться прекрасным». Да, картины, представленные на выставке, произвели на ребят большое впечатление, дали повод для разговора на самые серьёзные и важные темы сегодняшнего дня.

«Самобытный художник, человек планеты, мировоззрение которого было положено в основу международного закона об охране культурно-исторических памятников – Пакт Мира или Пакт Рериха, как его принято называть – Николай Константинович Рерих был удивительным человеком…» – этими словами начинали экскурсию по выставке юные экскурсоводы.

«… мне показалось, что картины Рериха – это какой-то посыл; может быть, не дошедшая ранее до нас, но очень важная весть, которую сегодня мы обязательно должны услышать… Услышать и о многом задуматься…» (Елизавета, 11 класс)

«Глядя на полотна художника, я почему-то задумалась о будущем… своём будущем… Хотя, понятно,что это должно было произойти уже давно… Но именно выставка натолкнула меня на эти мысли: к чему я иду, чего хочу в этой жизни и что для этого должна сделать… должна!...» (Дарья, 9 класс)

«… Всегда был уверен, что я абсолютно ничего не понимаю в живописи… И вдруг, стоя перед картиной «Вестник от Гималаев», я увидел в ней себя. Или, наоборот, увидел себя «в ней»… Да, я иногда люблю посидеть в одиночестве и подумать… И тут я стоял перед ней один на один и… думал… Получается, что эта картина «выбрала» меня…» (Максим, 9 класс)

«Мне иногда не хватает тишины… Когда мы пришли на выставку, учитель предложила нам для начала просто посмотреть на картины и попытаться «почувствовать» свою, и я сразу увидела «её», будто знала, что ищу… «Воин света» – её название» (Дарья, 9 класс)

«Я никогда не был в Индии, не видел Гималаи, но картины напомнили мне мой родной дом, землю моих предков, где такие же горы, устремлённые своими вершинами в вечность, горные реки, свободные и независимые, чистый, словно прозрачный, воздух… Я как будто бы побывал дома и ненадолго ощутил счастье…» ( Мубориз, 9 класс)

«Я посмотрел на картины Рериха и неожиданно для себя понял, что очень хочу рисовать… и именно пейзаж, и прямо сейчас… Пришёл домой, достал краски, и всё получилось: и небо, и горы, и монастырь. И мне стало хорошо!» (Лев, 6 класс)

«… Я давно знакома с творчеством семьи Рерихов: посещала музей на Васильевском острове, кое-что читала о них… Меня притягивает в их картинах, ярких и красочных, всё: и удивительное сочетание цветов, и живые сюжеты, и глубоко философский смысл… В них – гармония окружающей среды, удивительный баланс между «скалистостью гор», зеркальной гладью вод и "лёгкостью" неба. Эти разные "текстуры" идеально дополняют друг друга, создают завораживающую, будто неземную атмосферу… В них – момент единения человека с природой. И жизнь ощущается по-другому: всё – от формата до цвета – даёт ощущение покоя… И с каждой минутой, затаив дыхание, на эти картины хочется смотреть всё дольше, и дольше… (Инна, 11 класс)

«Небо – действующее лицо от автора… Свет и тьма как символы добра и зла… Только объединившись в своём стремлении к благим целям можно одолеть зло... Картины эти заставляют мыслить, а это, по-моему, и есть цель любого художника: воспитать мыслящего зрителя». ( Максим, 11 класс)

«Я несколько лет занимаюсь в художественной школе, где мы не только знакомимся с творчеством разных художников, но и изучаем теорию живописи… Конечно, имена Н.К. и С.Н Рерихов, некоторые их картины мне знакомы, но здесь, на выставке, я вдруг открыла для себя новый, совершенно незнакомый для меня мир: мир красок, чувств, мыслей…Каждый день, уходя из школы, я подхожу к ставшим любимыми для меня картинам, чтобы ещё раз подышать их воздухом» (Александра, 8 класс)

Выставка стала знаковым событием в нашей жизни; показательно то, что именно дети предложили объявить конкурс рисунков, написанных по впечатлениям от полотен великих художников. И детская выставка «По дорогам большого пути» тоже состоялась… Вот только победителей мы решили не определять: каждый из юных авторов по-своему «увидел» мир Н.К.Рериха и по-своему изобразил его на своих полотнах. А лучшие работы и сегодня радуют читателей Центральной районной библиотеки им. Л.Соболева, где оформлена наша выставка.

Конкурс чтецов «Берегите Россию! В ней – Спасенье и Свет!» тоже стал традиционным в нашей школе, и проходит он накануне 15 апреля. Открывает его стихотворение Марианны Озолини «Берегите Россию»:

В зове предков пророческий слышим завет:

Берегите Россию! В ней – Спасенье и Свет!

которое звучит очень символично в контексте этого конкурса.

Стихи о матери, Родине, России, нашем общем доме – планете Земля... Главная мысль – любовь к людям, объединение их в стремлении к самосовершенствованию и сотрудничеству. Стихи разных авторов звучали в этот день в зале, и это, скорее, напоминало литературный праздник или литературный журнал, где каждый мог поговорить о поэзии, обсудить выступления, поделиться своими мыслями.

Традиционный общешкольный конкурс сочинений прошёл в этом году под девизом Международного Дня Культуры «В Россию нужно верить!» Тема этого года очень глубока и многогранна. Поэтому и беседы, которые предшествовали конкурсу, дали возможность обратиться ко многим актуальным вопросам современности. Учащиеся 5-11 классов писали о том, что волнует их сегодня, что вызывает споры и помогает найти истину, рассказывали о своих близких и рассуждали о вечном… Названия работ говорят сами за себя: «Я – россиянин!», «Мы любовью Родины богаты (Н. Рерих)», «Я люблю тебя, Россия!», «Память хранится в сердце», «Пока я помню, я – живу!», «Будущее – в твоих руках…», «Человек – это звучит гордо!», «Россия – Родина моя!»… В основе сочинений – такие понятия, как духовность, великодушие, человеколюбие, милосердие, добропорядочность – те нравственные понятия, без которых не может, не должен жить современный человек.

В создании творческих работ ребятам очень помогли мероприятия, проведённые в рамках школьного проекта «Сначала было Слово», приуроченные к Международному Дню Культуры: беседы, традиционные Уроки нравственности, литературные пятиминутки, создание копилок самых главных слов, работа и защита презентаций, тематические встречи в Центральной районной библиотеке.

«Моя Родина – Россия. Я очень люблю свою страну, горжусь ею и верю: верю в её будущее, обязательно светлое и счастливое, верю в её процветание, в её силу и мощь, авторитет и превосходство. А гордиться и дорожить, несомненно, есть чем. Россия – великая страна с великой историей, мужественными и душевными людьми, с удивительно красивой природой и, конечно, с самой богатой в мире культурой. А ведь именно она – Культура – есть «исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований», поэтому очевидно, что «Россия будущего – страна культуры». Культура – это способ мирного построения жизни. Культура – это средство развития и совершенствования человека и общества. И именно она всегда была «на передовой»: воодушевляла и поддерживала в трудные для страны моменты, воспитывала и учила молодое поколение, возвращала к своим корням. А сегодня это как никогда важно.Культура – это почва под нашими ногами, дающая свои плоды; это фундамент, на котором мы строим нашу жизнь. Это основа всех основ.… Да, мы должны понимать и помнить о том, что отношение к своим корням—нашим предкам, родителям, соотечественникам – поможет нам выстоять в непростое для страны время. Мы должны понимать, что русскую культуру необходимо сохранять, изучать, преумножать и, главное, передавать из поколения в поколение. И не только силами и талантом профессиональных деятелей культуры и искусства, но и примером молодых людей, которые понимают, что, как писал Л.Н.Толстой: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание». И в этом, по-моему, большую роль должны сыграть самодеятельные народные коллективы, которых, к счастью, у нас становится всё больше и больше.» (Афонасов Максим, 9 класс)

«Наша истинная национальность – это человечество», – когда-то написал Герберт Уэллс. И слова эти заставили меня задуматься о многом. Я живу в России: здесь родилась, ходила в детский сад, учусь в школе. Здесь – мой дом, мои родные, мои друзья. Здесь моё будущее, мои планы и мечты. Я – россиянка. Но во мне течёт кровь людей разных национальностей: белорусов, русских, украинцев. А уж если говорить о моём окружении – близкие, друзья, одноклассники, знакомые – то это «целый калейдоскоп лиц, характеров, национальностей… Да, представители разных народов нашей большой страны. И это никак не может повлиять на моё отношение к ним и никогда не было поводом для ссор, разногласий, непонимания, предвзятости и уж тем более – ненависти.. Ведь мы ценим или оцениваем людей независимо от этого. Так было раньше! По крайней мере так говорят мои родители.Но что же происходит тогда с нами сейчас? Почему одной из главных проблем 21 века стал вопрос о человеконенавистничестве. Притеснение одних, оскорбление других людей, непонимание – вражда. С февраля 2022 года многие россияне стали жертвами многочисленных оскорблений и обвинений со стороны близких по духу, родных по истории и таких же, как мы, обычных людей… (Жук Елизавета, 11 класс)

«Россия – страна огромных возможностей, страна с большим будущим. Эти слова в последнее время мы слышим всё чаще и чаще. Но это не просто слова– это глубокая вера в свою страну, постоянно подкрепляемая фактами и событиями её истории, подтверждаемая и сегодня словом и делом. Так было и будет всегда! Потому что это – Россия. Потому что не верить в такую страну невозможно. Как говорил один из героев романа А.Фадеева «Молодая гвардия», «… нашего народа не сломит никто! Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?»Да, мы живём в очень непростое время. Всё перевернулось в нашем мире: вражда, человеконенавистничество, предательство… Видно, кто-то стал «забывать» войну, её уроки и выводы. Ведь ещё Аристотель говорил: «Когда забывают войну, начинается новая; память – главный враг войны». И эти «кто-то» не раз пожалеют о содеянном.Всё чаще память возвращает нас к событиям Великой Отечественной войны, к тем датам, которые мы чтим и отмечаем ежегодно, особенно если они связаны с историей близких тебе людей, с историей твоей семьи… Возвращает, наверно, потому, что сегодня нашей Родине грозит опасность: сегодня, в, казалось бы, мирные дни, сотни тысяч россиян сражаются на полях боёв за нашу свободу и независимость, за наш суверенитет, за справедливость; и потому, что ежедневно мы слышим о подвигах российских солдат и офицеров, стоящих на страже безопасности России сегодня, о подвигах простых людей, живущих на мирных территориях… (Дементьева Светлана, 9 класс)

Круглый стол для учащихся 6 класса «С чего начинается Родина?»

Почему слово «Родина» пишется с заглавной буквы? Какие чувства и эмоции оно вызывает у вас? Что конкретно вы вкладывают в это понятие? Как год от года, с вашим взрослением, меняются пространственные границы Родины? Одна ли у человека Родина?

На эти и многие другие непростые вопросы шестиклассники высказывали свое мнение.

Интересно, что у ребят возникло желание и обратиться к мнению известных исторических деятелей, и высказать своё:

«Родина – это место, за которое ты, не задумываясь, отдашь свою жизнь». (Настя)

«Я горжусь, что родился и живу в России. Это чувство привили мне мои родные, за что я им бесконечно благодарен». (Даниил)

«Без моей Родины не было бы и меня». (Владимир)

«Моя малая Родина – это Санкт-Петербург: парящие через Неву мосты, голос блокадного Ленинграда – Ольги Берггольц, величественная Дворцовая площадь, уникальный центр культуры – Мариинский театр». (Дарья)

«Моя Родина – Азербайджан. Есть множество причин, почему я безгранично люблю эту страну, но главная такова: это земля моих предков и моих родственников». (Мурад)

Результатом большой работы стал общешкольный Праздник – «Там, где Культура, там и Мир», проходивший в Центральной районной библиотеке им. Л.Соболева. Сотрудники библиотеки подготовили экспозицию книг, посвящённых жизни и творчеству Н.К.Рериха и его семьи. В зале оформили тематические выставки работ учащихся нашей школы. Гостями праздника стали представители Совета Ветеранов, почётные читатели библиотеки, сотрудники Культурного Центра «Троицкий». Лейтмотивом литературно-музыкальной композиции стали слова из стихотворения Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»: «Да, история России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Но мы – мирные люди, и мы хотим жить в мире! И к миру мы придём через Культуру, в чём был абсолютно уверен Николай Константинович Рерих».

 

 

Материалы по теме:
День Культуры - 2023 в школах Санкт-Петербурга. ПОСТ-РЕЛИЗ

 


Педагогика Культуры № 36 (2023)

 

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В.

Печать E-mail

Просмотров: 1311