Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Юное поколение о смысле жизни

 

Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.

Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные подрастали бы поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося (девиантного) поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.

Известно, что каждому обществу свойственно стремиться к развитию, совершенствованию; человек – часть общества, и ему также характерно это стремление.

Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества, определяя направления его развития. Знание, Духовность, Красота, Культура – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания.

Зерна этой истины важно посеять в том возрасте, когда формируется фундамент личности  – мировоззрение человека, когда идет поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего «Я». Подростки и молодые люди, не получая ответа от взрослых (которые и сами, в большинстве случаев, не имеют таких ориентиров) остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. И это становится у многих из них причиной ошибочного поведения – агрессивности или подчеркнутой автономии, либо уныния и апатии.

Помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения бессодержательной внешностью и ложными истинами, направив их сознание к Культуре, к свету – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача педагога, преподавателя, воспитателя.

Стремясь к самосовершенствованию и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места унынию.

Если темы совершенствования личности получат развитие в образовании и станут естественными в учебном процессе (в каждом научно-предметном цикле можно уделять им внимание, понимая их важность), это будет частью профилактической деятельности в большой работе по оздоровлению общества и может решить многие психологические проблемы, остро стоящие перед ним.

Без осознания значения духовного здоровья – нет будущего.

_______________________________________________________________

Таким введением начинались методические материалы, подготовленные для педагогов и организаторов ежегодного Дня Культуры. Эти пособия по согласованию с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга поступили в начале 2004 года в школы города. Традиционно праздник Дня Культуры проводится под каким-либо девизом – в этом году им стала известная поэтическая строка: «Совершенство – цель земных путей».

«Стать лучше и совершеннее – что это значит?», «Для чего живет человек?» – на такие вопросы нужно было ответить участникам конкурса творческих работ, школьникам города. Трудно найти слова, чтобы выразить признательность учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души.

К общей радости педагогов и организаторов конкурса, школьники явили высокие примеры красоты и культуры мышления – они смело и четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного, культурного развития всего общества.

Заметим, что сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. Но особенно необходимо подчеркнуть, что такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Их творчество о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных.

*   *   *

Современные дети и юноши – КТО ОНИ?

Если детская душа, сердце юношеское может быть столь проницательным, и в творчестве ребенка может проявляться зрелый дух – тогда насколько будет уместно навязывать ему свои взгляды?

Вспоминаются мудрые наставления о великом значении педагогического труда:

бережное воспитание открывает возможность правильному образованию, и задача педагога – облагородить и возвысить сущность человека, но не пытаться изменить ее; надо учитывать, что каждый ребенок приходит в эту жизнь с уже сложившимся характером, и по этой истинной мерке – неизменной сущности ребенка – и нужно прилагать все остальное [1].

Образовательное пространство, по мнению ученых, обладает универсальным содержательным потенциалом для понимания учащимися философии жизни. Самых разных по возрасту детей на различных школьных уроках можно приобщать к философскому осмыслению мира через русскую философскую мысль и ее национальные особенности – это и есть реальная защита детей [2].

Однако, способствовать развитию личности это может лишь при одном условии: бережном отношении к чуду творчества. Обучая юное поколение разным наукам, нельзя забывать, что поэзия – родная сестра философии (а также всех наук), и она помогает становлению космического миропонимания, нахождению себя в жизни. Тексты же, предлагаемые в последнее время для чтения детям и юношеству, в основном, лишены образности, а значит, жизни и красоты (о чем с тревогой пишут специалисты по психологии детского чтения), – и это самое настоящее обкрадывание детей, что должно считаться не меньшим правонарушением, чем любое общественно опасное действие.

Несмотря ни на какие процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о развитии детей – нравственном и эстетическом – является одной из главных задач, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе с нами остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.

На пути Красоты и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры. И тогда, в День Культуры, во всех школах и образовательных учреждениях одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творчестве и энтузиазме, об улучшении и украшении жизни.


1 см. Учение Живой Этики. Надземное, п. 425 – М: МЦР, 1997.

2 М.Н. Дудина. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны.– Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. С.108, 110.

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КО ДНЮ КУЛЬТУРЫ-2004

 

ПЯТАКОВ Алексей,

ученик 9 класса гимназии № 505,

Санкт-Петербург

Учитель: Богацкая Ю.Ю.

 

Для чего живёт человек?

Для чего живёт на свете человек?

Для чего свой коротает век?

Чтобы вкусно есть и сладко пить?

Чтобы много денег накопить?

Может, чтобы рыбы наловить

Или дичь лесную подстрелить?

Чтоб большие горы покорять?

Чтобы океаны штурмовать?

Чтобы птицей в небеса взлетать,

Сверху падать и взлететь мечтать?

Чтобы ненавидеть и любить,

Чтобы радоваться, горевать, дружить?

Чтоб надеяться и верить, побеждать,

Чтобы плакать, мучиться и ждать?

Может, для того, чтоб воевать

И себе подобных убивать?!

Чтобы от болезней умирать?

Или те болезни истреблять?

Чтобы дом построить, в доме – лад,

Чтобы вырастить цветущий белый сад?

Чтобы сына воспитать и дочь,

А потом расправить крылья им помочь?

 

Ну, а может, жить – это творить:

Музыку душою сочинить,

Или сердцем холст нарисовать,

Иль законы мирозданья открывать?

Для чего живёт на свете человек?

Для чего свой коротает век?

 

– Чтобы в бесконечности небес

Разум, данный свыше, не исчез.

Чтобы чувства не пропали, не ушли,

Чтобы в вечность, как в песок не утекли.

Для того живёт на свете человек...

_____________________________________

 

«Для чего живет человек?»


ЧУДИНА Валентина,

ученица 11 класса школы № 394,

Санкт-Петербург

Учитель: Розов Б.М.

Жизнь – не наслаждение и не страдание,
но серьезное дело, которое возложено на нас
и которое необходимо завершить с честью.

А. Токвиль

Я люблю свет. Я люблю музыку и живопись. Люблю снег и ночь. Люблю, когда в темной кухне играют на белой стене отблески огня. Я люблю зиму и лето, весну и осень. Люблю несорванные цветы и сорвавшиеся с купола неба звезды. Я люблю, когда «Лунная соната» льется вместе со слезами. Люблю молчание. Не надо ничего говорить, ведь Бетховен и в тысячу первый раз взмахнет руками, и пальцы тронут черно-белые клавиши. Кто придумал выкрасить клавиши, как жизнь? И почему жизнь так не похожа на музыку? Кто придумал жизнь, и для кого она нужна?

Но ведь и родиться можно только для того, чтобы услышать «Реквием» Моцарта. Музыка все переворачивает. Она всесильна? Да, она всесильна надо мной. Но она не тронет, а лишь насмешит жестокого человека. Я и не знаю, что может править этим мозаичным миром. Как легко и просто рассуждать, что царство истины настанет. Как бывает трудно ответить на бранное слово улыбкой! Попробуйте! А что улыбка перед царством света, и что грубое слово перед всем злом мира? Можно ли человеку – ничтожно малой частице – жить таким будущим? И сколько будут «весить» те несколько десятков людей, не просто добрых, а великих, появившихся на свет за сотни лет? Не Иешуа и Иисус-Назаретянин из книг, а Бетховен и Леонардо да Винчи. Пока таких, как они, накопятся миллионы, люди уже забудут «Лунную сонату» и выбросят за ненужностью лоскут, бывший когда-то «Мадонной».

Зачем живут люди? Чтобы забывать? Даже если чтобы помнить – зачем?

Человек родился, человек светел, человек свят, он спас других людей, он умер. Человек прибавил доброты и ушел в никуда.

Тысячам живущих не встречались такие люди. Многие встречают злость, злятся, огорчаются, расстраиваются, успокаиваются, но все тоже умирают. Зачем они жили, живут и будут жить? Добрые и злые, смешные и ласковые, надменные и грустные. И ничего не меняется.

Так кто же такой человек? Что он значит во Вселенной? Ослепленные дневным солнцем, занятые мелочами дня, мы отвыкли восхищаться обыденным – природой вокруг, звездным небом.

Взгляните, какая роскошь! Какая беспредельность! Какая необъятность! Какая грация! Какой восторг! Сливаясь со звуками и образами увиденного, понимаешь, что у человека есть «крылья», – они в его душе. Что может быть прекраснее, чем лавина космической красоты, обрушивающаяся на тебя в тишине ночи?!

Человек, Космос, Природа, Искусство, Любовь... Какое единение! Какая музыка! Какая гармония! Люди, почаще поднимайте свои глаза к небу! Может быть, ощутив учащенное биение своего сердца, почувствовавшего великолепие, вы поймете, зачем живете на Земле. Может быть, вы поймете, какими вы должны быть, что должно являться основой вашего поведения, вашей жизни.

Время не останавливается. Годы идут за годами, века за веками, тысячелетия за тысячелетиями... Но неумолимо сквозь толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души. Мы можем носить разные прически, мы можем менять наши одежды, нашу речь, манеры, мы можем отказаться от Бога, от Красоты, от идеалов, но, несмотря на все это, где-то в самой глубине человеческих сердец остаются основные понятия человечества – любовь, честь, совесть, доброта, милосердие... Это законы нашего сердца, основы нашего поведения, наших взглядов на мир и на жизнь.

Однако истину ищут нехожеными тропами. Сколько бы ни было мнений, точек зрения на тот или иной вопрос, Истина всегда одна. Почему вещи, само собой разумеющиеся в недавнем прошлом, сейчас превратились в острые проблемы? В человеке постепенно исчезает самая главная черта, которая отличает его от животного – гуманность. Мы испытываем дефицит духовных качеств, а это страшнее дефицита материального. «Человек – это звучит гордо!» – говорит Сатин у Горького. Гордо?! Оглянитесь, чем сейчас гордиться? Мы погрязли в вещизме, мелочности! Скорее бы урвать себе чего-нибудь, неважно, нужно нам это или нет, только бы побольше! Но ведь в погоне за материальными благами мы теряем сострадание, а нередко и сердце.

У такого человека жизненная цель одна – накопить всего как можно больше, несмотря на нужды окружающих. Судьбы других людей мало кого беспокоят. Даже предначертанное человеку не столько его трогает, сколько материальные блага и устойчивая позиция в обществе. А ведь жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – вот необходимый минимум человеческих свершений. Мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее. Действительно, дом останется следом человека на земле: в нем будут слышаться смех детей и взрослых, звучать песни и отмечаться праздники. Дерево станет свидетельством жизни человека: его тень подарит прохладу в знойный день, оно всегда будет поддерживать мир и лад, охранять покой. А сын станет родоначальником множества людей будущего, умеющих ценить и оберегать свою родину, трудиться на ее благо.

Вопрос о смысле жизни раньше или позже встает перед каждым человеком, и неважно, в связи с чем возникает этот сложный вопрос. Важно другое – как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.

Для себя я нашла пока что единственный ответ. Смысл моей жизни в учебе. Нет, не в школе, а именно в познании нового. Больше всего на свете меня привлекают тайны, неизведанные человеком. Засыпая в серебряном свете Луны, задумываешься о Вечном, о Космосе. Я считаю, что человек живет именно для того, чтобы, в первую очередь, познавать себя и Вселенную. «Человек – главное чудо света», а значит, познания о нем безграничны, как и Космос. Знаний никогда не будет достаточно, потому что всегда найдутся вещи и явления, не поддающиеся нашему разуму, не находящие разумного объяснения. А значит, и цель жизни всегда будет ясна и понятна: следует искать ответы  абсолютно на все вопросы.

Но все это очень запутано, перепутано, скомкано. Хочется разрубить это гордиев узел, не распутывать, не тянуть цепочку ответов на бесконечные вопросы, а рубануть и найти простой и ясный ответ. Как в сказке...

Ну, а я люблю себя успокаивать тем, что раз люди ищут ответ на извечный вопрос: «Есть ли смысл в нашей жизни?», значит, смысл действительно есть…

_____________________________________

 

«Для чего живет человек?»

НИКИТИН Николай,

ученика 5 класса школы № 598,

Санкт-Петербург

Учитель: Супрун Л.Т.

 

В этом докладе выложена одна из точек зрения на проблему цели жизни человека. Также в нем затронута тема судьбы человечества. Я не претендую на то, что эта теория верна. Эта лишь одно из множества существующих предположений по данному вопросу.

Вроде бы никто не спорит, что человек – царь мира. Но если взглянуть на эту проблему с другой точки зрения, то станет ясно, что человек появился на свет случайно, из-за стечения обстоятельств. Ведь на заре веков далекие предки человека могли и не выжить, погибнуть, как динозавры. И сейчас человечество может погубить любой катаклизм (ледниковый период, глобальное потепление и др.). Следовательно, человек лишь блоха на лице планеты, ее болезнь.

Возможно, природа и не собиралась создавать людей. Человек сам поселился в этом мире и он не имеет никаких прав на проживание здесь, а это значит, что природа попытается его «выселить» (а она и делает это сегодня – те же наводнения, землетрясения, болезни и др.). А мы в свою очередь будем сопротивляться (рубить деревья, освобождая место для новых городов, сливать отходы в моря). Но от такой борьбы никакой пользы не будет. Скорее всего, победит человек. Но если он победит, то погибнет. Мы не можем жить без природы, а природа спокойно может обойтись без нас (что она и делала на протяжении миллионов лет).

Но предугадать будущее невозможно. Быть может, человек проиграет (или выиграет, а потом погибнет) в битве с природой, и исчезнет из мира. Но возможно, человечество и выживет, недаром же многие пророки утверждают, что в самых страшных катаклизмах кто-то спасется. Правда некоторые утверждают, что спасутся только благочестивые, но это лично у меня вызывает определенные сомнения. Возможно, цель жизни человека – победить и погибнуть, возможно – проиграть. Никому не дано знать. Может, такая же случайность, которая создала человека, его и погубит.

Но есть и третий исход – человек научится жить в мире с природой, понимать ее. Тогда человек поймет причины всех бедствий, и во всем мире настанет гармония человека и природы, экологическая обстановка в мире улучшится, редкие виды животных перестанут быть редкими, люди обретут душевное равновесие и свободу. Наверняка это и есть главная цель жизни человека.

Некоторые люди думают, что цель жизни человека – наслаждаться лишь материальными благами. Это ошибка. Цель жизни человека – в познании и примирении с природой.

Но всегда следует помнить, что все цели, которые человек считает целью жизни, изобретены им самим, и считать их истинными нельзя.

Вот и вся моя теория. Возможно, она покажется содержащей очень много прогнозов на будущее. Но так как я не претендую на истинность моих выводов, эти претензии необоснованны.

Надеюсь, эта теория выделилась среди множества подобных теорий.

_____________________________________

 

«Для чего живет человек?»

KudryashovaКУДРЯШОВА Ольга

ученицы 10 класса школы № 316,

Санкт-Петербург

Учитель: Смирнова И.О.

 

В квартире было холодно. На улице стоял обычный петербургский ноябрь, серый и грязный, по окнам барабанил дождь. В гостиной была открыта форточка, и редкие капли падали на подоконник и пол. Я села на диван. Часы только что пробили полночь.

«Скучно, – подумала я. – И поговорить-то не с кем». Тут скрипнула входная дверь, я подскочила от неожиданности. «Кто, кто там?» – спросила я дрожащим голосом. Ответа не последовало. Я прислушалась – вроде бы тихо. Показалось! Я снова опустилась на мягкие подушки и уставилась в окно.

Но тут в комнату вошла Она. Она молча оглядела меня – я тоже молчала – и тихо села напротив.

– Привет, – сказала я. – Ты кто?

– Я – Жизнь, – последовал ответ.

– Жизнь? А разве Жизнь может вот так просто прийти к человеку?

– А почему нет?

– Я знаю, что так обычно приходит смерть!

– Да, мы с ней нередко ходим вместе, но у нас есть одно большое различие: умереть – самое легкое, что ты можешь сделать, а жить – самое трудное.

– А зачем тогда трудно жить, если можно легко умереть?

– Жить? – моя гостья усмехнулась. – Вот ты зачем живешь?

– Ну... – засмеялась я. – Да на этот вопрос никто никогда не ответит!

– А ты попробуй!

– Я живу для того, чтобы есть, спать, пить, делать повседневные дела...

– Да нет!.. Какие же вы, люди, глупые! Давай я расскажу тебе сказку. «Давным-давно жил был цветок. Он и сам не знал, как, но вырос посреди дороги, и не было никого рядом: ни клевера, ни ромашки, ни колючки какой-нибудь. И думал цветок: «Вот как хорошо! Мне одному светит солнышко, поет ветерок, одного меня кормит земля и поит дождик!» Но почему-то стало цветку скучно: некого поздравить с приходом нового дня, да и поговорить-то не с кем. И заболел цветок, начал увядать, да так и засох один на пустой дороге».

– А почему же он так затосковал? Чего ему не хватало в жизни? Он ведь, наверняка, был очень красив?!

– Тогда слушай еще одну.

« Жил был на свете прекрасный юноша, звали его Нарцисс. Однажды он прогуливался по берегу ручья и увидел в воде свое отражение. И до того оно ему понравилось, что влюбился он в себя без памяти. И ничего ему в этой жизни было не надо: ни общения, ни семьи, ни друзей. Так и умер он одиноким на берегу ручья».

– Ты хочешь сказать, что человеку нельзя оставаться одному?

– Именно! Человек, да и все живое, должно существовать для того, чтобы приносить радость другим, а не только себе одному. Ты вспомни Прометея! Он, жертвуя своей Жизнью, принес людям Огонь, он прожил свою Жизнь не зря – он сделал добро всему человечеству, обрекая себя на страшные муки!

– Да, да... – задумалась я. – Но, по-моему, ты кое в чем не права! Вот я, например, может быть, очень хочу сделать добро, а кто-то или что-то мне постоянно мешают!

– В этом заключается другое предназначение человека – жить, плохо ли, хорошо ли, нужно, стремясь к лучшему, к более совершенному. И пусть на пути у тебя множество преград, ты должна бороться с ними; бороться, ибо Жизнь – это борьба, борьба есть условие Жизни, я умру, если не будет борьбы и наступит смирение.

– А я обязательно одержу победу?

– Если ты веришь в нее, твердо идешь к поставленной цели, то я вознагражу тебя за твое упорство. Запомни: Жизнь, как пьеса в театре: неважно, сколько она длится, важно, насколько хорошо она сыграна. Но всякая Жизнь, хорошо прожитая, есть долгая Жизнь.

– Постой, постой! Значит, в конце концов, мы все придем к единству, к смерти? Человек живет для того, чтобы умереть?

– Нет! Смерть – закономерность, в которой все вы, люди, равны. И нужно воспринимать ее как очередную ступень, к которой ты стремишься!

– Я, кажется, поняла! Если человек живет только для себя, он тлеет, словно тонкая лучина; если человек живет для семьи – он горит, будто пламя, а если он живет для всего мира – он светит, точно маяк, указывающий путь кораблям?!

– Да, да, да! Умница! Только помни, что ты говоришь про ОГОНЬ. И если обращаться с ним несерьезно – это очень опасно. Помни об этом.

Я открыла глаза. Странно. Ноябрь на дворе, а с утра солнышко светит! Я лежала на диване в гостиной, укутанная кем-то в мягкий плед. Пора вставать – сегодня уроков много. Что там у нас по литературе задано? Сочинение на тему «Для чего живет человек? » ...

 


Педагогика Культуры № 1 (2005)

Метки: Рубрика: Творчество юных

Печать E-mail

Просмотров: 3941