Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Горлова Наталья Алексеевна

доктор педагогических наук,

профессор Московского городского педагогического университета

   Дети нового типа сознания и современное образование

доклад на Международной научно-общественной конференции

«Дети нового сознания»,

Москва, 8-11 октября 2006 г.

 

Проблему сознания человека можно рассматривать с разных позиций: с позиции психологии, физиологии, социологии, культурологии.

 Я представлю эту проблему с позиции психолингвистики как теории речевой деятельности, решение которой очень важно для современного образования, так как позволяет понять Кого? мы обучаем и воспитываем?

 Обращение к этой проблеме было вызвано многочисленными просьбами родителей и педагогов: объяснить поведение современных детей, которое порой вызывало недоумение у взрослых и большие трудности в воспитании и обучении, заставляло искать пути обоюдного понимания.

 В своем докладе я представлю результаты исследования, которое проводилось на протяжении 25 лет, что позволило сравнивать особенности и закономерности развития детей прошлого века и настоящего и судить о надежности и достоверности полученных нами данных.

 Я представляю научную психолингвистическую школу А.А.Леонтьева. В своем докладе я остановлюсь на двух основных вопросах:

 – Главная проблема и задачи современного образования.

 – Особенности и закономерности развития современных детей как базис современной стратегии образования.

 

 Образование отражает состояние общества на определенном этапе развития.

 Современный этап развития общества характеризуется переходом от постиндустриального к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие человека и человечества в целом.

 Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией и бережно относиться к ней. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.

 Современному образованию предстоит решить следующие задачи:

 1) трансформировать господствующую репродуктивную модель образования в продуктивную.

 При репродуктивном образовании из поколения в поколение в готовом виде, без каких-либо изменений передаются знания и навязывается социальный опыт. Репродуктивное образование обеспечивает статическое развитие общества и в конечном итоге ведет к его негативной деформации.

 2) разработать и внедрить продуктивную модель непрерывного образования с учетом требований Болонских и Брюгге-Копенгагенских реформ, которые нацелены на создание единого европейского пространства высшего и общего образования, на создание единого информационного Центра.

 3) подготовить молодое поколение к инновациям и творчеству, к жизни в современном европейском и мировом сообществе, к диалогу культур в рамках толерантности. Современный человек должен обладать активными знаниями и ключевыми компетенциями, уметь принимать ответственное (а не ответное) решение.

 Решить эти задачи возможно путем преобразования знаниецентрированной парадигмы в личностно ориентированную, в центре которой – современный ребенок с его задатками, особенностями и закономерностями развития.

 Проведенные нами исследования показали, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции, требуя дополнительных разъяснений (зачем надо выполнять это задание?), что отнимает много времени на уроке.

 90% учителей указали на то, что сейчас дети другие, и те методы и приемы обучения, которые были раньше эффективными, сейчас устарели.

 Только 15% учителей смогли в общих чертах описать образ человека, который они созидают в процессе обучения и воспитания.

 Как известно, каждая система образования порождает определенный образ человека. Например, образ человека, «ощущающего» себя как «устройство» по переработке информации. Здесь процесс обучения направлен на усвоение знаний, выработку навыков и умений. Образ человека «нуждающегося» представлен образовательными системами, где обучение и воспитание нацелено на удовлетворение личных потребностей и интересов. Образ человека «запрограммированного» порождается образовательными системами, ориентированными на строгое подчинение определенным правилам и социальным нормам.

 На какой образ человека должен ориентироваться наш современный учитель: первый образ – «знаю/не знаю», второй образ – «хочу/не хочу», третий образ – «надо/не надо»?

 Современное образование должно быть ориентировано на созидание образа человека-деятеля. Может ли современный ребенок соответствовать этому образу, каковы особенности и закономерности его развития?

 

  Какие же они современные дети?

 Можно выделить огромное количество особенностей современных детей и привести массу примеров из жизни, подтверждающих их наличие. Но выделение самих особенностей не ответит на главный вопрос образования: что с ними, с этими особенностями, дальше делать? И будет ли это называться научным подходом?

 Поэтому, раскрывать особенности современных детей я буду с позиции молодой науки – психолингвистики, характеризуя тип сознания и структуру личности. Такой подход позволил определить объективные закономерности и динамику развития человека.

 Какую структуру личности взять за основу? Дело в том, что в настоящее время существует более 350 зарубежных и отечественных теорий личности разной направленности и в каждой представлена своя структура личности, причем, большинство из них – психоаналитические. Но к сожалению, ни одна из существующих теорий не отвечает следующим требованиям:

 во-первых, она должна отражать как идеалистические, так и материалистические теории и представления о человеке, большинство которых заложено в основу образовательных систем;

 во-вторых, она должна отражать гармоничное развитие человека на протяжении всей жизни (а не определенного этапа) для того, чтобы обеспечить непрерывность образования;

 в-третьих, она должна быть очень простой, понятной и доступной родителям, учителям и подросткам с тем, чтобы стать методическим инструментарием для образования и самообразования.

 Поэтому с учетом данных требований в качестве методического инструментария была разработана стратегия персонального развития личности, в которой представлена структура личности, в рамках которой я буду раскрывать особенности современных детей.

 Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному.

 Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».

 Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.

 В сознании современных детей преобладает смысловая сфера.

 Преобладание смысловой ориентации в сознании современного ребенка перестраивает всю его функциональную систему и приводит к ее преобразованию. Смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития смысловой сферы личности, и это развитие возможно только при условии удовлетворения духовных потребностей ребенка. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если – нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.

 Смысловая сфера личности имеет три зоны – личностный смысл («я в этом мире»), жизненный смысл («мир вокруг меня»), смысловые структуры личности (ведущие и значимые для каждого возраста виды деятельности, в процессе которых происходит развитие деятельной натуры ребенка). Только при комплексном развитии этих зон будет происходить формирование смысловой сферы личности ребенка.

 Смысловая сфера личности как внутренний мотив и побудитель управляет развитием других четырех сфер: сферой тела (энергетический план развития), сферой души (эмоциональный план развития), сферой разума (ментальный план развития) и сферой духа (волевой план развития).

1) Современные дети обладают повышенной возбудимостью, или гиперактивностью.

 Этот диагноз получает каждый ребенок еще в роддоме. Если раньше гиперактивность рассматривалась как патология, то сейчас – это норма.

 Гиперактивность влияет на сон, который у современных детей – непродолжительный, прерывистый, очень чуткий. Порой удивляешься тому, что шестимесячный малыш может не спать днем, а вечером чувствовать себя бодро. Что касается питания, то дети очень рано отказываются от грудного молока, в среднем, к шестимесячному возрасту.

 Гиперактивность проявляется в повышенном тонусе сферы тела и влияет на развитие осязания, ощущения пространства и мышечной массы тела, кинестетических ощущений, на координацию движений. Для того, чтобы снять мышечный тонус и восстановить энергетический баланс, ребенок начинает бегать, прыгать, пока не пропотеет или начинает кружиться и затем резко падает на пол, фиксируя свои ощущения.

 Гиперактивность негативно сказывается на развитии концентрации и сосредоточенности внимания, усидчивости и терпения, может вызывать утомляемость и раздражительность.

2) У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

 В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать целостное восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга ребенка. Высоко развитая интуиция помогает малышу воспринимать информацию и перерабатывать ее на чувственной (бессознательной) основе – нравится/не нравится; комфортно/дискомфортно.

 Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности для ее приобретения. И если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и компрессией информации.

 У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.

 Мы проводили занятия по коммуникативно-речевому развитию с детьми раннего и дошкольного возраста по специально разработанной методике. Уже к трем годам дети свободно общались, удерживая в памяти фразы из 12 слов. Когда эти же познавательно-развивающие игры мы предложили детям младшего школьного возраста (8-10) лет, то они смогли оперировать фразами только из пяти-шести слов.

 В результате проведенных исследований нами было установлено, что эти способности надо развивать, иначе они блокируются.

 Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, четырехлетний ребенок может выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет ответить на вопрос: почему он так сделал? Если это комплексное задание разбить на элементы, то ребенок может не выполнить задание. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

 У некоторых детей в 2,5-3 года наблюдаются признаки заикания, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание может возникнуть из-за того, что ребенок не успевает во внутреннем плане осуществить этот перевод и торопится высказаться. Как выражаются многие специалисты – мысль опережает речь.

3) У современных детей – повышенная тревожность и агрессия.

 Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. Повышенная тревожность проявляется обычно во время ночного сна: ребенок резко кричит, просыпается, не желает ложиться в свою кроватку, прижимается к маме и не отпускает ее, пока не уснет.

 Агрессия проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок бьет, кусает, царапает своих близких, разбрасывает и ломает игрушки. Причем, приступы агрессии могут появляться внезапно.

 Ситуации, которые провоцируют агрессию, могут быть разными. Ребенок чувствует не только эмоциональные состояния каждого члена семьи, но и отношения между ними.

 Не раз мы отмечали такие ситуации, когда мать находилась в тревожном состоянии и переживала за отца ребенка. Например, как проявил свое отношение мальчик 2,5месяца. Папа пришел поздно с работы и хотел пообщаться с малышом. Но ребенок отвернулся и не смотрел на отца. Отец взял его на руки, а ребенок опустил глаза вниз, а потом начал его бить ручонками, царапать и кричать. Все его поведение говорило о том, что он не желает с ним общаться. Только после того, как отец при ребенке попросил прощение у матери, что не позвонил и не предупредил о том, что задержится, ребенок посмотрел на него и заулыбался.

 Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

 Детская врожденная агрессия – это продукт и результат развития и Природы, и Общества.         

 В последние десятилетия Природа находилась «во власти» Человека, стремящегося ее покорить. Долгое время насилие над Природой осуществлялось в рамках научно-технической революции под девизом: «Нам незачем ждать милости от Природы, взять их у нее – наша задача». В настоящее время нарушен энергетический баланс в Природе, что приводит к изменениям климата, ураганам, землетрясениям. Эти явления свидетельствуют об угрозе экологической катастрофы. И если человек не научится жить по законам Природы, любить ее, понимать и чувствовать, то это может привести к гибели живой материи.

 Насилие над Природой порождает агрессию, которая на бессознательном уровне заполняет душу ребенка. Современный ребенок – проекция Природы, ее агрессивного состояния.

 С другой стороны, современный ребенок – продукт развития Общества.

 Образовательная стратегия Общества десятилетиями, вернее, столетиями была ориентирована на реализацию репродуктивного образования, при котором из поколения в поколение передавались готовые знания, отрабатывались навыки и умения. Знаниецентрированная парадигма образования диктовала жесткие условия усвоения программы, превращая учащихся в «устройство» по переработке программного содержания.

 В таких условиях творческий потенциал, заложенный в человеке Природой, не получает своего развития через образование и не воплощается в стремлении человека к самореализации. Отсутствие самореализации духовных потребностей порождает в человеке депрессию и как следствие – агрессию.

 Агрессия – это мощный заряд отрицательных эмоций, но в раннем возрасте, при определенных условиях, ее можно преобразовать в положительную, т.е. созидательную энергию. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда «недополучают» человеческое тепло и необходимой «порции» информации, востребованной сферой разума. Недостаток тепла, неудовлетворенная потребность ребенка к восприятию и переработке информации провоцируют сферу души и вызывают агрессию.

4) Современные дети – настойчивы и требовательны, они не желают слепо подчиняться указаниям взрослых.

 Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Проявляя любопытство и настойчивость, ребенок тянется к любимой игрушке или криком заставляет родителей выполнить свои желания. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все их прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим.

 От воспитания и образования зависит: будет ли ребенок проявлять упрямство или настойчивость и целеустремленность?

 

 Итак, современные дети обладают гиперактивностью, повышенной потребностью к восприятию информации, они агрессивны, настойчивы и требовательны.

 Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и обучении. Организуя образовательный процесс, необходимо помнить, что есть особенности, которые проявляются только в раннем возрасте, и если не обеспечить условия для гармоничного развития каждой сферы личности, то после трех лет может произойти их «блокировка», и компенсировать недостатки развития станет невозможно. Так, если в раннем возрасте не будет сформировано смысловое восприятие, то в дошкольный период у ребенка исчезнет данная предрасположенность, что может привести к задержке в развитии других познавательных процессов и сфер личности.

 

 Вывод – современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.

 


Педагогика Культуры № 5 (2006)

Метки: Рубрика: Дети нового сознания, Горлова Н.А.

Печать E-mail

Просмотров: 4713