Дата публикации: .

Педагогические основы школы будущего

Лебеденко Анатолий Андреевич,

кандидат педагогических наук,

заместитель руководителя научно-просветительского отдела

Международного Центра Рерихов

 

В последние десятилетия в мир приходят дети высокого уровня сознания. Приход новых детей есть очевидный факт и свидетельство сознательного творчества космической эволюции, одухотворенного Космоса. Дети нового сознания несут синтетическое мироощущение, демонстрируют обществу необычные способности, помогающие уяснить структуру Мироздания, место в нем человека, проявляют сознательное отношение и готовность к сотворчеству с космической эволюцией. Этот уникальный процесс описан в Живой Этике – философии космической реальности.

Феномен появления таких детей требует принципиальных изменений в педагогической системе, системе здравоохранения, государственных и общественных структурах общества. Необходимо организовать их защиту, имея в виду общее тяжелое положение большинства детей не только в России, но и во всем мире.

Систематизация и изучение многогранного наследия семьи Рерихов, дальнейшее развитие их педагогических идей позволит использовать заложенную в этом наследии мудрость на нынешнем этапе эволюции, когда каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны искать пути к воспитанию более совершенного человека.

Академик Николай Константинович Рерих, директор Школы общества поощрения художеств, самого крупного в свое время художественного среднего учебного заведения России, считал, что в педагогике Школы Будущего должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения, или три сферы единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Это:

– осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего;

– кооперативное мирное строение жизни;

– доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца.

Н.К.Рерих писал: «Без этих трех основ строение невозможно. <…> Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле» [11, с. 74].

«…Воспитание детей может быть поручаемо лишь человеку, действительно образованному, имеющему в своих предметах основательные познания и вполне обеспеченному, чтобы не рассеиваться в отыскании побочной работы. <…> Нужно воспитать народное сознание в истинном понимании, что такое труд во всеобщее благо» [11, с. 123].

«Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное» [11, с. 143].

«Основы Этики и Культуры всюду нужны. Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. <…> Все это не отвлеченность, но великая основная реальность. <…> Дума о Культуре есть Врата в Будущее» [11, с. 225].

На этих основах, без которых «строение невозможно», в образовательном пространстве созидается наилучшее будущее, и предпосылать их следует не отвлеченно, а в полном соответствии с жизненными реальностями.

Рассмотрим наиболее значительную из названных Н.К.Рерихом основ – осознание в бытии высочайшего.

Этнопедагогика народов мира, история отечественной педагогики говорят нам именно о приоритетном хранении, бережении и утверждении этой основы в сознании всех участников образовательного пространства. Каждый народ оберегает свои святыни. В основе любой национальной культуры всегда лежат эти нравственные, жизнеутверждающие Идеалы, являющиеся цементирующими скрепами духовной общности и единства народа. Такие святыни сподвигают живущее и последующие поколения на свободное творческое устремление к духовным вершинам. Поэтому можно утверждать, что Идеалы являются основой в царстве ценностей, нравственными маяками в океане культуры и фундаментом Школы Будущего. Наличие в обществе Идеалов и их почитание дает возможность проявлению высочайшей формы одухотворения – высшим и будущим, без чего не может состояться не только прогрессивное общество в целом, но и просто культурный человек. Идеалы привлекают носителей духовных ценностей, в сознании потомков сохраняющихся в духовных и материальных свидетельствах своего творчества – учениях, сказаниях, литературных трудах, картинах, архитектурных памятниках и технических творениях и т.д. Живы они в памяти народа и по воспоминаниям и отзывам современников, творчеству ближайших учеников, педагогическому воздействию на национальную и мировую культуру созданными ими искусствами, ремеслами и иными видами творчества.

Идеал – это символический луч Эволюции, пробуждающий в нас ту духовную силу, в которой мы можем усмотреть свет высших и вечных ценностей.

Философы А.В.Иванов и В.В.Миронов пишут: «Идеал есть воистину закваска мировой культуры; ее живая и содержательная ценностная матрица, стимулирующая индивидуальное аксиологическое творчество и выступающая средством конструктивной оркестровки других ценностных содержаний и их материальных носителей» [6, с. 639]. В народной педагогике подражание Идеалу практикуется интуитивно и является одним из самых главных и эффективных способов воспитания и самовоспитания. В этих случаях Идеалы реализуются в соответствии с характером, особенностями и устремлениями нации. В сфере народных ценностей Идеалы Учителей, Героев, Подвижников никоим образом не уменьшаются ни из-за отсутствия исторических данных о них, ни из-за несовершенства доказательств подлинности манускриптов. Многие из рассказываемых историй могут не иметь подтверждений в истории, однако они правдивы этически и нравственно.

Поклонение и подражание духовным святыням философ И.А.Ильин называл «созерцающим вчувствованием» и писал, что идеальное содержание «мыслится, или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте, или же рисуется, лепится, поется, строится, выговаривается в слове, или совершается в виде поступка. Созерцающее вчувствование может предаться любому жизненному содержанию или любому предмету, – воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви» [7, с. 474]. Таким образом, «силою духовной любви» к Идеалу люди нацеливаются на внутреннее культивирование и аккумуляцию в себе особой психической энергии, которая проявляется в социуме в форме нравственных качеств человека: преданности Родине, трудолюбии, человечности, доброжелательности, дружелюбии, искренности, подвижничестве и др. В повседневной жизни эта сила любви ободряет, дает духовную опору и наращивает иммунитет добра через деятельное утверждение этических норм заповеданной народной мудрости: «Достойное поведение выше всякого богатства» (балкар.); «Прощающий – благороден», «Прощение от могущества» (осет.); «Снисходительность дополняет щедрость», «Будь милостив к тем, кто ниже, слабей тебя» (кабард.). Народной традицией особенно рекомендуется подготовка человека к высшему предназначению через овладение духовной силой Идеала. Народные воспитательные традиции проповедуют идею долготерпения как достойную черту характера каждого человека. Особенно она рекомендуется младшим в общении со старшими. У всех народов обычай уважать старших – один из древнейших. Генетически он связан с культом предков и проявляется в искреннем и глубоком почитании Учителя, Героя, Подвижника, Наставника или просто старших по возрасту или опыту людей, родителей. В народном афористическом творчестве Идеал иерархии мудрости предстает как источник Справедливости, Знания, Добродетели, как Светоч Истины. Народы заповедуют: «В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности», «В доме, где нет старших, много плача», «Молодого наставляют, а старого разве поучают?», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», «Молодые дерутся, старшие советуются», «Старшего не окликают, его догоняют» (адыг.); «Где нет старшего, нет и младшего» (абазин.); «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика», «Много живший – много знает», «Не станет сам старшим не слушающий старшего», «Очаг не светит в той семье, где нет старшего» (балкар.); «Кто старшего не послушается, в большую яму упадет (чечен.);  «Старый человек стоит четверых» (чуваш.); «Хочешь в чем-нибудь добиться успеха – посоветуйся с тремя стариками» (кит.); «Не поступающий по словам стариков – до старости не будет удачливым» (крым. татар.). Как видим, у всех народов в преемственности поколений был заложен глубокий смысл, именно таким путем герои приобщались к духовным святыням, и можно только сожалеть, что нравственные Идеалы в отечественном образовательном пространстве сегодня востребованы лишь педагогами-интуитивистами.

Достоин внимания опыт народов Юго-Восточной Азии, отличающихся альтруизмом и стремлением действовать во благо человека, страны, мира, будущего. Культивируемые ими тысячелетние традиции и нравственные ценности одухотворяют современную цивилизацию Востока, где в школах наряду со специальными детям дают знания о традиционных нравственных ценностях. К примеру, в Южной Корее изучают «26 добродетелей» – квинтэссенцию этнопедагогических основ культуры корейского народа, а в старших классах ученики осваивают курс «Национальной этики». Аналогичные ориентации, культивируемые и в Индии, Китае, Японии, Сингапуре, на Тайване, корнями связаны с народной системой этических норм, воспитывающих верность долгу, честность, почитание старших, бережность, смирение, человечность. Общеизвестно, что в течение многих веков Восток привык оценивать значение и реальность того или иного мировоззрения по степени претворения в жизнь его Идеалов последователями.

Выдающийся художник, философ, ученый-естествоиспытатель, исследователь культуры Индии, всемирно известный педагог и общественный деятель С.Н.Рерих, принимавший самое активное участие в становлении одной из ведущих школ Индии (создана в 1967 г. на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша и расположена в Бангалоре), говорил о ней так: «На опыте нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда. <…> Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения» [14, с. 87]. Святослав Николаевич считал, что «жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству» [14, с. 92].

В бангалорской школе важнейшая роль отводится эстетическому развитию учащихся, пониманию красоты во всех ее аспектах, внесению Прекрасного во все проявления жизни. Преподаватели максимально ориентируют учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения Идеалов красоты. Эта школа – настоящий храм красоты, утопающий в зелени, наполненный благоуханием цветочных ароматов. На первом этаже, во внутреннем дворике, – настоящий сад, в котором много роз. В саду стоят две древние каменные скульптуры из индийского храма. По всем этажам на стенах репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников. Там есть изображения красивых видов природы, звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд, на котором вывешивают вырезки из журналов и газет со статьями о последних научных открытиях и достижениях. На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Тут же стоит небольшой столик, на нем ваза с цветами, книга, бумага и карандаши. Здесь в свободное время можно позаниматься. Такая естественная, свободная и полная доверия атмосфера сближает людей.

Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания, например: «Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек», «Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего», «Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир», «Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо», «Побеждай любя – и ты победишь все», «Ищи радостно – и все ответит тебе», «Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца», «Молчание – это великое искусство вести беседу», «Мы всегда окружены тем, о чем помышляем», «Истина – единственный источник мужества», «Будем всегда стремиться к Прекрасному» [15, с. 22–32]. Читая эти высказывания великих людей, дети имеют возможность самостоятельно или вместе с учителем подумать и обогатить сознание мудрыми мыслями. Кроме того дети ведут дневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений. С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии… Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.

Дети обучаются в школе с трех лет. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим и записывает свои наблюдения, которые ведет до окончания ребенком школы. В настоящее время в школе учится около 3000 человек. Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и «Гармония». Классы по 30–35 человек. День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке для пятиминутной молитвы. В Индии все дети приучены к молитвам.

Малыши много занимаются рукоделием, рисованием для развития моторики кистей рук. Рисуют не только кисточкой или карандашом, но и просто пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. С малышами проводят специальные занятия, на которых они учатся говорить, пересказывая истории и сказки. Раз в неделю каждый ребенок должен провести определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует, занимается самообразованием.

Особое внимание в бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети с раннего возраста работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и очень много трудятся в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке, декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают журнал, радиогазету; устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники. В школе действует система патронажа старших над младшими. Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникновении затруднений. По субботам директор и учителя проводят встречи с родителями и дают им рекомендации по воспитанию. Преподавателей в школу подбирают по двум критериям: они должны любить детей и иметь широкое мировоззрение, т.к. с начала обучения в школе в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста в очень простой и доступной форме воспитывают безбоязненное отношение к смерти. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику: «Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть».

Учитывая высокий уровень подготовки выпускников бангалорской школы и осуществляя принцип преемственности начальной, средней и высшей школ, в Бангалорском университете открыт колледж для учеников, окончивших школу имени Ауробиндо Гхоша. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? – пишет С.Н.Рерих. – Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. Подобный лаборатории духа, великий поиск более совершенной жизни, высокого идеала, которому можно следовать и к которому можно стремиться.

Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота – это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем свое восхождение» [13, с. 106–107]. По воспоминаниям директора Школы имени Ауробиндо Гхоша, госпожи Адити Васиштха, доктор Святослав Рерих любил приходить к ним и всегда подчеркивал значимость именно внутреннего качества жизни. Он говорил о важности образования, особенно – образования детей. Его присутствие вносило благодать в атмосферу учебного процесса.

В 1972 г. С.Н.Рерих основал в Бангалоре Культурно-просветительский центр искусств «Читракала Паришад», ставший отделением местного университета. Школа имени Ауробиндо Гхоша также была включена в состав университета. С.Н.Рерих был президентом этого центра до последних лет жизни, оказывал постоянную финансовую поддержку школе. К 1989 г. завершилось строительство основных зданий Центра. В него вошли выставочные залы, художественная галерея Н.К.Рериха и пр. Святослав Николаевич финансировал это строительство и передал Центру картины отца и свои. Центр стал его детищем, и он внимательно следил за методикой и содержанием преподавания.

В беседе с преподавателями из Новосибирска и Свердловска, состоявшейся в Москве 24 октября 1984 г., С.Н.Рерих сформулировал главные задачи педагогики настоящего и будущего: «Вы знаете, что воспитание человека – самое трудное. Наша главная задача – формировать человека Будущего. Ко мне очень много приезжает специалистов из разных стран. Но я заметил, что у очень немногих педагогов есть представление о том, как, куда стремиться. Как вы знаете, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться (здесь и далее выделено мной. – А.Л.). И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нем думают, но практически нет четкого представления.

Самое главное в воспитании – надо представлять этого будущего более совершенного человека. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе широко цитируются мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны.

Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди и они будут влиять на окружающую среду. <…>

Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. <…> Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. <…> Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет, и не найдете! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, – это стать лучшим человеком» [14, с. 89–91].

Английский теософ А.Безант (1847–1933) считала, что Идеал есть положительная ментальная концепция возвышенного вдохновляющего свойства, предназначенная для руководства поведением [3, с. 200]. Создание такого Идеала является одним из самых эффективных способов воспитания и самовоспитания.

Идеал может получить различные реализации в соответствии с характером и личными особенностями человека. Ценность Идеала сильно зависит от притягательности нашего сердца: ведь то, что привлекает один характер, совершенно не обязательно является притягательным для другого. Абстрактный Идеал и Идеал, воплощенный в личности, одинаково хороши, если рассматривать их с позиций Общего Блага. Интеллектуальная личность скорее всего предпочтет абстрактный Идеал, тогда как личность эмоциональная будет требовать конкретного воплощения своих мыслей. Сердце человека определяет форму Идеала и либо сохраняет его как жизнеутверждающую устремляющую абстракцию, либо реализует в конкретной личности, коллективе, содружестве. Человек должен обдумать предназначение своей жизни, цель, к которой он стремится, и, руководствуясь этим в своем выборе, выделить необходимые для достижения поставленной цели качества, которые должны составить единую концепцию, т.е. он должен ясно представлять этого более совершенного человека. Он должен постоянно думать о новом человеке, о тех прекрасных качествах, которые этот новый человек несет в себе и являет другим. Делать это нужно до тех пор, пока человек не сможет четко представить Идеал, наделенный всей красотой высокой мысли и благородного характера. Такой созидательный посев есть потребность духовной структуры сердца. Человек интеллектуального склада сохранит Идеал как чистую абстракцию, а эмоциональный воплотит в какой-либо конкретной личности, такой, например, как Кришна, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед или некий другой Учитель Жизни. В этом последнем случае человек будет изучать Его жизнь, Его учение, Его деяния; и Идеал будет становиться все более и более живым, реальным для человека-мыслителя. В его сердце возникает любовь к этому Идеалу и стремление воспитать в себе качества Идеала. Если в человеке оживают низменные инстинкты, толкающие его на недостойные действия, то оборонительная сила притягательного Идеала заявит о себе активным сопротивлением, и тогда возвышенное преодолевает, дух побеждает, воля кристаллизуется, а сердце очищается. Таким образом, воин-мыслитель, устремленный к Идеалу, пробуждает в собственном сердце духовный иммунитет. В свое время Серафим Саровский, «горячий молитвенник за весь мир», православный святой отец, чудотворец, пояснял: «Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется» [17]. Поэтому герой духа, принявший Прекрасное в сердце, защищен силой духовной любви к Идеалу от эгоистических поступков, недостойных желаний и мыслей: стыдно оказаться недостойным Прекрасного. Сердечное стремление иметь сходство с тем, к чему человек-мыслитель устремляется, а также общая установка и склонность к благородным размышлениям фокусируют сознание на избранной идее. В нужный момент в памяти всплывает: «Воздерживайся от низменного», «Достигай героического». Низменные желания становятся более и более неуместны и, как сорняки, естественным образом вытесняются из возделываемого сада сознания, потому что не могут дышать этим чистым и ясным воздухом. Таким образом, мысль-магнит, напитанная сердечной любовью, притягивает положительные возможности и, как щит, отрицательные лишает доступа.

Е.И.Рерих, чуткий философ сердца, создатель фундаментального труда Живая Этика, в котором рассудочность сознания уступает место «всесознанию-сердцу» [1], пишет: «Все высокие системы йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах и т.д. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, и он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие избранного Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным» [9, с. 117–118]. И еще: «Устремление к Идеалу, созданному в Огненном Мире, уявляется сильнейшим притяжением к Огненной Сфере, где живут эти Магниты – Представления и Идеалы» [10, с. 253]. Все мыслители рассматривали предназначение человека в утверждении его подобия Силе Высшей. В чем же проявляется это подобие? Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе. Назначение его не может рассматриваться как нечто случайное. Также необходимо рассматривать проявленные формы во всем их разнообразии, ибо во всех сферах существуют свои, соответствующие им формы. То, что Творец создал человека по «образу и подобию Своему», – истина, которая прошла испытание временем. Будучи этим образом и подобием, «человек, – по словам В.С.Соловьева, – является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной» [16, с. 140].

Закон жизни прост и непреложен: человек «дальней перспективы» стремится познать беспредельную глубину собственного микрокосма и непременно должен:

– быть готовым вдохновиться Идеалом;

– быть способным утверждать принятую концепцию Идеала в повседневной жизни;

– сознательно допустить со стороны Идеала руководство собственным поведением;

– быть готовым принять терновый венец, которым отмечает невежественная толпа своих благодетелей.

В Гуманной педагогике, созданной Ш.А.Амонашвили, этот закон является основой образования сердца. Закон суров и строг, но он есть пища сердца героев духа. «Коллеги, только жизнь героя духа приличествует нам!» [2, с. 63], – считает Ш.А.Амонашвили. А вот что писала о значении идеала Е.П.Блаватская: «У человека нет более ценной собственности, чем возвышенный идеал, к которому он непрерывно восходит и в соответствии с которым он формирует свои мысли и чувства и строит, – а это лучшее, что он может делать, – свою жизнь. И если он будет стараться не столько выглядеть, сколько стать, он непременно будет мало-помалу приближаться к своей цели. Однако цели этой не достичь без борьбы; также и реальный прогресс, осознаваемый им, не породит в нем самомнения или самодовольства; ибо если его идеал высок, и если он действительно приближается к нему, то он скорее будет чувствовать незначительность своего “я”, нежели его разбухание» [4, с. 13]. Эту же мысль мы встречаем и в Новом завете: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» [8, 6:40].

В статье «Моя педагогическая вера» В.А.Сухомлинский пишет: «Видение самого себя, сопоставление и сравнение себя с нравственным идеалом – тончайшие движения души. Ювелирное мастерство воспитания, в сущности, и заключается в том, чтобы умело руководить этим процессом. Конечная цель педагогического руководства – воспитать человека-патриота, борца, преданного коммунистическим идеалам, человека чистой и благородной души.

Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь – это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Вот одна из истин моей педагогической веры: в юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку» [18, с. 119].

Закономерное возникновение в жизни учеников нравственных идеалов подтверждается и мыслью А.М.Горького о том, что высокохудожественное литературное слово способно материально насыщать плоть, кровь и сердца людей высокими идеями до предельной плотности. На наш взгляд, ученики, просветленные высоким искусством, способны оставлять на всем индивидуальную характеристику, насыщая духовной энергией пространство, место, каждый предмет и каждое подходящее сердце. Ф.М.Достоевский говорил: «Красота спасет мир». По мысли Н.К.Рериха, в наше время следует утверждать – осуществление Красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о Высоком, сложатся пути в лучшее будущее [12, с. 182].

По завету мудрых, останемся вечными учениками и будем всегда стремиться к Прекрасному! Следует идти тем путем, который так замечательно запечатлен в Высочайших Обликах, ведущих человечество.

Будем помнить пророческие слова одного восточного мудреца:

«Ваши дети – это не ваши дети.

Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.

Они приходят через вас, но не от вас.

И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,

Ибо у них свои собственные мысли.

Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,

Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,

Куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.

Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.

Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.

Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.

Стрелок видит знаки на пути бесконечности, и Он сгибает вас

Своею мощью, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.

Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.

Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит,

Он любит и лук, который недвижен».

Да будет!  [5, с. 101]

 

Литература

1. Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Академический Проект, 1999.

2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2003.

3. Безант А. Изучение сознания. М.: Алетейа, 1997.

4. Блаватская Е.П. Практическое сокровенное Учение и другие труды. Рига: Издание Дома журналистов Латвии, 1991.

5. Джебран Х. Мудрость Халиля Джебрана. Пророк. Сад Пророка. Голос Мастера. М.: София, 1999.

6. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: Современные тетради, 2004.

7. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995.

8. Новый завет. Евангелие от Луки.

9. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2003.

10. Рерих Е.И. У порога Нового мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

11. Рерих Н. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

12. Рерих Н.К. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996.

13. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

14. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

15. Святослав Николаевич Рерих – вестник Красоты // Пособие для педагогов по проведению уроков-бесед, посвященных 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Симферополь, 2004.

16. Соловьев В.С. Сочинения. М., 1994.

17. Спирина Н.Д. Отблески // Сборник докладов, выступлений. Новосибирск, 1992.

18. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… М.: Молодая гвардия, 1990.

 

Опубликовано:
Лебеденко А.А. Педагогические основы школы будущего
// Дети Нового Сознания: мат-лы междунар. науч.-общ. конференции. 2006. –
М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. – С. 307-321.

 


Метки: Рубрика: Дети нового сознания, Лебеденко А.А.

Печать

Просмотров: 1620