Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

ответственный редактор общественного

научно-просветительского журнала«Педагогика Культуры» 

В данной статье автору удалось выйти на новый уровень осмысления темы. В понимании человека наметились новые грани. Возникают совершенно новые ассоциации, созвучия и повороты мысли о понимании человека в философии космической реальности.

Подробнее

Фролов В.В.,
доктор философских наук

Дети и творчество

(О сотрудничестве детей и взрослых)

Тема детей и детского творчества, сотрудничества детей и взрослых необъятна, как океан, и полна великого смысла, прикоснувшись к которому умом и сердцем, человек уже не останется к ней равнодушным.

 

О значении детства

С глубоким символом в древности было указано: будьте как дети. Их чистота, простота, доверительность недосягаемы для большинства взрослых; у детей можно многому поучиться. Не зря говорится: только лучшие из нас остаются детьми. Действительно, далеко не всем удается на всю жизнь сохранить искренность, радостность и простоту, способность открыто, с полным доверием относиться к людям – то, что так легко дается в детские годы. И совсем не многие – единицы – удерживают в себе психику ребенка, его жадное любопытство к миру, полному неизведанных и неисчерпаемых возможностей.

Значение детства в нашей жизни чрезвычайно велико, и мало кто осознает это в достаточной мере. Непроста и задача взрослого по отношению к ребенку – помочь ему найти себя, реализоваться как личности и сохранить при этом свою индивидуальность, понять свое предназначение, постичь смысл жизни. Для этого наставникам, прежде всего, необходимо, углубившись в знания (учитель только тогда может чему-то научить, если учится сам) и, учитывая существование законов духа, вследствие этого осознать истину о том, что ребенок приходит в мир с уже сложившимся характером, и задача взрослых лишь помочь ему развить, утончить его личные качества, направляя его сознание к культуре.

 

Детская наблюдательность – в помощь наукам

 В то время, когда науке еще только предстоит проникнуть за пределы физического плана в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства – искусство и мастерство художника, человека, чутко воспринимающего окружающее и благодаря своей утонченности раньше других проникающего в эти миры, приводят туда зрителя.

Все это в полной мере можно отнести и к художественному творчеству детей, которое сегодня признается исследователями как полноценное искусство. Наблюдательность ребенка, его тонкое чутье представляют огромную ценность для общества, и обществу это необходимо осознать.

Детское творчество, обладающее самобытными особенностями и уникальными достоинствами, как отмечают ученые-искусствоведы, – объективный феномен человеческой культуры. «Детский рисунок – это визуальный рассказ, в котором особое значение имеет характеристика образа, передача чувств, душевного состояния, собственного отношения к изображаемому. Природное, интуитивное чутье помогает ребенку свести все в целостное композиционное единство»[1]. Это особенно проявляется в уникальных по значимости детских работах, поступающих на ежегодный международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса»[2], который проводится с целью привлечения внимания к духовно-нравственному миру детей.

Мир детского воображения, – а по сути, реальный, действительный мир космической Беспредельности, который, судя по всему, детям хорошо понятен, – увлекая внимательного зрителя «превыше всех сфер земных», открывает взрослым, людям со сложившимся миропониманием, новое, неизвестное – приносит людям новые знания. Это признак настоящего искусства, которое обладает способностью выводить человека в широкий мир многих измерений, как писал Н.К. Рерих в очерке «Мера искусства».

Создаваемые детьми образы на темы: «Красота – основа Космоса», «Космос глазами сердца», «Симфония великого Космоса» – показывают способность современных детей мыслить широко, философски, в неограниченных масштабах. При этом обладая, как отмечено выше, художественной ценностью, творчество детей ввиду их особой наблюдательности, утонченного восприятия может представлять и научную ценность, если внимательно отнестись к тому, что отмечают ученые.

О значении образа в науке и о наблюдательности писал выдающийся ученый А.Л. Чижевский, утверждая, что образы оказывают безусловную помощь научному познанию. Если в построении образа, писал он, содержатся все наблюденные свойства оригинала, то среди этих свойств в образе можно обнаружить и другие. «Наличие самостоятельных свойств в образе чрезвычайно важно: оно дает импульс к исследованию по аналогии, и таким образом, иногда приводит к очень ценным следствиям»[3].

Так, творчество ребенка может оказать помощь научным открытиям: его внимательный взгляд проникает глубоко, погружаясь в волны гармонии Космоса; оно способно эмоционально вдохновить зрителя (слушателя, читателя) к новому творчеству. Происходит ли это благодаря природной способности ребенка вообще – ввиду возраста быть близким к миру тонких энергий, – либо мы наблюдаем творчество детей «эволюционно продвинутых», по выражению ученых, которые все еще не высказались однозначно по этому поводу, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента проведения первых конференций на тему «Дети нового сознания»[4]. В любом случае проблемы и пути развития детского творчества требует особого внимания и изучения.

Современные юные музыканты, получившие хорошие уроки исполнительства, удивляют взрослых своим вѝдением мира, который открывается для них в звучании музыки. И дети охотно и щедро делятся своими наблюдениями через собственное исполнительское мастерство. Восхищаясь вдохновенной игрой юного музыканта, благодарные слушатели, отмечая в отзывах, что это их наполняет светом, пишут: «Фортепиано – это просто средство, которое позволяет нам слышать его». Именно то, что слышит в музыке гениального композитора сам юный исполнитель, оказывается важным для внимательных взрослых. Факт детского творчества, представляющего интерес, отмечают и опытные музыканты: «Научить можно очень многому, но есть вещи, которым научить нельзя… Если это интересно людям другого возраста, значит, в этом что-то есть»[5].

02С этим необходимо отметить, что исполнительское искусство, будучи художественно-творческой деятельностью, основано не на простом механическом переводе исполняемого произведения в другую форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие элементы, как вживание в духовное содержание произведения, его интерпретацию исполнителем согласно его собственному мировоззрению и эстетической позиции. Исходя из этого, не исключено, что феномен творчества детей как представителей человечества, имеющих еще весьма малый жизненный опыт, можно объяснить с помощью такого психологического термина, как «актуализация» – извлечение усвоенного материала из долговременной памяти при непосредственном воспроизведении. Этот вопрос, будучи очень важным и интересным, ждет своих исследователей, учитывающих существование духовных законов, в том числе, закона непрерывности жизни[6].

Когда юного музыканта или автора литературного текста хотят похвалить, отмечая, что у него получилось, «как у взрослого», то похвала ли это? Скорее наоборот – не замечено то особенное, что свойственно ребенку, его утонченной психике, подчас не доступной взрослому человеку. По этому поводу уместно вспомнить образное высказывание, принадлежащее выдающемуся педагогу и ученому М.П. Щетинину: «Дети – это большие люди, а взрослый – уменьшившийся до социальной функции, как бы минимизированный человек, который со щемящей тоской вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор»[7].

Рассматривая детское творчество в контексте культуры, нельзя обойти труды великого художника и гуманиста Н.К. Рериха, инициатора движения в защиту культурных ценностей. В своих статьях и очерках, написанных блестящим литературным языком публициста, он призывал общественность уделять внимание и детскому творчеству:

«Как заманчиво увлекательны бывают детские сочинения, пока глаз и сердце еще не поддались всепожирающим условиям стандарта, – писал Н.К. Рерих в очерке «Твердыня пламенная». – Детское сердце всегда открыто прекрасному, покуда оно не загрязнено умудренным житейским опытом. Вот во имя этого детского сердца, открытого к восприятию всего прекрасного, готовому к приятию истинных ценностей, мы и шлем наши лучшие мысли»[8].

Дети своим неизменным ценным качеством отзывчивости на добро откликаются на зов о Культуре, выражая свои мысли в сочинениях.

«Мы, дети, не шагаем, а бежим по жизни. Этот бег порою так стремителен, что не остается времени осмыслить увиденное. А небесная лестница, уходящая вдаль, заставляет остановиться на минутку, посмотреть вокруг, осмыслить увиденное на небе.

Когда подрастают ребята? Говорят, ночью... К ним на тоненьких серебряных ниточках опускаются звезды, и к звездам тянутся дети, и подрастают до утра. А когда подрастают наши сердца? Днем, наверное. Когда глаза широко открыты навстречу жизни. И от всего: от этих далеких звезд, закатов и восходов, огней над городом, созвездий и мерцаний на небе – зависит, какая жизнь войдет в наши сердца завтра. И от людей, которые рядом, тоже зависит прочность и надежность этих первых ступеней на нашем пути к самому трудному делу жизни – работе над собой» (Владимир Непомнящий, 11 класс, школа № 634, Санкт-Петербург, сочинение ко Дню Культуры).

Отметим в качестве особенности нашего времени следующий факт. Современные дети самого разного возраста, как показывают результаты конкурсов рисунков и письменных творческих работ, проявляют большие способности к широкому, философскому мышлению планетарного и космического масштаба. Этот факт подтверждается на различных форумах и конференциях[9].

Рассуждать о мироздании, о значении культурных ценностей и Общем благе, о смысле жизни и о самосовершенствовании – всё под силу и всё интересно нашим юным современникам. В этом можно убедиться благодаря ежегодному конкурсу сочинений ко Дню Культуры, проводимому многие годы в системе школьного образования Санкт-Петербурга.

Размышления о том, что мысль – основа жизни, оказывается, возможны и в 12 лет. «Мысль есть та мощь, что дает возможность постигать, создавать, строить и, к сожалению, уничтожать. Мы, люди, так хорошо умеем разрушать, что подчас забываем о том, кто мы есть – люди. Становимся какими-то зверями, бьющимися за кусок хлеба. А мысль ведь для иного нужна. Для создания и осознания прекрасного. Прекрасно ведь подчас просто смотреть на реку, например. Для большинства она просто течет себе, и все. Для поэта это лента в волосах природы. Лишь мысль способна сделать из таких вроде бы обычных явлений что-то прекрасное, что-то особое. Всего-то лишь белая глыба мрамора, а мыслью человеческой становится богиней… Мысли спокойного ума сильнее и целенаправленнее. Они слышат голос души. Изначальный голос души как божественной искры. Они выше. Они имеют больший потенциал преобразовывать. Преобразовывать мир, ситуацию, что-либо. Мысль – великий преобразователь мироздания» (Егор Платонов, 6 класс, школa № 83).

Можно, как выясняется, и в 10 лет мыслить категориями Общего блага (что является показателем развитости духовного начала личности), когда, услышав призыв о Культуре, ребенок берется писать сочинения сразу по всем объявленным темам, посвященным духовным ценностям, не оставшись в равнодушии к ним, как это сделала ученица начальной школы Валерия Сущенко (4 класс, школа № 606):

«“Человек, будь человечнее!” – Что означает такое обращение? Может показаться, что это то же самое, что, к примеру, у неба просить быть небесней или у воды просить быть водянистей. Ни небо, ни вода не смогут стать ни тем, ни другим, они такие, какие есть. А как же с человеком? Дело в том, что говоря о человеке, мы не всех считаем наделенными человеческими качествами, которые должны быть и есть у человека с большой буквы < > Я думаю, что быть человеком – это не только ходить на двух ногах и уметь разговаривать и даже не только уметь различать добро и зло, а одним из важнейших человеческих качеств является способность сострадать, понять чужое несчастье, почувствовать его, как свое собственное. Это качество, как мне кажется, самое человеческое. Сейчас в мире стало множество людей равнодушных, для которых вещи (модные вещи) заслонили живых людей. И мне хотелось бы им сказать: “Люди, будьте человечнее, услышьте друг друга, общайтесь, любите. И жизнь станет лучше”».

 

Для них – понятны и просты законы доброты и красоты

«Только у ребенка теплится здоровое, не ущемленное чувство жизни», – писал представитель русской философии А.К. Горский, подчеркивая, что для «неиспорченного ребенка» вполне естественно и чувство бессмертия[10].

Детям, юному поколению представляются простыми и само собой разумеющимися нравственные, духовные законы бытия как жизненные основы, принципы добра и красоты, в то время как взрослый идет к объяснению этих понятий для себя подчас длинным, витиеватым путем рассудка. «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, открытие которой составляет гордость позднейших лет», гласит афоризм (Дж.Рёскин). Не оттого ли это происходит, что ребенок думает и живет сердцем, а это самый прямой путь постижения Истины. Потому взрослым есть чему поучиться у детей, и есть смысл попробовать по-новому взглянуть на жизнь их глазами. «Ребенок знает чувство справедливости лучше судьи», отмечается в Живой Этике[11].

«Вот звук хрустальной чистотой

Добра зовет душой касаться,

Культурным быть, а не казаться, –

У истины мотив простой…»

– так отвечает на вопрос «Что такое культурный человек?» Надежда Кулова (6 класс, школа № 530) своим стихотворением в конкурсном сочинении, которое само по себе уже вклад в культурную сокровищницу[12].

«Все, что нам нужно сделать, – это сохранить внутренний свет, не утратить чувствительность и непосредственность ребенка, продолжать жить и творить по вечным, таким сложным, но в то же время таким простым законам красоты» (Халилова Алина, 9 класс, школа № 407).

Для многих юных сочинителей, пишущих на тему культуры и защиты культурных ценностей, характерно поэтически-возвышенное обращение к человечеству: «… объединить усилия свои вокруг одной мечты – жить и творить по вековым законам Красоты» (Валерия Фомина, 9 класс, школа № 411 «Гармония»).

Делается ли что-либо взрослыми, чтобы чувство возвышенного отношения к жизни не утерялось с годами? Напротив, едва начав жить, человек погружается своим окружением в семье и обществе в прагматизм, который приводит в итоге, как отмечается в исследованиях ученых, к психическим расстройствам, поскольку человек при этом неизбежно теряет свою целостность – способность видеть мир и себя в единстве. Та истина, что дети нуждаются в защите и заботе, должна рассматриваться еще и с этой стороны – с точки зрения духовного качества среды, в которой растет и зреет дух ребенка.

Дети, погрузившись в мысли о культуре, проявляют истинные таланты, пробуя себя при этом в самых разных литературных жанрах стихи и пьесы, диалоги и притчи, рассказы и повести, иллюстрируя свои работы и проявляя живой интерес к теме. Значит, кто-то сумел им дать направление мысли, зажечь огонь творчества, что и является самым важным.

Когда действует импульс зажигания мышления оно устремляется к лучшему качеству. И юные творцы, откликаясь на предлагаемые темы, подтверждают эти положения своими рассуждениями.

«Казалось бы, просто фраза: “Прекрасное есть щит от зла”– что такого? Но в ней есть особый смысл, несущий совершенно новые мысли в наши головы. Эта довольно короткая строчка может изменить человека. У многих людей, едва прочитавших ее, тут же сама собой появляется некая заветная мысль, она их вдохновляет, а они начинают тянуться к прекрасному, к добру» (Дмитрий Ситнер, 8 класс, школа № 90).

Также ценными мыслями делится автор сочинения, описывая свои размышления на тему «И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу»:

«В данный момент я пишу это сочинение. А ведь совсем недавно мне была безразлична эта тема, и я даже не задумывалась над определенными закономерностями в мире, проявляющимися вокруг меня… Моя учительница предложила попробовать написать это сочинение. Увлекательно то, что с каждым новым материалом, получаемым при написании сочинения, я стала чаще обращать внимание на происходящие со мной события, искать во всем закономерности и скрытый смысл... В итоге, заканчивая свою работу, я уверена, что в скором времени открою мир, который несу в себе и обязательно докажу, что все вокруг происходит не просто так» (Алина Мусинова, 10 класс, школа № 332).

Прикоснувшись к детскому творчеству, каждый может убедиться, что в мир приходят «новые дети», и надо быть готовыми встретить их[13].

Участникам вышеназванных конкурсов, можно сказать, повезло – им дали направление. Но существует общественная проблема непомерной величины и тяжести – это равнодушие основной части общества к детскому творчеству, непонимание того огромного потенциала, который заключается в нем и который значим для всех.

 

«…Успевал потухать пламень сердца,
прежде чем ученик доходил до запретной двери творчества»

В творческом диалоге с детьми убеждаемся, что они немало озабочены проблемами взаимоотношений с взрослыми и выражают подчас общую точку зрения детей по этому поводу. Также в свое время указывал на страшное безразличие к созидательной деятельности юного поколения и на вредные действия взрослых защитник культуры Николай Константинович Рерих.

«Разве не должны стремиться к творчеству все молодые сердца? Они и стремятся, – писал он. – Нужно много пепла пошлости, чтобы засыпать этот священный пламень. Сколько раз одним зовом: “Творите, творите!” – можно открыть новые врата к Прекрасному. Сколько дряхлости сказывалось в леденящей программе. Сперва научусь рисовать, потом перейду к краскам, а уже затем дерзну на сочинение. Бессчетно успевал потухать пламень сердца, прежде чем ученик доходил до запретной двери творчества! Но зато сколько радости, смелости и бодрости развивалось в сознании с малых лет дерзнувших творить»[14].

В подтверждение этих слов, фрагмент сочинения ученика начальной школы: «На протяжении многих лет дети и взрослые не понимают друг друга. Многие люди пытались ответить на вопрос: “Почему так происходит?” А ответ очень прост: непонимание произрастает из того зла, что таится внутри каждого. Зло порождает лень, а та, в свою очередь, порождает равнодушие. Оно завладевает сердцами людей, и им уже все равно, что там бормочет ребенок… Непонимание зачастую приводит к ссорам и конфликтам… Если продолжать взирать на происходящее равнодушно и не останавливать зло, то скоро на нашей планете станут обыденным делом войны, распри и убийства» (Владимир Заяц, 4 класс, школа № 643).

Строим Новый мир, а жить норовим по-старому. Равнодушие, формализм, грубость, пошлость – может ли это все способствовать возвышенному мышлению, детскому творчеству? Видим ли мы, насколько влияет всё это на формирование человека, сказывается на его мировоззрении?

Всё ещё не осознан обществом и не вскрыт колоссальный вред массовой культуры с её ироничным цитированием высоких истин, насмешкой над идеалами, с ее цинизмом и развязностью, отсутствием всякой чуткости и тонкого художественного вкуса (характеристика постмодернизма – современного явления массовой культуры), иначе говоря, бездуховностью, разрушающей личность.

«Пепел пошлости», по выражению Н.К. Рериха, которым «засыпают священный пламень» творчества люди с потухшими сердцами, пустые в духовном отношении, – это и есть безвкусно-грубый, обыденный, стандартный – без огня, серый и примитивный мир, в который погружают детское сознание того, кто пришел творить красоту. А есть и любители разжигать в детской душе черный огонь, смакуя преступления, погружая сознание во тьму страхов и ужасов…

Чем можно помочь детям? Поддержать огонь творчества.

Спасение – в Культуре, в свете ее духовной составляющей, в Знаниях и Красоте, в образованности и в утончении сознания, в направленности мышления к тому, что облагораживает дух человеческий. Спасение – в творчестве. Воспитывать утонченность – что вовсе не значит воспитывать изнеженность. Именно воспитание воли к добру и устремленность к красоте как проявление силы духа – это в деле самовоспитания должно быть осознано как основа всего. Чуткость в восприятии к окружающему миру, к людям, бережность, деликатность в передаче чувств – всё это приходит не само собой, но требует развития, как у взрослых, так и у детей. Устремленность к общению с природой, с произведениями искусства формируется в человеческих взаимоотношениях в процессе сотрудничества.

Важно объяснять детям – зачем всё это нужно, и всеми мерами поддерживать в них лучшие устремления, направляя к возвышенному творчеству.

Щит Культуры, осознание ее защитных свойств, способность к распознаванию, умение отличить прекрасное от безобразного – вот темы для бесед с детьми, где лейтмотивом пусть неизменно звучит тема смысла жизни, который состоит в том, чтобы познавать и совершенствоваться. И более всего наставникам необходимо донести до сознания детей значение мысли как основы всех наших действий. Не контролируемые мыслью действия становятся пагубными привычками – потому важно уберечь детей от дурных привычек, таких как нетерпимость, раздражительность, обидчивость, лень, осуждение…(не проявляя этого и самим, на собственном примере). И особенно на фоне расплодившейся недостоверной («фейковой») информации рассказать о колоссальном вреде лжи и всех её разновидностях-привычках: нечестности, лицемерия, лукавства, фальши, обмана и т.п. Истинные наставники должны поведать юным об этом – ученые же в дальнейшем приведут доказательства вреда лжи в космическом его масштабе.

Чрезвычайно важно донести до детей, юношества – до каждого вступающего в жизнь, что лишь духовными ценностями живо человечество. И помнить наставление: «Посев Культуры как противоядие»[15]. Опорой в этом огромного значения деле посева добра является предложенный Н.К. Рерихом День Культуры под Знаменем Мира, возможности которого не ограничены, как показала многолетняя практика. Так же в большой степени служит целям культуры проведение различных конкурсов детских творческих работ, что способствует благодатному сотрудничеству.

 

В сотрудничестве с детьми – взаимный творческий импульс 

Детское творчество во всех его видах – неизведанная страна, которую надо изучать. Оно ведет взрослого вверх, если только быть внимательным к тому глубоко сокрытому, что зовется «мир детской души». Лучше всего это постигается в совместной деятельности на поле Культуры, которая и есть, по сути, почитание света, творческого огня. И этот творческий огонь может развиваться обоюдно у взрослых и детей.

Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество детей и взрослых есть особо актуальная задача, ее решение помогает достижению более общей цели – сотрудничества как цели самой эволюции.

Вдохновляя детей к участию в разных проектах, в общих полезных делах, развивающих мастерство, взрослые наставники, сопровождая это высокой идеей, дают ребенку импульс к творчеству, направляя к тому виду искусства, какое ему ближе по духу – живописи, музыке, различным другим видам искусства, литературному письменному и устному творчеству. И тогда дети сами начинают искать внутри себя ответы на вопросы жизни и, делясь ими с миром через свое творчество, помогают нам увидеть и услышать глубинные смыслы, заложенные в природе, в культуре, в искусстве, проявляя свои устремления и умения, актуализируя свои знания. Так возникает чудо творческого огня и рождается обоюдный художественно-творческий импульс. Благодаря этому импульсу создаются проекты большой познавательной и эстетической значимости. Например, по итогам выставок международного конкурса «Мы – дети Космоса» издаются книги-каталоги, которые представляют самостоятельную художественную ценность ввиду искусно подобранного интересного, значимого материала, прекрасно оформленного, с пояснительным текстом. Или рождается книга стихов к детским рисункам, вдохновившим поэта, которая становится своеобразным обучающим пособием, поскольку дети по ней учатся новому миропониманию, а взрослые учатся понимать мир ребенка[16].

Также накапливается в интернет-ресурсах ценный материал для исследований, посвященных проведению праздников Культуры, организации выставок и конкурсов для детей, разнообразных общих полезных дел, сотворчества юного поколения и взрослых.

Важно подчеркнуть, что в сотрудничестве формируются самые ценные для эволюции качества, основным из которых является дружелюбие. Такое близкое по духу ребенку, свойственное человеку изначально, это качество во многих взрослых заново требует развития, и в бесспорной необходимости этого для жизни многим еще предстоит убедиться. Самым успешным образом это происходит в сотворчестве.

 

Вместо заключения. «…Поскорей впустите! Это Новый Мир»

Что люди знают о детях? Оказывается, почти ничего. Ребенок, его душа – величайшая тайна. Он рядом, но мир его непостижим. И то, что написано философами и выдающимися писателями на эту тему, еще так мало осмыслено!

Тема самой природы Детства еще не стала главной при изучении и обсуждении тем, связанных с детьми, где, как правило, все сводятся лишь к социальным проблемам, хотя и эти вопросы крайне важно и необходимо поднимать. О социальной ответственности по принципу: чужих детей не бывает – нужно и дόлжно говорить и писать, показывать фильмы, вести теле- и радиопередачи, используя все современные средства массовой коммуникации. И при этом необходимо помнить, что будущее как духовное, так и материальное зависит от основ, заложенных в сознание детей.

По-прежнему острыми и актуальными остаются проблемы вековой давности:

«В воспитании ребенка все еще забыто развитие творчества, – писал Н.К. Рерих. – Сперва стараются внушить ребенку массу условных понятий. Сперва ему преподают полный курс страха. Затем ребенка ознакомят со всеми домашними ссорами. Потом ему покажут фильмы, где зло так изобретательно и блестяще, а добро так бездарно и тускло. Потом покажут детям все пошлые заголовки ежедневной прессы. Потом ребенка окунут в так называемый спорт, чтобы молодая голова привыкла ощущать удары по лицу и привыкла думать об ударах физических и о разбитых членах. Итак, сперва займут все время юноши, дадут ему наиболее пошлые и извращенные формулы. А потом он, засоренный и заржавленный, может начинать творить. Это одно из самых глубоких преступлений. К любой машине люди бережливее относятся, нежели к ребенку»[17].

Обществу важно научиться видеть за привычным понятием «дети» сами основы жизни. Постигая это, люди смогут приблизиться к великой разгадке того, что такое есть Человек.

Не забудут дети звездные тропинки.

Слышите? Стучится! Это Новый Мир!

Что же вы сидите? Не слышите? Стучится!

Поскорей впустите! Это Новый Мир![18]

 

 

Примечание. В статье использованы детские рисунки Международного конкурса «Мы – дети Космоса». Сайт Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих https://www.found-helenaroerich.ru/gallery/childrens_gallery/

 


[1] Некрасова-Каратеева О.Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование. Автореферат диссертации…доктора искусствоведения. СПб., 2006.

[2] Конкурс проводят Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Международный Центр Рерихов при поддержке Российской академии художеств и других организаций – URL: https://www.found-helenaroerich.ru/konkurs/2022/tema-2022.php

[3] Чижевский А.Л. Проблема материи (электромагнетизма). Гл. 1. Значение образа в открытии естественнонаучных законов. Электронный ресурс. URL: http://www.roerich.com/zip/chizhev.zip

[4] Каменская В.Г. Где и как искать детей «нового сознания»? Постановка научной проблемы // Дети нового сознания. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: МЦР, 2007. С. 289–293.

[5] Интервью с пианистом Григорием Соколовым // Коммерсантъ. Ежедневная газета. 08.09.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4054617

[6] Законы Новой Эпохи. Минск, 2006. – 416 с. (По материалам Учения Живой Этики). URL: https://roerich-lib.ru/zakony-novoj-epokhi-skachkova-m-d

[7] Интервью из кинофильма «Синегорье "Зима". Школа М.П. Щетинина», 1998г. https://www.youtube.com/watch?v=Jpx8I1WlqnY

[8] Рерих Н.К. Твердыня пламенная // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. Сайт «Рериховская библиотека». URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/tverdynya-plamennaya/1833-i-tverdynya-plamennaya-2

[9] «Философия – детям» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 2008-2016), «Идеи космизма – педагогике и образованию» (Уральский федеральный университет, 2008), «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Международный Центр Рерихов, 2003), «Дети нового сознания» (Международный Центр Рерихов, 2006).

[10] Горский А.К. Организация мировоздействия // Русский космизм: Антология философской мысли. М,: Педагогика-Пресс, 1993. С. 216.

[11] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн.1.Зов. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. С. 257

[12] Полностью стихотворение Надежды Куловой см. на сайте журнала «Педагогика Культуры». URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/tvorchestvo-yunykh/nadezhda-kulova-davaj-posmotrim-v-nebesa

[13] Подробно с цитируемыми сочинениями, как и с сотнями подобных творческих работ школьников Санкт-Петербурга, можно ознакомиться на сайте «День Культуры». URL: https://www.culturaspb.ru

[14] Рерих Н.К. Твердыня пламенная // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. Сайт «Рериховская библиотека». URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/tverdynya-plamennaya/1833-i-tverdynya-plamennaya-2

[15] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Том VII (1940–1947 гг.). М.: МЦР, 2007. С. 340.

[16] Чечина Т.И. Услышь, Вселенная! См. также статью Л.И. Уваровой Сотрудничество детей и взрослых: из опыта организации конкурсов для детей // Художественное образование ребенка: сб. науч. статей по итогам IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Герценовские чтения, Санкт-Петербург, 2 марта 2018 г. [РГПУ им. А.И. Герцена]. СПб: Изд-во ВВМ, 2018. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/iskusstvo-i-obrazovanie/uvarova-l-i-sotrudnichestvo-detej-i-vzroslykh

[17] Рерих Н.К. Пути благословения // Рерих Н.К. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. Сайт «Рериховская библиотека». URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/puti-blagosloveniya#ch_1

[18] Полностью стихотворение Дениса Внукова «Это Новый Мир» см. на сайте журнала «Педагогика Культуры». URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/denis-vnukov-eto-novyj-mir

 

Опубликовано: в журнале «Культура и время», 2022 год, № 64, с. 149-159.

 


Педагогика Культуры № 36 (2023)

 

Метки: Рубрика: Дети нового сознания, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1858