Дата публикации: .

Философии все возрасты покорны

О работе международной научно-практической конференции,
Москва, 27–29 января 2005 г.

Дудина Маргарита Николаевна,

профессор кафедры педагогики Уральского Государственного университета,

доктор педагогических наук

 

Почти полтора десятка лет программы по философии наполняют образовательное пространство отечественной школы – уральской раньше, чем в других регионах – необходимым для взрослеющего человека содержанием и диалоговыми формами общения. Было время, когда сама идея преподавать философию в школе, особенно с семи лет, вызывала разные чувства: от удивления и категорического непринятия до восторга. Доводы серьезные, спору нет. Можно услышать, что философия – «не детский предмет» (даже не всем взрослым надо «давать» философию, это удел интеллектуальной элиты). Ставят и такие вопросы: «Зачем так осложнять жизнь детям?», «Зачем лишать беззаботного состояния детства?» и сомнения о том, «до философии ли современному ребенку?» Конечно, не обходится и без иронии над детским философствованием.

Но времена меняются. Хорошей приметой подобных перемен стало появление секции «Философия для детей» на Втором Российском Философском конгрессе еще в июне 1999 (г. Екатеринбург), где были представлены программы и первый опыт преподавания философии от семи до семнадцати лет.

Читателям журнала будет интересно узнать о том, что создано Уральское региональное отделение Межрегиональной детской общественной организации «Философия – детям» (председатель М.Н. Дудина) при Уральском Государственном педагогическом университете (Центр философии и социологии образования), которое приглашает всех желающих принимать участие в его работе.

Первая научно-практическая конференция, которая проходила в Москве в Центральном Доме работников искусств, собрала самых разных участников – отечественных и зарубежных – детей от 8 до 18 лет, студентов колледжей и вузов России, школьных учителей и вузовских преподавателей, философов, педагогов и методистов, деятелей системы образования.

В программе конференции были доклады на пленарном заседании:

Н.С. Юлиной, доктора философских наук, Институт философии РАН, Москва («Философия для детей как обучение разумному мышлению»), Л.Т. Ретюнских, доктора философских наук, профессора Московского Государственного педагогического университета, председателя Оргкомитета конференции («Философия как язык межнационального и межконфессионального общения: размышляем вместе с детьми»).

Работали секции:

1. Философия для детей в России и за рубежом (рук. докт. филос. наук Н.С. Юлина);

2. Дети и философия (рук. докт. филос. наук Л.Т. Ретюнских, канд. филос. наук Б.А. Эренгросас);

3. Психолого-педагогические основания детского философствования (рук. докт. психол. наук, проф. В.А. Гуружалов);

4. Детская и студенческая (рук. докт. филос. наук С.И. Левикова);

5. Философия в школе и колледже (рук. докт. пед. наук М.Н. Дудина, канд. пед. наук В.П. Одинцова, канд. филос. наук И.А. Бирич).

Проводились мастер-классы:

Томаса Вартенберга (Массачусетс, США), С.В. Борисова (Челябинск), М.Н. Дудиной (Екатеринбург), Л.Т. Ретюнских (Москва).

Необходимо отметить, что философия как учебный предмет присутствует в уральском регионе в значительном количестве школ (как национально-региональный или школьный компонент) и в системе дополнительного образования в гимназиях, лицеях и общеобразовательных школах, и во внешкольных учреждениях. С начала этой работы прошло почти пятнадцать лет, и стала реальной философская, психологическая и педагогическая идея о том, как сделать сложное философское содержание доступным для детей от 7 до 17 лет.

Проходят годы, накапливается опыт работы с детьми и учителями, ведущими курс философии в школах Уральского региона. Успешно идет процесс его научно-педагогического осмысления, защищены диссертации по редкой специальности (13.00.02 – теория и методика обучения философии) в диссертационном совете К. 113.42.07 при Уральском Государственном педагогическом университете, председатель Совета доктор философских наук Л.Я. Рубина) – диссертации О.Ю. Яценко, М.В. Нифантовой, Л.В. Хохловой. Все это позволяет говорить об актуальности и социальной значимости наполнения философским познанием универсального образовательного пространства учебных заведений для обогащения жизни детей, подростков и юношей, девушек в школе и за ее пределами философским осмыслением мира, самого себя и других людей.

Философское знание во всей его разнообразной конкретике способно открыть мир и самому учителю, помочь ему определить истинную ценность образования для растущих поколений, понять себя в великой миссии педагога, ответственного за ментальность народа, его образ жизни. Иначе, в чем состоит смысл образования? Оторванность образования от философских корней привела к печальному факту нашей действительности – образованные люди, владеющие знаниями и технологиями, но бездуховные и безнравственные, употребляют их во зло. Таковы «плоды просвещения», выращенные без философской почвы, без материнской пищи истинной образованности и воспитанности. Без русской «философии сердца» российская педагогика стала педагогикой «раннего надрыва детского сердца» (Ф.М. Достоевский).

Потребность пронизать философскими идеями все образовательное пространство школы растет. На всех школьных уроках есть место самому разнообразному знанию из онтологии, гносеологии, логики, психологии, этики, эстетики, философской лингвистики, но практика убеждает в необходимости и плодотворности самостоятельного урока философии как учебного предмета. Философия призвана стать основанием и соединить разрозненные, фрагментарные предметные знания в системные, интегрированные идеями жизни и смерти, добра и зла, истины и заблуждения, красоты и уродства, любви и ненависти, силы и ненасилия, вражды и братства.

Ценность философии в том, что способствует выработке нравственных законов внутренними душевными порывами, а не стимулируемыми извне императивными призывами к совести и чести. Совестливый жизнестроительный принцип можно и нужно вырабатывать этическим путем с самых ранних детских лет. Успех программы философии в школе обеспечивается, прежде всего, ее этико-педагогической сущностью, органической связью педагогики с этикой, в центре которых стоит растущий человек.

    И все же в школе речь идет о философской пропедевтике – предварительном изучении философии. Пропедевтика (propaideuo, – греч. обучать предварительно) предполагает введение в науку. Философская пропедевтика, о которой мы говорим, вводит в философию системно, в сжатой и элементарной форме, тем самым предваряя более глубокое познание, изучение философии как учебного предмета в будущем образовании. Поэтому нужно говорить об особенностях философского образования для детей, понимаемого в качестве пропедевтического (и все же – эпистемного, мировоззренческого, инструментального, аксиологичного, рефлексивного и терапевтичного).

    

В ближайшее время состоится философский конгресс в Москве, где будет идти речь о философии образования и о философии в образовании, о «Философии для детей».

 


Педагогика Культуры № 2 (2005)

Метки: Форумы, конференции, встречи

Печать

Просмотров: 1778