Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Florenskiy 20Флоренский Павел Васильевич,

академик РАЕН, Академии наук Республики Абхазия,

профессор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, член Ученого совета МЦР

 

О разработке соглашения об охране природной среды во время вооруженных конфликтов – «Пакт Вернадского»

Доклад на Международной общественно-научной конференции

«75 лет Пакту Рериха», Москва, МЦР, октябрь 2010 года.

 

1. Пакт Рериха положил начало разработке международных документов, направленных на сохранение культурного и исторического наследия человечества во время вооруженных конфликтов. Пакт этот – открытая система, предполагающая дальнейшую разработку, более того, с учетом современных способов ведения военных действий и новых видов вооружения, требующая дополнений и развития. По аналогии с Пактом Рериха хотелось бы высказать некоторые соображения, касающиеся защиты природной среды и предотвращения ей ущерба во время вооруженных конфликтов.

2. Понимание гигантской роли человечества в формировании облика Земли вызвало разнообразные попытки найти человеку место как планетарному явлению. Наиболее удобный способ – выделить вслед за литосферой, гидросферой и атмосферой, а потом и биосферой оболочку Земли, охваченную деятельностью человека. Видя главной его материальную деятельность, логично выделять техносферу, связанную в первую очередь с промышленностью. Это сразу вызывало противостояние техносферы и естественной жизни планеты. Подобный антагонизм постоянно присутствует в «зеленых» построениях, нередко приводящих к экологическому луддизму[1], следствием которого представляется борьба с промышленностью, а апогеем – борьба за «золотой миллиард». Только миллиард избранных людей может и должен жить на Земле. Оставим на совести участников конференции в Рио де Жанейро участь остальных миллиардов.

3. Экологические способы ведения войны существуют с древности. Так, кочевник-скотовод Чингисхан разрушал плотины земледельцев, и целые аридные регионы Центральной Азии опустынивались. Генерал Ермолов широко применял в Чечне метод вырубки лесов, в которых скрывались мятежники, что описал в кавказской повести «Рубка леса» великий писатель Лев Толстой. В результате рубок Терский хребет превратился во всхолмленную равнину, на которой теперь растет только чахлая трава. Трагическим уроком стали в ХХ веке войны, которые вели США. Это экспериментальная бомбардировка в 1945 году урановой и плутониевой бомбами городов Нагасаки и Хиросима. Радиоактивные нуклиды от сгоревших японцев были найдены в деревьях при изучении места Тунгусской катастрофы в Сибири. Через четверть века, в 1965–1973 годах, теперь во Вьетнаме, США предприняли попытки полного уничтожения естественной среды обитания человека. В ходе войны была проведена операция с кощунственным названием «Рука фермера» («Ranch Hand»), объектами которой стали не вьетнамские партизаны, а тропические экосистемы региона. В качестве средств ведения боевых действий использовались токсичные диоксины, в том числе печально знаменитый «agent orange», ковровые бомбометания, напалм, боеприпасы объемного взрыва, так называемые «вакуумные бомбы», в результате чего во многих районах возник «лунный пейзаж». Была реализована также попытка провести «метеорологическую войну» – модифицирование погодных условий путем засева облаков специальными химическими агентами, провоцируя тем самым искусственные ливни, а также стимуляция наводнений и тайфунов в регионе проведения военных действий. Массированное применение химических и взрывчатых средств поражения привело к резкому снижению численности и биоразнообразия, деформации и разрушению экосистем в регионе. Что касается населения, то следствием стало повышение уровня смертности, рост онкологических заболеваний, рождение детей с генетическими пороками, физическими аномалиями и патологией развития. Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова РАН уже многие годы проводит полевые исследования во Вьетнаме. Результаты работ ученых анализируются, публикуются. Их личные воспоминания и рассказы потрясают. Во вьетнамских джунглях есть деревни, в которых все население, люди, родившиеся во время и после войны, имеют анатомические дефекты: деформированные конечности, большее или меньшее количество пальцев на ногах и руках, «волчью пасть» и т.д. Вьетнамская война не получила четкой юридической оценки, как было сделано на Нюрнбергском и Токийском процессах над германскими нацистами и японскими милитаристами.

4. В наше время разработка новейших видов вооружения, распространение оружия массового поражения вкупе с угрозой международного государственного терроризма и распространением межэтнических и межконфессиональных конфликтов становится опасным фактором и делает наиважнейшей заботу об устранении угрозы экологической катастрофы, опасной для всего мира. Особую опасность может создать предумышленное генерирование экологической катастрофы во время военных действий или террористических актов путем поражения природной среды различными агентами химического или биологического происхождения, физическое истребление флоры и фауны, возникновение техногенных катастроф вследствие разрушения экологически опасных объектов, а также создание стихийных бедствий, что может иметь необратимые последствия. В ХХ веке был принят ряд международных документов, предусматривающих меры по предупреждению действий, наносящих ущерб природной среде во время военных действий. Так, ряд статей Четвертой Женевской конвенции и Дополнительных протоколов посвящены предотвращению ущерба окружающей среде. В 1976 году ООН приняла Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Многие планетарные процессы, связанные с трансформацией биосферы, охвачены в ряде конвенций и международных соглашений, в разной степени принятых на международном уровне.

5. Принципиально иной подход – понимание особой роли человечества во вселенной, его ответственности за весь мир сформулирован в Послании апостола Павла к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»[2].

6. После создания В.И.Вернадским учения о биосфере наука и философия ближе подошли к сформулированной апостолом роли человечества и его взаимодействия с окружающим миром. В 1928 году П.А.Флоренский писал В.И.Вернадскому о существовании «в биосфере или, точнее, на биосфере» области вещества, проработанного духом, – пневматосфере. Вернадский размышлял над этой проблемой, писал о ней, но молчал. Слишком страшны были негативные процессы в социуме. В Германии находились в концлагерях многие его коллеги и друзья, в том числе геохимик В.Гольдшмидт. В России томились в лагерях его ученики и самые близкие к нему члены студенческого братства, ставшие крупными учеными. Только в 1944 году он открыто сказал о ноосфере как об идеале, ведущем нас к победе над фашизмом, – биосфере, контролируемой светлым гуманным разумом человека, и послал статью И.В.Сталину для публикации в «Правде»[3].

7. Итак, спасение, ожидаемое от людей: пневматосфера – вещество, проработанное духом, и ноосфера – биосфера, контролируемая разумом человека. Таково позитивное конструирующее направление оценки грядущего места человечества в развитии планеты Земля, симфония человечества и природы. Мы предлагаем пойти по пути Пакта Рериха и разработать Пакт об охране Всемирного наследия природы – уникальных природных территорий, которые, как правило, уже стали заповедниками, заказниками и национальными парками. Мы предлагаем по аналогии с Пактом Рериха создать соглашение об охране объектов Всемирного наследия природы, Пакт ноосферы–пневматосферы или Пакт Вернадского–Флоренского. Мы предлагаем развить международное право, включив в него более широкие запреты на ведение военных действий с ущербом для природной среды: безоговорочно запретить военные действия на охраняемых природных территориях, на путях миграции животных, в местах, где происходит выкармливание молодняка животных, в местах массовых зимовок. Необходимо отметить такие места на картах, а их границы обозначить определенным знаком, подобно охранному знаку культурных и исторических памятников Пакта Рериха. Представляется полезным ввести положения сводного документа по предотвращению ущерба природной среде в военных учебных заведениях, а также в естественнонаучных учебных и исследовательских учреждениях. Такой комплекс документов и мер по их распространению предлагаю назвать Пактом Вернадского–Флоренского по именам сомысленников, создателей понятия ноосфера–пневматосфера.


[1] Луддизм – движение британских ремесленников начала XIX в. против машинизации производства. Здесь – в фигуральном смысле. – Ред.

[2] Римл., 8, 19–23.

[3] См.: Вернадский В.И. «Несколько слов о ноосфере» (1944). – Ред.

Источник: https://roerich-lib.ru/

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Флоренский П.В.

Печать E-mail

Просмотров: 2794