Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Цикл очерков «Смысл жизни человека глазами русских философов»

 

Фролов Виктор Васильевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Московского государственного областного технологического университета

имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова

Нравственная философия В.С.Соловьева:
потребность в любви

Портрет В.С. Соловьева работы И. КрамскогоПотребность в добре и любви, сострадании и сочувствии в наше очень неспокойное время ощущается все острее, а реализовать ее удается далеко не всегда. Это затрудняется нашими внутренними несовершенствами и внешними обстоятельствами. Опору можно найти в культуре. Она есть самоорганизующаяся система духа, который лежит в основе бытия и является источником спасительной энергии. Поэтому культура приносит нам духовные силы, энергию, здоровье и обновление. Проявлением культуры в нашей жизни являются вечные нравственные ценности. Добро и правда, красота и любовь всегда были притягательны для людей. Они помогают не сбиться с праведного пути, удержаться на добром душевном настрое. Жизнь и творчество выдающегося русского философа В.С. Соловьева яркий тому пример.

В пространстве русской культуры имя выдающегося русского философа В.С. Соловьева (1853 – 1900) занимает особое место. Его подвижническая жизнь без остатка была отдана поиску и утверждению нравственных ценностей – добра, красоты и любви, скрепленных верой в духовное всеединство. Соловьев оставил нам бесценное философское наследие, в котором раскрывается его представление о нравственных основах человеческого бытия. В то же время духовные искания самого Соловьева как человека земного, его прорывы в иную, духовную реальность для нас сегодняшних важны сами по себе как пример преданности человека высоким нравственным идеалам. В итоге, Соловьев предстает перед нами и как человек земной, и как человек не от мира сего, живущий в иной реальности. В его сердце эти две реальности сливались в целостный поток творческой энергии, которая проявлялась в его философских трудах и в отношениях Соловьева к современникам.

28 января 2023 года исполнилось 170 лет со дня рождения В.С. Соловьева. Этой знаменательной дате автор посвящает данную публикацию.

 

«Соловьев обладал чрезвычайно одаренной натурой»

Одаренность мыслителя проявилась в его творчестве, которому он посвятил все силы. Он прожил жизнь сравнительно недолгую, но успел сделать очень много. Уже через десять лет после кончины В.С. Соловьева в России было издано десятитомное собрание сочинений философа (1911-1913 гг.). В дальнейшем история распорядилась так, что в нашей стране работы В.С. Соловьева были преданы забвению. Только через семьдесят пять лет после последнего издания трудов Соловьева в России основные произведения философа вновь увидели свет. Двухтомник его произведений издан в серии «Философское наследие» в 1988 году. Еще два тома сочинений мыслителя появилось в серии «Из истории отечественной философии», начавшей выходить в нашей стране в 1989 году. В последующие годы сочинения Соловьева выходили в России в разных вариантах. Иными словами, Соловьев оставил огромное духовное наследие, лейтмотивом которого являются непреходящие нравственные ценности – добро, сострадание, любовь. Освоение трудов русского мыслителя – задача непростая, но благородная, ибо творчество философа представляет собою наше национальное культурное достояние.

Сергей Михайлович Соловьев - отец Вл.С. СоловьеваВ.С. Соловьев родился 28 января в 1853 г. в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева, создавшего капитальный труд «История России с древнейших времен». Образ жизни Сергея Михайловича был всецело подчинен его работе над историей России. Вставал он рано и каждый день работал. Это давало ему возможность ежегодно издавать по одному тому истории России. Мать Владимира Соловьева, Поликсена Владимировна, происходила из знатной, образованной семьи. Поэтому духовная атмосфера семьи Владимира Соловьева благотворно влияла на его духовное развитие.

В 1864 г. Соловьев поступил в 5-ю московскую гимназию, а в 1869 г. в Московский университет, который окончил в 1873 году. Владимир Соловьев обладал чрезвычайно одаренной натурой. Уже в юности у него проявился интерес к философской литературе, произведениям славянофилов, немецких идеалистов и вульгарных материалистов. Его увлечение материализмом окончилось весьма своеобразно: Соловьев выбросил из своей комнаты в окно иконы и перестал ходить в церковь. Или другой необычный факт из его жизни – в одиннадцатилетнем возрасте он возмутился известием о ссылке Н.Г. Чернышевского на каторгу. Все это говорит о том, что личность Соловьева уже на ранних этапах развития проявляется очень неординарно и чрезвычайно ярко.

Вл.С. СоловьевВ университет Соловьев поступил на физико-математический факультет, где изучал не только математику и физику, но и другие естественные науки. Особенно в те годы Соловьев увлекался зоологией и ботаникой. Однако на втором курсе он провалился на одном из экзаменов и тут же перешел на историко-филологический факультет и с огромным рвением приступил к изучению философии. После окончания университета Соловьев в короткие сроки подготовил и защитил магистерскую диссертацию. Это произошло в 1874 году, когда молодому философу исполнился всего двадцать один год.

По всей видимости, свою диссертацию он написал, находясь в Сергиевом Посаде и посещая лекции в духовной академии. Хотя известно также, что на лекциях по философии и богословию Соловьев присутствовал не всегда, а больше занимался самостоятельно. В 1876 году Соловьев приступил к преподаванию философии в Московском университете. Однако там произошел какой-то скандал, а Соловьев был человеком чрезвычайно щепетильным, и в 1878 году он оставляет Московский университет, переезжает в Петербург, где начинает преподавать в университете. Здесь же в 1880 году он защищает докторскую диссертацию. В 1881 году Соловьев навсегда прерывает свою преподавательскую деятельность. Причина крылась в его публичной лекции, на которой философ призвал помиловать убийц Александра II. После ухода из университета он занимается литературной работой и публикует философские сочинения.

Личная жизнь Соловьева сложилась необычно. У него не было своего дома, и он живал в имениях своих друзей и за границей. Философу также не довелось обзавестись семьей. К тому же после ухода из Петербургского университета Соловьев нигде не служил. Ярчайшим событием в жизни Соловьева был роман с Софьей Хитрово, с которой он познакомился в 1877 г. после возвращения из Египта. Софья Петровна хотя и была замужем, тем не менее благосклонно и ласково относилась к влюбленному в нее философу. Их роман продолжался десять лет. Соловьев встречался с С.П. Хитрово, бывал в ее имении, поддерживая с ее мужем дружеские отношения и работая над рукописями своих произведений. Философ имел серьезные намерения жениться на Софье Петровне. Однако она, связанная мужем и детьми, на его намерения отвечала отказом.

Вл.С. СоловьевЛичностью Соловьев был совершенно неординарной. По свидетельствам современников, которые мы находим в книге А.Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время», одевался он, как отмечает Е.Н. Трубецкой, во что ни попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном одеяле, которым укрывался ночью. «Когда у него просили денег, он вынимал бумажник и давал не глядя, сколько захватит рука, и это – с одинаковым доверием ко всякому просившему» [1, с. 640]. В этой книге мы находим высказывания людей, знавших Соловьева. Архиепископ Николай: «На вид он был весьма сухощавый, высокий с длинными волосами, падавшими ему на плечи, сутуловат, угрюмый, задумчивый, молчаливый» [1, с. 635 ]. Профессор М.Д. Муретов: «Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные, длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и очень большие, очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея» [1, с. 636]. Е.М. Поливанова: «У Соловьева замечательно красивые синеватые глаза, густые, темные брови, красивой формы лоб и нос, густые, темные, довольно длинные и несколько вьющиеся волосы». [1, с. 637]. М.С. Безобразова: «… Иногда достаточно было пустяка, чтоб заставить его закатиться самым задушевным, захлебывающимся смехом, разносившимся на далекое пространство кругом» [1, с. 645-646]. Люди, знавшие философа и собиравшиеся в литературно-философских кружках, спрашивали, а будет ли там Соловьев. Он оживлял общество, и беседа с его участием искрилась, как шампанское, только что выплеснувшееся из бутылки. Кстати, Соловьев очень любил шампанское. Хотя и считал, что «всеобщим и безусловным правилом остается здесь одно: сохранять духовную трезвость и ясность сознания» [2, с. 146]. Таковы наиболее колоритные черты личности Соловьева.

Однако вернемся к описанию его жизненного пути. К концу 90-х гг. здоровье Соловьева резко ухудшилось. Летом 1900 года он приехал в с. Узкое – подмосковное имение своих друзей Трубецких, а 13 августа 1900 года, вследствие тяжелой болезни и общего истощения организма, В.С.Соловьев скончался. Похоронили его вблизи могилы отца на Новодевичьем кладбище. Философ прожил не долгую, но яркую жизнь. Он отдал себя без остатка напряженной духовной работе, оставив потомкам свои философские труды и жизненный пример преданности духовным идеалам.

 

Философия свободы

Духовные интересы Соловьева многообразны. Он занимался философией, социологией, эстетикой, разрабатывал религиозно-политические вопросы. Однако главную роль в своем творчестве он отводил философии. Поэтому скажем несколько слов о философской системе Соловьева. По традиционной классификации он был объективным идеалистом, так как в основе его философских представлений лежало понятие всеединства, источником которого был Бог. Но такой взгляд на философию Соловьева был бы неоправданным упрощением, ибо на самом деле его миропонимание является многогранной системой. Приведем в связи с этим высказывание А.Ф. Лосева, который пишет, что труды Соловьева «были прежде всего философией жизни, а не погоней за логическими схемами и за построением категориальной системы» [1, с. 154]. Идея всеединства в его философии была центральной и явно или неявно присутствовала во всех работах мыслителя. Для пояснения этой идеи предоставим слово А.Ф. Лосеву: «Абсолютное всеединство, – пишет он, – по Вл. Соловьеву, есть абсолютная единораздельная цельность бытия» [1, с. 139 ]. Далее Лосев конкретизирует свой комментарий понятия всеединства, имея под ним ввиду учение «о таком целом организме всех вещей, который является новым и общим качеством, несводимым к каждой отдельной вещи этой мировой цельности» [1, с. 147]. Это высказывание Лосева  о понятии всеединства вызывает ассоциацию с современной наукой, в частности, с системным подходом. В соответствии с этим подходом аналогичное категории всеединства образование понимается как результат объединения многообразия вещей в некую целостность, которая не сводится к их сумме, а представляет новое или системное качество. Оказывается, идеи Соловьева остаются актуальными и сегодня, ибо способствуют расширению сознания современного человека.

После небольшого философского экскурса назовем несколько основных трудов Соловьева. Они расположены не хронологически (поэтому год выхода в свет работ Соловьева здесь не указывается), а в соответствии с логико-аналитическим принципом, который позволяет выявить в его взглядах философскую систему. С таким ракурсом рассмотрения идей Соловьева можно ознакомиться, открыв книгу А.Ф. Лосева «Владимир Соловьев и его время», в которой кратко анализируются такие работы мыслителя как «Критика отвлеченных начал», «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Чтения о Богочеловечестве», «Исторические дела философии», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и другие. В данной статье мы не станем проводить систематический анализ философских идей Соловьева. Но обойти стороной понимание мыслителем предназначения философии мы не можем – настолько оно привлекательно и убедительно, ибо философия в трактовке Соловьева «утверждает духовно свободного человека» [1, с. 139 ].

Однако дадим возможность высказаться об этом Соловьеву в более развернутой форме: «И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самою добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния» [1, с. 140 ]. Приведем в связи с этим еще одно высказывание Вл. Соловьева, не сославшись на которое мы бы потеряли очень многое из характеристики его образа мыслей: «Так вот, если кто-то из вас хочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным» [1, с. 142 ]. Эти слова Соловьева как нельзя лучше характеризуют наше отношение к его работе «Оправдание добра», изданной в 1899 г. и занимающей в творчестве мыслителя особое место.

 

«Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай»

«Назначение этой книги, – пишет Соловьев о своей работе, – показать добро как правду, то есть как единственный, правый, верный себе путь жизни во всем и до конца – для всех, кто решится предпочесть его» [2, с. 79]. «Весь этот трактат "Оправдание добра", – как бы продолжает мысль Соловьева Лосев, – проникнут мягкой благожелательной и, мы бы сказали, человечной тенденцией привести человека и его историю к одному благополучному завершению» [1, с. 162]. В этом труде Соловьев раскрывает главные положения своей нравственной философии.

Основой нравственного поведения человека, по мнению Соловьева, являются стыд, жалость и благоговение. Эти чувства коренятся в человеческой природе. «Я стыжусь, следовательно, существую», – говорит философ. Стыд, удерживая человека от сластолюбия, опьянения и сладострастия и тем самым помогая ему господствовать над своей материальной чувственностью, выделяет его из царства животных.

Стыд как бы открывает человеку дорогу в сферу духа, хотя и не делает его глубоко нравственным существом. Для этого человеку нужно обладать жалостью, лежащей в основе его отношения к другим людям, ко всем живым существам. Философ считает, что эти чувства присущи человеческим отношениям от природы. Он выводит это представление из данных опыта, показывающих органическую связь всех живых существ как частей одного целого. Жалость или сострадание выступает лишь психологическим выражением этой связи в душе человека. Это чувство, по мнению Соловьева, присуще не только человеку. Оно носит всеобщий характер и может затрагивать семью, род, гражданскую общину, целый народ, человечество и, наконец, может охватить все живое, существующее во вселенной. Здесь мыслитель высказывает идеи, родственные философии русского космизма, который представляют Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Рерихи и другие.

Человек, сострадающий другим, есть существо доброе. Соловьев определяет добро как сверхчеловеческое начало. «С верой в сверхчеловеческое Добро, т.е. в Бога, – пишет философ, – возвращается и вера в человека, который тут уже является не в своем одиночестве, немощи и неволе, а как свободный участник божества и силы Божией» [3, с. 79]. Чем глубже человек ощущает и осознает добро и чем полнее он реализует его в отношениях между людьми, тем он добрее. И, наоборот, безжалостный человек не может быть добрым. Он тяготеет ко злу. Свои заметки о сострадании В.С. Соловьев обобщает в правиле, которое, по его мнению, нужно применять в жизни: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами». Это правило философ поясняет следующим образом. «Если я кого-нибудь действительно жалею, то я, во-первых, не стану сам причинять ему страдание или вред, не буду обижать его, и, во-вторых, когда он, независимо от меня подвергается страданию или обиде, я буду помогать ему. Отсюда два правила альтруизма – отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам бы хотел от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай». [1, с. 168].

 

Вера в нравственный порядок – основа делания добра

Вл.С. СоловьевЕще одним чувством, лежащим в основе представлений Соловьева о нравственности, является благоговение. Переживая его, человек подчиняется высшему началу – Богу. Поэтому, хотя добро и проявляется в природе человека, оно дается ему от Бога. Человек, по мнению Соловьева, будет разумно делать добро только тогда, когда верит в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, т.е. другими словами, верит в нравственный порядок, Провидение, Бога.

Помимо этого, стать нравственным существом человеку помогают Совесть и Разум. Человек, используя эти качества, воспринимает идею добра и, руководствуясь ею, совершает добрые поступки. В самом деле, разве совестливый и разумный человек решится на злое дело, станет обижать слабого или будет пресмыкаться перед власть имущим? Олицетворением абсолютного добра являются вера, надежда и любовь. Причем заповедь любви выступает у Соловьева «завершительным» выражением всех требований нравственности. «Люби Бога всем сердцем и люби ближнего, как самого себя», – формулирует он эту заповедь словами из Библии. Аргументы Соловьева носят религиозный, нравственный характер. С ними можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Но философу не откажешь в стремлении к добру, которое уже в течение многих веков освещает человечеству тернистый путь к вершинам духовности и в котором так нуждаются сегодня люди!

Добро, данное человеку от Бога,  считает Соловьев, – это идеал. Его в человеческой истории надлежит осуществлять каждой личности в единстве с обществом. Общество есть «расширенная» личность, а личность – «сосредоточенное» общество. Их единство создает условия для осуществления добра в человеческой истории. Для Соловьева идеалом общества является такое общественное устройство, в котором человек представляет собой не орудие для достижения политических и культурных целей, а безусловную ценность. «Принцип человеческого достоинства или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, – вот единственная нравственная норма». [1, с. 347].

 

«Чтобы каждый понимал и исполнял общее дело, как свое собственное»

Осуществление добра в истории зависит от каждого человека, вновь и вновь выбирающего между добром и злом. Добрые поступки человека мотивируются безусловным нравственным долгом. Его роль у Соловьева играет идея добра, осознанно принимаемая человеком. В то же время люди не застрахованы и от злых поступков. Причина их совершения в том, считает философ, что при выборе людей царит бесконечный произвол. Поэтому вся ответственность за содеянное в жизни лежит на самом человеке. Именно мыслящий, чувствующий, действующий человек совершает свой выбор, преодолевая в себе всякие корыстные соображения. Выбор добра в качестве руководящей идеи жизни, преодоление корысти через Совесть и Разум есть одновременно постоянное самосовершенствование человека, его восхождение к вершинам духовности.

Роли самого человека в истории Соловьев придает огромное значение, так как только человек способен через свои действия и поступки осуществить добро в человеческой истории. «Жизнь человека уже сама по себе и сверху, и снизу есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни, смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, то есть действительно-личным, – чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное» [1, с. 286].

После ухода В.С. Соловьева память о великом философе сохранилась не только в слоях русской интеллигенции, но и в сознании всего российского общества. В начале двадцатого века его друзья собирались на «соловьевские обеды» в ресторане Додон в Петербурге, где один из участников этих собраний делал доклад. Об этих собраниях пишут в своих воспоминаниях С.М. Волконский и близкий друг Вл. Соловьева философ Э.Л. Радлов. Более подробный материал об этом можно найти в статье Бориса Межуева «Вл. С. Соловьев и петербургское общество 1890‑х годов. К предыстории "имперского либерализма"».

Однако идеи Соловьева представляют не только историко-философский интерес. Творчество В.С. Соловьева и сегодня притягивает многих исследователей, педагогов, культурных деятелей своей устремленностью к вечным духовным ценностям, которыми всегда жив человек.

 

 

Литература

1. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М., 1990.

Примечание. В этой книге, по нашему мнению, в обобщенной форме дана характеристика личности и философского творчества мыслителя. Выводы и оценки ее автора носят взвешенный характер и дают объемное, целостное представление о творчестве и личности В.С.Соловьева. Ко всему прочему, эта книга написана настолько профессионально в философском отношении и в то же время увлекательно как литературное произведение, что у интересующихся творчеством В.С.Соловьева появляется счастливая возможность дочитать ее до последней страницы.

2. Соловьев В.С. Оправдание добра. – Соч. в 2 т. – Т.I. – М.: Мысль, 1988.

3. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского. – Соч. в 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1988.

4. Межуев Б.В. В.С. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории «имперского либерализма». Русский Архипелаг, сетевой проект «Русского Мира». [Электронный ресурс] https://politconservatism.ru/articles/vl-s-solovev-i-peterburgskoe-obshhestvo-1890-h-godov-k-predystorii-imperskogo-liberalizma (Дата обращения: 10.03.2023).

 

 


Педагогика Культуры № 36 (2023)

 

Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники, Фролов В.В. , Фролов В.В.– Цикл очерков

Печать E-mail

Просмотров: 1192