Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Галина Шнайдер,

председатель Немецкого Рериховского общества, 

г. Ремшайд, Германия

Важность чтения в семье: «Уметь летать душой»

В нашем веке, когда технический прогресс развивается неслыханными темпами, чтению книг нужно уделить особое внимание. Телевидение, компьютерные игры не заменят книг! Важность чтения в семье – тема многогранная. Остановлюсь на некоторых аспектах, на мой взгляд, наиболее важных.

Привить любовь к чтению как способу познания мира, поиска Истины.

Процесс познания мира и себя очень индивидуален, каждый видит Истину, которая не принадлежит никому. Этим и отличается познание от простого накопления знаний. Всякое давление – искажающий фактор, независимо от того, какие благие цели вы преследуете. Нужно увлечь процессом познания. «Людское сознание должно, подобно пчеле, отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них все мировоззрение ˂...˃ Только неугасимое стремление познавать, а не покорное следование за большинством может привести к открытию неисследованных возможностей» (Надземное, 118)

Образование нужно начинать как можно раньше, когда ребенок легко воспринимает. Чем раньше, тем лучше; после семи лет уже многое потеряно. Бытует мнение, что не нужно загружать ребенка, обучая его чтению с малых лет, не нужно давать ему сложные задания, развивающие, например, логику, анализ и т.д. Но как раз маленьким детям все дается легче. В игре, образах, совместных занятиях они не устают познавать мир. Сказано, что «…переутомление мозга бывает только от неповоротливости» (Община, 102)

В нашей жизни так много интересного, разнообразного, чарующего, пытливый ум ребенка стремится обо всем узнать, кроха задает кучу вопросов своим родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам с самого раннего возраста. Тут и возникает необходимость черпать знания из различных источников. К счастью, в наше время существует огромное количество красочных книг и энциклопедий, где доступными словами описан весь мир во всех его проявлениях. В современных школах учителя начальных классов тоже вносят свой вклад в дело литературной образованности детей, когда устраивают походы в библиотеки всем классом. В настоящее время не в каждом доме найдется полка с книгами, и библиотеки – это прекрасный способ знакомства с литературным наследием. Школьники, приходя туда, видят множество красочных изображений героев детских книг на стенах и прекрасные рисунки в самих книгах, слышат рекомендации учителя – это все захватывает их. Библиотеки во многих городах Германии, Бельгии, например, устроены так, что малыши, приходя туда, попадают в «сказочное место». 

Очень важна после этого положительная реакция дома, важно обсудить вместе с родителями то, что увидели и услышали, а порой и узнать об их собственном опыте чтения в детстве. Мама и папа, а также другие члены семьи погружаются вместе с малышом в это увлекательное путешествие, даже им самим становится приятно узнавать новое или вспоминать то, что забылось с детства. Все это сподвигает детей к дальнейшему познанию, укрепляет дружбу со взрослыми, обогащает их внутренний мир. 

Совместное чтение начинается с первых сказок, которые мы читаем детям перед сном или в другое время. Даже самые маленькие необычайно рады разглядывать картинки в книжках, пока мама или папа читает им. Со временем сам малыш учится складывать буквы в слова, это радует его, как любая победа и любое достижение. 

Инициатива родителей проявляется еще и в том, чтобы проводить совместные чтения в классах. По определенным дням приходят родители в школу и читают вместе с детьми выбранные книги и затем продолжают чтение уже дома – это очень важно в младших классах.

Чтение хороших книг дает возможность формировать характер, воспитывать в ребенке хорошие качества, те, что делают человека человеком.

Пример близких – это важная, если не самая главная составляющая процесса воспитания. Если ребенок видит, как его родители, бабушки и дедушки проводят время с книгой, слышат их рассказы о том, что они прочли, делятся своими впечатлениями, а также читают что-то вместе с малышом, это закладывает у ребенка основу собственной любви к чтению. 

Раскрывая суть и смысл, заложенный в сказке или рассказе, мы учим ребенка благородству души, сопереживанию, постепенно воспитывая внутреннюю культуру. Обсуждая прочитанное, мы помогаем ребенку научиться чувствовать и воспринимать окружающее, увидеть прекрасное, несмотря на то, что так много негативного и нерадостного вокруг.

С возрастом взрослеют и книги: от сказок ребёнок переходит к более серьезным историям, к научным открытиям, законам природы. И выбор книг играет здесь очень важную роль. А какие книги читать? Как выбрать правильные книги? Что значит уметь читать книги? Помочь здесь можем мы, родители, бабушки, дедушки. 

И сегодня актуальны слова: «...Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено» (Община, 94)

Число печатных книг достигло сегодня ужасающего количества, полки книжных магазинов заполнены книгами, но качество этой «печатной продукции» далеко не соответствует желаемому. Это касается и книг для детей. Забываются герои прекрасных нестареющих сказок, показывающие и сегодня пример для подражания или осуждения, вызывающие интерес у маленьких читателей. На смену этим героям приходят другие, из современных фильмов, «монстры», роботы и прочие существа, далеко не прекрасные образы. «Книги, как мимолетные мысли людей, надо избирать их...» (Зов, 6.02.22) Огромная задача для родителей, семьи – помочь найти нужную книгу в этом море красочных, но не всегда заслуживающих внимания книг. И прежде чем прочесть выбранную книгу ребенку, нужно прочесть ее самому и определить ее достоинства, чему могут научить герои этой книги. 

Можно только пожалеть о том, сколько средств уходит на печатание совершенно ненужных книг или, хуже того, книг, которые явно могут навредить, направить внимание на ложные ценности. «Можно видеть, насколько человечество в последние годы уходит от духовного начала. Многие книги, которые должны были бы именно направить к духовной жизни, наоборот, уходят от внимания людей...» (Мир Огненный, ч. 1, 401) 

Книги, которые читали наши дети, с радостью читают уже внуки. И получают огромную радость и незабываемые впечатления, долго думают о прочитанном, сопереживают героям. Значит, эти книги были выбраны верно, и спустя более 20 лет они актуальны, интересны, дают разносторонние знания о мире и человеческих отношениях, учат добру, мужеству, будят жажду познания. 

Ребенок открывает мир через себя и, проявляя живой интерес к вечным общечеловеческим вопросам, ищет гармонию между собой и окружающим миром. Как раз в этом процессе поиска гармонии чтение в семье, обсуждение прочитанного играет огромную роль. Не надо ничего делать. Просто поддерживать ребенка в его размышлениях, не нарушая целостности ощущения гармонии, целостности его жизни. Нужно помогать развивать его воображение, учить мечтать.

«Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного» (Надземное, 568).

 Школьники, у которых так удачно сложилось знакомство с литературой, заметно отличаются от других: их глаза горят огнем познания, им открываются тайны мироздания, они легче обнаруживают что-то новое и замечательное вокруг, находят друзей, уважение сверстников и взрослых.

Но в наши дни вдумчивый читатель – редкость. Поглощение низкосортной литературы не требует работы ума и сердца. Высокая же литература требует определенной духовной, интеллектуальной, эмоциональной подготовленности читателя. Умение читать нужно воспитывать. Поэтому и нужно поддерживать и развивать способности анализировать, как бы проникать в текст, а не акцентировать внимание на технике скорочтения. При чтении важно погружение в смысл прочитанного, чтобы понятия коснулись сознания. Не всегда это возможно при первом чтении и потому полезно возвращаться к прочитанным книгам. Как сказано, «при всех окрасках утра и вечера». Нужно возобновлять свое впечатление от прочитанного. Мы меняемся, меняется наш кругозор, и мы находим новое содержание в книге. 

«... Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают» (Община, 107). 

Чтение в семье, обсуждение прочитанного помогает научить ребенка различать истинное от ложного, мимолетное от вечного. Семья в первую очередь являет пример. Можно ничего не говорить, не читать моралей, но личное поведение каждого уже есть пример для подражания. Хотим мы этого или нет, но ребенок – это зеркало, в котором отражается все, что он видит и впитывает каждый день. Задача поставлена сложная: уберечь детей от всего ложного, от ложных ценностей, ложных состязаний, ложной музыки. Мы, родители, должны выполнить эту задачу. Когда все книги прочтены и слова изучены, тогда нужно применить узнанное в жизни, «...нужно найти путь к подвижности сознания...» (Община, 538).

Не укрепляя духовный стержень, невозможно уберечь ребенка от ложных ценностей. Задача – распознать, что несет в себе ребенок и в соответствии с этим выстраивать процесс взаимодействия, общения, создавая благоприятную почву, в которой раскрывается сущность ребенка. Это процесс постоянного сотворчества. Нужно уметь преобразить будни в праздники, тогда и каждодневные заботы будут решаться легче.

Известно уже давно, что жизненную направленность и судьбу ребенка во многом определяют его родители. И в этом процессе «определения» важную роль может и играет чтение в кругу семьи. Эти бесценные часы, наполненные теплом семейной атмосферы, радостью общения, служат сотворению прекрасного в человеке.

В качестве яркого примера напомню о семье Рерихов. Дети, Юрий и Святослав, жили в атмосфере любви, внимания родителей, но это не было лелейное воспитание, но совместное творчество.

Святослав Николаевич вспоминал о своем детстве: «Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. ˂...˃ Моя матушка... очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, за нашими порывами и чувствами, которые открывали ей направление наших интересов... Она никогда не старалась как-то убедить нас в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые ему помогали... У меня тоже рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна собирала мне все книги, которые могла найти...» (Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004).

Совместное чтение помогает выявить способности, сформировать творческую личность, научить мыслить. Только пространство любви, созданное нами, взрослыми, и есть та благоприятная среда, в которой раскрывается духовное сознание ребенка.

Опять можно вернуться в вопросу выбора книг. Каким языком написана книга, каков слог – все это влияет на нашу речь, умение выражать свои чувства и впечатления красивым языком. «Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. ...Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах опасная болезнь» (Беспредельность, 394). 

С детства научаясь красивой речи, ребенок в своей дальнейшей жизни сможет подобрать нужные слова, ясно и четко выражать свое отношение к событиям и людям. Красивая речь сделает и жизнь чище, красивее! 

Найти героя, которому хотелось бы подражать, который был бы маяком в жизни, можно с помощью книг. И здесь важно наше участие, объяснить, почему поступок того или иного персонажа мы считаем геройским. Чтобы совершить подвиг, герою нужно забыть о себе и своих интересах, идти на трудности, чтобы помочь другим. Это могут быть, на первый взгляд, совсем незначительные победы над собой, своими страхами и сомнениями.

Дети приходят в этот мир с врожденной любовью и преданностью будущему. И наша задача поддержать в них мечту о лучшем будущем, развить самостоятельность мышления, сделать душу ребенка невосприимчивой и стойкой к уродливым явлениям жизни, научить летать душой.

Как часто сегодня мы видим, что родители покупают еще совсем маленьким детям планшеты, компьютеры и «отпускают» их в это путешествие, совершенно не задумываясь, какие будут следствия. Родители считают, что ребенок занят, они имеют тишину и свободное время, никто не мучает их бесконечными вопросами. И таким образом нарушается связь между детьми и родителями, понимание и уважение к родителям могут вообще не прижиться в душе ребенка. 

Вопреки условиям современной жизни, наполненной массой технических новшеств, соблазнов, мелких радостей, чтение хороших книг в семье и вообще в нашей жизни есть возможность получения духовных знаний.

Стать высококультурным человеком, воспитать в себе культуру духа, что означает благородство и великодушие в мыслях, в действиях, – вот что является самым важным. Пробудив эти качества в себе, мы сумеем пробудить их и в детях.

 

Использованная литература:

1. Учение Живой Этики. 

 


Педагогика Культуры № 23 (2015)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Шнайдер Г.К.

Печать E-mail

Просмотров: 1838