Географические аспекты наследия ЮНЕСКО
Доклад на второй международной научно-практической конференции
«Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие», РГПУ им. А.И.Герцена, 23-25 октября 2013 года, Санкт-Петербург
Географические аспекты Всемирного наследия многообразны. В докладе рассмотрены только некоторые из них. В целом они исследуются в рамках сравнительно нового для России направления – географии культуры. Это междисциплинарное направление в рамках географии относится к ее гуманитарной части. Однако это вполне справедливо только для ее инновационной ветви. В изучении традиционной ветви географии культуры резко возрастает роль природной основы – на ней базируются и из нее исходят все традиции. Беда современного общества и, в первую очередь, городского и одновременно ущербность понимания культурной географии состоит в непонимании значимости традиций, опыта прошлого, явный крен в сторону инноваций. При этом забывают, что жизнь человека, также как и сам человек – биосоциальные феномены (вспомним концепцию Л.Н.Гумилева). Истоки географии культуры видятся в сакральной географии, а ее корни – в природе [4, 6].
Памятники Всемирного наследия характеризуются определенными пространственно-временными закономерностями, а также служат их индикаторами. А это можно изучать, используя географические подходы. Особенности создания рукотворных и использования природных памятников, а также восприятия тех и других изменяются в зависимости от специфики историко-культурного развития этносов и этнических групп. Некоторые стороны памятников отображаются в их географических названиях.
Во все времена человек передвигался. Движение, которое лежит в основе жизнедеятельности людей, в своей основе имеет биологическое начало, поскольку оно означает саму жизнь. Объекты наследия ЮНЕСКО маркируют пути освоения географического пространства. Они представляют собой наиболее значимые, ключевые элементы этого освоения. Самые древние маршруты освоения территории выявлены в западной части Южной Америки. Это так называемая Дорога инков, которая на самом деле имеет доинкское происхождение, поскольку отмечается гораздо более древними памятниками (последние не укладываются в современные схемы исторического развития, однако существуют как вехи освоения географического пространства). Среди других известных путей расширения ойкумены: Транссахарские пути, Великий Шелковый путь, Путь из варягов в греки, Морской путь норманнов в Северную Америку, Ганзейские пути, Дороги освоения Русью и Россией – Сибири и Дальнего Востока. Все Великие пути, фиксирующие движение, контакты разных народов, запечатлены во многих памятниках ЮНЕСКО (примером может служить та же «Дорога инков», ныне проходящая по территории нескольких государств).
Условием путешествий, завоевательных походов, расширением ойкумены в целом явились знания и умения ориентирования в пространстве и во времени. Его основы были заложены мегалитической цивилизацией, создавшей астрономические обсерватории, в которых главные измерения осуществлялись по Солнцу. Постепенно выявляется связь между ними в масштабе, как континентов, так и в региональном плане (как выявлено для региона Северо-Запада и Центра России [4, 6]). Наиболее известным примером элемента континентальной сети древних центров ориентирования служит «Линия путешественников» (один из нулевых меридианов древности), протяжением свыше 1000 км, соединяющая древние мегалитические центры Франции, Испании и Великобритании. Некоторые главные центры ориентирования планеты получили даже сохранившиеся до сих пор наименования «пупов» Земли. Среди них памятники ЮНЕСКО – «Куско» (Перу), «Дельфы» (Греция), «Остров Пасхи» (Чили).
Среди памятников наследия ЮНЕСКО широко представлены священные объекты. Более того, сакральность некоторых памятников во многом и позволила их сохранить в лучшем виде в отличие от других сооружений. Сакрализация географического пространства всегда начиналась с создания объектов ориентирования на местности. Ведь именно они в первую очередь давали знания, которые были важны для жизнедеятельности и в определенной степени обеспечивали ее безопасность. Священные памятники делятся на природные и рукотворные (чаще – природно-рукотворные) [2]. Среди первых – горы, реки, озера, деревья, скалы. Среди вторых – церкви, крепости, поля сражений, места, связанные с великими людьми, города. Кроме того, возможно подразделение всех святынь (согласно Н. Бердяеву) на священные места религии и священные места культуры.
Примером священных мест среди памятников ЮНЕСКО может служить Санкт-Петербург (к объекту Наследия относится Исторический центр и связанные с ним окрестные памятники). Как священный город, он выделяется с обеих позиций – и религии, и культуры. Уже само появление города было предсказано как возникновение священного феномена. Петербург всегда находился под охраной Провидения (каких-то высших сил), в том числе во время блокады в период Великой Отечественной войны. Он является не только поликонфессиональным центром России, но и городом важнейших исторических событий, ключевых для страны. Санкт-Петербург – культурный, а потому и духовный центр России и, наконец, – город исключительной красоты, несомненно, входящий в десятку больших городов Европы, сохранивших исторический облик.
Информация обо всем наиболее важном, происходившем на планете, запоминается в виде знаков и символов [3, 8]. Они служат ключом к событиям прошлого, к познанию этапов развития как планеты (эволюционных и революционных), так и человечества (всплесков и падений). Семиотика географического пространства позволяет понять особенности его освоения, извлечь из него уроки. Дешифровка знаков и символов, а они присущи памятникам наследия, является одним из способов познания их возникновения и даже предназначения. Памятники ЮНЕСКО, как правило, выступают в качестве знаковых феноменов, характеризующих ту или иную страну. Одним из символов Парижа является Эйфелева башня (памятник ЮНЕСКО). Элементом памятника ЮНЕСКО «Соловецкие острова» являются лабиринты, которые, как сейчас доказательно – в полевых условиях установлено [7, 9], представляют древние календари. Они служат индикатором высокого уровня культуры ориентирования обитателей островов в прошлом. Мифы, возникшие о лабиринте и его знаке впоследствии, подчеркивают важность его для человечества и одновременно камуфлируют их истинное предназначение.
Первичная информация об окружающей среде и взаимодействии с нею человека на разных этапах исторического и, тем более, доисторического прошлого передается и доходит до нас разными способами. И, прежде всего, в виде памятников наследия, в виде знаков и символов, и наконец, в виде легенд. Мифотворчество сопровождается важными событиями в жизни человека, однако, поиск истины с помощью преданий еще труднее, чем чтение знаков. Легенды и мифы формируются вокруг многих памятников наследия. Среди них, в частности, выделяются предания о природных феноменах, легенды религиозного характера, предания о необыкновенных волшебных существах, а также странах, наконец, легенды о пришельцах (как земных, так и космических). По сути – легенды и мифы – те же знаки в сильно закамуфлированной форме. Они также содержат информацию о давно прошедших событиях и феноменах.
Среди памятников ЮНЕСКО, связанных с преданиями, вспомним только «Кносский дворец» (в Предварительном Списке ЮНЕСКО) на о. Крит в Греции (легенда о Девкалионовом потопе) и «Фатиму» в Португалии (легенда о чудесном видении Девы Марии).
Объекты наследия ЮНЕСКО находятся в разном состоянии в аспекте их первичного облика. Угрозы их разрушения исходят как от природы, так и от человека. Наибольшая угроза исходит от землетрясений, наводнений, цунами, извержений вулканов, о чем свидетельствуют сохранившиеся и ныне охраняемые памятники наследия. Многие объекты наследия ЮНЕСКО пострадали от военных воздействий, как в прошлом, так и в настоящем. Современные антропогенные воздействия на памятники в мирное время все больше по масштабу и глубине приближаются к природным [5]. Это ориентирует – дабы не потерять память о прошлом – на мониторинг памятников и их окружения с целью необходимых мер для охраны.
Памятники наследия значимы не только для получения научной информации. Они также являются объектами туризма, а таким образом служат образованию и просвещению жителей планеты. Эти цели их использования не менее, а даже более важны. Только, когда перед людьми раскрывается в явном и неявном виде их значение, туристы не только расширяют кругозор, особенно в сфере экологии, но и начинают их охранять. Это важно, так как неуклонное увеличение потоков туристов и путешественников представляют угрозу объектам ЮНЕСКО. Поэтому актуальны специальные работы, посвященные роли Всемирного наследия в образовании, а также справочные научно-популярные издания [1].
Следует заметить, что развитие туризма, ориентированного на памятники наследия, важно и для экономики страны. Для некоторых малых государств, туризм, как известно, существенный источник пополнения казны. Слабое развитие туристической инфраструктуры – один из главных факторов малых туристических потоков к большинству памятников Всемирного Наследия в России. Именно поэтому даже самые примечательные памятники природного Наследия России («Западный Кавказ», «Озеро Байкал» и «Золотые горы Алтая») ежегодно посещают сотни тысяч туристов, а столь же известные памятники США и Канады («Гранд Каньон», «Йеллоустонский» и «Йосемитский» и другие национальные парки), – миллионы путешественников. Должная туристская инфраструктра почти повсеместно практически отсутствует в России вне крупных городов. Поэтому и отдаленные «Вулканы Камчатки», и расположенные в Европе «Соловки», одни из самых знаковых и примечательных памятников России, в равной степени ежегодно посещают всего лишь несколько десятков тысяч туристов.
Наконец, памятники ЮНЕСКО являются материальным отражением информации о важнейших событиях и этапах развития Земли и человечества, их взаимоотношениях. – Информации, которая формирует ноосферу. Причем они являются главным источником этой формации, поскольку непосредственный доступ к ней, в ноосферу, за редким исключением (озарений людей) не возможен. Вероятно, контакты с ней осуществляются на подсознательном уровне.
Концепция ноосферы (Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского) и в еще большей степени концепция Живой Земли или Геи (Джеймса Лавлока) наиболее близки естественникам, в том числе географам. Собственно говоря, второе понятие (концепция Геи) подтверждено уже признанной концепцией Биосферы – огромной оболочки жизни на земле, существование которой зависит от ее неорганической части и процессов, происходящих на всей планете. Влияет ли сфера разума, ноосфера на биосферу и более того, на всю планету и в чем проявляется это влияние? – Отдельные специалисты говорят «да», человечество силой мысли влияет на них – но говорят об этом только не в научных докладах или в статьях. В рамках этой концепции памятники Всемирного Наследия можно рассматривать, в частности, как память о развитии жизни на Земле.
Смена форм жизни отчетливо фиксируется, например, при сравнении памятников «Остров Врангеля» в России («с его мамонтами») и «Дайсонор» в Канаде («с его динозаврами»). Памятники ЮНЕСКО фиксируют духовные искания человечества и великие достижения – маркеры геопространства. Вспомним величайшие достижения древности, зафиксированные храмами-солнечными обсерваториями эпохи Мегалитов (среди них – «Караундж» в Армении, «Храм Солнца в Конараке» в Индии). Ряд памятников ЮНЕСКО запечатлевает память о трагических событиях антропогенного характера XX и XX1 вв. (среди них «Освенцим» в Польше, «Мемориал Мира» в Хиросиме, в Японии, следы возможного ядерного взрыва 1.5 тыс. л. до н.э. фиксируются специалистами-физиками в развалинах древнейшего города «Мохенджо-Даро» цивилизации «Хараппа» в Пакистане).
Наконец, памятники ЮНЕСКО являются индикаторами циклического развития человечества. Труднообъяснимы всплески мировой культуры в эпоху Мегалитов (например, пирамиды в Египте), в Античное время («Акрополь» в Афинах, Греция), в эпоху Возрождения. Ведь образцы технического творчества высокого и высочайшего уровня эпохи Мегалитов (вспомним, как это признано астрономами, строителями и физиками), не понятны ни по предназначению, ни по уровню исполнения. О высочайшем уровне строительной техники, технических средств обработки камня свидетельствуют также фундаменты многих храмов на территории Мексики и Южной Америки (прежде всего, Перу). Специалисты в области физики и техники однозначно утверждают, что сооружения памятника наследия «Чавин де Унтара» (Перу) имеют следы машинной технологии обработки камня (нанесения на нем линий и рельефных рисунков).
То же самое в какой-то мере относится и к техническому и особенно художественному творчеству эпох Античности и Возрождения. Памятники Всемирного Наследия маркируют достижения человечества в эти временные отрезки и свидетельствуют о высоком уровне цивилизаций того времени, во многом не уступающем современному. Таким памятником, маркирующим эпоху мегалитов, является в частности Стоунхендж (Великобритания). Точность и возможности астрономических наблюдений на этом древнем сооружении – астрономической обсерватории не уступают современным.
Географические аспекты Всемирного наследия, разумеется, не ограничиваются сказанным (в докладе не освещены, например, вопросы его управления, мониторинга). Впрочем, как и сам объект, – памятники Всемирного Наследия многоаспектны, так и его исследования могут быть только междисциплинарными.
Литература
[1] Алексеев С.В. …Мосин В.Г., Нестеров Е.М., Соломин В.П., Сухоруков В.Д, Финаров Д.П. и др. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. – СПб.: Союз. 2001. – 320 с.
[2] Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. Изд. 2-ое испр. и доп. – СПб.: Кафедра страноведения и международного туризма СПбГУ. 2010. – 368 с.
[3] Григорьев Ал.А. Знаки и образы в географическом страноведении. –СПб.: Тесса. 2010. – 448 с.
[4] Григорьев Ал.А. География Всемирного Наследия. – СПб.: Астерион. 2012. – 344 с.
[5] Григорьев Ал.А., Кондратьев К.Я. Экологические катастрофы (Экодинамика и геополитика. Т. 2). – СПб.: НИИ экологической безопасности РАН. – 687 с.
[6] Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее Наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. – СПб.: Астерион. 2012. –130 с.
[7] Паранина Г.Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. – СПб: Астерион. –123 с.
[8] Сухоруков В.Д. Символы геопространства как стратегия синтеза // География и экология в школе. –2010. – N 6. – 2012.
[9] Paranina G.N. Northern Labirynths in Nortern Europe: A Key to Time and Space // Environment and Ecology in the Mediterranean Region (Chapter 36). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ. 2012. P. 393-407.
S u m m a r y
World Heritage monuments are discussed in connection with the development of geographical space, the formation of sacred sites, the semiotics of cultural landscapes, mythology , natural and man-made threats and, finally, the cells forming the Noosphere.
Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Григорьев А.А.